Продам - дом, д. Яранкасы - 8 500 000 р. |
Продам - двухкомнатную квартиру, Николаева, 44 (Жилой дом, 5 эт) - 3 450 000 р. |
Сдам - однокомнатную квартиру, Токарева, 4 (Жилой дом, 16 эт) - 25 000 р. |
Продам - однокомнатную квартиру, пр. Тракторостроителей, 56-1 (Жилой дом, 16 эт) - 4 800 000 р. |
•
alexey
|
|
-
Сообщений: 69 666
Из: Чебоксары

|
|
|
|
|
|
|
Село МОЖАРКИ
•
evlampii
|
|

Постоялец
Сообщений: 372

|
Немного о Можарских староверах.Цитата Тимофеев Е.В. «Русские старообрядцы в 18-20 вв. Опыт предпринимательской деятельности и общественного служения в России и за рубежом». Москва-Чебоксары 2006. стр.102 Тем не менее, факты свидетельствуют о том, что в сёлах, где население было смешанным старообрядческо – никонианским, староверы занимали должности сельских старост – Р.В.Баданов и Иван Варламов соответственно ; в Можарках и Норваш – Кошках староверы также занимали полицейские должности сотских ( И.Е. Шакшин , Е.Г.Баданов, с.Можарки и Тихон Ефимов, д. Норваш – Кошки) и десятских (10 человек в Можарках и 4 в Норваш – Кошках), а также все должности пожарных старост в Можарках (5 человек). В начале 20 века крестьянин с.Вытабуси старовер И.С.Тихомиров 6 лет прослужил в должности новомамаевского судьи, а П.С.Зубов, Г.И.Кутов (с.Можарки) и М.К.Цапин (д.Старые Курбаши) состояли в списках, как «имеющие право быть избранными в присяжные заседатели». Стр.226 В качестве примера рассмотрим крестьянское старообрядческое предпринимательство в Цивильском уезде Казанской губернии. Старообрядцы составляли абсолютное большинство населения в следующих населённых пунктах Цивильского уезда – в с.Можарки и д.Норваш – Кошки, и значительную долю (до 40%) в с.Вутабось. Можарки считались одним из крупнейших старообрядческих центров Казанской губернии. В отчёте архиепископа Антония Казанского и Свияжского о состоянии Казанской епархии за 1868 г. отмечалось, что «раскол в Казанской епархии довольно силен. ( ...) Главными пристанищами раскола преимущественно служат города Казань и Чистополь, селение Теньки, деревня Соболевская, Верхний Услон, Нижний Услон, Багаево Свияжского уезда, Ишеево, Сюкеево, Кирельское и Богородское Титюшского уезда, Урахча и Шумаково Лашиевского уезда и Можарки Цивильского уезда». В Можарках в начале 20 века имел резиденцию неокружнический епископ Казанский Иона, происходивший из можарских крестьян ; в селе до сих пор улица, на которой он жил, известна как «Владыкина улица». Епископ Иона скончался в Можарках и был похоронен недалеко от старообрядческого Петропавловского Храма в центре села (надгробие не сохранилось). Стр.228 Уже в 1894 г. из 16 водяных мельниц с общим намолом 30700 пудов и доходом на сумму 1517р старообрядцы Можарок контролировали 8 мельниц (50%) с общим намолом 17100 пудов (55,7%) и доходом 875р (57,67%) : крестьяне деревни Норваш – Кошек сохранили 2 свои мельницы (намол 1200 пудов , доход – 60р), мариинский мещанин П.Мольков размолол 3400 пудов, получив 170р дохода, таким образом, староверы в целом по волостям контролировали в 1894 г. 10 водяных мельниц (62,5% от их общего числа) с размолом 21700 пудов муки (70,68%) на сумму 1105р (72,84%). Староверы от всех видов мелкой промышленности в Янтиковской волости получили в 1894 г. дохода 1185р, что на 11,65% больше по сравнению с 1893 г. стр. 233 Крупнейшими крестьянскими старообрядческими предпринимателями в 1905 г. были : Евграф Андреевич Полячихин (доход – 600 руб/год), Пётр Цапин и Максим Кузьмич Цапин (по 500 руб/год), Фёдор Гаврилович и Гаврила Иванович Кутовы (по 400 руб/год), Марья Бударина и Ефим Иванович Котырёв (по 300 руб/год), Андреян Ананьевич Цапин (150 руб/год) и Ефим Григорьевич Баданов (60 руб/год). К 1909 г. можарские староверы ещё более упрочили свои позиции в мукомольном деле : количество мельниц по волостям не увеличилось, а даже несколько сократилось (45 штук), но можарские предприиматели контролировали уже 18 мельниц, т.е. 40% от их общего числа. Кроме того, в самих Можарках старообрядцы владели двумя каланчами (владельцы – Алексей Шибалов и Кондрат Белков) и тремя красильными заведениями (владельцы – Фёдор Степанович и Егор Степанович Зубовы, а также Пётр Лавров). Жители Можарок были очень активны в кустарных промыслах. По данным за 1909 г. в селе насчитывалось 54 кустаря с общим доходом от промыслов – 845 руб/год). В 1911 г. в Мжарках было уже 62 кустаря с общим доходом 2016 руб/год. Показательно, что в 1911 г. во всей Старо – Тябердинской волости насчитывалось 408 кустарей с совокупным доходом 6615 руб/год и, следовательно, жители Можарок составляли 15,2% от всех кустарей, владели 30,5% получаемого от промыслов дохода. В 1911 г. они освоили такие новые, по сравнению с 1905 г. виды промыслов, как стекольный, малярный, штукатурный, кузнечный, а также продолжали заниматься традиционными промыслами – валяльным, красильным, колёсным, пилильным, плотницким, сапожным, столярным, пчеловодческим. стр.263 К началу 20 в. у старообрядцев уже длительное время существовали как нелегальные, так и легальные старообрядческие учебные заведения. Они открывались во многих регионах России : в Москве, Риге, Поволжье, на Урале : и крестьяне из обычных семей старообрядческих сёл, и крупнейшие старообрядческие миллионеры – все одинаково стремились к старообрядческому образованию и создавали условия для его развития. В качестве одного из многочисленных примеров подобного рода можно назвать опыт создания силами старообрядческих крестьян училища в селе Можарки Цивильского уезда Казанской губернии. Основная заслуга в открытии этого учебного заведения принадлежала священнику Белокриницкой иерархии о.Давиду Ивановичу Цапину (р. 1856 г.). Училище было создано, по нашим данным, не раньше начала 1885 г. Оно расплагалось в одном из строений на усадьбе Евграфа Степанова, которого Цивильский уездный исправник именует псаломщиком и учителем.
|
|
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 662

|
Раньше на можарском Майдане справлялись свадьбы. В советское время там ещё оставалось два дома. В доме, который был на самом краю деревни, жила одинокая, тихонькая бабушка. Майдан начинался на Большой (главной) улице и заканчивался у Ближнего оврага. В овраге бил студёный ключ. Из него люди набирали воду. В настоящее время на Майдане не осталось дворов, а ключ завалили землёй.
|
|
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 662

|
Дядя Кирилл. Муж бабушкиной тёти. Трудолюбивый и крепкий хозяин, очень набожный, преданный старообрядчеству. Имел две ветрянки (ветряные мельницы) , шерстобойку. Жил с женой и детьми в Русланове. Соблюдал все церковные посты. В первую мировую войну в Пруссии попал в плен к немцам. Некоторые пленные женились на немках. Дяде Кириллу тоже предлагали жениться. Он отвечал, что из-за болезни не может завести семью. Но причина была в другом: в России его ждала жена Анна. Находясь в плену, был пастухом. Доил двенадцать коров. Потом он и несколько его товарищей решили устроить побег. Стали делать подкоп под забором, землю таскали в карманах и выбрасывали в поле. Побег осуществили удачно. Шли через лес , изорвали всю одежду. Когда добрались до России, их отправили в Казань. А из Казани, где их накормили и обули, разошлись по домам. В плену дядя Кирилл провёл пять лет. После революции пережил коллективизацию, разорение, бегство от большевиков. Но для староверов лютые гонения были не внове.
|
|
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 662

|
Детвора на Моленной улице, 80-ые годы.
Присоединённые эскизы
|
|
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 662

|
В первом ряду: девочка из Канаша, Коженова Надежда, Баданова Галина, Ножихина Нина. 2-й ряд : Полякова Галина ( дочь Маланиной Дуняши ) , девочка из Канаша. 50-ые годы прошлого века.
Присоединённые эскизы
|
|
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 662

|
Коженова Надежда с сыном Сашей ( в пилотке), Белянина Нина с сыном Николаем в парке "Лакреевский лес", 70-ые годы.
Присоединённые эскизы
|
|
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 662

|
Шакшина Галина Ивановна , солистка Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца, 60-ые годы. Сообщение отредактировал Рассин - Nov 27 2014, 19:01
Присоединённые эскизы
|
|
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 662

|
Ученики восьмилетней школы.
Присоединённые эскизы
|
|
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 662

|
Ученицы 1949 года рождения.
Присоединённые эскизы
|
|
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 662

|
Моя бабушка рассказала об удивительном случае , происшедшем с одним мужчиной в лесу. Дело было так. Пошёл однажды в лес по ягоды-грибы житель села. Побродил по лесу, а когда стал возвращаться домой , заметил, что за ним ползёт ядовитая змея и того гляди укусит. Испугался мужичок и стал Богу молиться: снял шляпу с большими полями и, бросив её на землю, три раза перекрестился. Видит : змея подползает к шляпе, вынимает оттуда своего маленького змеёныша и они уползают в кусты. Тут вспомнил грибник о том , как во время привала захотелось ему вздремнуть и он положил шляпу на землю. Тогда и заползла змейка за поля шляпы. И понял мужик: не помолись он вовремя, эта змея напала бы на него из-за своего дитёныша. Возблагодарил Бога мужчина за спасение и всем в селе рассказывал об этом происшествии. Другой случай произошёл с самой бабушкой Александрой в 60-х годах прошлого века. Дочь её училась в педагогическом институте в Чебоксарах. Для учёбы ей нужен был словарь, которого не было в Чувашии. Бабушка узнала, что такой словарь есть в одной татарской деревне, и отправилась туда пешком из Можарок, уповая на помощь Пресвятой Богородицы. На всём своём пути она читала молитву «Богородице Дево, радуйся» , пела псалмы 50-й и 90-й. Добралась до татарской деревни, купила словарь и пошла обратно. По дороге её нагнала телега с крестьянином, который спросил : -Ты что здесь одна ходишь? Не знаешь разве про бандитов на этой дороге? Бабушка очень испугалась и ещё сильнее стала про себя молиться. Тогда мужичок ей говорит : -Садись в телегу, молодушка, обмотай лицо платком .Главарь этой шайки мне известен, меня не тронет, а про тебя скажу , что ты моя больная родственница и мы едем к врачу. Всё так и случилось: спустя некоторое время из-за откоса подскочили к телеге страшного вида бородачи. Бабушкин покровитель сказал всё, как обещал, родственницу, мол, больную везу к фельдшеру. Поверили разбойники и ушли. Через несколько километров бабушка слезла, пошла пешком и благодарила Господа и Пречистую Деву за заступничество. Благополучно вернулась бабушка домой, но дочери своей никогда про этот случай не рассказывала, чтобы не огорчать.
|
|
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 662

|
Почему-то часто вспоминается мне дружба с деревенскими ребятами. Когда наступила жатва, мне захотелось покататься на комбайне. Договорился с Сергеем, чтобы он зашёл за мною на следующий день утром, часов в пять. Мальчишка зашёл, но мне вставать не хотелось. В другой раз катался на машине (ЗИЛ -130) с зерном. Когда подъезжали к комбайну, прыгал в кузов и разравнивал зерно. Потом сверху клали брезент. Хлеб возили на "ток", где его взвешивали и разгружали. Начиная с четырёх лет, ходил с бабаней на «фирму» (свиноферму). Бабушка была почётной свинаркой Чувашии. Её хряка в триста килограммов возили на ВДНХ в Москву. Шли на «фирму» через деревянный мост. Между досками внизу была видна река, тогда ещё широкая и глубокая. На мосту было оживлённое движение: грохотали телеги и грузовые машины. Сторожем на «фирме» работал Шадрин Василий.
Сообщение отредактировал Рассин - Dec 7 2014, 13:29
|
|
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 662

|
Бабаня вспоминала дядю Николая. Его послали в сибирскую деревню поднимать колхоз. В том колхозе люди жили бедно : в избах полы были глиняные, носили тканые вещи. В колхоз вступать никто не хотел. Жители сказали : - Нет у нас обуви, рукавиц, телогреек, не в чем, мол, идти в колхоз. Дядя Николай поехал в город и купил всё, что было нужно, на свои деньги (он был коммунистом, да ещё идейным). Потом всё раздал деревенским, и люди стали записываться в колхоз, поняли, что Николай не обманет, хоть и будет нелегко. Родственники ездили к нему в гости. Когда шли по деревне, сибиряки говорили : - Вот, рассейские приехали. Российские были в плисовом и суконном. Дядя Николай поставил на ноги три колхоза и приехал с семьёй в село Можарки, на родину. Жена его, сибирячка, не смогла привыкнуть к новому месту и говорила так : - Здесь у людей на себе шёлк, а в животе щёлк. Забрала детей и уехала в Сибирь, откуда прислала мужу письмо с землёй. Увидал Николай землю и заскучал. Не ест, не пьёт. Родные посмотрели на него и сказали : - Отправляйся к детям и жене. И вернулся Николай в сибирскую деревню.
|
|
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 662

|
Эта песня исполнялась как диалог обманутой женщины с ловеласом мужчиной. Что ты смотришь с презреньем теперь на меня ? Разве ласки не милые стали !? Ты постой, обожди, и не мучь ты меня, Вспомни, что мы с тобой говорили.
Мы клялися друг друга любить горячо. Ты сказал, что одну меня любишь. А теперь ты смеёшься над бедной душой, И последние чувства ты губишь.
Я когда расцвела, ты погнался за мной, Полюбил ты меня, надо мной надсмеялся. Полюбил не меня, не нужна стала я, Я повяла, как майская роза.
Кто меня целовал, кто блаженство дарил ? Твои милые карие очи. Ну а кто изменил, если б милый не ты ? Кто б заставил пить горькие слёзы ?
Мужчина отвечает. Если стихотворение декламирует девушка, то надевает шапку и продолжает грубым голосом.
Я тебя не любил так, как думала ты, И любить я тебя не сбирался. Это были лишь только слова и обман. Над тобою всегда я смеялся.
|
|
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 662

|
Мать бабушки, Груня, пускала к себе в дом жить разных людей. Жили столько , сколько было нужно. Нашли у неё приют дьячок с женой. Паша Дёмина родила Шуру в доме Груни. Ещё жили Дуня Маленькая, Пелагея с Марфутой, Маняша с дочерью Фёклой. Фёкла родила у Груни ребёнка. Дуняша родила четвёртую девочку. Принимать роды приходила повитуха.
|
|
|
|
•
Рассин
|
|
Активный
Сообщений: 1 662

|
Цитата(Рассин @ Jul 17 2014, 18:05) В начале Великой Отечественной войны гражданских лиц привлекали на разные работы. Мою бабушку взяли в Канаш копать противотанковые рвы. Когда бабушка вместе с другими прибыла в Канаш, начальник отряда спросил: -Кто умеет готовить? Бабаня ответила, что она может. С ней пошла еще одна девушка. Их привели в избу, хозяин которой приходился родственником второй девушки. На следующий день они сварили картошку, но пришел начальник и спросил: - Потерпите ли до дома не поевши? Прибыли красноармейцы , а Вас я отпускаю домой. - Потерпим, - ответили девушки. Бабушка пошла в Можарки, а ее подруга в свою деревню. Рвы они не копали. После войны бабушка познакомилась с одной военнопленной немкой, которая сажала деревья вдоль дороги. Немка была молодая, красивая. Потом она умерла в Канаше. На самом деле копать траншеи посылали в Шоркистры. Ехали туда по железной дороге на открытой платформе. Сообщение отредактировал Рассин - Jan 20 2015, 20:24
|
|
|
|
|

|
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
|