|
|
Краткая история железных дорог Чувашии и Чебоксар , попробовал собрать даты и информацию
•
маха
|
|
просто Мария
Сообщений: 2 228
Из: чувашия
|
почему нет не одной фотографии как делали ж.д. дороги?
--------------------
|
|
|
|
•
маха
|
|
просто Мария
Сообщений: 2 228
Из: чувашия
|
|
|
|
|
•
car-ter
|
|
Активный
Сообщений: 5 045
Из: топора можно кашу сварганить
|
Цитата( корвет @ Feb 22 2022, 15:57) А так, если к теме...изучал масштаб жд перевозок в войну...анриал какойто...цифр не помню конечно...сами железнодорожники приравнены к военнослужащим были...строжайщая, военная дисциплина...ну там...структура охраны станций тоже мощная ...там уже "органы"...патрули/комендатуры и пр....короче любая станция "военный объект"....а уж узловая...там муха не пролетит..хотя и пролетала и шпионы были...тож прошу прощения за офф. Железка до самых 2000-ых была полувоенной. Проводники, начальник резерва, начальник состава, ревизоры... Все ходили по форме, с погонами. Правда в званиях с их лычками и звёздами - сам чёрт мозк сломает. Устав был... ... на даче валяется, найду, сфотаю.
--------------------
Оптимизм - это недостаток информации. (с) Респект минусующим - Вы чертовски мощно помогаете найти истину в полемике.
|
|
|
|
•
car-ter
|
|
Активный
Сообщений: 5 045
Из: топора можно кашу сварганить
|
Цитата Буду рад вашим дополнениям и исправлением к этому тексту. Возможно, про какие-то важные даты я забыл.
Что для вас железные дороги? Какие интересные истории есть у вас с ними в Чувашии? Неплохо было бы упомянуть подземные жд ветки, что находятся под городом. Диггеры есть, у нас, но неохотно дают инфу. Я лично только одну поземку видел и знаю, идёт от аэропорта в сторону тракторного. Узкоколейка с вагонетками, метров пять под землёй, протяжённость не знаю, но более трёх километров лишь одна ветка, со слов стариков.
--------------------
Оптимизм - это недостаток информации. (с) Респект минусующим - Вы чертовски мощно помогаете найти истину в полемике.
|
|
|
|
•
Рыжий кот
|
|
Постоялец
Сообщений: 277
|
Цитата( car-ter @ Feb 23 2022, 11:31) Неплохо было бы упомянуть подземные жд ветки, что находятся под городом. Ты их с трубами канализации не путаешь?
|
|
|
|
•
Рыжий кот
|
|
Постоялец
Сообщений: 277
|
Цитата( маха @ Feb 23 2022, 06:07) почему нет не одной фотографии как делали ж.д. дороги? Так их же не строили, а откапывали после потопа
|
|
|
|
•
car-ter
|
|
Активный
Сообщений: 5 045
Из: топора можно кашу сварганить
|
Ты их с трубами канализации не путаешь? Часто у нас трубы в канализации диаметром больше БОСовских, узкоколейки с вагонетками прокладывают? Часто приезжают люди из-за бугра, строить эти шахты? Наверное я - путаешь..
--------------------
Оптимизм - это недостаток информации. (с) Респект минусующим - Вы чертовски мощно помогаете найти истину в полемике.
|
|
|
|
•
car-ter
|
|
Активный
Сообщений: 5 045
Из: топора можно кашу сварганить
|
Цитата( маха @ Feb 23 2022, 06:07) почему нет не одной фотографии как делали ж.д. дороги? Есть как Казанскую строили, у нас так же думаю было, есть Мокринский, который вы Римлянам приписали. Вторая фотка Алатырь вроде, третья - Казань. Сообщение отредактировал car-ter - Feb 23 2022, 12:54
Присоединённые эскизы
--------------------
Оптимизм - это недостаток информации. (с) Респект минусующим - Вы чертовски мощно помогаете найти истину в полемике.
|
|
|
|
•
корвет
|
|
Активный
Сообщений: 21 282
|
Цитата( маха @ Feb 23 2022, 06:07) почему нет не одной фотографии как делали ж.д. дороги? Про жд не помню, а как автодорогу чебоксары-канаш стрили было гдето...вроде и "старых фото". Вот вспомнил ещё...разговаривал с одним мужиком давно...должность не помню....то ли разметчик то ли как...то ли просто путеец. В общем они на ветке чебоксары канаш ствили пикетные столбики через каждые сто метров и километровые столбы...мерили обычной рулеткой. Сообщение отредактировал корвет - Feb 23 2022, 15:52
|
|
|
|
•
корвет
|
|
Активный
Сообщений: 21 282
|
Цитата( car-ter @ Feb 23 2022, 11:21) Железка до самых 2000-ых была полувоенной. Проводники, начальник резерва, начальник состава, ревизоры... Все ходили по форме, с погонами. Правда в званиях с их лычками и звёздами - сам чёрт мозк сломает. Устав был... ... на даче валяется, найду, сфотаю. Дык там вообще все в форме ходили...и стрелочники и смазчики и путевые обходчики. У меня очередной комп накрылся и весь скаченный запас по жд тематике рухнул...не копировал ни в облака ни на флешку....много интересно было именно про старые железные дороги. Из бумажного варианта имею книгу энциклопедия железнодорожного транспорта....там есть объяснение, почему перешли с колеи 1524 на 1520....книга рядом, но забыл....с товарными составами чтототам. Есть список всех министров путей сообщения с дореволюционных времён...генеральская должность фактически. Там и на руках и на погонах "золото". Охрана станций в тылу самими "перевозчиками"....часовые на платформах с танками/катюшами...грузы маскировали, а бывало и в открытую. Воинов за пределы станции не выпускали, хотябы и свою родную проезжаешь и дом рядом. В прифронтовой полосе уже намного жестче...спрыгнуть с вагона и поразмять ного можешь...а пополнение "запасов" еда/вода/топливо для вагонной буржуйки уже неск человек отряжались. На длительных стоянках имело место быть "выпуск в город"....но опять, не в одиночку а подразделением....чтоб друг за другом следили и нежелательных контактов не имели. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТУКАЧ на отделение...инструктаж там и пр. Меняли мыло/махру на самогон....
|
|
|
|
•
car-ter
|
|
Активный
Сообщений: 5 045
Из: топора можно кашу сварганить
|
Цитата( корвет @ Feb 23 2022, 15:46) Меняли мыло/махру на самогон.... У нас по иному было, офф конечно, но... ...связан с железкой. Водяры пузырь 37 рублей стОил в магазе, в дорогу проводники брали по три бутылки. Пива ящик. Чебоксары - Москва 53-54 поезд. Шпалы считать с пяти вечера до семи утра, мужики нажирались, ночью недогон, брали у нас пузырь за сотку. Ну а и ближе к Москве брали на опохмел пиво, тоже с тройной наценкой. Зарплата была тогда копеешная, за счёт этого и выживали, микрокомерсы... Вещи возили с чиркизона, в Канаше переплетались с проводниками южных направлений, перекупали у них веники лавровые, специи, персики... Весело было. По теме глубже - узкоколейки ещё шахтовые есть, в Вурнаском р-не над озером вроде давно разобрали, а под Янтиково возле карьеров добыча ещё ведётся, туда надо сьездить, места живописные, карьеры выработанные с водой прозрачной, техника советских времён.
--------------------
Оптимизм - это недостаток информации. (с) Респект минусующим - Вы чертовски мощно помогаете найти истину в полемике.
|
|
|
|
•
корвет
|
|
Активный
Сообщений: 21 282
|
Цитата( car-ter @ Feb 23 2022, 12:46) Есть как Казанскую строили, у нас так же думаю было, есть Мокринский, который вы Римлянам приписали. Вторая фотка Алатырь вроде, третья - Казань. Оооо, благодарю. В своё время по жд форумам лазил...но не с кочки зрения ИСТОРИИ, а с чисто технической. Как чего устроено, как происходило развитие. Кучу литературы перелопатил ессно. Удивлялся "историкам" в чистом виде. Их (историков жд) интересовало: наименования железных дорог номера локомотивов "смена" номеров одного и того же локомотива при технической переделке ли, иль при передаче с одной дороги на другую.. эт по части локо...по части вагонов тож самое....а эт чей? а этот? У этого шпренгели есть, а этого куда делись? И т.д. Поэтому сорре за отступ от истории, но к технике... на первом снимке паровоз сходу не опознаю, копать надо, сравнивать подетально.... на четвёртом...казалось бы всё ЯСНО? "Ч" с верхним индексом, 448...название жд смутно. Решил копнуть поверхностно, в букваре у Ракова (не трогая "томники" товарные паровозы)...и что? Сам чорт голову сломит...вообще, самое запутанное, что в жизни встречал, это вакханалия в обозначении локомотивов. Шло стремительное развитие....никто не заморачивался с ЕДИНОЙ классификацией...позже больмень упорядочили. Самое ближайшее к вашему снимку (Ч 448) что нашел (с): Благоприятные результаты применения на паровозах перегретого пара побудили ряд железных дорог оборудовать пароперегревателями построенные паровозы, работавшие на насыщенном паре. Так, в 1910-1914гг. на Московско-Казанской жд, пароперегревателями были оборудованы 6 паровозов серии Ч (индекс "к" вверху) (№215, 216, 219, 220, 229 и 230). и 13 паровозов серии Ч (индекс "н" вверху) (№246, 277, 284, 291, 297, 343, 346, 351, 356, 362, 369, 391 и 448, которые получили обозначение серии Ч (индекс "п" вверху) и номера соответственно: 601 - 606 и 607 - 619. Индексы, конкретные данные: Паровозам "правительственного запаса" в 1912 г. было присвоено обозначение серии "Ч" ("к" вверху) (четырёхосный, проект Коломенского завода) Далее..."н" внизу Невский завод, "н" вверху: тип 0-4-0 с машинами компаунд -указывал на то, что в проектировании локомотива участвовал инженер Е.Е. Нольтейн...далее вакханалия с индексами...Ч б -брянский, Ч п - путиловский и т.д. В итоге прихожу к выводу: на снимке надпись на будке Ч(икс) 448 обозначает: паровоз формулы 0-4-0, построенный на коломзаводе, с усиленным трёхосным тендером, оборудованный паропереграветелем (хз, какой системы...там этих пароперегревателей тоже вагон и маленькая тележка)... Ну и надпись над номером Каз ж.дС вагонами, для меня жесть...впервые вижу...ща ка внимательней гляну... на верхнем снимке, где Канаш...ПРЕЖДЕ...прям как ДЖД (детской железной дороге)....что за тип, как - чего....тут ХЗ....впрочем не знаток в вагонах, но непривычно...обычно же площадки были, чуть утопленные...а тут прям...как современный вагон...по "крОю"...
|
|
|
|
•
корвет
|
|
Активный
Сообщений: 21 282
|
Цитата( car-ter @ Feb 23 2022, 20:41) У нас по иному было, офф конечно, но... ...связан с железкой. Водяры пузырь 37 рублей стОил в магазе, в дорогу проводники брали по три бутылки. Пива ящик. Чебоксары - Москва 53-54 поезд. Шпалы считать с пяти вечера до семи утра, мужики нажирались, ночью недогон, брали у нас пузырь за сотку. Ну а и ближе к Москве брали на опохмел пиво, тоже с тройной наценкой. Зарплата была тогда копеешная, за счёт этого и выживали, микрокомерсы... Вещи возили с чиркизона, в Канаше переплетались с проводниками южных направлений, перекупали у них веники лавровые, специи, персики... Весело было. По теме глубже - узкоколейки ещё шахтовые есть, в Вурнаском р-не над озером вроде давно разобрали, а под Янтиково возле карьеров добыча ещё ведётся, туда надо сьездить, места живописные, карьеры выработанные с водой прозрачной, техника советских времён. Было дело...КРУГОМ....не тока жд....там такси, ипподром, винные магазины ПЕРВЫЕ В ЭТОЙ ЦЕПОЧКЕ...хотя не...до них стоЯт автобазы ("винные") ну и заводы конечно же. На пустом месте торгаши миллионерами становились....вышу уж молчу...тоже сорре за офф. А про "кротовые железные дороги в Чувашии" не знал. Благодарю за просвещение. Москва вся ископана...док фильм показывали, частично раскрыли, часть за кадром. Ничего в общем-то особенного...ну есть ходы и есть....гораздо интересней, как копали всё это....при честном народе....уже при вырытом метрополитене. Там жешь не будешь говорить, что новую станцию роем)) Как-то вот....ночами....оцепляли, грунт вывозили. Поражает другое, зачем за ГОРОД цепляться? Полно места рядом...в подмосковье (хотя и там рыто-переразрыто)...не железкой, но туннелей дофига. ПС, вдогон. Нижний снимок тоже интересен...оказывается этот тн "мокринский" мост тип "типового" сооружения....ещё были снимки этого проекта (сколько именно "мокринских мостов" было, не помню...ОДИН-ТО уж ТОЧНО) Поражает "ровность" рельсов....обычно на снимках " в перспективу" видны косяки в "вихлянии путей"...там главное колею соблюсти....а сам путь бывает...."как бык поссал" извиняюсь за авиационный термин....там так говорят, когда на рулении вихляешь)) Скорее всего путь недавно уложен...да и видно...что чистенький, новьЁ...либо после ремонта только что. Вот ещё...конечно ЗАРАНЕЕ знаю про повороты, но ведь и на снимке чувствуется, что правый рельс ВЫШЕ, чем левый? Если внимательно приглядеться? Где-где....но в России железная дорога это ОТДЕЛЬНЫЙ МИР, государство в государстве. Сейчас чуть меньше конечно...но в года 1900 - 1990 именно так. Сообщение отредактировал корвет - Mar 11 2022, 16:32
|
|
|
|
•
корвет
|
|
Активный
Сообщений: 21 282
|
Из первого поста (с):
"Она была закончена в 1939-1940 годах. Линия довольно сильно петляла и была протяженностью 101 километр.
Почему так много? Ведь между вокзалами по прямой всего 68,3 километра. На этот счёт есть неподтверждённая байка. Якобы, на железные дороги протяженностью 100 километров и более деньги выделялись из центра. Вот линию искусственно и удлинили. "
На то время врдяд ли. Там не только деньги, а и все проекты шли только из центра. Сама по себе Чувашия ни о каких "самостоятельных" железных дорогах и думать не могла. Реально, в лаптях ходили в те годы...не УТРИРОВАННО, а БУКВАЛЬНО. В начале 60-ых и до середины: ЛАПТИ на зеленом базаре продавались, НЕ КАК СУВЕНИРЫ, а как обувь....по размерам. Но это было "окончание" века лаптей и переход этой обуви из липового лыка в сувениры.
Сам по себе путь начинается с "исследований", всяких...геодезия конечно же на первом месте. Там объём землеройных работ (самое трудоёмкое), учитывая....что лопатами земельку перекидывать придётся, как на Сурском рубеже типо. Основное: создать ПРОФИЛЬ ПУТИ, как можно дешевле. "Горки срыть, ямки засыпать"....поезд имеет ограничения по "генеральным" подъёмам....подъёмы ОГРАНИЧЕНЫ по "метр/на километр". Можно двумя локомотивами тянуть, можно с поддталкивающим, можно тремя с промежуточным и т.д.....НО...это уже тяжеловесные поезда на том же самом профиле пути.
Вот БАМ проектировался примерно в те же годы...само по исследование и "прокладка" пути по карте...строили десятками лет позже....по деньгам не тянули, а там война и пр.
Позже техника появилась...и то...ВСЕЙ СТРАНОЙ, стройотряды и пр. Даже на желодор стройотрядовские проводницы обслуживали..в частности поезд Москва-Тында с Ярославского...ехал правда всего в Галич Костромской. Впервые вагон изнутри отделанный корчневым пластиком под хрен знает, какое дерево....НО...в отличие от остальных вагонов, отделанных пластиком "а-ля" кухонный стол/шкаф было непривычно. Сам вагон вроде "аммендорф" (ГДР)....здесь путать могу...обычно любопытен к техническим деталям...таблички в коридоре читаю, типо: "этот вагон построен на заводе аммендорф в 19ХХ году..номер там и пр.)...кста, среди КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ ценятся все эти артефакты...особенно старинные, и особенно с локомотивов...там гербы всякие и пр....за раритеты на аукционах десятки косарей во вражеских бумагах. Ну...там как со всякими "монетами"...поделки пошли уже...
Возвращаясь к началу...ВРЕМЯ в пути Канаш-Чебоксары просто ЗАШКАЛИВАЕТ. Вот ещё вспомнил...при совке вроде, статья в прессе: "машинист предотвратил крушение" (или аварию, не дословно)....в общем ПУТЬ РАЗМЫЛО....именно на линии МСК_ЧЕБ....здесь скорее всего на участке МСК-КАНАШ, НО....НАШ машинист в это время занимал перегон и заметил...ночью....всё по-памяти, но ФАКТ РЕАЛЬНЫЙ, не рассказанный. У кого подробности есть, поделитесь плиз. НАПОМНЮ, никакой ававрии НЕ БЫЛО, просто заметил и тормознул. Ночью, имхо...при свете лобового прожектора такое заметить...подмыв грунта под рельсосшпальной решеткой....эт ...во всяком случае повторюсь, это именно ФАКТ, не байка. Газета....иль "СЧ"....а может "Гудок"? И почему-то ТЭП-10"СТРЕЛА" (который от Черустей до Чеб водил пассажирские Чувашия) в голове отложился...но тут смутно. Всякие взрывы арзамасские и пр. разливы помню....а с пассажирскими НА НАШЕМ ПУТИ (Мск-Чеб) не помню...
|
|
|
|
•
корвет
|
|
Активный
Сообщений: 21 282
|
А вот СЛУЧАЙНО сюда не заходят историки железных дорог? Имею ни у кого нет расписания ПРИГОРОДНЫХ поездов начала 60-ых?
Вот отчетливо помню паровоз, зелёный, пассажирский...сравнивая детские смутные и сегодняшние познания, прикидываю...это "Су" (сормовский усиленный)...станция Чебоксары...но ПРИЕЗЖАЛИ из Казани в Чебы...как? С пересадкой в Канаше, чтоли? Так-то летом ракета/метеор по Волге...но зимой/осенью/весной? Никаких машруток/автобусов и не было....тока поезд...интересно, поезд Казань-Чебоксары был или нет? Ну и обратно...не всякие там прицепные вагоны, а прямое сообщение? Как-то ведь в Казань ездили? И не по автодороге, а именно по рельсам? С Урмар до Казани все деревни ездили на рынки колхозные торговать (куриные яйца/сливочное масло)....обычный пригородный...а вот с Чебоксар?
ПС. Мож кому интересна история ЖД времён войны, прекраснейший рассказ есть, от Александра Исаевича Солженицына : "Случай на станции Кочетовка"....
Сообщение отредактировал корвет - Mar 11 2022, 18:04
|
|
|
|
|
|
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
|