10 Страницы  1 2 3 > »   
Ответить Создать тему

О пробках, парковках и развитии общественного транспорта , статья о проблемах с этим связанных

alexey
post Jan 16 2013, 10:18 
Отправлено #1


-

Сообщений: 68 193
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Вступление

Эта статья - моя адаптация многочисленных материалов на тему урбанистики Максима Каца. Я не претендую на авторство идей, высказанных в этой статье, и в то же время не могу гарантировать, что правильно адаптировал материалы. Если кого-то заинтересует оригинал где всё более развёрнуто - добро пожаловать на http://maxkatz.livejournal.com, впрочем и там в основном переработка зарубежных идей по организации транспорта.

Средства передвижения

Поздравляем вас! Автомобиль в Чебоксарах окончательно превратился из роскоши в средство передвижения. Любой работающий человек может позволить себе купить автомобиль. Пусть в автокредит, пусть бывший в употреблении, пусть даже отечественный и старый. Но автомобиль купить возможно, и машин становится всё больше и больше.

- Так же, как увеличивается число и продолжительность пробок и проблем с парковочными местами. Те, кто купил старый, дешевый автомобиль в кредит, вряд ли смогут приобрести еще и гараж к нему, а от идеи поставить авто (часто очень надолго) на парковке во дворе точно не откажутся. Парковочные места нужны и на работе. Если человек работает в офисе на 6 квадратных метрах, то его автомобиль занимает на парковке вдвое больше места - не считая пространства, которое требуется для выезда.

К чему это приводит? К потере большого количества времени на дорогу, к выяснению отношений по поводу парковки. Сейчас выпал снег, парковочного места стало меньше и число выяснений отношений резко увеличилось. Автомобили припарковали по какой-то улице - и та превратилась в дорогу с односторонним движением. Дальше будет только хуже.

Что с этим делать?

Ответ приходит практически сразу — надо строить больше дорог, создавать больше развязок, делать больше парковочных мест. Их нужно сделать столько, чтобы хватило всем и наверняка. Четырёхполосные дороги можно превратить в шестиполосные, вырубить все деревья во дворе, застелить асфальтом и устроить парковку.

Каждый человек имеет право на бесплатное парковочное место у себя во дворе и на работе, и желательно такое, чтобы не надо было далеко идти. Как часто приходится слушать фразу «Пусть сначала построят достаточное количество парковок и дорог, а потом уж требуют парковаться по правилам!», оправдывающую любые нарушения.

С другой стороны, строят больше дорог и парковок — но лучше не становится. Расширенная парковка во дворе вмиг заполняется машинами, а дороги как были загружены, так и остаются. Невозможно перестроить город так, чтобы у каждой семьи было место для автомобиля.

Число автомобилистов и общественный транспорт

Автомобилистов становится тем больше, чем хуже работает общественный транспорт. Каждый, собираясь на работу из дома, решает для себя, каким видом транспорта он воспользуется — общественным, личным, пойдёт пешком (если это возможно) или поедет на велосипеде. Как минимум, люди каждый день ездят на работу и домой.

Последние лет семь ситуация с общественным транспортом в Чебоксарах становится всё неудобней. Практически исчезли автобусные перевозки по городу, стремительно сокращается число троллейбусов (они не востребованы на фоне маршруток), маршрутки ездят сильно перегруженные. В час пик в маршрутку сесть невозможно.

Еще сложнее добраться в Чебоксары из Новочебоксарска. Чиновники обрадовали жителей снижением цены до 17 рублей, но в итоге перевозки становятся малорентабельными, маршруток мало, сесть в них очень сложно. Новочебоксарцы вынуждены уезжать из Чебоксар очень рано, так как поздно маршрутки уже не ходят — невыгодно. При цене в 17 рублей за поезду проще гонять маршрутки переполненными в час пик, а не в остальное время.

В пробках стоит и общественный и личный транспорт одновременно, что делает поездки по Чебоксарам всё более долгими и неудобными.

Автомобилисты поневоле

Так как общественный транспорт работает всё хуже и хуже, в Чебоксарах ширится число автомобилистов. Так как увеличивается количество автомобилистов (и сокращается количество платёжеспособных пассажиров ОТ) — общественный транспорт получает еще меньше денег. Чем меньше денег они получают, тем больше они деградируют. Получается замкнутый круг.

Но ездить на работу как-то надо, так что люди вынуждены покупать автомобили, получать проблемы с парковкой, содержанием автомобиля, страховкой, оплачивать бензин и автокредит. Это сложно, но в конечном счёте всё равно удобнее, чем ездить на работу на общественном транспорте. И автомобилей становится всё больше и больше. И это число будет увеличиваться дальше, загоняя наш город во всё больший ступор. Работал бы нормально общественный транспорт - многие так и не приобрели бы личные авто.

Как решить проблему пробок и парковок?

Описанная проблема — типичная для городов, автомобили в которых окончательно превратились из роскоши в средство передвижения. В сороковые годы прошлого века с ней столкнулись в США, в пятидесятые-шестидесятые годы — в Западной Европе, сейчас в пробках встала Москва и многие другие российские города-миллионники. Чебоксары станут не первым и не последним городом с пробками.

Решить проблему можно:

- Развивая общественный транспорт (автобус с 40 сидячими пассажирами занимает на дороге почти столько же места, сколько и автомобиль с одним водителем);
- Вводя платную парковку (только так можно резко сократить число припаркованных автомобилей);
- Развивая пешеходную и велосипедную инфраструктуру (если можно сходить куда-то или съездить на велосипеде — нужно поступать так и не заводить автомобиль).

Когда поездка на общественном транспорте будет привлекательнее для многих, чем на автомобиле, - многие будут пользоваться общественным транспортом.

В условиях, когда на общественном транспорте будут ездить на работу 70-75% чебоксарцев, 5-10% будут ходить пешком или ездить на велосипеде, а остальные будут ездить на личных авто — на дорогах не станет пробок, все виды транспорта будут ездить одинаково быстро, а во дворах и у мест работы будет достаточное число свободных парковок.

Развитие общественного транспорта

Троллейбусы и маршрутки должны стать привлекательнее для пассажиров. Как минимум они обязаны умещать всех желающих даже в час пик. Выйдя утром на остановку в Новочебоксарске (или в любом районе Чебоксар), человек не должен стоять по полчаса, пытаясь залезть в маршрутку. Неужели этого нельзя достичь, если снять коррупционную «плату за маршрут», сделать вход на рынок пассажирских перевозок более открытым и лучше эти перевозки контролировать? Есть проблемы с перевозкой пассажиров в час пик — привлечь дополнительное число частных автобусов именно в это время.

Общественный транспорт может ездить быстрее. Ускоряют его прежде всего за счёт выделенных полос, по которым не может ехать ничего, кроме общественного транспорта. Если по двум рядам едут личные авто, а один ряд выделен только под троллейбусы, автобусы и маршрутки — общественный транспорт может разгоняться именно на нём.

Платные парковки

Чебоксары заполонили автомобили. Они припаркованы буквально всюду — и в зоне действия знака «Парковка запрещена», и вторым рядом, и на местах для инвалидов (не инвалидами), на газонах и на тротуарах. Неуютно ходить по городу, потому что постоянно натыкаешься на автомобили, нет желания гулять во дворе из-за того, что тот превратился в огромную парковку, а автомобилистам не хочется заезжать во многие места Чебоксар, так как там очень сложно припарковаться. Мест не хватает сейчас, и дальше их будет не хватать ещё больше. Лишать город полезных площадей, отдавая всё больше территории под бесплатные парковки, неправильно.

Парковки просто обязаны становиться платными. Те, кто может себе позволить оплатить парковку в удобном месте, сделают это и спокойно припаркуются. Кому покажется это дорого — проедут 300-400 метров и припаркуются на бесплатной, но менее доступной парковке. Когда плата за парковку для многих будет слишком высока, чтобы ставить автомобиль у офиса, — это станет отличным стимулом для того, чтобы в следующий раз поехать на работу на троллейбусе.

За рубежом любят стимулировать непродолжительную парковку. Решил кто-то оставить автомобиль на полчаса — он платит символическую сумму, на час парковка стоит уже втрое дороже, ну а на восемь часов уже обходится очень дорого. Принцип тут прост — автомобилисты должны приезжать на машине в центр города, быстро решать свои дела и также быстро на этой машине уезжать из центра, не занимая место.

Пешеходная и велосипедная инфраструктура

Если человек может ходить на работу, учёбу пешком или на велосипеде — надо создать условия для этого, чтобы он не заводил свою машину. Это удобные дорожки без грязи и припаркованных автомобилей, скамейки, велодорожки и велопарковки.

Пешеходные и велодорожки — это не только прихоть пешеходов и велосипедистов, но и реальная возможность разгрузить частный и автобусный транспорт, сократить пробки. Если 500 человек в день вместо того, чтобы проехать три остановки на машине, будут ходить пешком — это уже очень хорошо для города. А не ходят они, может быть, потому, что где-то по пути много грязи.

Инфраструктура состоит из скамеек, на которую можно присесть по пути. И остановок, на которых можно укрыться от дождя и ветра в ожидании транспорта.

Вопросы финансирования

Если в Москве ежегодно тратятся сотни миллиардов рублей на расширение дорог и строительство новых развязок (что, впрочем, не спасает столицу от пробок), то в Чебоксарах расходы на развитие транспортной ситуации гораздо более скромные.

Но вектор тот же. Насколько я представляю ситуацию, деньги также в основном идут на строительство новых дорог и ремонт постоянно портящихся старых. Власти верят (или им просто выгодно в это верить), что если они расширят улицу Калинина и сделают кольцо на Марпосадском шоссе, а потом еще и запустят проспект Айги, то это решит вопрос пробок и все будут довольны.

На общественный же транспорт тратится очень мало средств (есть что-то кроме дотаций троллейбусникам?). Более того, общественный транспорт активно вымирает во многом благодаря действиям властей.

Идеальный вариант

Какой я вижу идеальную транспортную ситуацию?

Автомобиль, как и прежде, является доступным по цене средством передвижения. Но для его приобретения людям всё-таки желательно иметь гараж или машино-место. Иметь это место необязательно для покупке машины, но, купив автомобиль, каждый автовладелец будет задаваться вопросом «а где его парковать?». И, если будут преобладать платные парковки, покупать дешёвый автомобиль и не иметь гаража будет не очень выгодно.

В городе есть много мест для платной парковки. Они выделены синим цветом. Есть места для бесплатной парковки, выделенные белым. Машины, паркующиеся не по правилам, регулярно штрафуют. Платная парковка может быть везде, вплоть до дворовых территорий. Деньги от парковки во дворе дома идут в бюджет дома и сокращают жильцам кварплату. Если во дворе дома нет проблем с парковкой — платная парковка там не нужна, если есть — она должна быть.

Автомобилей много. Может быть, нет автомобиля у каждой семьи (всё-таки гаражи обходятся дорого), но они есть у многих. Машина большую часть времени проводит в гараже. Хочет человек куда-то поехать — он идёт в гараж, берёт машину и едет.

Каждое утро, собираясь на работу, каждый решает для себя, каким способом он туда поедет. На машине (пойдёт в гараж, поедет на работу, найдёт там парковку) или на общественном транспорте (выйдет на остановку и в течение максимум пяти минут сядет на маршрутку и поедет). Вариант с маршруткой на этом фоне выглядит довольно удобно. На работу на автомобиле уже без острой надобности не поездишь. Но зато за город можно поехать на своей машине.

На дорогах нет заторов, на стоянках отсутствуют свободные места. Город получает дополнительный доход за парковку (целью которого является даже не заработок, а ограничение числа припаркованных автомобилей). Развита велосипедная и пешеходная инфраструктура, так что приятно три остановки прогуляться пешком, а на расстояния в 1-3 км можно легко поехать на велосипеде (например, в магазин за покупками). На улицах нет чудовищного числа машин, они ничего не перекрывают.

Судьба гаражей

Зачем нужны гаражи, если выгоднее и удобнее парковаться во дворе? Для многих гараж превратился в анахронизм. Кто-то имея гараж паркует личных автомобиль только во дворе - проще постоянно воевать за парковочное место, сделать пару кругов по району, но всё таки оставлять автомобиль не в гараже.

Самих гаражей в Чебоксарах с каждым годом становится всё меньше. Одноэтажные и железные гаражи постепенно ликвидируют, новых многоэтажных строят крайне мало.

Раньше люди ставили автомобиль в гараже из-за угроз уличной преступности (сливатели бензина, автоворовство, вандализм). Сейчас машин во дворах стало больше, у всех есть сигнализации и появилось видеонаблюдение, так оставляют автомобили во дворах смело. И двор или территория перед офисом стало излюбленным местом постоянной парковки.

Заставить в таких условиях людей массово начать пользоваться гаражами нереально. Необходима повсеместная платность парковки, чтобы вернуть популярность гаражам. Европейский опыт, когда у большинства населения есть автомобили, но их держат в гараже или на перехватывающих парковках вдали от дома, а в центр города ездят на общественном транспорте, без платной парковки не приемлем.

Постскриптум

Конечно, мне очень хочется, чтобы у всех были личные автомобили, которые можно было держать на большой просторной парковке рядом с домом, чтобы такая парковка была у каждого офисного и торгового центра, в местах отдыха и массовых походов людей. Однако, в условиях города места для автомобилей всем желающим точно не хватит - как на парковках, так и на дорогах. Только развитие общественного транспорта спасёт город от наступление транспортного коллапса, который уже произошёл в Москве и ряде других крупных городов.

Избежать его в Чебоксарах врядли удастся, но надо хотя бы предупредить людей об этом - не стоит уповать на бесконечное расширение дорог, развязок, парковок. А вот рассчитывать на грамотное развитие общественного транспорта можно вполне. Это не такая сложная задача, как дорожное строительство. Общественный транспорт можно и нужно дотировать (конечно, дотации в условиях коррупции - это выбрасывание денег в чёрную дыру), за его нормальной работой вполне возможно следить. В частности не требуется миллиардных вложений, чтобы организовать нормальные перевозки между Чебоксарами и Новочебоксарском, не требуется титанических усилий для контроля маршрутных такси на перегруз или их работы по графику.

Время, потраченное на ожидание в пробках и остановках, - оно не просто какое-то абстрактное и халявное. Это часы, вырванные из жизни сотен тысяч чебоксарцев, и их плохое настроение. Это повышающиеся транспортные издержки и рост цен на товары и услуги. Это некомфортность жизни в городе. Радости не прибавляют и автомобили, которыми заставлены все дворы и свободные места в городе. Города, скованный пробками и заставленные машинами, обречены на увядание.

Алексей Радченко
16 января 2013 года
Profile CardPM
  0/+2  
alexey
post Jan 16 2013, 10:21 
Отправлено #2


-

Сообщений: 68 193
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Надо бы еще картинок добавить в иллюстрации к этой статье.

Тема статьи, конечно, более глубокая - по ней диссертацию можно написать или книги. Кстати, книги на эту тему есть и не одна.

--------------------
Да нормальный был год.
Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Profile CardPM
  0/0  
ИТ-Новости
post Jan 16 2013, 10:26 
Отправлено #3


НА-СВЯЗИ.ru

Сообщений: 21 800



alexey, нужен итог в виде конкретных пунктов. Текст очень большой.
Profile CardPM
  -1/0  
alexey
post Jan 16 2013, 10:31 
Отправлено #4


-

Сообщений: 68 193
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Цитата(it.na-svyazi.ru @ Jan 16 2013, 11:26)
alexey, нужен итог в виде конкретных пунктов. Текст очень большой.
*

Мои пункты - это:

1. Чем хуже работает общественный транспорт, тем больше желающих завести автомобиль;
2. Полностью пересадить всех с общественного транспорта на личный невозможно. В городе просто нет такого места;
3. Как бы не расширялись дороги, парковки, строились развязки - они всё равно не решат проблему перегруженности;
4. Надо развивать общественный транспорт (а не гробить его) + пешеходную и велоинфраструктуру;

Как-то слишком примитивно получилось? wink.gif

--------------------
Да нормальный был год.
Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Profile CardPM
  0/+2  
diman3d
post Jan 16 2013, 10:39 
Отправлено #5


Активный

Сообщений: 27 744



если бы сделали парковки для великов, к примеру, как у МФЦ, Спортмастера, тока побольше, лично бы я меньше стал выезжать на авто. конечно, в теплое время года при хорошей погоде..
Profile CardPM
  0/0  
alexey
post Jan 16 2013, 10:46 
Отправлено #6


-

Сообщений: 68 193
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Цитата(diman3d @ Jan 16 2013, 11:39)
если бы сделали парковки для великов, к примеру, как у МФЦ, Спортмастера, тока побольше, лично бы я меньше стал выезжать на авто. конечно, в теплое время года при хорошей погоде..
*

Да. Очень не хватает таких парковок и нормальных дорог.
Проехать пару километров от дома куда проще на велосипеде, а не на автомобиле или маршрутке.

--------------------
Да нормальный был год.
Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Profile CardPM
  0/0  
Майк
post Jan 16 2013, 10:47 
Отправлено #7


⭐4.9

Сообщений: 13 819
Из: СССР, Чебоксары



Технология "Карпул" http://ru.wikipedia.org/wiki/Carpool
Profile CardPM
  0/0  
vitos
post Jan 16 2013, 10:47 
Отправлено #8


Завсегдатай

Сообщений: 405



Мне все таки кажется общественный транспорт надо развивать не за счет маршруток, а автобусов. Причем необходимо строго следование графика ну или система мониторинга чтобы любой пассажир мог увидеть на какой транспорт он сможет сесть в данный момент времени на интересующей его остановке.
Profile CardPM
  0/+5  
alexey
post Jan 16 2013, 10:52 
Отправлено #9


-

Сообщений: 68 193
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Цитата(vitos @ Jan 16 2013, 11:47)
Мне все таки кажется общественный транспорт надо развивать не за счет маршруток, а автобусов. Причем необходимо строго следование графика ну или система мониторинга чтобы любой пассажир мог увидеть на какой транспорт он сможет сесть в данный момент времени на интересующей его остановке.
*

Разумеется, пересадить всех из троллейбусов и автобусов на маршрутки не получится - потребуется очень много маршруток. Маршрутки должны выполнять роль премиум-транспорта, для тех кому не жалко переплатить.

Если бы проезд в троллейбусе/автобусе стоил 10 рублей, а в маршрутке 20 рублей - так бы и было.

--------------------
Да нормальный был год.
Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Profile CardPM
  0/+1  
alexey
post Jan 16 2013, 10:54 
Отправлено #10


-

Сообщений: 68 193
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Цитата(Майк @ Jan 16 2013, 11:47)
Технология "Карпул" http://ru.wikipedia.org/wiki/Carpool
*

Очень интересная технология.
Есть мост, проезд по нему платный. Но, если в автомобиле все сидячие места заняты, то его пропускают бесплатно. В итоге перед въездом на мост организуются пассажиры, желающие проехать бесплатно и автовладельцы, преследующие ту же цель.

--------------------
Да нормальный был год.
Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Profile CardPM
  0/0  
Ленивый Пастух
post Jan 16 2013, 10:59 
Отправлено #11


Главный Пастух

Сообщений: 1 361



В данном случае мы решаем проблемы перескочив через несколько пунктов.
В первую очередь именно в Чебоксарах нужно расширить дороги до нормальных размеров, отказаться от тактики запутанных и тупиковых дворов, грамотно отрегулировать работу светофоров, сделать адекватную разметку, и как то изменить мышление простых граждан в сторону уважения к транспорту как необходимой части городской инфраструктуры.
Считаю, что развивать велосипед и все что связано с ним пока рано! Мы не можем наладить нормальное функционирование автотранспорта, а уж про велосипед и говорить нечего - опыта нет!

--------------------
Profile CardPM
  -3/0  
alexey
post Jan 16 2013, 11:16 
Отправлено #12


-

Сообщений: 68 193
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Цитата(Ленивый Пастух @ Jan 16 2013, 11:59)
В данном случае мы решаем проблемы перескочив через несколько пунктов.
В первую очередь именно в Чебоксарах нужно расширить дороги до нормальных размеров, отказаться от тактики запутанных и тупиковых дворов, грамотно отрегулировать работу светофоров, сделать адекватную разметку,  и как то изменить мышление простых граждан в сторону уважения к транспорту как необходимой части городской инфраструктуры.
Считаю, что развивать велосипед и все что связано с ним пока рано! Мы не можем наладить нормальное функционирование автотранспорта, а уж про велосипед и говорить нечего - опыта нет!
*

Прямо как «Пусть сначала построят достаточное количество парковок и дорог, а потом уж требуют парковаться по правилам!» wink.gif

Конечно, я не считаю, что регулировать работу светофоров и сделать адекватную разметку не надо. Просто как их не регулируй - значительный рост числа автомобилей ничего не выдержит.

Сообщение отредактировал alexey - Jan 16 2013, 11:19

--------------------
Да нормальный был год.
Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Profile CardPM
  0/0  
SiMM
post Jan 16 2013, 11:20 
Отправлено #13


Banned

Сообщений: 37 461
Из: «либеральных»«ценностей»



Цитата(diman3d @ Jan 16 2013, 11:39)
если бы сделали парковки для великов, к примеру, как у МФЦ, Спортмастера, тока побольше, лично бы я меньше стал выезжать на авто
*
Согласно ПДД велосипедистам в городе просто негде ездить, без риска для жизни.

--------------------
Profile CardPM
  0/0  
Fagot
post Jan 16 2013, 11:23 
Отправлено #14


aka Фагот

Сообщений: 21 230
Из: да!



Цитата(alexey)
Если бы проезд в троллейбусе/автобусе стоил 10 рублей, а в маршрутке 20 рублей - так бы и было.

Если при этом ещё организовать возможность выбора транспорта в виде дублирующихся маршрутов и соблюдения расписания. Например, "мне сейчас ехать на маршрутке за 20 или подождать 7 минут и поехать на автобусе за 10"?. Тогда да, тогда был бы реальный выбор, была бы реальная конкуренция.
Profile CardPM
  0/+3  
jester
post Jan 16 2013, 11:25 
Отправлено #15


Активный

Сообщений: 1 431
Из: Чебоксары



Цитата(Ленивый Пастух @ Jan 16 2013, 11:59)
и как то изменить мышление простых граждан в сторону уважения к транспорту как необходимой части городской инфраструктуры.

*

Как? blink.gif
p.s. Мышление простых граждан как раз и замыкается на общественном транспорте.
Profile CardPM
  0/0  

10 Страницы  1 2 3 > » 
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения