Форум "Работа" в Чебоксарах
Вакансии, объявления, резюме...
13 Страницы < 1 2 3 4 5 > »   
Ответить Создать тему

Село МОЖАРКИ

evlampii
post Oct 14 2014, 16:55
Отправлено #32


Постоялец



Сообщений: 368



Немного о Можарских староверах.
Цитата
Тимофеев Е.В. «Русские старообрядцы в 18-20 вв. Опыт предпринимательской деятельности и общественного служения в России и за рубежом». Москва-Чебоксары 2006.
                                                    стр.102
Тем не менее, факты свидетельствуют о том, что в сёлах, где население было смешанным старообрядческо – никонианским, староверы занимали должности сельских старост – Р.В.Баданов и Иван Варламов соответственно ; в Можарках и Норваш – Кошках староверы также занимали полицейские должности сотских ( И.Е. Шакшин , Е.Г.Баданов, с.Можарки и Тихон Ефимов, д. Норваш – Кошки) и десятских (10 человек в Можарках и 4 в Норваш – Кошках), а также все должности пожарных старост в Можарках (5 человек). В начале 20 века крестьянин с.Вытабуси старовер И.С.Тихомиров 6 лет прослужил в должности новомамаевского судьи, а П.С.Зубов, Г.И.Кутов (с.Можарки) и М.К.Цапин (д.Старые Курбаши) состояли в списках, как «имеющие право быть избранными в присяжные заседатели».
                                                      Стр.226
В качестве примера рассмотрим крестьянское старообрядческое предпринимательство в Цивильском уезде Казанской губернии. Старообрядцы составляли абсолютное большинство населения в следующих населённых пунктах Цивильского уезда – в с.Можарки и д.Норваш – Кошки, и значительную долю (до 40%) в с.Вутабось. Можарки считались одним из крупнейших старообрядческих центров Казанской губернии. В отчёте архиепископа Антония Казанского и Свияжского о состоянии Казанской епархии за 1868 г. отмечалось, что «раскол в Казанской епархии довольно силен. ( ...) Главными пристанищами раскола преимущественно служат города Казань и Чистополь, селение Теньки, деревня Соболевская, Верхний Услон, Нижний Услон, Багаево Свияжского уезда, Ишеево, Сюкеево, Кирельское и Богородское Титюшского уезда, Урахча и Шумаково Лашиевского уезда и Можарки Цивильского уезда».
В Можарках в начале 20 века имел резиденцию неокружнический епископ Казанский Иона, происходивший из можарских крестьян ; в селе до сих пор улица, на которой он жил, известна как «Владыкина улица». Епископ Иона скончался в Можарках и был похоронен недалеко от старообрядческого Петропавловского Храма в центре села (надгробие не сохранилось).
                                                        Стр.228
Уже в 1894 г. из 16 водяных мельниц с общим намолом 30700 пудов и доходом на сумму 1517р старообрядцы Можарок контролировали 8 мельниц (50%) с общим намолом 17100 пудов (55,7%) и доходом 875р (57,67%) : крестьяне деревни Норваш – Кошек сохранили 2 свои мельницы (намол 1200 пудов , доход – 60р), мариинский мещанин П.Мольков размолол 3400 пудов, получив 170р дохода, таким образом, староверы в целом по волостям контролировали в 1894 г. 10 водяных мельниц (62,5% от их общего числа) с размолом 21700 пудов муки (70,68%) на сумму 1105р (72,84%).
Староверы от всех видов мелкой промышленности в Янтиковской волости получили в 1894 г. дохода 1185р, что на 11,65% больше по сравнению с 1893 г.
                                                        стр. 233
Крупнейшими крестьянскими старообрядческими предпринимателями в 1905 г. были : Евграф Андреевич Полячихин (доход – 600 руб/год), Пётр Цапин и Максим Кузьмич Цапин (по 500 руб/год), Фёдор Гаврилович и Гаврила Иванович Кутовы (по 400 руб/год), Марья Бударина и Ефим Иванович Котырёв (по 300 руб/год), Андреян Ананьевич Цапин (150 руб/год) и Ефим Григорьевич Баданов (60 руб/год). К 1909 г. можарские староверы ещё более упрочили свои позиции в мукомольном деле : количество мельниц по волостям не увеличилось, а даже несколько сократилось (45 штук), но можарские предприиматели контролировали уже 18 мельниц, т.е. 40% от их общего числа.
Кроме того, в самих Можарках старообрядцы владели двумя каланчами (владельцы – Алексей Шибалов и Кондрат Белков) и тремя красильными заведениями (владельцы – Фёдор Степанович и Егор Степанович Зубовы, а также Пётр Лавров).
Жители Можарок были очень активны в кустарных промыслах. По данным за 1909 г. в селе насчитывалось 54 кустаря с общим доходом от промыслов – 845 руб/год). В 1911 г. в Мжарках было уже 62 кустаря с общим доходом 2016 руб/год. Показательно, что в 1911 г. во всей Старо – Тябердинской волости насчитывалось 408 кустарей с совокупным доходом 6615 руб/год и, следовательно, жители Можарок составляли 15,2% от всех кустарей, владели 30,5% получаемого от промыслов дохода. В 1911 г. они освоили такие новые, по сравнению с 1905 г. виды промыслов, как стекольный, малярный, штукатурный, кузнечный, а также продолжали заниматься традиционными промыслами – валяльным, красильным, колёсным, пилильным, плотницким, сапожным, столярным, пчеловодческим.
                                                      стр.263
К началу 20 в. у старообрядцев уже длительное время существовали как нелегальные, так и легальные старообрядческие учебные заведения. Они открывались во многих регионах России : в Москве, Риге, Поволжье, на Урале : и крестьяне из обычных семей старообрядческих сёл, и крупнейшие старообрядческие миллионеры – все одинаково стремились к старообрядческому образованию и создавали условия для его развития.
В качестве одного из многочисленных примеров подобного рода можно назвать опыт создания силами старообрядческих крестьян училища в селе Можарки Цивильского уезда Казанской губернии. Основная заслуга в открытии этого учебного заведения принадлежала священнику Белокриницкой иерархии о.Давиду Ивановичу Цапину (р. 1856 г.). Училище было создано, по нашим данным, не раньше начала 1885 г. Оно расплагалось в одном из строений на усадьбе Евграфа Степанова, которого Цивильский уездный исправник именует псаломщиком и учителем.
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Oct 18 2014, 10:05
Отправлено #33


Гуру



Сообщений: 1 071



Раньше на можарском Майдане справлялись свадьбы. В советское время там ещё оставалось два дома. В доме, который был на самом краю деревни, жила одинокая, тихонькая бабушка. Майдан начинался на Большой (главной) улице и заканчивался у Ближнего оврага. В овраге бил студёный ключ. Из него люди набирали воду. В настоящее время на Майдане не осталось дворов, а ключ завалили землёй.
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Oct 24 2014, 19:41
Отправлено #34


Гуру



Сообщений: 1 071



Дядя Кирилл.
Муж бабушкиной тёти. Трудолюбивый и крепкий хозяин, очень набожный, преданный старообрядчеству. Имел две ветрянки (ветряные мельницы) , шерстобойку. Жил с женой и детьми в Русланове. Соблюдал все церковные посты. В первую мировую войну в Пруссии попал в плен к немцам. Некоторые пленные женились на немках. Дяде Кириллу тоже предлагали жениться. Он отвечал, что из-за болезни не может завести семью. Но причина была в другом: в России его ждала жена Анна.
Находясь в плену, был пастухом. Доил двенадцать коров. Потом он и несколько его товарищей решили устроить побег. Стали делать подкоп под забором, землю таскали в карманах и выбрасывали в поле. Побег осуществили удачно. Шли через лес , изорвали всю одежду. Когда добрались до России, их отправили в Казань. А из Казани, где их накормили и обули, разошлись по домам. В плену дядя Кирилл провёл пять лет.
После революции пережил коллективизацию, разорение, бегство от большевиков. Но для староверов лютые гонения были не внове.
Profile CardPM
  0/+1  
Рассин
post Nov 27 2014, 17:20
Отправлено #35


Гуру



Сообщений: 1 071



Детвора на Моленной улице, 80-ые годы.

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение:
 - 114.jpeg
 - Размер: 403,18кб, Скачано: 57
Profile CardPM
  0/+1  
Рассин
post Nov 27 2014, 18:43
Отправлено #36


Гуру



Сообщений: 1 071



В первом ряду: девочка из Канаша, Коженова Надежда, Баданова Галина, Ножихина Нина. 2-й ряд : Полякова Галина ( дочь Маланиной Дуняши ) , девочка из Канаша. 50-ые годы прошлого века.

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение:
 - 111.jpeg
 - Размер: 292,15кб, Скачано: 71
Profile CardPM
  0/+1  
Рассин
post Nov 27 2014, 18:52
Отправлено #37


Гуру



Сообщений: 1 071



Коженова Надежда с сыном Сашей ( в пилотке), Белянина Нина с сыном Николаем в парке "Лакреевский лес", 70-ые годы.

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение:
 - 115.jpeg
 - Размер: 598,49кб, Скачано: 42
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Nov 27 2014, 18:59
Отправлено #38


Гуру



Сообщений: 1 071



Шакшина Галина Ивановна , солистка Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца, 60-ые годы.

Сообщение отредактировал Рассин - Nov 27 2014, 19:01

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение:
 - 14.jpeg
 - Размер: 413,41кб, Скачано: 93
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Dec 4 2014, 17:56
Отправлено #39


Гуру



Сообщений: 1 071



Ученики восьмилетней школы.

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение:
 - 11.jpeg
 - Размер: 371,04кб, Скачано: 246
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Dec 4 2014, 18:08
Отправлено #40


Гуру



Сообщений: 1 071



Ученицы 1949 года рождения.

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение:
 - 1.jpeg
 - Размер: 359,87кб, Скачано: 107
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Dec 6 2014, 11:26
Отправлено #41


Гуру



Сообщений: 1 071



Моя бабушка рассказала об удивительном случае , происшедшем с одним мужчиной в лесу. Дело было так.
Пошёл однажды в лес по ягоды-грибы житель села. Побродил по лесу, а когда стал возвращаться домой , заметил, что за ним ползёт ядовитая змея и того гляди укусит. Испугался мужичок и стал Богу молиться: снял шляпу с большими полями и, бросив её на землю, три раза перекрестился. Видит : змея подползает к шляпе, вынимает оттуда своего маленького змеёныша и они уползают в кусты. Тут вспомнил грибник о том , как во время привала захотелось ему вздремнуть и он положил шляпу на землю. Тогда и заползла змейка за поля шляпы. И понял мужик: не помолись он вовремя, эта змея напала бы на него из-за своего дитёныша. Возблагодарил Бога мужчина за спасение и всем в селе рассказывал об этом происшествии.
Другой случай произошёл с самой бабушкой Александрой в 60-х годах прошлого века. Дочь её училась в педагогическом институте в Чебоксарах. Для учёбы ей нужен был словарь, которого не было в Чувашии. Бабушка узнала, что такой словарь есть в одной татарской деревне, и отправилась туда пешком из Можарок, уповая на помощь Пресвятой Богородицы. На всём своём пути она читала молитву «Богородице Дево, радуйся» , пела псалмы 50-й и 90-й. Добралась до татарской деревни, купила словарь и пошла обратно. По дороге её нагнала телега с крестьянином, который спросил :
-Ты что здесь одна ходишь? Не знаешь разве про бандитов на этой дороге?
Бабушка очень испугалась и ещё сильнее стала про себя молиться. Тогда мужичок ей говорит :
-Садись в телегу, молодушка, обмотай лицо платком .Главарь этой шайки мне известен, меня не тронет, а про тебя скажу , что ты моя больная родственница и мы едем к врачу.
Всё так и случилось: спустя некоторое время из-за откоса подскочили к телеге страшного вида бородачи. Бабушкин покровитель сказал всё, как обещал, родственницу, мол, больную везу к фельдшеру. Поверили разбойники и ушли. Через несколько километров бабушка слезла, пошла пешком и благодарила Господа и Пречистую Деву за заступничество. Благополучно вернулась бабушка домой, но дочери своей никогда про этот случай не рассказывала, чтобы не огорчать.
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Dec 7 2014, 13:24
Отправлено #42


Гуру



Сообщений: 1 071



Почему-то часто вспоминается мне дружба с деревенскими ребятами. Когда наступила жатва, мне захотелось покататься на комбайне. Договорился с Сергеем, чтобы он зашёл за мною на следующий день утром, часов в пять. Мальчишка зашёл, но мне вставать не хотелось.
В другой раз катался на машине (ЗИЛ -130) с зерном. Когда подъезжали к комбайну, прыгал в кузов и разравнивал зерно. Потом сверху клали брезент. Хлеб возили на "ток", где его взвешивали и разгружали.
Начиная с четырёх лет, ходил с бабаней на «фирму» (свиноферму). Бабушка была почётной свинаркой Чувашии. Её хряка в триста килограммов возили на ВДНХ в Москву. Шли на «фирму» через деревянный мост. Между досками внизу была видна река, тогда ещё широкая и глубокая. На мосту было оживлённое движение: грохотали телеги и грузовые машины. Сторожем на «фирме» работал Шадрин Василий.

Сообщение отредактировал Рассин - Dec 7 2014, 13:29
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Dec 15 2014, 18:10
Отправлено #43


Гуру



Сообщений: 1 071



Бабаня вспоминала дядю Николая. Его послали в сибирскую деревню поднимать колхоз. В том колхозе люди жили бедно : в избах полы были глиняные, носили тканые вещи. В колхоз вступать никто не хотел. Жители сказали :
- Нет у нас обуви, рукавиц, телогреек, не в чем, мол, идти в колхоз.
Дядя Николай поехал в город и купил всё, что было нужно, на свои деньги (он был коммунистом, да ещё идейным). Потом всё раздал деревенским, и люди стали записываться в колхоз, поняли, что Николай не обманет, хоть и будет нелегко.
Родственники ездили к нему в гости. Когда шли по деревне, сибиряки говорили :
- Вот, рассейские приехали.
Российские были в плисовом и суконном.
Дядя Николай поставил на ноги три колхоза и приехал с семьёй в село Можарки, на родину. Жена его, сибирячка, не смогла привыкнуть к новому месту и говорила так :
- Здесь у людей на себе шёлк, а в животе щёлк.
Забрала детей и уехала в Сибирь, откуда прислала мужу письмо с землёй. Увидал Николай землю и заскучал. Не ест, не пьёт. Родные посмотрели на него и сказали :
- Отправляйся к детям и жене.
И вернулся Николай в сибирскую деревню.
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Jan 4 2015, 11:55
Отправлено #44


Гуру



Сообщений: 1 071



Эта песня исполнялась как диалог обманутой женщины с ловеласом мужчиной.
Что ты смотришь с презреньем теперь на меня ?
Разве ласки не милые стали !?
Ты постой, обожди, и не мучь ты меня,
Вспомни, что мы с тобой говорили.

Мы клялися друг друга любить горячо.
Ты сказал, что одну меня любишь.
А теперь ты смеёшься над бедной душой,
И последние чувства ты губишь.

Я когда расцвела, ты погнался за мной,
Полюбил ты меня, надо мной надсмеялся.
Полюбил не меня, не нужна стала я,
Я повяла, как майская роза.

Кто меня целовал, кто блаженство дарил ?
Твои милые карие очи.
Ну а кто изменил, если б милый не ты ?
Кто б заставил пить горькие слёзы ?

Мужчина отвечает. Если стихотворение декламирует девушка, то надевает шапку и продолжает грубым голосом.

Я тебя не любил так, как думала ты,
И любить я тебя не сбирался.
Это были лишь только слова и обман.
Над тобою всегда я смеялся.
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Jan 10 2015, 11:33
Отправлено #45


Гуру



Сообщений: 1 071



Мать бабушки, Груня, пускала к себе в дом жить разных людей. Жили столько , сколько было нужно. Нашли у неё приют дьячок с женой. Паша Дёмина родила Шуру в доме Груни. Ещё жили Дуня Маленькая, Пелагея с Марфутой, Маняша с дочерью Фёклой. Фёкла родила у Груни ребёнка. Дуняша родила четвёртую девочку. Принимать роды приходила повитуха.
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Jan 20 2015, 20:23
Отправлено #46


Гуру



Сообщений: 1 071



Цитата(Рассин @ Jul 17 2014, 18:05)
В начале Великой Отечественной войны гражданских лиц привлекали на разные работы. Мою бабушку взяли в Канаш копать противотанковые рвы. Когда бабушка вместе с другими прибыла в Канаш, начальник отряда спросил:
  -Кто умеет готовить?
Бабаня ответила, что она может. С ней пошла еще одна девушка. Их привели в избу, хозяин которой приходился родственником второй девушки. На следующий день они сварили картошку, но пришел начальник и спросил:
- Потерпите ли до дома не поевши? Прибыли красноармейцы , а Вас я отпускаю домой.
- Потерпим, - ответили девушки.
  Бабушка пошла в Можарки, а ее подруга в свою деревню. Рвы они не копали.
  После войны бабушка познакомилась с одной военнопленной немкой, которая сажала деревья вдоль дороги. Немка была молодая, красивая. Потом она умерла в Канаше.
*

На самом деле копать траншеи посылали в Шоркистры. Ехали туда по железной дороге на открытой платформе.

Сообщение отредактировал Рассин - Jan 20 2015, 20:24
Profile CardPM
  0/0  

13 Страницы < 1 2 3 4 5 > » 
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей: