Чтобы не превращать тему с фотографиями в обсуждение того, как жилось когда-то в старых Чебоксарах, для воспоминаний о городе в отрыве от фотографий и их обсуждения создана новая тема: Воспоминания о старых Чебоксарах (без фото) в форуме "История".
Обсуждения в отрыве от фотографий вынесены туда. Буду рад видеть там активных участников этих обсуждений. Администратор.
Всем привет, примите мои поздравления с нашим замечательным праздником Днём победы. Здоровья ,счастья ,успехов ВАМ. Ну а у меня сегодня. праздник в двойне даже .... четыре праздника у меня сегодня. 9 Мая 1971 года был призван в Советскую Армию удачно. В первый раз в ноябре 70-го вернулся из Канаша домой. Ну а еще,45 лет как женат. Ну и великий праздник День Победы. А еще сегодня Красная горка. Ну да простит меня модератор, хотелось бы поделиться снимками сегодняшними , сделал на площадке детской. Сделали хороший подарок детям военные с соседней части видимо ,пригнали технику кое какую. Дети были в восторге, правда я попал уже к исходу дня ,накал как то поутих у них, решил снять на телефон. Ну а фото что то не могу загрузить старею видимо.
Ну вот пожалуй всё. Тема ведь наша Старые фото Чебоксар и не только, простите меня если что. Ну и напоследок, уж какой есть. Домик поставил, деревья посадил ,детей вырастил. Что ещё ну нужно пенсионеру? Это в прошлом году сфоткал сын меня ,а сегодня я уже чуточку страшнее и старее
Сообщение отредактировал zemelia - May 9 2021, 21:13
Читать дальшеОбычно весной в «Советской Чувашии» появлялись статьи под рубрикой «По архивным материалам», в которых рассказывалось, в каком году было самое раннее вскрытие Волги, в каком году самое позднее, какой был самый высокий и какой самый низкий уровень паводка, и так далее. Вот, к примеру, что такое первая подвижка льда? Старожилы помнят зимнюю дорогу через Волгу — две широкие полосы в ту и другую стороны. В основном по ним возили с Заволжского торфопредприятия в Чебоксары торфяные брикеты, так как, несмотря на то, что в 1959 году в город пришел газ, еще долгое время котельные работали на угле и торфе, да и печи в частных домах топили не только дровами. Изредка по дороге проезжал рейсовый автобус «Чебоксары-Сосновка» — был и такой зимний маршрут в начале 1950-х годов. Весной снег начинал таять, у берегов появлялись закраины, автомобильное движение прекращалось, обе полосы покрывались водой и становились черными от торфяной пыли — редкий пешеход осмеливался тогда пересечь Волгу, жизнь в поселках на левой стороне замирала.
Еще вчера вечером эта дорога была напротив набережной, а сегодня утром на ее месте белая целина и черные полосы виднеются где-то внизу. Верный признак того, что в ближайшие часы на Волге начнется ледоход. Вот что писала газета в апреле 1956 года: «Нынче первая подвижка льда произошла в ночь с 19 на 20 апреля. Лед продвинулся на двести метров, а 20 апреля начался ледоход». На набережной в такие дни собиралось много народа — ждали ледохода. И не зря — зрелище было необыкновенным. По всей ширине реки сплошным потоком шел лед, у берегов льдины налезали друг на друга, шум было слышно даже с Красной площади. На фотографии основной лед уже прошел, остались только выброшенные на берег льдины и между ними мы видим деревянную лодку. Это не рыбаки, нет, им еще рано — это работают частники, обеспечивающие единственно возможное в эту пору сообщение между правым и левым берегами. Риск, а что делать? Речные трамвайчики неповоротливы, а на лодке легче было увернуться от отдельных льдин.
Подойдем поближе к устью реки Чебоксарки. Год назад, в 1955 году, вода в Волге поднималась на десять с лишним метров, а в этом году всего на семь с половиной. Разница в три метра — это существенно облегчало жизнь, и доставляло меньше хлопот жителям целого района между восточным и западным косогорами, так называемой «Винокурни». Сейчас все знают проспект Максима Горького в северо-западном районе Чебоксар, и уже мало кто помнит улицу Максима Горького. А начиналась она у (правильней будет — под) кафе «Керосинка» (площадь Речников, 1), тянулась через всю площадь и заканчивалась за нынешними ЖК «Альбатрос» и «Волга» (площадь Речников, 9). И была эта улица одной из старейших в городе, в начале XIX века называвшаяся Винокурской — отсюда и название района.
Итак, весна 1956 года, причальная линия у берега Волги. На первом плане житель этой самой «Винокурни» пришедший задать ремонт своей лодке, заняться перевозом, а может и порыбачить на островах (ставить сети, пока вода на убыль не пошла). На горизонте восточный косогор со складами «Заготзерна», две мачты радиостанции, за которыми дымит труба ТЭЦ № 1, в самом правом углу виден один из домов работников хлопчатобумажного комбината (улица Зои Яковлевой, 54), ниже большое круглое здание — в прошлом соляной склад Чувашпотребсоюза… На сегодняшний день ничего от этого довольно-таки грустного пейзажа не осталось. Жилой дом и по сей день стоит напротив ДК имени Петра Хузангая, только не увидишь теперь его с этой точки — тот же «Альбатрос» перекрыл обзор.
Текст и обработка фотографий Владимира Трофимова
Публикуется в рамках проекта «С чего начинается Родина», выходящего при поддержке Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики.
--------------------
К вопросу - а где фотки Старого Города из вашего семейного архива? Далеко не все обладатели фотоаппаратов (точнее - почти все) заморачивались съёмкой окружающей действительности - вот живой пример - наша семья идёт по льду Волги из Сосновки в Чебоксары.
И что? - кто, куда и где идёт - вообще не понятно... И почти все семейные фото такого же плана - родной человек, в какой-то определенной обстановке показан так или иначе... И хоть какое-то видовое фото из тысяч семейных фотографий найти очень сложно. Поэтому особое уважение к фотолюбителям, которые даже в семейные жанровые фотографии привносили окружающую атмосферу, или просто снимали (непонятно зачем) город, людей, жизнь.
Читать дальше«На Волге широкой» — был такой киножурнал, который обычно показывали в кинотеатрах перед сеансом. Сегодня в интернете можно посмотреть любой из сюжетов киножурнала. Но воочию такого уже никогда не увидишь. «Как и в прошлом году на переправе будут работать пароход «20 лет Чувашской АССР» и теплоход «Газовец». Остальные самоходные суда предназначены для буксировки плотов, барж, песочниц» — это писала газета «Советская Чувашия» в марте 1955 года. Посмотрим на фотографию. Парохода «20 лет Чувашской АССР» и теплохода «Газовец» на снимке нет, о них мы поговорим в следующий раз. Из пассажирских видны двухпалубный колесный пароход «Тургенев» дальнего следования, чуть правее него однопалубный пароход местных линий, а вот из стоящих на разгрузке барж, по крайней мере две, судя по грузу, и есть «песочницы». На дальнем плане буксир тянет еще одну баржу, а вот в центре нечто большое и темное, полностью не поместившееся в кадр — это плот. Еще в начале 70-х годов прошлого века редко, но можно было увидеть на Волге эти громадные плавучие острова. «Экипажу буксирного теплохода «Валерий Чкалов» предоставлена честь доставить гигантский плот объемом в 100 тысяч плотных кубометров, сформированный Козьмодемьянской сплавной конторой, на строительство Сталинградской ГЭС» — так писала наша газета об одном из них в мае 1953 года. Вообще-то в 1953 году сплавляй плоты хоть до Астрахани — никаких преград. Это потом, начиная с постройки Куйбышевского водохранилища (1955 год), плоты у Чебоксар проплывали все реже. Ну а пока — «Волга-труженица» — иначе и не скажешь, глядя на эту фотографию. И даже колесный «Тургенев» был не только пассажирским судном, так как обслуживал почтовую линию Горький-Астрахань.
В сентябре 1955 года газета сообщила, что «На Волге появились новые пассажирские теплоходы — самые большие в речном флоте страны. Трехпалубные, длиной почти сто метров, шириной — больше четырнадцати и высотой — пятнадцать. Одно из таких судов — теплоход «Л. Доватор». Возвращаясь из Астрахани, теплоход прибыл в Чебоксары. Вслед за «Л. Доватором» сделал остановку у Чебоксар второй такой теплоход «Н. Гастелло». Его-то и сфотографировал Конон Пименович. Теплоходы строились в Германской Демократической республике, и к 1957 году было построено 11 судов, так что пока они были редкими гостями у Чебоксар, но к 1961 году по Волге ходило уже 34 таких теплохода. Случалось и такое (старожилы помнят): у туристического причала стояло по два-три таких красавца, снизу одновременно подходил еще один и еще парочка уходила вверх. Или наоборот. В общем, не скучно было. «Арабелла» и «Алексей Толстой» — так сейчас зовутся «Л. Доватор» и «Н. Гастелло». Но они еще хоть плавают. А вот «Тургеневу» не повезло, и даже два раза. Первый колесный пароход был построен в 1888 году и в 1959 году прекратил свое существование. Тогда же его имя было присвоено новому теплоходу, который ходил по Волге до 2006 года, и в 2017 году был утилизирован. Теперь о флоте маломерном — на фотографиях 1950-х годов по всему берегу видны лодки, которые стоят где угодно и как угодно. Весной 1960 года вольница закончилась и «в соответствии с решением горисполкома на р. Волге, около ул. 25 лет Октября организована лодочная станция. Стоянка лодок вне лодочной станции запрещается». Правда, лодки стояли и у восточного косогора, но там и улицы назывались первая и вторая Рыбацкая слобода… На «рыбаков» решение горисполкома не распространялось. Лодки в большинстве своем были деревянные, подвесных моторов не было — стояла стационарная «троечка». А как с бензином? А очень просто — подплываешь к перевозу, берешь 20-литровую канистру, и идешь к грузовикам, стоящим в очереди. Отдаешь рубль и можно целый день мотаться с одного берега на другой, а если две канистры (два рубля) — так до Ильинки и обратно хватит.
Текст и обработка фотографий Владимира Трофимова
Публикуется в рамках проекта «С чего начинается Родина», выходящего при поддержке Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики.
--------------------
Читать дальше«На Волге широкой» — был такой киножурнал, который обычно показывали в кинотеатрах перед сеансом. Сегодня в интернете можно посмотреть любой из сюжетов киножурнала. Но воочию такого уже никогда не увидишь. «Как и в прошлом году на переправе будут работать пароход «20 лет Чувашской АССР» и теплоход «Газовец». Остальные самоходные суда предназначены для буксировки плотов, барж, песочниц» — это писала газета «Советская Чувашия» в марте 1955 года. Посмотрим на фотографию. Парохода «20 лет Чувашской АССР» и теплохода «Газовец» на снимке нет, о них мы поговорим в следующий раз. Из пассажирских видны двухпалубный колесный пароход «Тургенев» дальнего следования, чуть правее него однопалубный пароход местных линий, а вот из стоящих на разгрузке барж, по крайней мере две, судя по грузу, и есть «песочницы». На дальнем плане буксир тянет еще одну баржу, а вот в центре нечто большое и темное, полностью не поместившееся в кадр — это плот. Еще в начале 70-х годов прошлого века редко, но можно было увидеть на Волге эти громадные плавучие острова. «Экипажу буксирного теплохода «Валерий Чкалов» предоставлена честь доставить гигантский плот объемом в 100 тысяч плотных кубометров, сформированный Козьмодемьянской сплавной конторой, на строительство Сталинградской ГЭС» — так писала наша газета об одном из них в мае 1953 года. Вообще-то в 1953 году сплавляй плоты хоть до Астрахани — никаких преград. Это потом, начиная с постройки Куйбышевского водохранилища (1955 год), плоты у Чебоксар проплывали все реже. Ну а пока — «Волга-труженица» — иначе и не скажешь, глядя на эту фотографию. И даже колесный «Тургенев» был не только пассажирским судном, так как обслуживал почтовую линию Горький-Астрахань. Фото в большем размере
В сентябре 1955 года газета сообщила, что «На Волге появились новые пассажирские теплоходы — самые большие в речном флоте страны. Трехпалубные, длиной почти сто метров, шириной — больше четырнадцати и высотой — пятнадцать. Одно из таких судов — теплоход «Л. Доватор». Возвращаясь из Астрахани, теплоход прибыл в Чебоксары. Вслед за «Л. Доватором» сделал остановку у Чебоксар второй такой теплоход «Н. Гастелло». Его-то и сфотографировал Конон Пименович. Теплоходы строились в Германской Демократической республике, и к 1957 году было построено 11 судов, так что пока они были редкими гостями у Чебоксар, но к 1961 году по Волге ходило уже 34 таких теплохода. Случалось и такое (старожилы помнят): у туристического причала стояло по два-три таких красавца, снизу одновременно подходил еще один и еще парочка уходила вверх. Или наоборот. В общем, не скучно было. «Арабелла» и «Алексей Толстой» — так сейчас зовутся «Л. Доватор» и «Н. Гастелло». Но они еще хоть плавают. А вот «Тургеневу» не повезло, и даже два раза. Первый колесный пароход был построен в 1888 году и в 1959 году прекратил свое существование. Тогда же его имя было присвоено новому теплоходу, который ходил по Волге до 2006 года, и в 2017 году был утилизирован. Теперь о флоте маломерном — на фотографиях 1950-х годов по всему берегу видны лодки, которые стоят где угодно и как угодно. Весной 1960 года вольница закончилась и «в соответствии с решением горисполкома на р. Волге, около ул. 25 лет Октября организована лодочная станция. Стоянка лодок вне лодочной станции запрещается». Правда, лодки стояли и у восточного косогора, но там и улицы назывались первая и вторая Рыбацкая слобода… На «рыбаков» решение горисполкома не распространялось. Лодки в большинстве своем были деревянные, подвесных моторов не было — стояла стационарная «троечка». А как с бензином? А очень просто — подплываешь к перевозу, берешь 20-литровую канистру, и идешь к грузовикам, стоящим в очереди. Отдаешь рубль и можно целый день мотаться с одного берега на другой, а если две канистры (два рубля) — так до Ильинки и обратно хватит.
Текст и обработка фотографий Владимира Трофимова
Публикуется в рамках проекта «С чего начинается Родина», выходящего при поддержке Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики.
Всё-таки тяжёлая была работа капитана речного судна, да и остальной команды - особенно в то время, когда такое интенсивное движение было! Не только мели и другие особенности реки надо знать, но и брёвна сплавляемые обходить...