Поездка на остров Боракай (Филиппины) на весенние каникулы 25.03-10.04.2017
Авиабилеты Москва - Стамбул - Манила - Стамбул - Москва на весенние каникулы 2017 года я взял еще летом 2016 года. Тогда у Turkish Airlines были хорошие скидки после произошедшего терракта в аэропорту Стамбула, и перелёт на одного человека обошёлся всего в 22900 рублей (около $360).
В поездку я отправился с женой и старшей дочкой (10 лет). Время выбрал специально, чтобы сильно не отлучаться от школы.
Перед покупкой авиабилетов я подробно изучил прогноз погоды, и пришёл к выводу, что именно март-апрель самое лучшее время для поездки на остров Боракай - погода в это время идеальная.
Был выбор между Филиппинами и некоторыми другими странами ЮВА, но Филиппины оказались более интересными. Вот только маршрут от Чебоксар до Боракая выглядел жутковато. Если вкратце, то:
1) Сначала надо долететь из Чебоксар в Москву; 2) Потом провести целый день в Москве и лететь в Стамбул; 3) В Стамбуле пересадка 2 часа, после которой будет 12-часовой перелёт в Манилу; 4) В Манилу мы прилетаем вечером, и нельзя сразу улететь в сторону Боракая, так что придётся ночевать в столице Филиппин; 5) После этого предстоит полёт из Манилы в Калибо. Лететь всего час; 6) Из Калибо надо полтора часа ехать на автобусе до пристани; 7) Ну и напоследок надо переплыть на остров Боракай и оттуда уже доехать до отеля.
Забегая вперёд скажу, что дорога от порога дома до отеля заняла 2,5 дня. Это были интересные дни, мы увидели за это время что-то новое. Но ехать пришлось долго. Так далеко я пока еще никуда не ездил - даже в Бразилию добирался быстрее.
Но ничего, вроде справились.
Внимание! Поездка состоялась 2,5 года назад! За это время остров Боракай успели закрыть на капитальный ремонт. И могли измениться цены, условия поездки и много чего ещё. Я начал писать отчёт сразу после поездки, но не дописал. В сентябре 2019 года нашёл черновик, и решил закончить отчёт.
Сообщение отредактировал alexey - Sep 4 2019, 10:18
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Боракай - филиппинский остров с идеальными пляжами. Его хвалили во многих рейтингах, писали, что именно там пляжный отдых №1. В Филиппинах, насколько я понял, это один из самых популярных курортов.
На пляжах лепят такие красивые фигуры. Сфотографировать их и сделать фото на фоне можно только за деньги.
Остров этот облюбовали для отдыха иностранцы. Для самих филиппинцев он очень дорогой. Туда ездят в основном китайцы (Гонконг, Тайвань, КНР), есть какое-то количество русскоязычных туристов (в основном с Дальнего Востока) и европейцев/американцев.
Боракай - дорогой курорт по филиппинским/азиатским меркам. Его очень ругают в отчетах за высокие цены. Но цены там явно ниже, чем в Гонконге/Сингапуре.
Стоит не забывать, что Боракай - очень маленький остров. Его площадь - чуть больше 10 квадратных километров.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Утром 25 марта мы отправились в путь. Сначала полетели из Чебоксар в Москву на Ютейр. Потом утром пошли гулять по Москве. В столице было холодно, и мы отправились в Третьяковскую галерею, потом погуляли по центру и поехали во Внуково.
Как я побывал в Турции сам того не желая
Проблемы начались при сдаче багажа турецких авиалиний. Меня очень насторожил вопрос сотрудника на стойке регистрации "Вы багаж до Стамбула или Манилы отправлять будете?". "До Манилы" ответил я после некоторого замешательства. Если летишь со стыковкой, то багаж идёт до конечной точки. Зачем нам чемоданы в Стамбуле?
Но сотрудник не унимался и задал вопрос в какой именно день мы прилетаем в Стамбул? А я и не знал на него ответа. Прилетаем мы туда в районе полуночи. Но сколько это будет по московскому времени - я не задумывался даже.
В итоге сотрудник сообщил, что два чемодана из трёх смог поставить до Манилы, но вот один чемодан, к сожалению, полетит только до Стамбула. Какая-то ошибка в программе. Его надо будет "перехватить" в Стамбуле. Там ничего сложного.
Я не стал спорить, взял билеты и багажные квитанции. До меня не сразу дошло, что для перехвата багажа надо будет переходить границу. А стыковка у нас всего 2 часа. А самолёт из Москвы может задержаться. Млин, что за засада такая!
Я пожаловался на этот счет сотрудницам Туркиш Айрлайнс в зоне вылета. Они сначала не поверили, что такое может быть. Потом говорили, что может я попросил отправить багаж только до Стамбула. Ситуация, насколько я понял, была очень редкая. И исправить уже ничего нельзя - придётся мне перехватывать багаж в пути.
Когда члены семьи узнали, что они пойдут на транзит, а я перейду границу Турции и попробую за час "перехватить" багаж, было что-то вроде паники. А вдруг я не успею? А вдруг самолёт задержится? А вдруг еще что-то произойдёт? А что делать, если я до окончания посадки не подойду? Лететь дальше или оставаться в Стамбуле?
Процесс перехвата багажа
В принципе, ничего страшного не произошло. Я передал все свои вещи кроме паспорта семье и помчался в сторону границы. Очередей на её прохождение не было, вопросов мне никаких не задавали, а просто поставили штамп (а то, что бы я ответил относительно цели своего визита?), далее я быстро нашёл багажную ленту, дождался появления на ней багажа и наш чемодан появился одним из первых. Это был небольшой чемодан, так что его не надо было оформлять как багаж, а я просто взял его как ручную кладь.
И опять пошёл на границу. Прошёл проверку безопасности и паспортный контроль. У пограничника не вызвало вопросов то, что я 15 минут назад пересёк границу и возвращаюсь обратно. Штамп был получен, и я оказался в зоне вылета. Всё заняло полчаса времени, я получил два дополнительных штампа в паспорт и побывал в Турции
Дальше последовал длинный 11-часовой перелёт до Манилы.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Кстати, обратно из Манилы в Стамбул надо лететь еще дольше - 12 часов.
Насколько сложны длинные перелёты?
"Как можно летать в самолёте по 10-11-12 часов и более? Да за это время устанешь как черт! Лучше уж не летать никуда такими длинными рейсами!" такие мнения я слышал неоднократно.
Сейчас у меня закончился 12-часовой рейс из Манилы в Стамбул. А с учетом посадки в самолёте пришлось провести 13 часов. И прошло это время, в принципе, нормально.
Тут важно с чем сравнивать. Самыми ужасными поездками на моей памяти были автобусные перевозки из Чебоксар в Москву и обратно. Их я застал в 90-х годах и, может быть, в начале нулевых. Вот там была жесть и скотство.
Ехать приходилось примерно столько же по времени (около 13 часов), иногда автобусы попадали в пробки. Сиденья были гораздо менее удобные. Постоять в проходе автобуса, насколько я помню, возбранялось. В автобусах не было биотуалетов, а заменяла их скотская процедура под названием "Мальчики - налево, девочки - направо". Была обязательная остановка в Лысково.
Лысково - этот населенный пункт на трассе М7 я до сих пор вспоминаю с отдельным отвращением и содроганием. Кажется, туалеты там были такими как на картине Василия Шульженко. Да и всё в Лысково было таким же отвратным. Бр-р-рр!
Спрячу картинку под спойлер
Ещё автобусы ломались, в них иногда очень плохо работало отопление, и было либо ужасно жарко, либо очень холодно. Там крутили чудовищные фильмы с VHS-кассет.
Ещё были торговки - наглые тётки, которые ездили на автобусах закупаться на рынках. Они в этих автобусах практически жили. От них не было особых проблем, кроме заполненной барахлом задней части автобуса.
Но самым неприятным моментом в междугородних автобусных перевозках были дебоши в автобусах. На автобусах ездило немало алкашей-неадекватов, которые напивались, портили поездку другим пассажирам, утраивали драки с водителями. Особенно их много было по дороге из Москвы в Чебоксары, где эти скоты пропивали полученные заработки.
Как всё это скотство можно сравнивать с 10-13-часовым авиаперелётом? Где и кормят в дороге, и поспать можно, и много различных мультимедийных активностей, и просто можно в проходе постоять. Особенно хорошо летать ночными рейсами - садишься, засыпаешь, просыпаешься за 2-3 часа до посадки.
Кстати, дочка перенесла перелёт очень хорошо. Я, кстати, тоже. 26 марта у нас был очень короткий день - 19 часов. Разница во времени между Москвой/Стамбулом и Манилой 5 часов. Мы вылетели в районе 2 часов ночи, а прилетели после 6 часов вечера.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Манила - это город, который туристы очень не любят. Его называют одним из ужаснейших городов Азии, сравнивая с индонезийской Джакартой. Считается, что в Маниле очень грязно, многолюдно, смог и пробки.
Путешественники оставляют отзывы вроде: "Ни в коем случае не останавливайтесь в этом городе-помойке! Лучше сразу же улетайте на острова!". Я был недавно в городе-помойке Дели и стал подозревать, что в Маниле всё примерно также. Но в отличие от Дели, Манила еще и опасный город - в путеводителях советуют вечером из отеля не выходить. И мы послушались этих советов и до утра сидели в номере. Кстати, гостиницы в Маниле недорогие.
Местные дети не боятся купаться в море
Но, на первый взгляд, Манила оказалась вполне цивильным городом. Подкупило сразу то, что прямо в аэропорту можно поменять доллары на местные песо по очень выгодному курсу (лучше, чем в городе). Курс был ровно 50 песо за доллар.
Во-вторых, в Маниле есть дороги с действующими правилами дорожного движения, светофорами, пешеходными переходами. Движение здесь совсем не такое хаотичное, как в Дели. И, вообще, столица Манилы на Индию не похожа.
Нормальный это город. К такому выводу пришли мы, когда решили прогуляться утром. Там и магазины нормальные были, и пешеходные дорожки, и торговые центры крупные - всё цивилизовано. И не выглядело всё так, что в городе очень опасно. Следовало, наверно, и вечером погулять.
В Маниле очень дешевое такси. Я завёл местную симкарту, зарегистрировался в Убере и совершил первые недорогие поездки. Если официальное такси отвезло меня из аэропорта до отеля за 530 песо ($10.6), то на Uberе обратно я доехал уже за 170 песо ($3,4).
На первый взгляд, Манила показался скучным городом. Тут я не обнаружил чего-то очень удивительного.
Забегая вперёд скажу, что Манила - громадный и очень разный город. И многое зависит от того, где именно вы поселитесь. Есть много бедных и неблагополучных кварталов. Мы поселились в первую ночь в центре города. А есть и шикарный дорогой район, где очень красиво и цивилизованно. Там мы остановимся на обратном пути.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
На обратном пути мы тоже летели через Манилу. И я запланировал на город чуть больше дня. На этот раз я решил остановиться не в историческом центре, а в деловом районе Maкати.
Наш номер на обратном пути
И тут я офигел. Макати - это фешенебельный и очень цивилизованный район, с высокими домами, крутыми торговыми центрами. Макати напоминает Сингапур или Гонконг, он гораздо цивилизованнее чем центр Бангкока или Куала-Лумпура.
Рекомендую по пути на острова остановиться на один день именно в Макати. Тут всё очень цивилизовано, и нет никакой жести. Именно в Маниле очень невысокие цены - на такси, на еду, на отели.
Автомобильный город
На Филиппинах очень сильное американское влияние. И сказывается это не только в виде автобусов Джипини, но и в повышенной автомобилизации городов. В Маниле нет нормального метро, зато автомобилей видимо-невидимо. И под них построено какое-то фантастическое число парковочных комплексов, развязок и дорог. Что-то подобное я видел в Дубаи, такой представлял США.
Манила - город автомобилей. Но, к сожалению, большое количество парковок, развязок и платных дорог не спасают от пробок. Они здесь, по моему субъективному мнению, больше чем в Москве.
Модный показ в торговом центре
Метро и контрасты
В Маниле есть метро, но оно небольшое по Московским меркам и ужасное. Цивилизованность района Макати заканчивается там, где начинается метро. Уже у входа много грязи и нищих, уже на станции всё меняется до неузнаваемости. Заходя в метро и уезжая на 2 станции в сторону, понимаешь что перенёсся из Сингапура куда-то в Индию. Появляются толпы народа, очереди, нищета и грязь.
Я сначала скептически относился к отзывам, в которых Манилу называли помойкой. А потом пришёл к выводу, что Манила - это город контрастов. И, если вам не очень хочется наблюдать нищету, то лучше останавливаться в Макати или каком-то другом фешенебельном районе города.
Вид на простой район города
В целом в Маниле мне всё показалось безопасным. Хотя... у каждого торгового центра стоит охрана с металлоискателями. И на входе в метро проверяют, как в аэропорту.
Дорога в аэропорт
К сожалению, метро от аэропорта до центра города не ходит. И самый простой способ добраться - это такси. Я бы советовал прилетать, подниматься в зону вылета и ловить такси там. Водители с радостью едут по таксометру. Ускорить процесс передвижения можно с помощью SkyWay - системы платных дорог, которую надо будет дополнительно оплатить водителю. В моём случае платные дороги обошлись в 65 песо ($1,3).
Учтите также, что в аэропорту Манилы 4 терминала, и они находятся довольно далеко друг от друга. Прилетите вы скорее всего в один терминал, а улетать будете из другого. Между ними опять же придётся ехать скорее всего на такси.
Сам аэропорт Манилы показался очень неуютным и переполненным. А в очереди на регистрацию Turkish Airlines мы простояли больше часа. Не знаю - причина тут в Турецких авиалиниях или в аэропорту.
Времени в Маниле хватило только на то, чтобы несколько часов погулять.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Калибо - основной аэропорт, в который прилетают туристы на Боракай. Он находится в полутора часах езды на автобусе до пристани. Но есть еще аэропорт Катилан. Он находится совсем рядом с пристанью. В последнее время аэропорт Катилан развивается - ему удлинили взлётно-посадочную полосу, в конце 2016 года он начал принимать средние самолёты. Но на Калибо пока рейсов больше.
В Калибо, я слышал, есть прямые рейсы из Гонконга и Куала-Лумпура. Оптимально было бы полететь по маршруту Москва - Гонконг - Калибо. Но я в продаже прямых билетов из Гонконга не нашёл. Так что взял недорогие билеты - AirAsia туда и Philippine Airlines обратно. Перелёт в одну сторону на одного человека обошёлся примерно в 2500 рублей.
Лететь всего час. При выходе из аэропорта можно сразу взять услугу трансфера. Трансферные компании встречают все рейсы - даже если вы прилетите ночью, то спокойно доберётесь из Калибо до Боракая.
Трансфер от компании Southwest обошёлся нам в 1800 песо на троих. Дорога до Боракая заняла у нас два часа, а потом уже мы взяли трайцикл за 150 песо, который довёз нас до отеля.
Цитата
7) Ну и напоследок надо переплыть на остров Боракай и оттуда уже доехать до отеля.
Вот тут-то и приходит осознание, как далеко ты забрался.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Приехали мы поздно и заселились в очень хороший 4* отель с рейтингом 9,1 на Букинге. Рейтинг был высоким не просто так - персонал отеля был очень радушным, комнаты большие, нас встретили как долгожданных гостей.
Вообще в Азии очень хорошо то, что с ребёнком до 11-12 лет можно заселиться во многие отели без дополнительных затрат. Как-то лучше они к детям относятся. Нам еще и талоны на завтрак дали сразу на всех троих (хотя на Букинге писали, что на детей они не положены).
В первый же вечер мы пошли в магазин, купили воды и продуктов. И прогулялись по пляжу и пешеходным улочкам. Каким же прекрасным показался Боракай в первый вечер! Он был прямо идеальным курортом.
На Боракае очень крутая вечерняя (и возможно ночная жизнь). Остров преображается, открывается много кафешек, устраивается масса концертов - всё очень оживлённо и весело. Мы шагали по вечернему Боракаю, смотрели на происходящее и радовались, что наконец добрались. Как же круто было добраться до острова мечты!
Конечно, кое-кому показалось, что вода на пляже не такая уж и идеально чистая. Но это мы списали на тёмное время суток и усталость.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
После завтрака мы сразу же побежали на пляж. Наш отель находился в 5 минутах ходьбы от ветреного пляжа и в 10 минутах ходьбы от самого большого пляжа острова White Beach.
И вот на Белом пляже вода цвела! Прямо как в Чебоксарах летом. Вот тебе и "как в рекламе баунти"! Я подробно изучил прогнозы погоды, а про такую деталь, как возможное цветение воды, посмотреть забыл. Я не представлял, что где-то на далёком филиппинском острове морская вода могла цвести. Вот это поворот!
К счастью, вода цвела не везде равномерно. А были места на Белом пляже где цветения практически не было. Там мы и искупались. Больше всего плавала дочка - сначала с мамой, потом со мной. Неудивительно,что на следующий день она обгорела.
Фото
Я полез в интернет почитать, что пишут про цветение воды на Боракае. Там успокаивали, и писали что:
1) Вода цветёт не везде. На большинстве пляжей цветения нет; 2) На том же Белом пляже цветение только в некоторых местах. И в большинстве мест его нет. 3) Цветение длится недолго - в конце марта и в начале апреля.
Позже я понял, что успокоения были неправдой. Вода цветёт как минимум с конца февраля и до середины апреля (а может и дольше). Что про цветение воды пишут как про экологическую проблему, и вообще это (судя по публикациям на news.google.com) главная проблема острова Боракай.
Так что, если вам нужны райские пляжи, то лучше весной на Боракай не ездить. А уж на весенние каникулы так вообще нежелательно.
С другой стороны, цветение воды - это не так критично. Зелёная вода только у берега, а если отплыть, то всё становится нормально. Плюс всегда можно найти места на пляже, где цветение сведено к минимуму. Но впечатления об идеальном пляжном отдыхе всё равно весной будут испорчены.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Сразу скажу, что я не любитель пляжного отдыха. А уж пляжный отдых с детьми, растянутый на 11 дней, - нечто очень непростое.
Большинство из этих полных 11 дней проходили у нас как дни сурка. Просыпаешься в 8 утра, умываешься, идёшь на завтрак, после завтрака собираешься на пляж, затем идёшь на одно и тоже место и там купаешься до обеда. После идёшь искать, где бы поесть, обедаешь и отдыхаешь после этого в номере. Ближе к 14-16 часам возвращаешься на пляж, проводишь там какое-то время, встречаешь закат (время перед закатом самое лучшее), идёшь ужинать. После ужина гуляешь по пляжу, занимаешься математикой (часто жена с дочкой занимались математикой, а меня отпускали гулять).
Описывать каждый день очень сложно.
Скажу лишь, что первые три дня мне процесс нравился. Потом стало не хватать "движухи", и от этого я страдал еще около 5 дней. Ну а после я расслабился и просто полюбил прогулки вдоль берега в расслабленном виде.
Дальше я попытаюсь описать плюсы и минусы Боракая.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Про цветущую воду я уже написал. Скажу про приставучих продавцов.
Они продают товары и услуги, их на Боракае очень много. И, похоже, что в их работе нет особых ограничений. Потому, придя на пляж, вы будете атакованы всякого рода торговцами. Они будут подходить к вам пока вы идёте по пляжу, когда вы отдыхаете на песке. И даже, когда вы плаваете, к вам будут подплывать и предлагать доски на прокат.
Торговцы залезают к вам в ваше личное пространство, они навязчивы как мухи, и это очень плохо. Поначалу торговцы меня сильно раздражали, потом я как-то с ними смирился. Возможно, что не загорелых людей они атакуют сильнее.
Товары и услуги на пляжах Боракая могли бы продавать просто написав о них, и указав точную цену. Устраивает цена - подходишь - заказываешь. Но цены практически нигде не пишут, а используют вместо этого зазывал и продавал. Для меня это плохо и неудобно.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Даже несмотря на цветение воды, пляжи на Боракае роскошные. А вот за пределами пляжей и красивых туристических улиц дороги на Боракае выглядят как-то вот так.
На фото центральная дорога - по ней приходится ходить на пляж каждый день, уворачиваясь от транспорта. Переходить дороги неудобно. Ни одного пешеходного перехода на Боракае я не видел. Но в Таиланде и Малайзии, если что, почти тоже самое.
А ещё мотоциклы на Боракае пролезают в самые узкие переулки, и делят там дорогу с пешеходами. Так выглядят некоторые дороги после дождя:
А это центральная дорога острова:
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
В отчетах часто пишут, что остров нереально дорогой. Якобы тут, по сравнению со всеми остальными Филиппинами и многими азиатскими курортами, всё вери экспэнсив.
Мне сложно судить о дороговизне. Я в последний раз был в Азии в Гонконге и Сингапуре, а там явно дороже. Также я вполне спокойно готов отдать за еду $5, и не буду страдать от того, что подешевле ничего не нашлось. Главная статья расходов для меня на Боракае - это перелёт и отели, а они вышли сравнительно недорого.
Но, если судить по отзывам, Боракай - элитный азиатский курорт, здесь отдыхает много богатых туристов из Гонконга, и потому цены тут огроменные. И, если вы привыкли экономить, то лучше поезжайте на Себу или любой другой из филиппинских островов. Так утверждается в отчетах.
Я привык экономить, но экономлю на лежаках. И на дорогих аттракционах (вроде полётах с парашютом). В принципе, помимо оплаты гостиницы в день на троих у нас уходит в районе 30-40 USD, включая один ужин и покупку мелких сувениров.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Боракай как курорт мне понравился тем, что тут очень насыщенная вечерняя жизнь. Пляжи с наступлением темноты не вымирают, а на них, напротив, начинается "движуха".
Из ресторана могут выйти повара и устроить представление. Кругом звучит музыка. После заката на пляже очень весело и интересно.
Вечером не становится скучно.
Есть что посетить, где походить и на что посмотреть. Хоть за 11 вечеров надоело и это
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!