www.forum.zarulem.ws - АвтоФорумы
Место общения автолюбителей г.Чебоксары
815 Страницы « < 4 5 6 7 8 > »   
Ответить Создать тему

Очерк о Мариинском посаде 1875 год , История Мариинскго Посада

Вячеслав С.
post Sep 3 2010, 14:00
Отправлено #76


гурий



Сообщений: 15 720
Из: Мариинский Посад



Старинные чувашские хороводные танцы

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Sep 3 2010, 14:02
Отправлено #77


гурий



Сообщений: 15 720
Из: Мариинский Посад



В посаде самые большие хороводы-не видно конца и края

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Sep 6 2010, 08:09
Отправлено #78


гурий



Сообщений: 15 720
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение

Фотоснимок 50-60-ых годов. Такие березки и ровное большое место только на Успенском кладбище. И скамейки. Они до сих пор сохранились.
Рассказывает пенсионерка С.Е.Ф.: «Когда была денежная реформа, на кладбище соорудили на месте бывшего храма танцплощадку».
Денежная реформа в Советском Союзе проведена в 1961 году.
Самое интересное на фотоснимке – это гармоника. Таких гармоней сейчас не найдешь. По форме крепления меха крючками похожа на гармони, что делали нижегородские мастера. Они славились своими звонкими гармонями. Сейчас мастера готовят гармошки в Туле и Шуе. Саратовские гармошки уже никто не выпускает. Современные гармошки в большинстве – это хромки с клавишами по 25 кнопок с каждой стороны. Здесь же правая сторона клавиши выполнены по подобию аккордеона, а левая сторона имеет всего лишь восемь круглых кнопок.
Такое исполнение гармони говорит о необходимости специальных навыков игры, и конечно, звук должен быть необычным,с местным колоритом. Такие гармони обычно издают звуки отличные от баянных стандартных нотных звуков. Они хороши и незаменимы для игры волжских наигрышей, танцевальных задорных мелодий.
К сожалению, неизвестно ни имя гармониста, ни судьба гармони.

Удивление вызывает тот факт в местном музее мещанского быта нет гармони. Невозможно представить городскую жизнь без музыки, без свадеб, гулянок, посиделок без гармошки.



«Русский народ — один из самых музыкальных во всем мире. Он славился этим с глубокой древности. Сквозь всё столетия русский народ, в этом отношении непоколебимый и непотрясаемый, пронес свою народную песнь», — так писал крупнейший критик и искусствовед Владимир Васильевич Стасов.
Да, русский народ пронес свою песнь сквозь все столетия, да и как не пронести такие шедевры, которые высекают огонь из души — «Калинка», например, или «Вдоль по Питерской или «Солдатушки, бравы ребятушки или «Ой, мороз-мороз — как не пронести такие глубоко задушевные песни как «Тонкая рябина», «Степь да степь кругом», «Липа вековая», «Помню я еще молодушкой была», «Когда я на почте служил ямщиком». Как не пронести такую красоту, такую душевную чистоту, простоту, естественность, такое утешение для человека, такое веселье, такую душевную окрыленность!
Песня и Родина, малая родина неотделимы. Именно на малой родине многим из нас в детстве запали в душу навсегда чудесные русские песни. Василий Макарович Шукшин в своей недолгой жизни не раз задумывался и пронзительно писал об этом самой родине, которая у него была в селе Сростки на Алтае. Он писал: «Родина... Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский запас прочности: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот — есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом, И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, ПЕСНЯ, ЗНАКОМАЯ С ДЕТСТВА, ласковое слово матери врачуют душу»

Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Sep 6 2010, 08:23
Отправлено #79


гурий



Сообщений: 15 720
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение

Настоящая гармонь с настоящим гармонистом. Вячеслав Егоров.
"Нальешь -сыграю " - его принцип.

Сообщение отредактировал Вячеслав С. - Sep 6 2010, 08:24
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Sep 6 2010, 08:26
Отправлено #80


гурий



Сообщений: 15 720
Из: Мариинский Посад



Под гармошку поют все

опубликованное пользователем изображение

(фото из интернета)
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Sep 6 2010, 08:28
Отправлено #81


гурий



Сообщений: 15 720
Из: Мариинский Посад



Еще один гармонист

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Sep 6 2010, 08:29
Отправлено #82


гурий



Сообщений: 15 720
Из: Мариинский Посад



И на гармошке, и на баяне

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Sep 6 2010, 08:31
Отправлено #83


гурий



Сообщений: 15 720
Из: Мариинский Посад



Сразу видно уважение

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Sep 6 2010, 08:32
Отправлено #84


гурий



Сообщений: 15 720
Из: Мариинский Посад



На солнечной поляночке...

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Sep 6 2010, 08:34
Отправлено #85


гурий



Сообщений: 15 720
Из: Мариинский Посад



Баян и новинские сарафаны

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Damka
post Sep 6 2010, 13:48
Отправлено #86


Активный



Сообщений: 2 786
Из: Мариинский Посад



Цитата(Вячеслав С. @ Sep 6 2010, 09:29)
И на гармошке, и на баяне


*

И на трубе

Присоединённые изображения
Присоединённое изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Sep 6 2010, 17:18
Отправлено #87


гурий



Сообщений: 15 720
Из: Мариинский Посад



Хороший творческий коллектив, участники всех концертов и мероприятий города. Труба -это так интересно
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Sep 7 2010, 13:08
Отправлено #88


гурий



Сообщений: 15 720
Из: Мариинский Посад



Некоторый материал по Ф.Скарабевскому, упомянутому в очерке. Приведу полностью ведомость за 1862 год. Интересно, где находилась в посаде 13 рота 4 резервного батальона Камчатского пехотного полка? Если посмотреть сословия прихожан , достаточно много солдатских дворов.

Ведомость о церкви 4 класса
Казанской Божией Матери Чебоксарского уезда Мариинского посада
за 1862 год


1. Построена в 1761 году тщанием прихожан.
2. Зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою, крепка. В 1853 году пове-ренные от прихожан просили Епархиальное начальство о дозволении им за свой ко-шель исправить в настоящей церкви ветхий иконостас с иконами, разделать окна и переписать стенное писание и все то им тогда разрешили Указом Казанской Духовной Консистории от 14 августа за №5523 , в следствии сего разрешения окна разделаны в 1855 году, а иконостас с иконами и стенное писание исправляются и возобновляются в настоящем году и работа больше половины произведена.
3. Престолов в ней два: в настоящей холодной во имя Божией Матери Казанская, в при-деле теплом во имя святителя Чудотворца Николая.
4. Утвари достаточно.
5. Притча издавна состояло: Священник-1, Диакон-1, Дъячек-1, пономарь -1, а по нор-мальным штатам причтов в Казанской Епархии 22 ноября 1845 года Высочайше ут-вержденным сия церковь была причислена к 5 классу, по которому при ней стало: Священник-1, Диакон- 1, пономарь-1, в 1858 же году по случаю увеличения приход-ских душ мужского пола припискою деревень из прихода села Сотниково оная цер-ковь Указом Святейшего Правительствующего Синодаот24 апреля за №3725 возведе-на в 4 класс, по которому и состоит при ней: Священник-1, Диакон-1, Дъячек -1, по-номарь-1.
6. При сей церкви усадебной земли до переименования сего местечка села Сундыря в Мариинский посад, то есть до 1857 года состояло четверть десятины, а теперь ничего и не имеется, ибо оная не быв укреплена за церковью никаким актом, ныне введена в черту посадской земли и поступила во владение Посадской Думы. Пашенной же зем-ли тридцать десятин и сенокосной три десятины. Плана, межевой книги и никаких других документов на оную ни в подлинниках, ни в копиях в церквах не имеется, и есть ли где таковые документы, причту неизвестно, но по двум планам, первому на земли казенных крестьян бывого села Сундыря, который и теперь хранится в Сундырском волостном правлении, а второму вновь составленному на местности под посад и выгоны его, оная земля значится принадлежащей церкви и имеется в натуре со своими межами и межевыми столбами, на которых выклеймено буквицы Ц.З., то есть церковная земля. Сии межи и межевые признаки , как пашенной так и сенокосной земли с первого плана в1847 году были возобновлены Господином Чебоксарским уездным Землемером Овечкиным. Священноцерковнослужители всей землей владеют сами, но пашенной земли не обрабатывают, а сдают ее в наем погодно посторонним людям без законных на то актов с получением за нее 45 рублей 71 копейку серебром в год.
7. Домы у священноцерковнослужителей собственные деревянные на собственной зем-ле, кроме вновь определенного дъячка Александра Сироткина, который по недавнему поступлению дома своего не имеет, а живет на квартире: земли при церкви для его дома нет.
8. На содержании священноцерковнослужителей по новому штатному положению получается в год с 2-ой половины 1858 года жалованье от казны по классу церкви со включением оклада на просфорню двести девяносто два рубля серебром, денежных доходов от прихода в течение года получено 378 рублей 57 копеек, хлебных доходов не имеется, кроме того, что вновь приписанных к сей церкви в прошедших в 1852 и 1858 годах прихожан из чуваш крещенных деревень: Атыковой, Тенгесовой и Сутчевой, платят притчу в год с венца одну пудовку ржи, 1 пшеницы, и 1 ячменю и 25 копеек ассигнациями за сено в год. Содержание достаточно.
9. Зданий, принадлежащих сей церкви, как то: богаделен, домов, лавок, и прочего нет, а есть только часовня, приделанная к ограде с северной стороны на углу, в которой по-ставлены ветхие иконы, и еще каменная сторожка.
10. Расстоянием сия церковь от Консистории в 110 верстах, а местный благочинный есть Мариинского посада Троицкой церкви священник.
11. Ближайшие к сей церкви суть: в том же посаде Троицкая в полуверсте, села Сотнико-во Введенская в 10 верстах, и Царевококшайского уезда села Кокшайска Покровская в 5 верстах.
12. Приписной церкви нет.
13. Домовой же в сем приходе церкви ни у кого не имеется же.
14. Опись церковному имуществу есть, выдана в 1824 году, скреплена бывым присутст-вующим упраздненного Чебоксарского Духовного правления Введенского собора Протоиереем Георгием Еделевским и утверждена печатью оного правления, а писана в 1849 году.
15. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Чебоксарского духовного правления и Казанской духовной Консистории даны, приходная в 1851 года января 4 дня выдана правлением, расходная 1861 года декабря 11 дня выдана Консисторией, ведутся исправно и хранятся в целости.
16. Копии от метрических книг с 1780 года хранятся в целости.
17. Исповедные росписи с 1812 года хранятся в целости же.
18. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатью Казанской Духовной Консистории января 19 дня 1857 года и скрепленной присутствующим Воскресенской церкви Протоиереем Андреем Иорданским, писанных листов 150, а не писанных осталось 250.



О притче означенной церкви

Священник Феофан Константинов Скарабевский, священнический сын, 27 лет. По окончании Курса в Казанской семинарии, в1856 году был уволен с аттестатом 2 разря-да. 1857 года февраля 2 дня Преосвященным Никодимом бывшим Епископом Чебоксар-ским и Викарием Казанской Епархии посвящен в священника Николаевской церкви села Кузнецы (?) Казанского уезда. 1860 года мая 31дня Указом Казанской Духовной Конси-стории за №3786 переведен по его желаниюна настоящее место.
Грамоту и переместительный указ имеет.
Обучаясь в высшем отделении Казанской семинарии, кроме наук семинарских богословского курса по предложению Высокопреосвященнейшего Григория бывшего Архиепископа Казанского, добровольно занимался с очень хорошими успехами предметом спасительного действования на раскольников, как значится в аттестате.
От 29 июня 1860 года преподавал Закон Божий в Мариинском посадском училище.
С октября 1860 года читает ежегодно Закон Божий в военной школе 13 роты 4 ре-зервного батальона Камчатского пехотного полка. Отличий не имеет.
Из местных языков знает чувашский и черемисский, и на обоих свободно изъясня-ется.
В семействе у него: жена Александра Ивановна, 28 лет.
Дети: Екатерина -5лет, Александра -3 , Константин -2.


Диакон Константин Петров Хотинский, священнический сын, 54 года, из необу-чавшихся. 1820 года марта 1 дня определен и посвящен в стихарь Царевококшайского уезда в село (?) в Диакона. 1830 года июля 30 дня Филаретом бывшим Архиепископом Казанским произведен в Диакона в городе Царевококшайске ко Входвиерусалимской церкви. Грамоту имеет. Отсюда 1838 года апреля 28 дня перемещен того же уезда в село (?) к Казанской церкви. В 1857 году по делу о прелюбодеянии с женкою Григорьевой от сего места устранен, а в 1858 году Указом Консистории от 9 июля определен на сие новооткрывшееся диаконское место. Переместительный указ имеет. Из местных инородческих языков знает чувашский.
В семействе у него: жена Елена Ермолаева, 53 года.
Дети: Анна, 35 лет, девица, читать и писать умеет. Надежда, 28 лет. Мария, 18 лет, Евлампия, 11, Николай Хотинский, 16 лет, обучается в высшем отделении Казанской Ду-ховной семинарии на содержании отца.
До него касались дела:
1) в 1847 году о немиролюбивом обращении его с прихожанами, по которому он обязан подпискою - впредь так не поступать с ними.
2) в том же 1847 году о намерении учинить прелюбодеяние, по которому за недо-казательств от суда и следствия освобожден.
3) в 1857 году о прелюбодеянии с женкою Григорьевою и о склонении Елены Ивановой к прелюбодейству, по которому за недоказательством оставлен в подозрении и для испытания своей совести был посылаем на две недели в Раифскую пустынь и за тем от места отрешен. Теперь под судом и следствием не со-стоит.

Дъячек Александр Васильев Сироткин, дъячковский сын, 20 лет, по исключе-нию в 1855 году из среднего отделения Чебоксарского Духовного уездного училища на-ходился в Чебоксарском Троицком монастыре послушником. 1860 года февраля 6 дня оп-ределен Чебоксарского уезда в село Вомбукасы к Казанской Богородицкой церкви в должность дъячка. 1861 года февраля 12 дня посвящен Никодимом Епископом Чебоксарским и Викарием Казанской Епархии в стихарь. Грамоту имеет. Того же года июня 10 дня Указом Казанской Духовной Консистории за №5356 по его желанию переведен на сие дъяческое место с условием двух сыновей предместника его тестя, умершего дъячка Михаила Парисова, Гурия и Николая пропитывать до поступления ими в училище.
Переместительный указ имеет. Из местных инородческих языков знает чувашский и свободно объясняться может.
В семействе у него: жена Екатерина Михайлова, 25 лет, сын Павел- 2 года.


Пономарь Прокопий Иванов Борисов, 56 лет, пономарский сын, по исключению из низшего отделения Казанской семинарии 1825 года марта 12 дня определен Чебоксар-ского уезда села Бишева к Христорождественской церкви в дъячка, и в стихарь посвящен Амвросием бывшим Архиепископом Казанским. 1823 года ноября 25 дня переведен на сие место. Грамоту и переместительный указ имеет. Вдов. Из местных языков чувашский язык знает отчасти.
Дети его: Глафира, девица, в ноябре сего года поступила в замужество. Николай Борисов, 15 лет, в 1861 году июня 25 дня исключен из Чебоксарского Духовного училища среднего отделения, проживает в доме отца.
В 1855 году по делу о произведенном им 8 июля в ночное время в пьяном виде шуме и крике по улицам, был судим и за то находился месяц в Цивильском Тихвинском мо-настыре в клиросном послушании. Теперь, с 26 сентября 1856 года, состоит под следствием по делу о незаконном взятии им со двора служительской жены Матрены Хутерши-ной(?) 5 холстов, признанных им за свои собственные, которые у него попали.


Просфирня вдова умершего диакона сей церкви Петра Гаврилова Клировского жена Евгения Егорова, 42 года, определена Указом Консистории 1861 года августа 22 №4183, проживает в своем доме, и получает жалованья от казны в год 16 рублей сереб-ром. Дочь ея Екатерина, 20 лет, девица, читать и писать умеет, получает от попечительст-ва 6 рублей серебром в год.


Заштатных священноцерковнослужителей не имеется.
Сиротствующие.
Бывшего при сей церкви умершего священника Михаила Кедрова жена Ольга Яковлева, 36 лет, вдова, живет в городе Чебоксарах на содержании работы. У ней сын Иван Кедров, 14 лет, ученик низшего отделения Казанской семинарии, на полуказенном содержании.
Свекровь ея, бывшего при Троицкой церкви горда Космодемъянска умершего Диа-кона Ивана Александрова жена Анна Львова, 67 лет, живет в квартире, получает от попе-чительства пособия 10 рублей серебром в год.

Бывого при сем причте умершего дъячка Михаила Парисова дети: Петр Парисов, 20 лет, обучается в среднем отделении Казанской семинарии на содержании имения отца своего. Гурий, 8 лет, учится читать, Николай- 4 лет, оба на пропитании зятя их дъячка Сироткина.



О прихожанах означенной церкви

В Мариинском посаде:
военных нижних чинов -10 дворов, 35 душ мужского пола и 49 жен.
статских - -, 5 и 5.
купеческих и мещанских – 169 дворов, 485 муж. и 581 жен.
Раскольников толка называемого поповщина – 2 двора, - муж. и 4 жен.

В приходских к оному посаду деревнях:
1. Новом Починке (в 2 верстах, препятствий нет)
военных нижних чинов – 1 двор, 12 муж. и 20 жен.
казенного ведомства старорусских крестьян – 129 дворов, 405 муж. и 461 жен.

2. Атыковой (в 4 верстах, препятствий нет)
военных нижних чинов – 4 двора, 10 муж. и 16 жен.
казенного ведомства чувашских крестьян – 47 дворов, 139 муж. и 155 жен.

3. Тенгесовой (в 4 верстах, препятствий нет)
казенного ведомства чувашских крестьян – 7 дворов, 26 муж. и 29 жен.

4. Сутчевой (в 4 верстах, препятствий нет)
казенного ведомства чувашских крестьян – 32 дворов, 123 муж. и 97 жен.

Итого: 399 дворов, 1240 душ муж. и 1413 жен.
Раскольников толка называемого поповщина – 2 двора, - муж. и 4 жен.
А всего: 401 дворов, 1240 душ мужского пола и 1417 женского пола.

Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Sep 7 2010, 13:18
Отправлено #89


гурий



Сообщений: 15 720
Из: Мариинский Посад



Даже Солдатская улица есть. Это ныне Краснармейская. Логика переименования проста:если в царской армии служили солдаты, то в Красной армии -красноармейцы.

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Sep 7 2010, 13:30
Отправлено #90


гурий



Сообщений: 15 720
Из: Мариинский Посад



Посмотрев этот исторический документ – можно назвать по-современному - налоговую декларацию, то можно видеть среди мещан и сословие крестьян. Становится понятно, почему в городе по улицам ходят стаями собаки, с ошейниками и без, стадами козы и коровы, за которыми никто не убирает, которые все уничтожают на своем пути, и им за это «ничего не бывает». Эта традиция имеет, оказывается, исторические корни, а не голодных 90-ых годов.
Profile CardPM
  0/0  

815 Страницы « < 4 5 6 7 8 > » 
ОтветитьTopic Options
2 чел. читают эту тему (2 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения