Село МОЖАРКИ
17 Страницы < 1 2 3 4 5 > »   
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307 Создать тему

Село МОЖАРКИ

evlampii
post Oct 14 2014, 16:55 
Отправлено #32


Постоялец

Сообщений: 372



Немного о Можарских староверах.
Цитата
Тимофеев Е.В. «Русские старообрядцы в 18-20 вв. Опыт предпринимательской деятельности и общественного служения в России и за рубежом». Москва-Чебоксары 2006.
                                                    стр.102
Тем не менее, факты свидетельствуют о том, что в сёлах, где население было смешанным старообрядческо – никонианским, староверы занимали должности сельских старост – Р.В.Баданов и Иван Варламов соответственно ; в Можарках и Норваш – Кошках староверы также занимали полицейские должности сотских ( И.Е. Шакшин , Е.Г.Баданов, с.Можарки и Тихон Ефимов, д. Норваш – Кошки) и десятских (10 человек в Можарках и 4 в Норваш – Кошках), а также все должности пожарных старост в Можарках (5 человек). В начале 20 века крестьянин с.Вытабуси старовер И.С.Тихомиров 6 лет прослужил в должности новомамаевского судьи, а П.С.Зубов, Г.И.Кутов (с.Можарки) и М.К.Цапин (д.Старые Курбаши) состояли в списках, как «имеющие право быть избранными в присяжные заседатели».
                                                      Стр.226
В качестве примера рассмотрим крестьянское старообрядческое предпринимательство в Цивильском уезде Казанской губернии. Старообрядцы составляли абсолютное большинство населения в следующих населённых пунктах Цивильского уезда – в с.Можарки и д.Норваш – Кошки, и значительную долю (до 40%) в с.Вутабось. Можарки считались одним из крупнейших старообрядческих центров Казанской губернии. В отчёте архиепископа Антония Казанского и Свияжского о состоянии Казанской епархии за 1868 г. отмечалось, что «раскол в Казанской епархии довольно силен. ( ...) Главными пристанищами раскола преимущественно служат города Казань и Чистополь, селение Теньки, деревня Соболевская, Верхний Услон, Нижний Услон, Багаево Свияжского уезда, Ишеево, Сюкеево, Кирельское и Богородское Титюшского уезда, Урахча и Шумаково Лашиевского уезда и Можарки Цивильского уезда».
В Можарках в начале 20 века имел резиденцию неокружнический епископ Казанский Иона, происходивший из можарских крестьян ; в селе до сих пор улица, на которой он жил, известна как «Владыкина улица». Епископ Иона скончался в Можарках и был похоронен недалеко от старообрядческого Петропавловского Храма в центре села (надгробие не сохранилось).
                                                        Стр.228
Уже в 1894 г. из 16 водяных мельниц с общим намолом 30700 пудов и доходом на сумму 1517р старообрядцы Можарок контролировали 8 мельниц (50%) с общим намолом 17100 пудов (55,7%) и доходом 875р (57,67%) : крестьяне деревни Норваш – Кошек сохранили 2 свои мельницы (намол 1200 пудов , доход – 60р), мариинский мещанин П.Мольков размолол 3400 пудов, получив 170р дохода, таким образом, староверы в целом по волостям контролировали в 1894 г. 10 водяных мельниц (62,5% от их общего числа) с размолом 21700 пудов муки (70,68%) на сумму 1105р (72,84%).
Староверы от всех видов мелкой промышленности в Янтиковской волости получили в 1894 г. дохода 1185р, что на 11,65% больше по сравнению с 1893 г.
                                                        стр. 233
Крупнейшими крестьянскими старообрядческими предпринимателями в 1905 г. были : Евграф Андреевич Полячихин (доход – 600 руб/год), Пётр Цапин и Максим Кузьмич Цапин (по 500 руб/год), Фёдор Гаврилович и Гаврила Иванович Кутовы (по 400 руб/год), Марья Бударина и Ефим Иванович Котырёв (по 300 руб/год), Андреян Ананьевич Цапин (150 руб/год) и Ефим Григорьевич Баданов (60 руб/год). К 1909 г. можарские староверы ещё более упрочили свои позиции в мукомольном деле : количество мельниц по волостям не увеличилось, а даже несколько сократилось (45 штук), но можарские предприиматели контролировали уже 18 мельниц, т.е. 40% от их общего числа.
Кроме того, в самих Можарках старообрядцы владели двумя каланчами (владельцы – Алексей Шибалов и Кондрат Белков) и тремя красильными заведениями (владельцы – Фёдор Степанович и Егор Степанович Зубовы, а также Пётр Лавров).
Жители Можарок были очень активны в кустарных промыслах. По данным за 1909 г. в селе насчитывалось 54 кустаря с общим доходом от промыслов – 845 руб/год). В 1911 г. в Мжарках было уже 62 кустаря с общим доходом 2016 руб/год. Показательно, что в 1911 г. во всей Старо – Тябердинской волости насчитывалось 408 кустарей с совокупным доходом 6615 руб/год и, следовательно, жители Можарок составляли 15,2% от всех кустарей, владели 30,5% получаемого от промыслов дохода. В 1911 г. они освоили такие новые, по сравнению с 1905 г. виды промыслов, как стекольный, малярный, штукатурный, кузнечный, а также продолжали заниматься традиционными промыслами – валяльным, красильным, колёсным, пилильным, плотницким, сапожным, столярным, пчеловодческим.
                                                      стр.263
К началу 20 в. у старообрядцев уже длительное время существовали как нелегальные, так и легальные старообрядческие учебные заведения. Они открывались во многих регионах России : в Москве, Риге, Поволжье, на Урале : и крестьяне из обычных семей старообрядческих сёл, и крупнейшие старообрядческие миллионеры – все одинаково стремились к старообрядческому образованию и создавали условия для его развития.
В качестве одного из многочисленных примеров подобного рода можно назвать опыт создания силами старообрядческих крестьян училища в селе Можарки Цивильского уезда Казанской губернии. Основная заслуга в открытии этого учебного заведения принадлежала священнику Белокриницкой иерархии о.Давиду Ивановичу Цапину (р. 1856 г.). Училище было создано, по нашим данным, не раньше начала 1885 г. Оно расплагалось в одном из строений на усадьбе Евграфа Степанова, которого Цивильский уездный исправник именует псаломщиком и учителем.
Profile CardPM
  0/0  
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14013013Наверх
Рассин
post Oct 18 2014, 10:05 
Отправлено #33


Активный

Сообщений: 1 585



Раньше на можарском Майдане справлялись свадьбы. В советское время там ещё оставалось два дома. В доме, который был на самом краю деревни, жила одинокая, тихонькая бабушка. Майдан начинался на Большой (главной) улице и заканчивался у Ближнего оврага. В овраге бил студёный ключ. Из него люди набирали воду. В настоящее время на Майдане не осталось дворов, а ключ завалили землёй.
Profile CardPM
  0/0  
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14026702Наверх
Рассин
post Oct 24 2014, 19:41 
Отправлено #34


Активный

Сообщений: 1 585



Дядя Кирилл.
Муж бабушкиной тёти. Трудолюбивый и крепкий хозяин, очень набожный, преданный старообрядчеству. Имел две ветрянки (ветряные мельницы) , шерстобойку. Жил с женой и детьми в Русланове. Соблюдал все церковные посты. В первую мировую войну в Пруссии попал в плен к немцам. Некоторые пленные женились на немках. Дяде Кириллу тоже предлагали жениться. Он отвечал, что из-за болезни не может завести семью. Но причина была в другом: в России его ждала жена Анна.
Находясь в плену, был пастухом. Доил двенадцать коров. Потом он и несколько его товарищей решили устроить побег. Стали делать подкоп под забором, землю таскали в карманах и выбрасывали в поле. Побег осуществили удачно. Шли через лес , изорвали всю одежду. Когда добрались до России, их отправили в Казань. А из Казани, где их накормили и обули, разошлись по домам. В плену дядя Кирилл провёл пять лет.
После революции пережил коллективизацию, разорение, бегство от большевиков. Но для староверов лютые гонения были не внове.
Profile CardPM
  0/+1  
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14050693Наверх
Рассин
post Nov 27 2014, 17:20 
Отправлено #35


Активный

Сообщений: 1 585



Детвора на Моленной улице, 80-ые годы.

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение:
 - 114.jpeg
 - Размер: 403,18кб, Скачано: 93
Profile CardPM
  0/+1  
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14165964Наверх
Рассин
post Nov 27 2014, 18:43 
Отправлено #36


Активный

Сообщений: 1 585



В первом ряду: девочка из Канаша, Коженова Надежда, Баданова Галина, Ножихина Нина. 2-й ряд : Полякова Галина ( дочь Маланиной Дуняши ) , девочка из Канаша. 50-ые годы прошлого века.

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение:
 - 111.jpeg
 - Размер: 292,15кб, Скачано: 107
Profile CardPM
  0/+1  
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14166215Наверх
Рассин
post Nov 27 2014, 18:52 
Отправлено #37


Активный

Сообщений: 1 585



Коженова Надежда с сыном Сашей ( в пилотке), Белянина Нина с сыном Николаем в парке "Лакреевский лес", 70-ые годы.

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение:
 - 115.jpeg
 - Размер: 598,49кб, Скачано: 71
Profile CardPM
  0/0  
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14166252Наверх
Рассин
post Nov 27 2014, 18:59 
Отправлено #38


Активный

Сообщений: 1 585



Шакшина Галина Ивановна , солистка Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца, 60-ые годы.

Сообщение отредактировал Рассин - Nov 27 2014, 19:01

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение:
 - 14.jpeg
 - Размер: 413,41кб, Скачано: 117
Profile CardPM
  0/0  
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14166274Наверх
Рассин
post Dec 4 2014, 17:56 
Отправлено #39


Активный

Сообщений: 1 585



Ученики восьмилетней школы.

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение:
 - 11.jpeg
 - Размер: 371,04кб, Скачано: 288
Profile CardPM
  0/0  
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14191089Наверх
Рассин
post Dec 4 2014, 18:08 
Отправлено #40


Активный

Сообщений: 1 585



Ученицы 1949 года рождения.

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение:
 - 1.jpeg
 - Размер: 359,87кб, Скачано: 142
Profile CardPM
  0/0  
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14191127Наверх
Рассин
post Dec 6 2014, 11:26 
Отправлено #41


Активный

Сообщений: 1 585



Моя бабушка рассказала об удивительном случае , происшедшем с одним мужчиной в лесу. Дело было так.
Пошёл однажды в лес по ягоды-грибы житель села. Побродил по лесу, а когда стал возвращаться домой , заметил, что за ним ползёт ядовитая змея и того гляди укусит. Испугался мужичок и стал Богу молиться: снял шляпу с большими полями и, бросив её на землю, три раза перекрестился. Видит : змея подползает к шляпе, вынимает оттуда своего маленького змеёныша и они уползают в кусты. Тут вспомнил грибник о том , как во время привала захотелось ему вздремнуть и он положил шляпу на землю. Тогда и заползла змейка за поля шляпы. И понял мужик: не помолись он вовремя, эта змея напала бы на него из-за своего дитёныша. Возблагодарил Бога мужчина за спасение и всем в селе рассказывал об этом происшествии.
Другой случай произошёл с самой бабушкой Александрой в 60-х годах прошлого века. Дочь её училась в педагогическом институте в Чебоксарах. Для учёбы ей нужен был словарь, которого не было в Чувашии. Бабушка узнала, что такой словарь есть в одной татарской деревне, и отправилась туда пешком из Можарок, уповая на помощь Пресвятой Богородицы. На всём своём пути она читала молитву «Богородице Дево, радуйся» , пела псалмы 50-й и 90-й. Добралась до татарской деревни, купила словарь и пошла обратно. По дороге её нагнала телега с крестьянином, который спросил :
-Ты что здесь одна ходишь? Не знаешь разве про бандитов на этой дороге?
Бабушка очень испугалась и ещё сильнее стала про себя молиться. Тогда мужичок ей говорит :
-Садись в телегу, молодушка, обмотай лицо платком .Главарь этой шайки мне известен, меня не тронет, а про тебя скажу , что ты моя больная родственница и мы едем к врачу.
Всё так и случилось: спустя некоторое время из-за откоса подскочили к телеге страшного вида бородачи. Бабушкин покровитель сказал всё, как обещал, родственницу, мол, больную везу к фельдшеру. Поверили разбойники и ушли. Через несколько километров бабушка слезла, пошла пешком и благодарила Господа и Пречистую Деву за заступничество. Благополучно вернулась бабушка домой, но дочери своей никогда про этот случай не рассказывала, чтобы не огорчать.
Profile CardPM
  0/0  
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14196663Наверх
Рассин
post Dec 7 2014, 13:24 
Отправлено #42


Активный

Сообщений: 1 585



Почему-то часто вспоминается мне дружба с деревенскими ребятами. Когда наступила жатва, мне захотелось покататься на комбайне. Договорился с Сергеем, чтобы он зашёл за мною на следующий день утром, часов в пять. Мальчишка зашёл, но мне вставать не хотелось.
В другой раз катался на машине (ЗИЛ -130) с зерном. Когда подъезжали к комбайну, прыгал в кузов и разравнивал зерно. Потом сверху клали брезент. Хлеб возили на "ток", где его взвешивали и разгружали.
Начиная с четырёх лет, ходил с бабаней на «фирму» (свиноферму). Бабушка была почётной свинаркой Чувашии. Её хряка в триста килограммов возили на ВДНХ в Москву. Шли на «фирму» через деревянный мост. Между досками внизу была видна река, тогда ещё широкая и глубокая. На мосту было оживлённое движение: грохотали телеги и грузовые машины. Сторожем на «фирме» работал Шадрин Василий.

Сообщение отредактировал Рассин - Dec 7 2014, 13:29
Profile CardPM
  0/0  
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14199243Наверх
Рассин
post Dec 15 2014, 18:10 
Отправлено #43


Активный

Сообщений: 1 585



Бабаня вспоминала дядю Николая. Его послали в сибирскую деревню поднимать колхоз. В том колхозе люди жили бедно : в избах полы были глиняные, носили тканые вещи. В колхоз вступать никто не хотел. Жители сказали :
- Нет у нас обуви, рукавиц, телогреек, не в чем, мол, идти в колхоз.
Дядя Николай поехал в город и купил всё, что было нужно, на свои деньги (он был коммунистом, да ещё идейным). Потом всё раздал деревенским, и люди стали записываться в колхоз, поняли, что Николай не обманет, хоть и будет нелегко.
Родственники ездили к нему в гости. Когда шли по деревне, сибиряки говорили :
- Вот, рассейские приехали.
Российские были в плисовом и суконном.
Дядя Николай поставил на ноги три колхоза и приехал с семьёй в село Можарки, на родину. Жена его, сибирячка, не смогла привыкнуть к новому месту и говорила так :
- Здесь у людей на себе шёлк, а в животе щёлк.
Забрала детей и уехала в Сибирь, откуда прислала мужу письмо с землёй. Увидал Николай землю и заскучал. Не ест, не пьёт. Родные посмотрели на него и сказали :
- Отправляйся к детям и жене.
И вернулся Николай в сибирскую деревню.
Profile CardPM
  0/0  
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14229202Наверх
Рассин
post Jan 4 2015, 11:55 
Отправлено #44


Активный

Сообщений: 1 585



Эта песня исполнялась как диалог обманутой женщины с ловеласом мужчиной.
Что ты смотришь с презреньем теперь на меня ?
Разве ласки не милые стали !?
Ты постой, обожди, и не мучь ты меня,
Вспомни, что мы с тобой говорили.

Мы клялися друг друга любить горячо.
Ты сказал, что одну меня любишь.
А теперь ты смеёшься над бедной душой,
И последние чувства ты губишь.

Я когда расцвела, ты погнался за мной,
Полюбил ты меня, надо мной надсмеялся.
Полюбил не меня, не нужна стала я,
Я повяла, как майская роза.

Кто меня целовал, кто блаженство дарил ?
Твои милые карие очи.
Ну а кто изменил, если б милый не ты ?
Кто б заставил пить горькие слёзы ?

Мужчина отвечает. Если стихотворение декламирует девушка, то надевает шапку и продолжает грубым голосом.

Я тебя не любил так, как думала ты,
И любить я тебя не сбирался.
Это были лишь только слова и обман.
Над тобою всегда я смеялся.
Profile CardPM
  0/0  
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14297631Наверх
Рассин
post Jan 10 2015, 11:33 
Отправлено #45


Активный

Сообщений: 1 585



Мать бабушки, Груня, пускала к себе в дом жить разных людей. Жили столько , сколько было нужно. Нашли у неё приют дьячок с женой. Паша Дёмина родила Шуру в доме Груни. Ещё жили Дуня Маленькая, Пелагея с Марфутой, Маняша с дочерью Фёклой. Фёкла родила у Груни ребёнка. Дуняша родила четвёртую девочку. Принимать роды приходила повитуха.
Profile CardPM
  0/0  
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14314907Наверх
Рассин
post Jan 20 2015, 20:23 
Отправлено #46


Активный

Сообщений: 1 585



Цитата(Рассин @ Jul 17 2014, 18:05)
В начале Великой Отечественной войны гражданских лиц привлекали на разные работы. Мою бабушку взяли в Канаш копать противотанковые рвы. Когда бабушка вместе с другими прибыла в Канаш, начальник отряда спросил:
  -Кто умеет готовить?
Бабаня ответила, что она может. С ней пошла еще одна девушка. Их привели в избу, хозяин которой приходился родственником второй девушки. На следующий день они сварили картошку, но пришел начальник и спросил:
- Потерпите ли до дома не поевши? Прибыли красноармейцы , а Вас я отпускаю домой.
- Потерпим, - ответили девушки.
  Бабушка пошла в Можарки, а ее подруга в свою деревню. Рвы они не копали.
  После войны бабушка познакомилась с одной военнопленной немкой, которая сажала деревья вдоль дороги. Немка была молодая, красивая. Потом она умерла в Канаше.
*

На самом деле копать траншеи посылали в Шоркистры. Ехали туда по железной дороге на открытой платформе.

Сообщение отредактировал Рассин - Jan 20 2015, 20:24
Profile CardPM
  0/0  
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307&qpid=14354451Наверх

17 Страницы < 1 2 3 4 5 > » 
/?act=Post&CODE=02&f=38&t=337307Topic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения