Похоже, мы имеем дело с волком в овечьей шкуре. Молодой человек (я догадываюсь, что нашему собеседнику лет эдак 25-28) нас обвиняет в нацизме-гитлеризме и в то же время сам выступает чуть ли не с манифестом о чистоте нации
Ложь третья!
Цитата(Ăраскал_Юманĕ)
Я же выступаю за сохранение и увеличение прав «нетитульных» национальностей России.
Расскажи нам сказку о том, как уничтожают и уменьшают эти права...
Цитата(Ăраскал_Юманĕ)
Восстановление губерний и жесткая рука – это ничто иное, как гитлеризм.
Жёсткая рука была упомянута в связи с Николаем, так что ложь четвёртая! А как ты сделал вывод о том, что восстановление губерний - гитлеризм? В студию пожалуйста умозаключения!
Цитата(Ăраскал_Юманĕ)
И где же ваша линейка? Череп измерять когда будете ?
Ложь пятая! Там ясно сказано - линейка у ефрейторов! Поройся в карманах...
Цитата(Ăраскал_Юманĕ)
Приведу всего один пример: институт регионального президентства - это вербальный жест. Их уже назначают.
Только в Чувашии? Опять мы - самые угнетённые?
Цитата(Ăраскал_Юманĕ)
А если к федеральной власти придут "vnik'ающие", то они вообще упразднят республики, образуют Казанскую губернию, и, подняв бокал, пропоют "Боже, царя храни...!"
Насчёт возродить губернии - постарался бы, не сомневайся! А вот с царизмом не получится, нет прямых потомков, показуха получилась бы...
Цитата(Ăраскал_Юманĕ)
Если vnik такой же гражданин своей страны, как и я, то пускай он не разводит демагогию. Пускай, сперва, наберется должного образования и жизненного опыта, а потом поучаствует на подобных форумах.
Демагогию я ещё не разводил, а то у тебя бы уши повяли, юноша... Я то как раз гражданин своей страны, которую объездил и облетал вдоль и поперёк, давал ей присягу и защищал её границы, и мои близкие друзья, которые разбросаны по многим странам(США, Израиль, Канада, Голландия...) имеют разные национальности по метрикам, но как и я, считают себя Россиянами. А перед собой в оппонентах я вижу гражданина своей деревни, а не гражданина страны, начинающего ефрейтора, который не догадался даже в профиль заглянуть, чтобы получить представление о моём возрасте...
--------------------
Ремонтировать - моя профессия! Приводить в негодность - удел остальных. Бесконечно можно смотреть на огонь, воду,и на то, как паркуется блондинка! Не дай Бог свинье рога, а холопу барство
В момент вхождения в состав России Горная сторона и преобладающая часть левобережья Казанской земли являлись районами развитого земледелия и скотоводства, широкое распространение получили здесь и внеземледельческие занятия. "Во вновь обретенном крае, — пишет известный исследователь В.Д.Димитриев, — правительство Ивана IV встретилось с населением, стоявшим по уровню развития производительных сил почти на таком же уровне, что и русское общество. Как известно, спустя несколько десятилетий новоподданным Московского государства — чувашам, марийцам, татарам, удмуртам — было запрещено заниматься кузнечным и серебряным ремеслами, не разрешалось продавать и покупать железо, медь, олово, свинец, предметы вооружения и военного снаряжения. Эти меры, направленные на подавление и предотвращение восстаний нерусских людей, действовали вплоть до ХІХ в. Указанные и ряд других ограничений, касавшиеся и социальной верхушки, неравноправное положение в системе государственной власти и национальный гнет не могли не тормозить развитие хозяйства чувашей и других нерусских народов Среднего Поволжья. В силу сложившейся исторической обстановки в совместном труде по развитию производительных сил региона русские постепенно заняли ведущее положение. Как явствует из имеющихся исторических источников, представители социально более продвинутой этнической общности в основной своей массе относились к своим соседям высокомерно, пренебрежительно: осмеивали их язык, обычаи, традиции, быт, костюмы, давали им обидные прозвища и т.п. "Для осмеяния инородцев, — писал профессор Казанской духовной академии, историк-миссионер Я.Д.Коблов, — у русских существует очень много рассказов; например, рассказ о происхождении чуваш из поганого теста, в котором копались собаки и свиньи; вотяков (удмуртов. — Г.Н.) называют "саврасыми мышами", татар (безразлично — крещеных и магометан) — "собаками", черемис (марийцев. — Г.Н.) — "чернорогими баранами". Высокомерное отношение русских к чувашам отмечал и этнограф Г.И.Комиссаров: "Обзывают чуваш "Василь-Иванчами", "чувашскими лопатами" и другими именами. Существуют разные анекдоты, старающиеся выставить чуваш в смешном виде. Появится ли чувашенин где-нибудь в русской деревне, выбегают мальчики, начинают обзывать его и кидают в него камнями. Едет ли он на пароходе, русский матрос грубо кричит на него: "Чуваш, Василий Иваныч!" Едет ли он по дороге, встречается русский и, указывая на заднюю часть его телеги, кричит: "Эй, чуваш! У тебя ось в колесе!" Чувашенин, не знающий русского языка, останавливает лошадь и начинает осматривать свою телегу, думая, что с ней случилось что-то неладное. А русский хохочет над ним. В Симбирске, например, обычным было следующее явление: воспитанники Чувашской учительской школы выходят на улицу, а ученики соседнего со школой ремесленного училища кричат им: "Василий Ифанч! А Василий Ифанч! Тафай тратца!" Это они высмеивают чувашский акцент, обыкновенно смягчающий русскую речь". По свидетельству учителя Петра Иванова, русские крестьяне Кушманской волости Свияжского уезда относились к чувашам д.Малая Русакова с "пренебрежением и насмешкой", всячески издевались над ними. Высокомерие было присуще всем социальным группам русской деревни. Житель д. Яргунькино Ядринского уезда Степан Филимонов сообщал: "Русский хоть и стоит сам не дороже двух копеек, и тот насмехается над чувашом". Подчеркну одновременно, что и чуваши не всегда были высокого мнения о своих соседях. В этом плане представляет интерес следующее наблюдение, сделанное Г.И.Комиссаровым: "Всякий чувашин старается загородить двор получше и обустроить его постройками. Поэтому чувашский двор более благоустроен, нежели русский. Чувашенин любит природу, а потому любит красоту и в саду, и на дворе, и на улице... Поэтому неудивительно, если он невысокого мнения о русской аккуратности и заботливости о домашнем хозяйстве". Еще одно любопытное свидетельство: "Уборка хлеба производится неспешно, но зато тщательно: даже колосья подбираются. О русской работе в данном случае чуваши невысокого мнения. Если кто жнет небрежно и оставляет на жатве колосья, говорят: "Он жнет по-русски". В своих записках по этнографии житель д.Новое Изамбаево Тетюшского уезда Арсений Петров отметил, что "чувашин русского не нанимает в работники". Чуваши, как известно, при питье-еде довольствовались малым. В их глазах отличавшиеся иным отношением к пище русские были чересчур расточительными. Пожалуй, в этом корень чувашской пословицы: "Выраспа тус тусан, пасма тула парса уйармалла, тессе" (Если подружишься с русским, то придется разделить с ним 4 меры пшеницы). В чувашской деревне, в отличие от русской, труд женщин использовался и при выполнении тяжелых физических работ, в частности, при пахоте. Поэтому, надо полагать, русские женщины в их среде считались изнеженными. Подобное представление отразилось в поговорке: "Сырла писне вахатра майра шанса вилне, тессе" (В пору, когда поспевали ягоды, замерзла, говорят, русская женщина). Попутно подчеркну, что хотя чуваши и находили мир русской деревни чужим, общались они со своими соседями очень корректно. Национальная нетерпимость для них не характерна. "Чуваши, — писал И.Я.Яковлев, — избегают сказать кому-либо грубость, что-либо обидное, унижающее, оскорбительное". "Русский мужик, — констатировал в опубликованной в конце ХІХ в. статье Н.И.Ашмарин, — никогда не сядет обедать с татарином, у чуваш же это случается сплошь да рядом; бедные татары обыкновенно собирают милостыню по чувашским деревням, потому что русские не всегда подают им, а для чувашина они "савах сын" — все те же люди, что и другие". Конечно же, с подобным утверждением без оговорок нельзя согласиться: в отношении русских автор, надо признать, слишком сгустил краски. Вместе с тем отмечу, что он не так уж и далек от истины. Этническая терпимость чувашей получила отражение и в их поговорке: "Этем пурте пер: вырас та, тутар та, чаваш та, макши те" (Люди все равны: и русский, и татарин, и чуваш, и мордва). "Если русский живет хорошо и набожно, нравственно и умно, ведет трезвую жизнь, хозяйство свое ведет очень хорошо, относится к чувашам умно, как к братьям своим, — писал в своих этнографических записках Яков Стеклов из д.Хорн-Кукшум Ядринского уезда в 1912 г., — тогда чуваши стараются, подобно ему, жить с ним в дружбе и родстве. А если русский с характером обратным, тогда про такого говорят, что он ни русский, ни татарин. Тогда они не только сами избегают сообщения с ним, но и другим советуют не иметь с ним сообщения". Привожу небольшой отрывок из письма просветителя-демократа И.Я.Яковлева от 8 ноября 1912 г. министру народного просвещения России Л.А.Кассо: "...Я происхожу из удельных крестьян Симбирской губернии, чувашин по рождению, но воспитан в русской семье, прошел русскую школу, служил мерщиком в удельном ведомстве и лишь в возрасте 19 лет поступил, преодолев большие затруднения, в Симбирскую гимназию, а затем окончил курс по историко-филологическому факультету Казанского университета в 1875 году. Связанный своим рождением с беднейшей и наиболее невежественной частью инородческого населения Казанского края, продолжая числиться крестьянином Буинского уезда до сей поры, я не только все элементы своего духовного развития почерпнул из русского источника, но, более того, всем обязан в своем обучении русской школе, удельному ведомству и великодушной поддержке русских из среды, главным образом, местного дворянства. Поэтому на вопрос о моей национальности мне не совсем легко ответить. По крови, по привязанности к моим бедным и беспомощным сородичам, я принадлежу к чувашскому племени, но по духу, по воспитанию, по любви к моему великому отечеству, по всем моим духовным и житейским связям и по моей службе трем государям, я чувствую себя членом великой русской семьи, болел и болею ее горестями, радовался и радуюсь ее радостями". Согласно свидетельству Ефремова, посещающие церковь чувашские крестьяне подвергались оскорблениям и унижениям со стороны русских — как раскольников, так и православных. Женщин и детей мальчишки с.Можарки встречали градом камней и комьев земли. Имел место жуткий случай — обстрел "камнями и лошадиным калом" похоронной процессии. Зимой 1907 г. здесь были избиты приехавшие в церковь жена и сын крестьянина Василия Сергеева из д.Подлесная. Про подобные случаи псаломщик писал, что их "было и бывает много". 20 сентября 1909 г. семья "крестьянина из чуваш Данила Николаева" — жена и двое маленьких детей — возвращались с церковной службы в д.Подлесная. На одной из улиц с.Можарки везшая подводу лошадь была напугана мальчиками, в результате чего женщина и ее дети попали под телегу. При этом мальчик двух лет и семи месяцев получил смертельную травму.
да, всем жилось плохо, но у титульной российской империи были хотя-бы церковно-приходские школы. вспомним Ломоносова.
Вот именно - церковно-приходские! Вспоминай, как нас загоняли в христианство! Льготы получали по ясаку и т.д. - всё равно упирались! Разбегались по другим регионам, упрямились...Позже, уже при Петре, эти льготы ещё больше увеличились(точно не помню, вроде вместо 3-х лет 5 дали освобождения от самых тяжёлых налогов), но мы же упрямый народ! Дело хоть и сдвигалось, но медленно. Так что, IMHO, сами себе создавали проблемы.
Цитата(Nikuda)
Цитата Результаты переписи говорят о национальном составе городов, и только,а уж трактовать его под себя можно как угодно. Опять "нас угнетали больше" - смех!
ссылку пожалуйста
Учебник "История Чувашской АССР"
Цитата(Nikuda)
Цитата Согласно учебника истории, в первом упоминании о Чебоксарах, как городе, сказано, что среди его жителей было 4 чуваша, остальные русские. Можно было бы предположить, что его и основали русские, но я не стану этого делать, т.к. именно об этом моменте там сказано так, и не более того. У тебя видимо, в руках побывали другие летописи...
ссылку пожалуйста
Учебник "История Чувашской АССР" Под рукой нет, дома лежит, сейчас бы не поленился выпускные данные набить.
Цитата(Nikuda)
аргументы кончились начались оскорбления?
Аргументов достаточно, это у вас одно, да потому-же: "чувашский народ бесправен, унижен и прочие агитки", поэтому эпитет вам аргументированный и заслуженный. Это ещё не оскорбления. Пока.
--------------------
Ремонтировать - моя профессия! Приводить в негодность - удел остальных. Бесконечно можно смотреть на огонь, воду,и на то, как паркуется блондинка! Не дай Бог свинье рога, а холопу барство
По поводу большой цитаты. Зачем это мне, если "специально для"? Как раз я и говорю, что если и угнетали, то не только чувашей...А вообще воспоминания жителей сёл меня мало интересуют. Но позабавили байки про "Чуваш - Василь Ваныч!" Надо полагать, детишки насмотрелись кинофильма и описываемые события происходили после 1925 года... А вообще, берите пример с Яковлева, не забывайте своих корней, но мыслите немного шире.(См. последний абзац цитаты) И возьмите нормальный учебник истории - с цитатами из летописей, с упоминаниями, где они найдены, с фотографиями свитков и фресок храмов...Там - правда.
--------------------
Ремонтировать - моя профессия! Приводить в негодность - удел остальных. Бесконечно можно смотреть на огонь, воду,и на то, как паркуется блондинка! Не дай Бог свинье рога, а холопу барство
все равно что ссылаться на Айзека Азимова или братьев Стругацких
А у меня есть основания ему доверять. Объясняю. Выпущен в начале 80-х, 82-й или 83-й год, не помню. Тогда, в отличие от нынешних времён, за ложь и подтасовку фактов в учебнике истории, как говорится, "можно было и партбилет на стол положить". Именно поэтому он изобилует ссылками на первоисточники и фотографиями их. Работали учёные серьёзно и честно. (В выходных данных книги они перечислены)Естественно, рекомендуется опускать лирические отступления про КПСС и руководящую роль Большого Брата, ЦК, и лично Леонида Ильича. Так что если говорить о творчестве фантастов, то процитированное тобой больше похоже.
--------------------
Ремонтировать - моя профессия! Приводить в негодность - удел остальных. Бесконечно можно смотреть на огонь, воду,и на то, как паркуется блондинка! Не дай Бог свинье рога, а холопу барство
По поводу большой цитаты. Зачем это мне, если "специально для"? Как раз я и говорю, что если и угнетали, то не только чувашей...А вообще воспоминания жителей сёл меня мало интересуют. Но позабавили байки про "Чуваш - Василь Ваныч!" Надо полагать, детишки насмотрелись кинофильма и описываемые события происходили после 1925 года... А вообще, берите пример с Яковлева, не забывайте своих корней, но мыслите немного шире.(См. последний абзац цитаты) И возьмите нормальный учебник истории - с цитатами из летописей, с упоминаниями, где они найдены, с фотографиями свитков и фресок храмов...Там - правда.
прочтите пожалуйста текст, это задокументированные воспоминания, со ссылками на авторов. а история Чувашской АССР на который вы ссылаетесь оставьте при себе. Я разве утверждаю что другим жилось легче?
Цитата
по духу, по воспитанию, по любви к моему великому отечеству, по всем моим духовным и житейским связям и по моей службе трем государям, я чувствую себя членом великой русской семьи
таким вот беспринципным космополитом?
--------------------
Прочтите внимательно - я прочёл. И высказался по прочтённому.
Цитата(Nikuda)
это задокументированные воспоминания, со ссылками на авторов. а история Чувашской АССР на который вы ссылаетесь оставьте при себе.
Конечно, документы, хроники и летописи в топку, будем читать, как в избу к одному фантазёру пришёл другой фантазёр и "задокументировал"
Цитата(Nikuda)
Цитата по духу, по воспитанию, по любви к моему великому отечеству, по всем моим духовным и житейским связям и по моей службе трем государям, я чувствую себя членом великой русской семьи
таким вот беспринципным космополитом?
Надо ли объяснять, что служба трём царям одного и того же государства, своей страны, ни в коей мере не подходит под категорию космополитизма? Нет, конечно. Просто тебе так выгодней. Но я и не пытаюсь бороться с метастазами. Как там было сказано на предыдущей странице: Читатель разберётся?
--------------------
Ремонтировать - моя профессия! Приводить в негодность - удел остальных. Бесконечно можно смотреть на огонь, воду,и на то, как паркуется блондинка! Не дай Бог свинье рога, а холопу барство
Вот как только начинаешь говорить про развитие родной чувашской культуры, про свой народ, сразу идут нападки о национализме, че за ерунда, не понимаю...
А к теме хотелось приевсти следующий маленький отрывок, где проходит про "региональные губернии"
Цитата
Особое место в истории чувашского кино принадлежит Тани Юн. Яркая, талантливая, она была обычно одной из удач очередного фильма. Критика единодушно отмечало ее актерское мастерство и обаяние. Ее героини были подкупающе женственны. Первую киноактрису нашей республики любили, ею гордились как самым выдающимся деятелем чувашской национальной культуры. Кинофильмы “Сарпиге” и “Черный столб”, где она исполняла главные роли, демонстрировались в странах Европы и Америки, ее портреты украшали обложки журналов у нас и за рубежом. Ей “шли” роли героико-драматического плана, характеры необычайные, неординарные. Фотографии тех лет сохранили ее красивое, выразительное лицо с огромными глазами. Фильмы: “Сарпиге”, “Вихрь на Волге”, “Апайка” - во многом обязаны своим успехом ей. Во многих трюковых сценах она играла сама. Тани Юн удалось показать своеобразие характера чувашской женщины в ее развитии.
Судьбу этой актрисы можно сравнить с вновь открытой звездой, неожиданно изумившей всех ярким светом и вдруг сгоревшей.
Татьяна Степановна родилась 28 января 1903 года в д. Чербай Балдаевской волости Ядринского уезда в семье крестьянина-середняка Стефана Федоровича и его жены Ксении Федоровны. В метрической книге Казанско-Богородицкой церкви села Балдаево о родившихся написано, что она была крещена 1 февраля 1903 года (по новому стилю). Таинство крещения совершили священник села Балдаево Сергей Крестников с дьяконом Николаем Далматовым и псаломщиком Иваном Дроздовым. Восприемницей Татьяны стала девица Надежда, дочь крестьянина из деревни Чербай Федора Александровича Чугунова.
Она отличалась независимым характером, настойчивостью и целеустремленностью. Отец поощрял тягу к знаниям. До революции она поступает учиться в Персирланскую начальную, затем - вБольшесундырскую двухклассную школы. После окончания школы второй ступени в г. Ядрине Татьяна Степановна в 1921 году поступает учиться в Московскую военно-спортивную школу.
В 1922 году ее направляют в Чебоксары инструктором физкультуры. Здесь она стала работать на разных должностях.
В 1924 году она становится учащейся студии при Чувашском государственном театре. Во время учебы ее заметил организатор и художественный руководитель чувашского театра Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский, с которым впоследствии она связала свою жизнь. После завершения учебы она была приглашена на работу в чувашскую труппу театра. С этого времени Тани Юн навсегда связывает свою жизнь с театральным искусством.
В то время в Чебоксарах кинотеатров еще не было. Кинокартины демонстрировались в здании Чувашского драмтеатра в свободные от спектаклей вечера. Татьяна Степановна не пропускала ни одного фильма. Ее кумиром стала популярная в то время итальянская киноактриса Франческа Бертини. Она мечтала об игре в кино. Конечно, это была честолюбивая мечта, но она сразу начинает воплощать ее в жизнь.
После просмотра одной из кинокартин она предложила Иоакиму Степановичу взяться за съемку чувашского фильма. Тому вначале даже сама мысль показалась несуразной. Но после очередного натиска жены он всерьез задумался, а потом и сам загорелся ее идеей.
Шел 1925 год. Партией был брошен клич достойно отметить 20-ю годовщину первой русской революции. Максимов-Кошкинский написал киносценарий “Волжские бунтари” - о революционных событиях в Чувашии. Вместе с женой Тани Юн он отправился в Ленинград, в киностудию “Севзапкино”. Там сценарий не приняли, рекомендовали, сократить. Татьяна Степановна уговорила мужа сократить сценарий, убрать все лишнее. Обновленный сценарий приняли. Но возникла другая проблема. Студия поставила условие: половину стоимости производства фильма - 25 тысяч рублей - должна финансировать Чувашская Республика. Сумма по тем временам огромная. Столько денег взять было негде. Но Максимову-Кошкинскому своими аргументами, посулами и личным обаянием удалось всех заразить идеей создания первого чувашского фильма. Четырежды рассматривался на заседаниях ЦИК республики этот вопрос. И деньги были найдены.
В фильме “Волжские бунтари” Татьяне Степановне режиссер доверил эпизодическую роль матери, потерявшей в суматохе маленького сына, которого впоследствии находит убитым. Артистка сыграла ее потрясающе.
Первая чувашская кинокартина вышла на экраны в апреле 1926 года, а в Чебоксарах ее начали показывать в дни летних ярмарок, когда город заполняли крестьяне из близлежащих и дальних деревень. От зрителей не было отбоя, все хотели посмотреть “свой фильм”.
Во втором чувашском фильме “Сарпиге” Татьяна Степановна снималась в главной роли. Она сразу стала любимицей зрителей. Картина пользовалась большим успехом. В следующем фильме “Черный столб” она снялась в роли Уркки. Эти картины с большим интересомо были приняты и за рубежом. Авторитет Тани Юн, как киноактрисы, утвердился окончательно. Ее мастерство росло от фильма к фильму, о чем свидетельствуют и исполненные ею роли Марье в “Вихре на Волге” и Таис в “Апайке”. Годы работы в кино для Тани Юн были временем расцвета таланта и самыми счастливыми в ее жизни.
Студия “Чувашкино” прочно встала на ноги. Выросли свои национальные кадры режиссеров, сценаристов, артистов, художников. Но в 1930 году на федеральном уровне принимается решение создать для всех автономных республик и областей одну общую киностудию - “Востоккино”, куда должно было войти и “Чувашкино”. Максимов-Кошкинский всячески доказывал целесообразность сохранения своей студии и минусы громоздкого и неповоротливого вновь создаваемого “Востоккино”. Но все было тщетно. А “Востоккино”, действительно, оказалось недееспособным и вскоре бесславно закончило свое существование.
После реорганизации “Востоккино” в 1935 году чувашская актриса Тани Юн вернулась в чувашский театр. Здесь Татьяна Степановна сыграла многие роли. Но душа ее рвалась на съемочную площадку, там была ее стихия. Она еще на что-то надеялась, но впереди было только худшее.
Сталинские репрессии тридцатых годов задели Максимова-Кошкинского с Тани Юн. 14 июня 1937 года как “буржуазного националиста”. В июле в квартире Татьяны Степановны сотрудники НКВД произвели обыск, а в августе как жену “врага народа” сняли с работы и уволили из состава Чувашского государственного академического театра. Вскоре ее выселили из квартиры и взяли подписку о невыезде. В сентябре Народный Комиссар внутренних дел Чувашской АССР принял постановление о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения Максимовой-Кошкинской. Согласно постановлению ее привлекли в качестве обвиняемой по статье 58-4 УК РСФСР, а мерой пресечения избрали содержание под стражей в Чебоксарской тюрьме.
29 сентября прокурор Чувашской АССР санкционировал арест Татьяны Степановны. И 1 октября она была арестована и заключена в тюрьму.
Через месяц, 3 ноября 1937 года состоялся первый допрос Тани Юн. Она держалась стойко, не призналась, в чем бы ее не обвиняли. На втором допросе, 1 декабря, ей ставили в вину связь с иностранцами. Она категорически все отрицала. Однако, под пыткой сотрудники НКВД заставили ее подписать признание.
5 декабря 1937 года состоялось заседание спецтройки при НКВД Чувашской АССР, где слушали дело по обвинению Максимовой-Кошкинской в шпионской деятельности в пользу “японской разведки”. Тани Юн была осуждена заочно по статье “контрреволюционная деятельность” сроком на 8 лет с содержанием в Карлаге НКВД. Ее отправили в исправительно-трудовой лагерь в село Долинка Карагандинской области Казахской ССР. Так она оказалась вдали от родины.
В январе 1938 г. дочь Максимовых-Кошкинских Изида из деревни Чербай написала письмо Сталину с просьбой освободить мать. Однако, ответа не последовало.
В феврале 1939 г. Тани Юн пишет заявление Наркому внутренних дел СССР Берии о пересмотре дела. В заявлении она писала: “...Я надеюсь, гражданин Народный Комиссар внутренних дел, что Вам будет ясно, что я никакой контрреволюционной деятельностью не занималась, что я оказалась жертвой наглой клеветы, вследствие чего меня оторвали от ребенка, от больной матери - старухи и от любимого мне Чувашского Академического театра, в котором я работала артисткой, отдавая свои силы развитию Чувашского театра.
Гражданин Народный Комиссар внутренних дел, очень прошу не отказать в пересмотре решения по моему делу - очень уж тяжело пережить этот столь незаслуженный позор”.
В июне 1939 года она опять пишет жалобу о неправильном осуждении прокурору СССР Вышинскому.
В 1939 году Тани Юн перемещают из Карлага в Севураллаг на станцию Азанка. Отсюда она пишет еще два прошения, о пересмотре дела, одно в июне, другое в ноябре на имя Наркома внутренних дел СССР.
В январе 1940 года НКВД Чувашской АССР, рассмотрев жалобу и архивно-следственное дело Тани Юн постановил отменить постановление спецтройки при НКВД Чувашской АССР от 5 декабря 1937 года как неправильное и освободить из под стражи со снятием судимости. Тани Юн и Максимов-Кошкинский были освобождены, как невиновные. Но это не означало возврата к прежней жизни, к прежнему положению в обществе. После их ареста все чувашские кинокартины, до последней копии, были уничтожены. Для Тани Юн оказались закрытыми двери театра, многие отвернулись от нее, как от “врага народа”. И она, в расцвете сил, поняла, что ее творческий путь закончен. А проработала она всего-то семь лет в кино и столько же в театре. Работу на сцене Тани Юн умело сочетала с успешной работой по переводу лучших образцов русской, советской и зарубежной литературы. Ее переводческая деятельность началась еще в 1935 г. В 1957 году она стала членом Союза писателей СССР. Совместно с И. Максимовым-Кошкинским она написала несколько пьес, а в 1972 году выпустила книгу воспоминаний “Дни и годы минувшие”. В предисловии к ней можно было прочесть такие строки: “Думаю,... я счастливая. Может быть, не все мои желания исполнились. В моей жизни немало было и обидного и горестного. А все же – счастливая ! Потому что я актриса”.
В 1973 году за заслуги в развитии чувашской литературы и театрального искусства и в связи с 70 -летием со дня рождения -Татьяна Степановна была награждена Почетной грамотой обкома КПСС и Совета Министров Чувашской АССР.
Израненное, исстрадавшееся сердце Тани Юн перестало биться 6 октября 1977 года. Первая чувашская киноактриса ушла из жизни тихо, проводили ее в последний путь близкие друзья, ценившие ее бесценный вклад в развитие чувашского кино и театрального искусства.
Вот как только начинаешь говорить про развитие родной чувашской культуры, про свой народ, сразу идут нападки о национализме, че за ерунда, не понимаю...
Ложь! Я бы сказал так: как только выползает из щели национализм - его тут же легко обнаруживают. Никаких нападок на развитие культуры со стороны дискутирующих, абсолютно, даже скорее наоборот: крикунов просили указать факты таких нападок, но они якобы не заметили...
Цитата(ned)
вот как случалось с теми, кто болел за культуру родного народа, а некоторые и сейчас вроде пытются идти в "губернии", я просто поражен
Опять мы видим узкое понимание и однобокий взгляд на происходящее (происходившее)! Поясняю. Когда власти (неважно - царизм, сталинизм и т.д.)борются с неугодными - им по большому счёту плевать, кто какой национальности, народы целые высылали, напомню! А женщина легко отделалась, Каплеру было тяжелее... И зачем сюда притягивать губернии? Я, в свою очередь, не просто поражён - озадачен!
--------------------
Ремонтировать - моя профессия! Приводить в негодность - удел остальных. Бесконечно можно смотреть на огонь, воду,и на то, как паркуется блондинка! Не дай Бог свинье рога, а холопу барство
Опять мы видим узкое понимание и однобокий взгляд на происходящее (происходившее)! Поясняю. Когда власти (неважно - царизм, сталинизм и т.д.)борются с неугодными - им по большому счёту плевать, кто какой национальности, народы целые высылали, напомню! А женщина легко отделалась, Каплеру было тяжелее... И зачем сюда притягивать губернии? Я, в свою очередь, не просто поражён - озадачен!
неугодным он стал, когда снял чувашские фильмы и ему прикрепили ярлык буржуазного националиста
не знаю про Каплера, да и не хочу в принципе знать, но когда уничтожают все картины-творения твоего мужа и тебя как актрисы - это удар психологически страшнее физического
А я поэтому и подчеркнул - изучая историю, думайте. Так-же, когда изучаете тригонометрию. Никому не отредактировать слова летописца, миниатюры летописных сводов, фрески с храмов...Отделяйте зёрна от плевел.
Цитата(Nikuda)
и все таки никак не пойму я вашу платформу
Сто раз объяснял - неприемлю национализм, неприемлю чувашский фашизм наравне с немецким и русским. Это так просто.
--------------------
Ремонтировать - моя профессия! Приводить в негодность - удел остальных. Бесконечно можно смотреть на огонь, воду,и на то, как паркуется блондинка! Не дай Бог свинье рога, а холопу барство