Урмары - Вормар. тут уж все просто изначально было поселение где совсем не было воров, поэтому и начали говорить: здесь воров нет, что в переводе на чувашский - кунта вор мар
поскольку они повились придется переименовывать - Ворпур
--------------------
После слов "пора валить!" либерал спрашивает "куда?", а патриот - "кого?". Гуманитарный конвой 1941
Слово Яльчик происходит от Чувашского слова Елчěк, которое обозначает маленькая деревня. Яльчик единственное значимое озеро «Марий Чодра» у которого название имеет тюркские корни — у большинства озёр марийские названия и часто заканчиваются на яр/ер, на марийском означающее озеро. это из Википедии. А вот словарей марийского языка в сети я не нашла, но на чувашское наименование не похоже, имхо.
получается от слов ял (село, деревня) и пěчěк (маленький)
Вон почему основатели нашей деревни еще и назвали ее большим - Большие Яльчики, на чувашском Аслă Елчěк(скорее всего перевод не верный, аслă - великий, а большие - мăн, пысăк) - они же основали деревню на пустом месте, для них там был простор.
Урмары - Вормар. тут уж все просто изначально было поселение где совсем не было воров, поэтому и начали говорить: здесь воров нет, что в переводе на чувашский - кунта вор мар
Урмар - ур мар . Урă - трезвый , мар - отрицание . Вот ещё одно созвучие с алкашами !
--------------------
Чтобы в голову пришла умная мысль , держи крышу сдвинутой .
К какой волости относилось село Килейкасы и как называлось раньше? Сейчас Килейкасы относится к Конарскому сельскому поселению. В свидетельстве о браке предков д.Килей Кассы Тойсинский сельсовет Октябрьского района. Встречал в интернете что раньше относилось к Хорамалинскому сельсовету. А селение Хорамалы передавалось из Шоркистринской волости в состав Воскресенской волости Чебоксарского уезда. Встречал что с. Тойси Чиричкасинского сельпоселения по состоянию на 1917 год относилось к Яниково-Шоркистринской волости. На старых картах встречал село Преображенское и Борщиково, соответствуют ли они Килейкасы? В метриках говорили что встречается Килейкосово. Информации детальной и упорядоченой не нашел. Кто может подсказать?
К какой волости относилось село Килейкасы и как называлось раньше? Сейчас Килейкасы относится к Конарскому сельскому поселению. В свидетельстве о браке предков д.Килей Кассы Тойсинский сельсовет Октябрьского района. Встречал в интернете что раньше относилось к Хорамалинскому сельсовету. А селение Хорамалы передавалось из Шоркистринской волости в состав Воскресенской волости Чебоксарского уезда. Встречал что с. Тойси Чиричкасинского сельпоселения по состоянию на 1917 год относилось к Яниково-Шоркистринской волости.
насчет обсуждения предыдущих названий типа Урмары, Помары - это, конечно, глупости... попалось про Янтиково:
Цитата
В своей истории село Янтиково имело еще два названия: с. Подгорные Тимяши и с. Архангельское. По данным архивных документов село Янтиково (Тимяш, Темяш) упоминается с 1565 года. Первое название этой деревни - Тимяш (Темяш). Оно как наименование населенного пункта закрепилось в XV - ХVI веках при Казанском ханстве. В середине ХVII века из с. Тимяш начали переселяться люди в южные районы республики. Так, в Яльчикском районе есть селения Апанасово Тимяши (Элексей Тимеш), Малые Ярлыки (Тик Тимеш), Тараево (Анатри Тимеш), в Ибресинском районе - Чувашские Тимеши (Чаваш Тимеш, Тавай Тимеш), которые свидетельствуют о том, что люди в эти деревни переселились из д. Тимяши (т. е. из с. Янтиково). В Чувашской республике около 10 сел имеют название Тимяш.
Второе название - село Архангельское. Ещё при Иване IV было положено начало христианизации народностей Среднего Поволжья, в том числе и чувашей. В 1720- 1722 годах Петр I издал несколько указов о христианизации народностей Поволжья. А в 1740 году правительство перешло к решительным мерам христианизации. Проповедники и попы, приезжая в чувашские деревни в сопровождении воинских команд, избивали крестьян, держали их связанными, после чего сгоняли их в озера и реки, вручали крест и давали православные имена. Такими методами с 1740 года по 1759 год основная масса чувашского населения была окрещена. За счёт крестьян же в чувашских деревнях было выстроено много церквей. В 1757-1759 годах в д. Янтиково строилась церковь под названием Михаила Архангела. Отсюда третье название - село Архангельское (Подгорное Темяши тоже).
С истечением времени название нашей деревни Тимяш, Ентек и Архангельское начинают терять свои значения и возникает новое название Янтиково. Происхождение последнего названия имеет двоякое толкование: как географическое понятие подгорья, (янтык - татарское слово), и как происхождение от имени основателя села Ентек. В преданиях сказывается, что первый житель села Янтиково Тимеш со своей женой жил на берегу реки Свияги с детьми Альпаш и Ентек. Отец их отделил. Они, поднявшись по реке Свияга, остановились в соединении рек Кубня и Аль. Вначале место селения было в лесу, около оврага Павар, недалеко от д. Уразлино, но в лесу им было страшно, поэтому они, поднявшись по реке Аль, остановились на месте нынешнего села Янтиково, в низине горы на левой стороне р. Аль. Родство Альпаша разместилось по улице Турикас (ул. Карла Маркса), а родство Ентек - по улице Анаткас (ул. им. Кирова).
2 версии о названии "Шумерля" (с сайта администрации Шумерлинского района)
Цитата
Первая: Около деревни протекает речка, которая берет начало в лесных массивах. С грохотом и большим шумом текли ее воды мимо деревни. Люди говорили: «сак шыв варман семерсе, кашласа анать». От слова «семерсе» и пошло название деревни. Вторая версия: около деревни росло очень много черемухи, по-чувашски - «семертлех» - черемуховые места. От этого слова и пошло название деревни. А по-русски, по созвучию - Шумерля. Первожители появились около реки Шумерлинка около 600 лет тому назад. О жизни первых жителей деревни хорошо знал старожил Шараськин Павел Николаевич. Умер в 1910 году, когда ему было 90 лет. Сам он родом из деревни Шорс Аликовского района. Привлекли его сюда свободные участки земель, и что там можно выращивать хлеб. Приехали они в эти места из-за нехватки земель в своей деревне. Другая ветвь людей появилась из деревни Ассакассы. Из этой деревни переселилась семья Якова. Его семья жила около дома Мажукова Герасима Савельевича. Первожители занимались земледелием, скотоводством. Пчеловодством. Дома в деревне были одиночными, что пугало их от грабительских нападений жителей ближних деревень. Поэтому они стали строиться по улицам в одном месте.
Урмары — Вăрмар. Если перевести слово Вăрмар на марийский язык,вăр-вер,вäр-место, ну а мар-марийцы-Место марийцев. Урмары тоже можно ур-белка,но это врядли,Урмары на русский лад наверно. Еще есть Вурнары — Вăрнар вăр-вер,вäр-место,нар-энгер,äнгыр-река.
оч. может быть что это и финно-угорское название, т.к. от хельсики до салехарда и нефтеюганска огромное кол-во бывших нас. пунктов финно-угорских народов. мар может трансформировавшееся чув. слова вар- овраг. к примеру "вăрăмвар" - длинный овраг
Урмары - Вормар. тут уж все просто изначально было поселение где совсем не было воров, поэтому и начали говорить: здесь воров нет, что в переводе на чувашский - кунта вор мар
Ну детский сад, честное слово. Зачем чушь писать, форум только засираете. Урмары - чув. название Вăрмар, по имени основателя деревни.
Вообще, большинство своих населенных пунктов чуваши называли по имени основателя, либо по каким-либо отличительным геогр. особенностям.
Например, как уже здесь было сказано, Юманай - от обилия дубов. Хурăнлăх (рус. Хуранлых) - сосновый бор Атăл ял (рус. Адылъял) - деревня находится на берегу р. Атăл (рус. Волга) Çут кӳле (рус. Сюткюль) - светлое озеро (если не ошибаюсь)
А вообще, на территорий нынешних Ульяновской и Нижегородских губерний (областей) и Татарстана с Мордовией очень много топонимов чувашского происхождения. В т.ч. название Симбирск (ныне Ульяновск) по-чув. Чĕмпĕр (по имени основателя поселения Чĕмпĕр) Арзамас - аналогично от Арсамас.
И этот список можно продолжать и продолжать.
Интересует топономика чувашских поселений, и возврат поселениям их исторических названий Красноармейское (Передние Траки), Комсомольское и проч. Первомайские