8 апреля сего года – дата памятная. Именно в преддверии Дня Космонавтики Россию посетили два легендарных проекта: BAD SECTOR и LUSTMORD. Если Массимо Магрини уже не впервой в России, то уникальность событию придал приезд Брайана Уильямса. О выступлении на одной сцене двух этих монстров даже и предположить было невозможно! С последнего визита Массимо в Москву прошло без малого 6 лет, и одного визита его сейчас в принципе было бы достаточно для определения как наиболее событийного в этом году. Не скрою, музыка от BAD SECTOR для меня является одой из наиболее близких и, пожалуй, вторым моим Открытием в ней на протяжении всей жизни. Первым же открытием стала музыка Клауса Шульце. Два этих имени до сих пор остаются и останутся эталонами в электронной музыке: традиционной и экспериментальной. Касаемо LUSTMORD признаюсь - для меня он не среди фаворитов в темном эмбиенте, но в его творчестве немало нахожу грандиозных и величественных композиций, преисполненных неведомой глубиной и отчаянием. И вкупе со статусом Брайана как отца жанра и его влиянием на саму индустриальную сцену, тем не менее, отдаю ему должное коллекционированием всех его изданий. Все эти моменты делали посещение данного события просто обязательным, но в виду ряда обстоятельств чуть было не сорвавшимся.
Достаточно много уже сказано по поводу произошедшего. Разумеется, большинство эмоций слушателей оказались предсказуемыми и определись они не только благодаря звуковым ландшафтам артистов, но и выбором помещения и представленным звуком. Да, dark ambient впервые звучал в кинотеатре, впервые с таким впечатляющим звуком. На раскачку только низких частот было выделено аж 16 сабвуферов! Использование рупорной акустики также обратило на себя внимание. К сожалению, и этого не хватило для воплощения всего потенциала, заложенного в музыке LUSTMORD. Использованием очень низких частот Брайан отметился с еще самого раннего своего творчества. Большинство бытовой аппаратуры также не рассчитано на воспроизведение сих частот. Кинотеатр «35mm» и подавно не предусмотрен на проведение качественных музыкальных мероприятий, что в полной мере и проявилось как на LUSTMORD, так и на BAD SECTOR, пусть и более меньшей мере – помещение вибрировало и его дрожь вносила свой паразитный фон в музыку артистов. Во время саундчека Брайана на первом ряду чувствовалось слегка дискомфортно из-за басовой перегрузки, перемещение ближе к центру зала в целом картинку заметно улучшало, но само послезвучие помещения все равно давало о себе знать. Единственным решением данной проблемы было бы использование THX-сертифицированного кинотеатра, что уже серьезно нагрузило бы и без того финансовые затраты события. Впрочем, подобные кинотеатры отданы на откуп коммерческим фильмам, что уже вряд ли так делает их двери открытыми для подобной музыки. Как бы то ни было, первый опыт – это серьезный шаг к тому, КАК должен звучать Dark Ambient. А передать все то, что вложил в свое детище музыкант, окунуть слушателя в незримые миры - задача не из легких. И посему именно 8 апреля российский слушатель впервые так близко подошел к решению этой нелегкой задачи.
Вечер открыл звуковой маг и волшебник Массимо Магрини. Под довольно однообразный видеоряд он представил треки в целом характерные для второй половины своего творчества - без агрессии и жестокости – лишь холодный и безжизненный космос, перед масштабами которого земные ужасы и человеческая беспощадность есть ничто. Да, материал высшей пробы, но пробирал до мурашек уже не так, как это было в 2006 году в более «домашней» атмосфере. Первые эмоции оказались сильнее…, пока не зазвучал последним трек с первого на CD альбома AMPOS, но уже в новой интерпретации. Именно этот трек по впечатлениям и стал тем апогеем вечера, который и запомнится на всю жизнь. С небес на Землю что называется. Полеты в мечтах разбились оземь. На концертах Массимо всегда брал своего слушателя не только музыкой. Его применение высокотехнологичной аппаратуры завораживает, словно змей Каа, гипнотизирующий бандерлогов. От расположения рук в пространстве Массимо шагнул еще дальше, уже само его расположение на сцене отзывалось напряженными изменениями в музыке. Еще до выступления ожидалось, что BAD SECTOR окажется самым запоминаемым, нежели LUSTMORD. Так оно и оказалось. Да, музыка LUSTMORD хороша, под видеоряд из клубов дыма и огня эффект от ее восприятия для кого-то только усиливался, но лично меня видео отвлекает и посему наибольший эффект нахожу при закрытых глазах. Картинки с экрана разве что могут задать образы, рисуемые в направлении полета мыслей. Но подобная практика довольно часто склоняет к глубокому сну, из которого разве что тяжелые раскатистые удары или неожиданные всполохи и крики способны вывести. Страха и ужаса я не испытал, мурашек по коже не ощутил, напряжения в теле примечено не было, но эстетическое удовольствие было получило сполна. Зато использование иврита в оккультной символике видеоряда подтолкнуло к ряду вопросов: каков перевод текста и смысл? Почему иврит? Возможно, с течением временны ответы будут найдены. Если кто опередит с ними, буду только рад)
Во время общения с Массимо и Брайаном было приятно осознание насколько открыты и просты эти люди. Все их внутренне содержание, выраженное в музыке, явно не соответствовало внешнему – в общении они оказались довольно позитивными и светлыми людьми. После концерта каждого зал соответствующе отреагировал бурными аплодисментами, возле Массимо и Брайана кружились жаждущие сфотографироваться с ними и получить заветные автографы. Среди таких слушателей за честь оказался и я, отметивший мини-альбом BAD SECTOR - SURVIVAL TOOLS и последний винил от LUSTMORD – MONSTROUS SOUL.
Ну, и, разумеется, по своей значимости событие непременно может претендовать на статус как одного из самых значимых за последнее десятилетие. Остается только надеяться, что мы еще услышим ведущих представителей темного эмбиента (например, LAND:FIRE / HERBST9) на столь же высоком уровне. А от ARCTO PROMO этого можно да стоит ожидать.
Фото взяты из соответствующего сообщества "в контакте".
LOKI SESSION Движущие силы культового лейбла Loki Foundation выступят в Москве в рамках одного фестиваля!
• BAD SECTOR (Италия) • INADE (Германия) • FJERNLYS (Германия) • CIRCULAR (Германия) • SAL SOLARIS (Россия) _______________________________________
• Событие года для многих ценителей дарк эмбиента и непростой электронной музыки. Движущие силы культового лейбла Loki Foundation выступят в Москве в рамках одного фестиваля! Loki — это лейбл и бог. В участниках фестиваля эти сущности сходятся, образуя поток сакрального звука. В случае с итальянским проектом Bad Sector — это сакральность науки, которая собирает космические шумы, гармонии самодельных синтов и биологические звуки не пустой комбинаторикой, а пытливой рефлексией. В России наибольшую популярность приобрёл альбом «Kosmodrom» — посвящение Циолковскому и советским достижениям в области освоения Космоса. Темный эмбиент немецких мифотворцев Inade не чужд глубин: погружение в тьму до-исторического, до-человеческого — их метод. Fjernlys в этом отношении прозрачнее: их атмосферный шум скорее просветляет, чем затемняет, скорее собирает, чем разрушает. И, наконец, Circular уходит прочь от всякой определенности: единственная форма, которую проект признает — это цикл, вращение, бесконечный разбег кругов по воде. Фестиваль откроет российский проект Sal Solaris, в сферу интересов которого входит пропаганда немедленного освоения космоса - внешнего не в меньшей степени, чем внутреннего. Акустический урок о том, что под каждой бездной бездна глубже есть.
• Композитор, саунд-дизайнер, медиа-артист Брайн Уильямс и его проект Lustmord - тот самый случай, когда слова «великий» и «ужасный» уместно использовать вместе. Свой метод Уильямс, начинавший с такими священными монстрами британского андеграунда, как Throbbing Gristle и SPK, нащупал к середине 1980-х. Записи Lustmord стали первым примером дарк-эмбиента и задали канон жанра. Как всякая тайна, не предполагающая разгадки, это очень кинематографичная музыка и вскоре уильямсовскую виртуозность во владении оттенками мрака востребовал Голливуд. Сегодня на счету мастера саунд-дизайн и музыкальное сопровождение более, чем 40 картин, включая «Другой мир», «Ворон» и кафкианскую авангардную короткометражку «Zoetrope», а также саундтреки к видеоиграм (Far Cry Instincts, Unreal Tournament и др.). Также в послужном списке Уильямса сотрудничество с такими именами как Puscifer, Tool, Current 93, Tangerine Dream, Robert Rich, Melvins, Nurse with Wound, Clock DVA, Swans.
• Каждый концерт проекта — это ювелирно выверенный аудио-визуальный перформанс, по-голливудски масштабный, по-настоящему пугающий – каждый зритель неизбежно погружается в то особое пограничное состояние, когда грань между ужасом и благоговением стремится к исчезновению. Конкретным образам британец предпочитает недосказанность. «Мое видео, как и музыка, не приглашает вас в какое-то конкретное место,- говорит Уильямс. - Они переносят в воображаемое пространство, где вы вольны передвигаться сами. Моя цель — показать, что есть места, эффект присутствия в которых может быть выражен только в музыке, и доступ к этим местам может быть также осуществлен лишь с помощью музыки.»
RAIME (UK) впервые в России!
• От музыки Raime всегда веет чем-то недобрым. Они могут считаться сейчас по праву обладателями самого угрюмого звучания в электронной музыке. При этом пластинки Джо Эндрюса (Joe Andrews) и Тома Халстида (Tom Halstead) всегда относят к категории «экспериментального техно». Неудивительно, что Raime со своими мрачными релизами нашли пристанище на лейбле со все объясняющим названием Blackest Ever Black, который без устали собирает такие пост-апокалиптичные звуковые коллажи, смешанные с дроном, индастриалом и обладающие убийственной атмосферой.
--------------------
25 ноября на лейбле Vinyl On Demand выходит тройной виниловый релиз LUSTMORD "Things That Were", содержащий прошедший ремастеринг первый альбом "Lustmørd", живые записи 1981 года, нереализованные записи 1980-1983 годов, а также треки с различных компиляций.
Один из эмбиент-пионеров Lustmord не выпускал новый материал с 2013 года, когда вышел его альбом на Blackest Ever Black. Новый альбом под названием «Dark Matter» британец готовит для лейбла Touch, и работа над ним заняла чуть ли не 15 лет. В новой работе Lustmord, в быту Брайан Уилльямс, использовал аудиобиблиотеку космической активности, собранную в период с 1993 по 2003 годы НАСА и Национальной астрономической обсерваторией США. Альбом был в работе с 2001 года, когда музыкант впервые намекнул на его создание. Альбом Lustmord «Dark Matter» выйдет на лейбле Touch 30 сентября.
--------------------
Вот, Николай, твоя дрон-эмбиэнт музыка развивается? ты слышишь что-то новое в этих многочисленных релизах?
Гудящая обволакиваящая музыка мне нравится, но совершенно не слежу что и как там в ней творится. Мир просто кишит нескончаемыми релизами и разбираться в одном узком направлении абсолютно не мое. Я не слышу соответственно нечто уникального, но для себя я имею ряд имен и лейблов, кои достойны моего пристального внимания. При всем многообразии артистов, разнообразия ожидать ну никак не следует, тем более в таком стиле как drone ambient. Новое можно скорее ожидать в развитии творчества того или иного артиста. Главное в музыке - это удовольствие при ее прослушивании и как высшее достижение - эмоциональный всплеск. Музыка для меня - это ворота в другое измерение, где звуковые полотна создают те или иные образы в сознании. Drone Ambient - музыка довольно сложная к прослушиванию - внимательному прослушиванию - сознание и реальность быстро способны потерять друг друга. Очень красиво в свое время это передал словами Николай Кирюхин (Stereo&Video) при обзоре альбома-трилогии Tjukurrpa легендарного проекта Troum: "....a step towards unconsciousness, estrangement and self-knowledge. Having plunged so deep into one's inner space one risks never to come back again. Roaming about the corridors of your own soul, try not to get lost completely".
--------------------
Один самых интересных для меня музыкантов современного мрачного эмбиента, Dehn Sora, более известный под названием своего проекта Treha Sektori, в ближайшее время выступает в Москве и Питере. В преддверии сих событий увидело свет интервью с ним и замечательное видео: