Полуразрушенные колхозные сооружения, 2015 год. При советской власти здесь были: коровник, овчарня, свиноферма, курятник, мельница, конюшня, амбары и т.д.
В летние каникулы в 70-х годах прошлого столетия мальчишки позвали меня на «Ток». Так назвали комплекс сооружений для переработки и хранения зерна. Его развалины видны на ранее выложенной мною фотографии. Часов в 12 ночи за мной зашли товарищи, и мы отправились в путь. «Ток» находился за рекой. На входе нас встретил сторож в тёмном пиджаке и кепке. Добротные хлопковые пиджаки и костюмы были в советское время популярны на селе. Вспомните фильм «Любовь и голуби». Но вернёмся к нашему рассказу. Ребята объяснили сторожу, кто я такой и зачем пришёл. Меня пропустили на территорию комплекса. Мы пошли смотреть, как работает зернодробилка. На площадке, освещённой «лампочкой Ильича», лежали мешки с раздробленным зерном. На мешках сидели школьники и разговаривали. Сверху нависала металлическая конструкция с бункером, из которого вниз спускалась жестяная труба. В воздухе витал сладковато-терпкий запах молотого зерна. Лида Косова вместе с другой девочкой развернули мешок и подставили его под трубу. Раздался шуршащий утробный звук, и из раструба посыпалось раздробленное зерно. Наполненный мешок отодвинули в общую кучу. Дети лет двенадцати-четырнадцати, которые были старше меня всего на год или два, работали споро. Я попросил мальчишку объяснить, за что он отвечает, и принцип работы агрегата. С важным видом он показал мне какой-то главный рычаг и как работает дробилка. Вернувшись домой, я долго не мог уснуть и смотрел на огни «Тока» за рекой, слушал гудение работающей техники.
Дядя Ваня, железнодорожный мастер, жил в Урмарах и руководил ремонтными работами на путях. В 40-ые и 50-ые годы женщины вручную пилили сломанные рельсы. На это у них уходило 1-2 дня. Чтобы выполнить работу в срок, Иван часто брал ножовку и пилил сам. Когда пилил, пот шёл с него градом. Один рельс распиливал за два часа. Если была авария на линии, он наравне с рабочими расчищал пути, носил рельсы и шпалы. Иногда работал так, что после работы у него тряслись руки. Спустя некоторое время дядя Ваня переехал в Сергач. Вода в колодцах Сергача содержит много соли. Тётя Нюра, жена Ивана, попросила мою бабушку, приехавшую в гости из Можарок, принести два ведра воды. Потом эту воду налили в кастрюлю и кипятили. Вода испарилась, а на дне осталась соль. Из одного ведра воды получали один стакан соли. В сентябре 1986 года мы, студенты Горьковского политехнического института, возвращались «с картошки». Ждали электричку на железнодорожном вокзале в Сергаче. Я смотрел на деревянные дома в темноте и думал: «В каком-то таком доме жила семья коммуниста-фронтовика Ивана. Моя мама часто гостила у них. Иван с Нюрой не хотели её отпускать в Можарки, хотели, чтобы она всегда жила у них. Жаль, думал я, что никогда не видел их».
Фотография сделана Evgen111. По этой тропке шёл я с остановки к бабушке. За жёлтыми школьными автобусами виден овраг, в котором был пруд. В этом пруду летом купались дети. Некоторые приносили свиные деревянные корыта или железные, для стирки, и плавали в них. Через овраг можно было перейти по бревенчатому мосту. На склоне оврага в землянке жила подруга бабушки Анастасия. О ней я писал раньше. В Сибире ( ударение на последний слог) жила в полуразвалившейся избе одинокая женщина. Зимой ей изба не протапливалась и продувалась всеми ветрами. Женщина вырыла в подполье яму (погреб) и жила в ней. Имя этой женщины не знаю. Ещё на склоне оврага росли шампиньоны. Зимой с горы там катались на лыжах.
Традиции можарских староверов тесно переплетены с Белой Криницей - селом, где под покровительством Австрийской империи жили и процветали русины. Раньше в лугах рядом с Можарками останавливался цыганский табор. Что их связывало с Можарками? По одной из версий село Можарки берёт своё начало в Венгрии от мадьяр. Белая Криница- потерянный рай староверов
Свои гонения на староверов Екатерина 2 начала в 1765 году. Из википедии: «Сенат постановил, что староверам не разрешается строить храмы, и Екатерина подтвердила это своим указом; были снесены уже построенные храмы. Разгрому в эти годы были подвергнуты не только храмы, но и целый город староверов и раскольников (Ветка) в Малороссии, который после этого перестал существовать. А в 1772 г. гонениям подверглась секта скопцов в Орловской губернии. К.Валишевский полагает, что причина сохранения гонений на староверов и раскольников, в отличие от других религий, состояла в том, что они рассматривались не только как религиозное, но и как социально-политическое движение. Так, согласно распространенному среди раскольников учению, Екатерина II, наряду с Петром I, считалась «царем-антихристом».
Это стихотворение размещал раньше без слова "пву".
Дела эти были в двадцатом году: Любил гимназистку я Валю одну. Гулял я на свадьбе, гуляла она. С своим ухажёром всё злила меня. А я был взволнован, был сам не в себе. Пошарил в кармане, наган был при мне. Стрелять я не буду, дела разберу. И подал записку, ответа я жду. «Ах милая Валя! Дай мне ответ !» А Валя отвечает : - Ответа тебе нет. И выстрел раздался, народ прибежал. А Валин папаша меня обвинял. - Ах папочка, папа! Не тронь нашу пву! Во всём виновата ведь наша любовь! А Васька Корчагин стихи ей читал, Взглянул он на Валю, без чувства упал. Когда вошёл в чувство, спросил: -Валя где? А Валя зарыта в сырой земле. -Ах милая Валя, зачем померла? Теперь бы женою моею была. Сижу вот полгода, суда ещё нет. А суд осуждает ещё на пять лет.
Слово "пву" очевидно можно трактовать как память вора-уголовника или как что-то подобное. Бабушка написала стихотворение на листе бумаги. Тут же мои комментарии.
Напротив бабушкиного дома скромно жили Иван с тётей Нюрой, ровесники моей бабушки. В 70-х годах, зимой, я ходил к ним смотреть фильм «Семнадцать мгновений весны». В 80-х годах они уже были пожилыми людьми. Иван был молчаливым. Лицо его украшали пышные усы. Часто он сидел около своего домика, покрашенного в зелёный цвет, курил. Летом я приезжал на каникулы к бабушке. Тётя Нюра всегда вежливо здоровалась со мной. Утром мне хотелось поспать подольше, но гуси своим гоготанием мешали. Тётя Нюра прогоняла их и говорила моей бабушке: -Внук-то у тебя спит, а они мешают. Меня удивляла такая забота чужого человека. Однажды я чинил загородку около дома (палисадник). Дядя Ваня , одетый в рубашку и чёрные брюки, подошёл и спросил меня: -Забор чинишь? -Да, - ответил я. -Молодец, - сказал он и ещё о чём-то спрашивал. Бабушка потом говорила мне, что Иван хвалил меня. Почему-то я подумал, что с дядей Ваней нельзя просто так болтать. Что-то серьёзное было в его лице с улыбающимися, как у тёти Ани, глазами. Дядя Ваня и тётя Аня умерли почти одновременно. Спустя многие годы я узнал, что дядя Ваня воевал в Великую Отечественную войну. С тётей Аней они познакомились на дорогах войны. Скромно и незаметно прожили они свою жизнь, воспитали семерых детей.
У моей бабушки дом был с соломенной крышей. Во время дождя крыша протекала, мы подставляли тазы и вёдра под капавшую с потолка воду. В сильную грозу бабушка уходила к своей подруге Мане Мухановой и ночевала там. Я обычно оставался дома, но один раз тоже ночевал у Мухановых. У них большой дом с кровлей из железа, корова, овцы. Их сын, Ваня, в пять часов вечера ходил «ко стаду» встречать корову. Маня доила корову, а Кузьма шёл пасти. Когда Ваня вырос, то сам стал пасти. Корова у них была огромная и с большими рогами. Семья Мухановых жила на другой стороне улицы. Вечером бабушка шла поговорить с Маней. Кузьма тоже выходил на улицу. Одет он был как дядя Митя из фильма «Любовь и голуби». Кузьма доставал мундштук с папиросой, закуривал. Говорил он скрипучим, простуженным голосом и очень мало. Иногда поддакивал собеседнику или качал головой. Детство его было тяжёлое. Родился он в 30-х годах. Примерно в 10 лет лишился родителей и отправился жить к тёте. У родственников своих детей было много, а время было послевоенное. И пришлось Кузьме стать взрослым, минуя детство. Работал он наравне со взрослыми. Когда вырос, пошёл в колхоз. Умер Кузьма в 80-х годах не дожив до 50-ти лет. Бабушка рассказывала о нём с жалостью. После смерти Кузьмы Маня долго болела и редко выходила на улицу. В 90-е годы она приносила бабушке что-нибудь покушать: кусок пирога, молоко, печёный хлеб. Тёть-Нюра Лапина тоже не забывала мою бабушку и угощала её пирогами и пирожками с вареньем, молоком и т.д. Так, помогая друг другу, пережили наши ветераны войны и труда «лихие» 90-ые.
Сообщение отредактировал Рассин - May 1 2018, 12:27
Памятное видео жительниц села сделано с их полного согласия. Одно время соседка отказывалась. Но в один из последних приездов она без лишних просьб согласилась оставить о себе какую-то память.
В 30-х годах прошлого века, осенью, когда трава ещё не пожелтела, бабушка Александра первый раз прокатилась на поезде. Она, почти двадцатилетняя девушка, с мамой поехала из Казани в Надежинск. Когда поезд тронулся и застучал колёсами, Александра в испуге схватилась за мать руками и на весь вагон закричала: - Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго! Люди в вагоне смотрели на неё и говорили: - В варошный (психбольницу) везут. Думали, что дура. Когда поезд сильно стучал колёсами, Александра молилась громко, а когда слабо, молилась тихо. Пассажиры спросили мать: - Ты куда её везёшь? В варошный? Мать ответила: - Она не сумасшедшая. Просто ни разу в поезде не ездила. Во время обеда пассажиры угостили Александру и её маму Агрофену колбасой и рыбой и ещё на дорогу дали.
Слева моряк ,у которого на ленте написано "Дерзкий". Справа мой дедушка Алексей. Фотография, скорее всего, сделана сразу после Великой Отечественной войны.