гурий
Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад
|
Некоторый материал по Ф.Скарабевскому, упомянутому в очерке. Приведу полностью ведомость за 1862 год. Интересно, где находилась в посаде 13 рота 4 резервного батальона Камчатского пехотного полка? Если посмотреть сословия прихожан , достаточно много солдатских дворов.
Ведомость о церкви 4 класса Казанской Божией Матери Чебоксарского уезда Мариинского посада за 1862 год
1. Построена в 1761 году тщанием прихожан. 2. Зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою, крепка. В 1853 году пове-ренные от прихожан просили Епархиальное начальство о дозволении им за свой ко-шель исправить в настоящей церкви ветхий иконостас с иконами, разделать окна и переписать стенное писание и все то им тогда разрешили Указом Казанской Духовной Консистории от 14 августа за №5523 , в следствии сего разрешения окна разделаны в 1855 году, а иконостас с иконами и стенное писание исправляются и возобновляются в настоящем году и работа больше половины произведена. 3. Престолов в ней два: в настоящей холодной во имя Божией Матери Казанская, в при-деле теплом во имя святителя Чудотворца Николая. 4. Утвари достаточно. 5. Притча издавна состояло: Священник-1, Диакон-1, Дъячек-1, пономарь -1, а по нор-мальным штатам причтов в Казанской Епархии 22 ноября 1845 года Высочайше ут-вержденным сия церковь была причислена к 5 классу, по которому при ней стало: Священник-1, Диакон- 1, пономарь-1, в 1858 же году по случаю увеличения приход-ских душ мужского пола припискою деревень из прихода села Сотниково оная цер-ковь Указом Святейшего Правительствующего Синодаот24 апреля за №3725 возведе-на в 4 класс, по которому и состоит при ней: Священник-1, Диакон-1, Дъячек -1, по-номарь-1. 6. При сей церкви усадебной земли до переименования сего местечка села Сундыря в Мариинский посад, то есть до 1857 года состояло четверть десятины, а теперь ничего и не имеется, ибо оная не быв укреплена за церковью никаким актом, ныне введена в черту посадской земли и поступила во владение Посадской Думы. Пашенной же зем-ли тридцать десятин и сенокосной три десятины. Плана, межевой книги и никаких других документов на оную ни в подлинниках, ни в копиях в церквах не имеется, и есть ли где таковые документы, причту неизвестно, но по двум планам, первому на земли казенных крестьян бывого села Сундыря, который и теперь хранится в Сундырском волостном правлении, а второму вновь составленному на местности под посад и выгоны его, оная земля значится принадлежащей церкви и имеется в натуре со своими межами и межевыми столбами, на которых выклеймено буквицы Ц.З., то есть церковная земля. Сии межи и межевые признаки , как пашенной так и сенокосной земли с первого плана в1847 году были возобновлены Господином Чебоксарским уездным Землемером Овечкиным. Священноцерковнослужители всей землей владеют сами, но пашенной земли не обрабатывают, а сдают ее в наем погодно посторонним людям без законных на то актов с получением за нее 45 рублей 71 копейку серебром в год. 7. Домы у священноцерковнослужителей собственные деревянные на собственной зем-ле, кроме вновь определенного дъячка Александра Сироткина, который по недавнему поступлению дома своего не имеет, а живет на квартире: земли при церкви для его дома нет. 8. На содержании священноцерковнослужителей по новому штатному положению получается в год с 2-ой половины 1858 года жалованье от казны по классу церкви со включением оклада на просфорню двести девяносто два рубля серебром, денежных доходов от прихода в течение года получено 378 рублей 57 копеек, хлебных доходов не имеется, кроме того, что вновь приписанных к сей церкви в прошедших в 1852 и 1858 годах прихожан из чуваш крещенных деревень: Атыковой, Тенгесовой и Сутчевой, платят притчу в год с венца одну пудовку ржи, 1 пшеницы, и 1 ячменю и 25 копеек ассигнациями за сено в год. Содержание достаточно. 9. Зданий, принадлежащих сей церкви, как то: богаделен, домов, лавок, и прочего нет, а есть только часовня, приделанная к ограде с северной стороны на углу, в которой по-ставлены ветхие иконы, и еще каменная сторожка. 10. Расстоянием сия церковь от Консистории в 110 верстах, а местный благочинный есть Мариинского посада Троицкой церкви священник. 11. Ближайшие к сей церкви суть: в том же посаде Троицкая в полуверсте, села Сотнико-во Введенская в 10 верстах, и Царевококшайского уезда села Кокшайска Покровская в 5 верстах. 12. Приписной церкви нет. 13. Домовой же в сем приходе церкви ни у кого не имеется же. 14. Опись церковному имуществу есть, выдана в 1824 году, скреплена бывым присутст-вующим упраздненного Чебоксарского Духовного правления Введенского собора Протоиереем Георгием Еделевским и утверждена печатью оного правления, а писана в 1849 году. 15. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Чебоксарского духовного правления и Казанской духовной Консистории даны, приходная в 1851 года января 4 дня выдана правлением, расходная 1861 года декабря 11 дня выдана Консисторией, ведутся исправно и хранятся в целости. 16. Копии от метрических книг с 1780 года хранятся в целости. 17. Исповедные росписи с 1812 года хранятся в целости же. 18. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатью Казанской Духовной Консистории января 19 дня 1857 года и скрепленной присутствующим Воскресенской церкви Протоиереем Андреем Иорданским, писанных листов 150, а не писанных осталось 250.
О притче означенной церкви
Священник Феофан Константинов Скарабевский, священнический сын, 27 лет. По окончании Курса в Казанской семинарии, в1856 году был уволен с аттестатом 2 разря-да. 1857 года февраля 2 дня Преосвященным Никодимом бывшим Епископом Чебоксар-ским и Викарием Казанской Епархии посвящен в священника Николаевской церкви села Кузнецы (?) Казанского уезда. 1860 года мая 31дня Указом Казанской Духовной Конси-стории за №3786 переведен по его желаниюна настоящее место. Грамоту и переместительный указ имеет. Обучаясь в высшем отделении Казанской семинарии, кроме наук семинарских богословского курса по предложению Высокопреосвященнейшего Григория бывшего Архиепископа Казанского, добровольно занимался с очень хорошими успехами предметом спасительного действования на раскольников, как значится в аттестате. От 29 июня 1860 года преподавал Закон Божий в Мариинском посадском училище. С октября 1860 года читает ежегодно Закон Божий в военной школе 13 роты 4 ре-зервного батальона Камчатского пехотного полка. Отличий не имеет. Из местных языков знает чувашский и черемисский, и на обоих свободно изъясня-ется. В семействе у него: жена Александра Ивановна, 28 лет. Дети: Екатерина -5лет, Александра -3 , Константин -2.
Диакон Константин Петров Хотинский, священнический сын, 54 года, из необу-чавшихся. 1820 года марта 1 дня определен и посвящен в стихарь Царевококшайского уезда в село (?) в Диакона. 1830 года июля 30 дня Филаретом бывшим Архиепископом Казанским произведен в Диакона в городе Царевококшайске ко Входвиерусалимской церкви. Грамоту имеет. Отсюда 1838 года апреля 28 дня перемещен того же уезда в село (?) к Казанской церкви. В 1857 году по делу о прелюбодеянии с женкою Григорьевой от сего места устранен, а в 1858 году Указом Консистории от 9 июля определен на сие новооткрывшееся диаконское место. Переместительный указ имеет. Из местных инородческих языков знает чувашский. В семействе у него: жена Елена Ермолаева, 53 года. Дети: Анна, 35 лет, девица, читать и писать умеет. Надежда, 28 лет. Мария, 18 лет, Евлампия, 11, Николай Хотинский, 16 лет, обучается в высшем отделении Казанской Ду-ховной семинарии на содержании отца. До него касались дела: 1) в 1847 году о немиролюбивом обращении его с прихожанами, по которому он обязан подпискою - впредь так не поступать с ними. 2) в том же 1847 году о намерении учинить прелюбодеяние, по которому за недо-казательств от суда и следствия освобожден. 3) в 1857 году о прелюбодеянии с женкою Григорьевою и о склонении Елены Ивановой к прелюбодейству, по которому за недоказательством оставлен в подозрении и для испытания своей совести был посылаем на две недели в Раифскую пустынь и за тем от места отрешен. Теперь под судом и следствием не со-стоит.
Дъячек Александр Васильев Сироткин, дъячковский сын, 20 лет, по исключе-нию в 1855 году из среднего отделения Чебоксарского Духовного уездного училища на-ходился в Чебоксарском Троицком монастыре послушником. 1860 года февраля 6 дня оп-ределен Чебоксарского уезда в село Вомбукасы к Казанской Богородицкой церкви в должность дъячка. 1861 года февраля 12 дня посвящен Никодимом Епископом Чебоксарским и Викарием Казанской Епархии в стихарь. Грамоту имеет. Того же года июня 10 дня Указом Казанской Духовной Консистории за №5356 по его желанию переведен на сие дъяческое место с условием двух сыновей предместника его тестя, умершего дъячка Михаила Парисова, Гурия и Николая пропитывать до поступления ими в училище. Переместительный указ имеет. Из местных инородческих языков знает чувашский и свободно объясняться может. В семействе у него: жена Екатерина Михайлова, 25 лет, сын Павел- 2 года.
Пономарь Прокопий Иванов Борисов, 56 лет, пономарский сын, по исключению из низшего отделения Казанской семинарии 1825 года марта 12 дня определен Чебоксар-ского уезда села Бишева к Христорождественской церкви в дъячка, и в стихарь посвящен Амвросием бывшим Архиепископом Казанским. 1823 года ноября 25 дня переведен на сие место. Грамоту и переместительный указ имеет. Вдов. Из местных языков чувашский язык знает отчасти. Дети его: Глафира, девица, в ноябре сего года поступила в замужество. Николай Борисов, 15 лет, в 1861 году июня 25 дня исключен из Чебоксарского Духовного училища среднего отделения, проживает в доме отца. В 1855 году по делу о произведенном им 8 июля в ночное время в пьяном виде шуме и крике по улицам, был судим и за то находился месяц в Цивильском Тихвинском мо-настыре в клиросном послушании. Теперь, с 26 сентября 1856 года, состоит под следствием по делу о незаконном взятии им со двора служительской жены Матрены Хутерши-ной(?) 5 холстов, признанных им за свои собственные, которые у него попали.
Просфирня вдова умершего диакона сей церкви Петра Гаврилова Клировского жена Евгения Егорова, 42 года, определена Указом Консистории 1861 года августа 22 №4183, проживает в своем доме, и получает жалованья от казны в год 16 рублей сереб-ром. Дочь ея Екатерина, 20 лет, девица, читать и писать умеет, получает от попечительст-ва 6 рублей серебром в год.
Заштатных священноцерковнослужителей не имеется. Сиротствующие. Бывшего при сей церкви умершего священника Михаила Кедрова жена Ольга Яковлева, 36 лет, вдова, живет в городе Чебоксарах на содержании работы. У ней сын Иван Кедров, 14 лет, ученик низшего отделения Казанской семинарии, на полуказенном содержании. Свекровь ея, бывшего при Троицкой церкви горда Космодемъянска умершего Диа-кона Ивана Александрова жена Анна Львова, 67 лет, живет в квартире, получает от попе-чительства пособия 10 рублей серебром в год.
Бывого при сем причте умершего дъячка Михаила Парисова дети: Петр Парисов, 20 лет, обучается в среднем отделении Казанской семинарии на содержании имения отца своего. Гурий, 8 лет, учится читать, Николай- 4 лет, оба на пропитании зятя их дъячка Сироткина.
О прихожанах означенной церкви
В Мариинском посаде: военных нижних чинов -10 дворов, 35 душ мужского пола и 49 жен. статских - -, 5 и 5. купеческих и мещанских – 169 дворов, 485 муж. и 581 жен. Раскольников толка называемого поповщина – 2 двора, - муж. и 4 жен.
В приходских к оному посаду деревнях: 1. Новом Починке (в 2 верстах, препятствий нет) военных нижних чинов – 1 двор, 12 муж. и 20 жен. казенного ведомства старорусских крестьян – 129 дворов, 405 муж. и 461 жен.
2. Атыковой (в 4 верстах, препятствий нет) военных нижних чинов – 4 двора, 10 муж. и 16 жен. казенного ведомства чувашских крестьян – 47 дворов, 139 муж. и 155 жен.
3. Тенгесовой (в 4 верстах, препятствий нет) казенного ведомства чувашских крестьян – 7 дворов, 26 муж. и 29 жен.
4. Сутчевой (в 4 верстах, препятствий нет) казенного ведомства чувашских крестьян – 32 дворов, 123 муж. и 97 жен.
Итого: 399 дворов, 1240 душ муж. и 1413 жен. Раскольников толка называемого поповщина – 2 двора, - муж. и 4 жен. А всего: 401 дворов, 1240 душ мужского пола и 1417 женского пола.
|