Село МОЖАРКИ
•
alexey
|
|
-
Сообщений: 68 186
Из: Чебоксары
|
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=9983086 Наверх
|
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307
|
Село МОЖАРКИ
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 593
|
Когда дядя моей бабушки Кирилл Павлович Грошев вернулся из немецкого плена ( об этом написано выше), мать его упала без чувств. Ведь думали, что его уже нет в живых. Несколько лет до раскулачивания Кирилл жил в достатке в д.Русланово (Кайбицкий р-н,Татарская АССР).У них было две мельницы-ветрянки, круподёрка, шерстобойка, маслобойка. Бабушка вспоминала гусей, плавающих без счёта в пруду, многочисленных овец, ветрянку. Бабушкина мама привозила от них муку, шерсть. Дядя Кирилл был очень богомольным. В начале 20-х годов начались репрессии со стороны новой власти. Рушились храмы, сжигались богослужебные книги и иконы, зажиточных крестьян грабили, ссылали, расстреливали по приговору «троек». Кирилла с семьёй ждала ссылка в Магнитогорск. За день до ареста добрые люди предупредили о надвигающейся опасности. Раздали имущество, одну лошадь отдали в колхоз, одну оставили, а сами бежали в Можарки и прятались у Агрофены, свояченицы. Потом Кирилл укладывал брусчатку в Челябинске. Позже они вернулись в Чувашию и жили в Канаше. Когда началась война, трёх его сыновей (Наума, Ераса, Рамона ) отправили защищать Отечество. Все трое честно выполнили свой долг и погибли на войне. Кирилл с Анной остались вдвоём. Тётя Аня несколько лет тяжело болела, не могла ходить. Кирилл с любовью ухаживал за ней. Удалось посетить девяностолетнего старичка профессора из Казани, который прописал очень редкое и дорогое лекарство. Спустя некоторое время, Кирилл нашёл лекарство. Анна встала на ноги. Но слёг Кирилл Павлович, и уже жена ухаживала за ним.
Сообщение отредактировал Рассин - Feb 1 2015, 12:20
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14401740 Наверх
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 593
|
У бабушки так сильно упало зрение, что приходилось ей всё делать наощупь. Приехал я её проведать и, войдя во двор, замер: из окна доносилось молитвенное пение. Стало тепло на сердце. Захожу в избу, спрашиваю: - Молилась? - Да, всё время молюсь. - А как у тебя зрение, бабаня? -Всё также. Один глаз ослеп, а другой плохо видит. Но мне Пресвятая Богородица помогает: в темноте стала видеть. И даже сквозь руки вижу. Всё в избе освещается ярким светом. Мне это показалось удивительным. Позднее бабушке сделали операцию, и она стала хорошо различать предметы одним глазом. Чудесный свет больше не возвращался.
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14497422 Наверх
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 593
|
Однажды, в середине 70-х годов прошлого века, когда я приехал в Можарки на каникулы, мой друг Володя предложил сходить в гости к нашим сверстницам, девочкам лет пяти – девяти, поиграть в какую-то интересную игру. Они жили на Моленной улице, недалеко от лечебницы. Ещё друг добавил: - Они евреи. - А какие они, на кого похожи? – спросил я. Друг молчал. - Ну скажи, чего не говоришь ? - Придёшь, узнаешь, - ответил Владимир. Подошли к деревянному симпатичному домику. Вовка позвал девчат, и дверь во двор открылась. Старшая девочка вышла на улицу, а младшая стояла у крыльца. Там ещё была собака. - Можно зайти? – спросил я, - собака не укусит? - Иди, она не кусается, - ответила старшая сестра. Вовка в избу не шёл. Пришлось мне одному идти. Помню, что в избе посередине стоял большой деревянный прямоугольный, покрашенный белой краской, стол. Кругом была чистота и порядок. В правой передней части избы располагалась кухня. Родители были на работе. - Я приехал из Чебоксар в гости к бабушке. Младшая молчала и желания разговаривать не проявляла, только глядела на меня как на диво своими огромными глазами. - Вы с Вовкой в какую - то интересную игру играете, да ? Девочка кивнула. - А сегодня будете играть ? - Нет, - ответила девочка. Жаль, - подумал про себя, а сам сказал: - Я пошёл, до свидания. Опять в ответ кивок. Так и не удалось поиграть мне в эту таинственную игру. С тех пор я этих девочек редко видел, а потом они куда-то переехали. Этнический состав Можарок мало изучен. До революции в семьях рождалось по десять детей и более. Молодёжь по большей части оставалась при родовых хозяйствах : мельницах, кожевенных и ремесленных мастерских. До сих пор некоторые семьи имеют параллельные фамилии: Изюм (Баданов), Полягин (Родин), Лесинов, Конорихин. Меня называют внуком тёть Шуры Хозиловой (по мужу Коженова). Можарские тяготеют к компактному проживанию. Большая их часть переехала в Тверскую (Калининскую) область.
Сообщение отредактировал Рассин - Mar 7 2015, 15:27
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14528960 Наверх
|
|
•
romanusf
|
|
Эксперт
Сообщений: 742
|
Цитата(Рассин @ Mar 7 2015, 11:08) Большая их часть переехала в Тверскую (Калининскую) область. А почему именно в Тверскую? Не знаете, куда именно?
--------------------
Съ почтенiемъ, Романъ
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14532378 Наверх
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 593
|
Цитата(romanusf @ Mar 8 2015, 20:34) А почему именно в Тверскую? Не знаете, куда именно? Переезжали по экономическим соображениям. Позднее дам более точную информацию. Сообщение отредактировал Рассин - Mar 10 2015, 18:31
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14538628 Наверх
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 593
|
Николай, брат моей бабушки, был очень ловким и сильным. По картинке из журнала построил велосипед с деревянными колёсами, смастерил маленькую игрушечную мельницу с ручным приводом. Всей деревней ходили к нему кататься на велосипеде. До призыва в армию работал модельщиком на уральском заводе, в городе Надеждинске (Серове). В Можарках жили две девушки – подружки Устья и Дуся. За ними ухаживали парни. Николай хотел дружить с Устьей, но та сказала ему : -Дружи с Дусей. На Дусю уже положил глаз невысокий парень и ходил с ней вкруг (вокруг) села. На танцах этот ухажёр наступал девушке на ноги. Николай сразу понравился Дусе, и они стали встречаться. Такая ситуация не устраивала конкурента. Позвал он Николая к себе на двор для разговора. Когда зашли в ворота, на бабушкиного брата набросились парни и стали его бить. Выбежала мать и била Коляню (так звала его родная сестра) ковшом по голове, разбила ему череп. В итоге Дуся ещё больше полюбила Николая и вышла за него замуж. У них родилась дочь Лёля. В 1939 году Николая призвали на службу, а потом отправили на фронт. Домой он уже не вернулся. Последнее письмо его было такое : «Родная мама, любимая жена, дорогая сестра. Иду на фронт на борьбу с врагом. Простите меня». Бывший ухажёр Дуси тоже погиб на войне (Великой Отечественной 1941-1945). Спустя некоторое время от простуды умерла Лёля. Дуся второй раз вышла замуж, и у неё родилось семеро детей. Но любила она только Николая.
Сообщение отредактировал Рассин - Mar 10 2015, 20:06
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14538646 Наверх
|
|
•
Эвтанзия
|
|
Начинающий
Сообщений: 11
|
Прочитала название села как Мажорики
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14542529 Наверх
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 593
|
Как забыто в наше время искусство выпекания бездрожжевого хлеба, так кануло в лету знание и умение приготовления сушек и баранок в русской печи. Привожу здесь некоторые выдержки из старинного рецепта, по которому семья моей бабушки делала выпечку по договору с «Райпо». Сначала готовили так называемую «прибелку»: творили тесто в квашне (деревянной кадушке). Готовую прибелку вынимали и кулачили (месили). Происходило это на верстаке (столе, длиной 2 метра и шириной 1 метр). На верстак шарнирно закреплялась доска со свисающей на конце верёвкой. На конце верёвки была петля. В петлю просовывали ногу и давили вниз. Доска врезалась в тесто на столе и расплющивала его. Затем тесто сучили, катали трубки. В 1 килограмм трубки входило 25 сушек. Из разрезанных трубок сворачивали сушки и варили в большом котле. После того, как сушки всплывали, их вынимали чалпой ( железным обручем с сеткой и рукояткой). Выпекание происходило на доске в печке. Рядом с доской слева горело два полена. Доска опрыскивалась водой. На доске сушки поворачивали, поддев один край всего ряда кочергой с загнутым концом. С доски сушки перемещались аккуратными рядами на под. Последний ряд вытаскивался наружу. Таким способом выпекали птичек и жаворонков. До сих пор в Можарках некоторые старожилы помнят их неповторимый вкус. Современное поколение российских граждан восхищается жизнью в Европе и стремится попасть в какой-нибудь голландский ресторанчик, чтобы поглазеть на приготовление лепёшек в печи. А ведь вся эта экзотика : ветряные мельницы, шерстобойки, маслобойки, деревянные ткацкие станки – были неотъемлемой частью повседневной жизни России.
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14547281 Наверх
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 593
|
Николай, председатель колхоза из Сибири, приезжал к сестре в гости в 30-40-ые годы прошлого века. В это же время приходил встретиться с ним Нечаев – председатель сельсовета соседней деревни. С собой он приводил большую, злую собаку. Сестра Николая велела дочери занавесить окна одеялами, чтобы никто не мог подслушать. Обычно разговор шёл всю ночь, до утра. Но в этот раз случилось непредвиденное. Каким-то образом около дома оказался всеми уважаемый житель села. Собака, свободно гулявшая, набросилась на него и стала яростно кусать. Выбежали Нечаев с дочерью хозяйки, били и оттаскивали пса. Покусанный сельчанин подал заявление в суд. Началось следствие. Хозяйка учила дочь : - Когда будут допрашивать, скажи, ничего не видела и не слышала. А если выдашь Нечаева, то его посадят, да и тебя запрятают. На допросе милиционер был очень вежлив, говорил: - Не волнуйся, мы тебя не заберём, только скажи всю правду. Расскажи, как там было с собакой? Девушка отвечала так, как учила её мать. Ничего не узнали милиционеры. И вот наступила перестройка. Моя бабушка перестала бояться преследований властей и поведала мне о разговоре меж двух председателей. А говорили они о том, что большевики в будущем будут свергнуты народом, крестьянами, которых они ссылали и обирали до нитки. В то «гулаговское» время за такие разговоры расстреливали. Поэтому и нужны были меры предосторожности : одеяла на окнах, собака, разговоры только ночью. Николай взял в жёны сибирячку с тремя детьми. У него родилось ещё семеро детей . Всех десятерых Николай любил одинаково и не делил их на родных и неродных.
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14643928 Наверх
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 593
|
В Можарках раскулачивали и угоняли в ссылку трудолюбивых крестьян. Перед отправкой по этапу ссыльные брали с собой жалкие пожитки из того, что разрешали взять большевистские активисты. Они контролировали сборы, отбирали понравившиеся им вещи, жадными глазами следили за одевающимися женщинами. Однажды в момент такого одевания революционер-грабитель сказал : - Хватит тебе, поносила. Теперь пусть моя жена поносит. Когда мужа этой униженной женщины призвали на борьбу с фашизмом, она с обидой говорила : - Когда угоняли в Сибирь был не нужен, а на войну нужен стал. Но не пришло богатство в дома сельчан, грабивших своих соседей. Все мельницы, шерстобойки и ремесленные мастерские были расхищены. После развала СССР колхоз пришёл в ещё больший упадок. Закрылся кирпичный завод, перестал работать кооператив «Швейник». Не все поля засеваются. Так и стоит село на распутье дорог, не имея сил возродиться.
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14734642 Наверх
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 593
|
Не мог ли быть Грищук из рассказа Исаака Бабеля "Учение о тачанке" товарищем Кирилла Грошева, о котором написано выше ? Вот отрывок из рассказа : "Мне прислали из штаба кучера, или, как принято у нас говорить, повозочного. Фамилия его Грищук. Ему тридцать девять лет. Пробыл он пять лет в германском плену, несколько месяцев тому назад бежал, прошел Литву, северо-запад России, достиг Волыни и в Белеве был пойман самой безмозглой в мире мобилизационной комиссией и водворен на военную службу. До Кременецкого уезда, откуда Грищук родом, ему осталось пятьдесят верст. В Кременецком уезде у него жена и дети. Он не был дома пять лет и два месяца."
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14738853 Наверх
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 593
|
Народное творчество Можарок начала двадцатого века.
Дела эти были в двадцатом году: Любил гимназистку я Валю одну. Гулял я на свадьбе, гуляла она. С своим ухажёром всё злила меня. А я был взволнован, был сам не в себе. Пошарил в кармане, наган был при мне. Стрелять я не буду, дела разберу. И подал записку, ответа я жду. «Ах милая Валя! Дай мне ответ !» А Валя отвечает : - Ответа тебе нет. И выстрел раздался, народ прибежал. А Валин папаша меня обвинял. - Ах папочка, папа! Не тронь нашу ….. (слово не расшифровано) Во всём виновата ведь наша любовь! А Васька Корчагин стихи ей читал, Взглянул он на Валю, без чувства упал. Когда вошёл в чувство, спросил: -Валя где? А Валя зарыта в сырой земле. -Ах милая Валя, зачем померла? Теперь бы женою моею была. Сижу вот полгода, суда ещё нет. А суд осуждает ещё на пять лет.
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14774001 Наверх
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 593
|
Бабушкины родители держали в хозяйстве лошадь и жеребёнка. Бабушка Александра рассказывала о проказах жеребёнка, которому хотелось прыгать и скакать. Недалеко от него Александра играла в свои детские игры (ей было тогда года 2-3). Жеребёнок подбежал к младенцу, ткнул её мордой и перекатил на середину двора. Затем он утащил швейку (резную деревянную подставку с ватой для втыкания спиц и иголок). С этой швейкой жеребёнок бегал по двору и прыгал через девочку. Мать Шуры, когда увидела такую картину, одеревенела от испуга и не могла сдвинуться с места. Какой-то смельчак подбежал к девочке и взял её на руки. Александра оказалась в полном здравии и ничего не успела понять. Жеребёнок, потеряв объект для игр, немного побегал и успокоился.
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14796441 Наверх
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 593
|
С раннего детства ( начало 70-х годов) ездил я в Можарки. Иногда приедешь, а бабушки дома нет, пропадает на фирме (так в селе называют ферму). Мне исполнилось четыре года, и бабаня брала меня с собой. Мы шли на фирму, взяв на обед чёрный хлеб с чесноком или белый хлеб с мёдом. Иногда я всё съедал по дороге. Свиньи были огромные, выше меня ростом и весом до трёх центнеров. Страшно было смотреть, как они бегут со двора к своим корытам. В огороженных досками загородках свиноматки кормили своих поросят. Перед опоросом свинья берёт в рыло пучок сена и трёт им о стену. Это сигнал для свинарки, пора готовить загородку, стелить подстилку. Во время опороса бабушка безотлучно находилась на фирме, принимала роды и отделяла новорождённых от матки. Кормили свиней болтушкой, то есть смесью из овощей, муки, гороха, отрубей, ботвиньи т.д. Бабаня таскала болтушку в четырёх полуторопудовых вёдрах, два ведра вешала на коромысло и по одному ведру в каждой руке. Иногда бабаня приносила еду для свиней из дома, так как колхоз не всегда справлялся с заготовками корма. От непомерного труда плечи моей бабушки деформировались и стали наклонными, «обрубом» так говорила бабушка. Однажды она полезла на подволок за соломой и пол под ней провалился. Было сломано левое бедро. Самого большого хряка возили на ВДНХ. После выставки бабушке дали звание «почётная свинарка Чувашии». Премий и наград к этому званию не полагалось. Весной наступали огородные работы. Помню, придёт бабушка вечером с фирмы, приготовит поесть и идёт ночью копать огород. С раннего утра опять уходит на фирму: пора кормить свиней. Однажды приехал ветеринар для проведения плановых прививок. Я пошёл смотреть. Ветеринар увидел меня и поручил держать стеклянную бутыль, из которой он набирал в шприц лекарство. Потом в селе говорили, что тёть-Шурин внук уколы делал. Ветеран Великой Отечественной войны, почётная свинарка Чувашии, моя бабушка ничего не получила от государства, которому отдала здоровье и силы. В 2008-м году врачи отказывались везти её в больницу, ссылаясь на возраст. Так и умерла она в страшных муках!
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14817694 Наверх
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 593
|
Самым востребованным продуктом на селе в советское время был хлеб. Чтобы купить его, люди с утра занимали очередь у магазина. Ждали грузовик с надписью «Хлеб» на боковой стенке фургона. Я тоже ходил покупать хлеб, но безуспешно. Почему-то всегда мне приходилось стоять в конце очереди, состоящей обычно из пожилых женщин. Мужчины в очереди не стояли. Они таскали хлеб в лотках из фургона и отоваривались первыми. Продавщица предупреждала, что будут давать по две буханки на руки. К стоящим женщинам постоянно подходили их близкие и соседи, отчего очередь не убавлялась. Покупатели брали сверх двух положенных ещё несколько буханок для родственников. Хлеб быстро заканчивался, и я уходил в бабушкину избушку не солоно хлебавши. Приходилось бабушке отправляться за продуктами в Янтиково или Канаш в битком набитом автобусе. Когда автобуса не было, она ходила в Янтиково и обратно пешком по слагавской (по названию деревни Слагаево) дороге. Потом я сам стал ездить в Янтиково на велосипеде. В перестройку ( вторая половина 80-х - первая половина 90-х) хлеб в село завозили редко. И опять нас выручал велосипед. Бабушка купила его за 58 рублей. Легко и весело было мчаться на велосипеде.
Сообщение отредактировал Рассин - Jun 6 2015, 08:36
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14838378 Наверх
|
|
|
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307
|
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
|