гурий
Сообщений: 18 435
Из: Мариинский Посад
|
Чтения в Императорском Обществе истории и древностей при Московском Университете, 1903г. Книга четвертая. Двести седьмая. Издана под заведыванием Е.В.Барсова. Москва, 1903г
стр 692. 5. – Графиня Анна Алексеевна Орлова -Чесменская , как ревнительница христианского просвещения инородцев- чуваш.
В Самарском уезде в 50 верстах от Самары находится село Никольское, Нижняя Ивановка, населенное одними чувашами. Село это, вместе с другими окрестными селами и деревнями верст на 50 и более, некогда принадлежало известным в истории графам Орловым. До 30 годов истекшего столетия чуваши села Нижней Ивановки были все язычники. Вместо истинного Бога они почитали ложных богов, приносили им кровавые жертвы, соблюдали языческие обычаи и не имели никакого понятия о христианской религии. Они обращены в христианство в 1830 году при благочестивом содействии графини Анны Алексеевны Орловой -Чесменской.
… В имениях графов Орловых чуваши жили в отдельных селениях от русских, и мало имели с последними сношений; по образу жизни и по верованию они совершенно отличались от русских, хотя жили в соседстве с ними. Графиня Анна Алексеевна глубоко скорбела о языческом заблуждении чуваш и старалась о христианском просвещении их светом Христова Евангелия. При ея благочестивом содействии все чуваши, живущие в ея имении, были обращены в христианскую веру, и она построила для них приличную каменную церковь в селе Нижней Ивановке Самарского уезда.
Крещение чуваш было совершено в 1830 году, именно: в деревне Ивановке первый раз в январе месяце крещено 137 душ обоего пола, второй раз 3 июня крещено 580 душ, в деревне Кармалах 1 июня – 168 душ, в деревне Березовом Солонце 1 июня -552 души.
Для крещения чуваш прибыл в имение графини Анны Алексеевны Орловой -Чесменской Филарет, архиепископ Казанский и Свияжский, впоследствии митрополит Киевский. Для крещения устроены были тесовые крещальни для мужчин и женщин отдельно; тесовые половицы в них положены были на твердых брусьях, так что каждому крещающемуся и крещающейся удобно было спуститься в воду в квадратный промежуток, а крестившему священнику, стоя на половицах, погружать крещающегося рукою трехкратно.
Многих чуваш крестил сам Филарет, при чем имена христианские давались им группами.
После крещения Владыка в походной церкви совершал литургию и все крещенные причащались святых Христовых Таин. В походной же церкви совершали над новопросвещенными таинство брака, женившимися в язычестве , предложив многим из них наперед по обоюдному согласию избрать на всю остальную жизнь любую из прежних взятых жен. Походная церковь была привезена из города Ставрополя, в сопровождении множества народа, духовенства и составляла предмет не малого удивления.
Особенно торжественное крещение над чувашами было совершено в деревне Ивановке 3 июня 1830 года и в деревне Тайдакове 30 августа 1829 года.
В деревне Ивановке чуваши крестились в реке Безенчуке. Зрелище было удивительное: на высоком берегу реки Безенчука стояла походная церковь; было много священников в блестящих облачениях во главе с Филаретом, архиепископом Казанским; по обеим сторонам реки Безенчука масса народа смотрела на никогда невиданное зрелище. При совершении таинства крещения крайне наблюдаем был порядок. Крещаемые порознь подходили к архипастырю, или к которому -нибудь священнику, спускались с досок в купель, и погрузившись троекратно, выходили из воды, принимая кресты и поясы, и, отшед в стороны, надевали на себя белые рубашки.
Самое величественное зрелище было то, когда все крещаемые, предшествуемые архипастырем и священниками, обходили троекратно вокруг лежащих на столе Креста и Евангелия, при громогласном пении: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа обекостеся».
По случаю крещения чуваш деревни Тайдаковой Филарет, архиепископ Казанский, послал собственноручное письмо Серафиму, митрополиту Санкт-Петербургскому, в котором сообщал ему о великой радости: 4000 язычествующих чуваш из крестьян графа Владимира Григорьевича и графини Анны Алексеевны Орловых , живущих в Симбирской губернии, умилившись от торжественного крещения жителей соседней деревни, сами решились креститься. Несколько сот хотят принять крещение немедля, а большинство откладывают до весны, зимою де неудобно креститься. Его в мае приглашают туда для крещения. Письмо это написано 20 января 1830 года.
|