Unregistered
|
Наткнулся на описание Гумилева этносов и стадий их развития. Натолкнуло к прочтению последние события-драки, перестрелки между ЛКН и местным населением (не только в Чебоксарах). Дело в том что в северокавказких республиках сейчас демографический взрыв. Массы молодых людей в поисках "свободной" территории выливаются в другие регионы, ведя себя захватнически. Почитайте, что творится в Ставрополье-массовая миграция из Дагестана. Что будет там через 10-20 лет? Т.е. их этнос находится в фазе подьема. Интересно, на какой стадии находится чувашская нация?
Поведение этноса и составляющих его людей ме- няются в зависимости от возраста этноса. Императивы поведения, как их опре- деляет Л.Н.Гумилев, заключаются в следующих принципах: в фазе подъема - “Будь тем, кем ты должен быть” (здесь долг превыше всего), в акматической фазе - “Я хочу быть самим собой!” (долг я выполняю, но у меня есть и свои де- ла), в фазе надлома - “Будь самим собой” (долг начинает тяготить людей, “на место силы долга приходит право силы”), в фазе инерции - “Мы устали от ве- ликих!” (на первый план выступает пассивный для общества, но трудолюбивый для себя обыватель), в фазе обскурации - “Будь таким, как мы!” (“не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить”). В фазе гомеостаза как бы происходит возврат к инерционной фазе. Человек в этой фазе с гармо- ничным складом психики. Он умеет ценить подвиги и героические дела своих предков, но сам на них не способен; с искренним восхищением вспоминает он “предания старины глубокой” - вот почему эту фазу можно назвать и “мемо- риальной”. В результате пассионарного толчка в этническом коллективе резко уве- личивается количество пассионариев, которые ломают устоявшиеся взаимоот- ношения между людьми. С точки зрения соплеменников они действуют нестан- дартно, вызывающе, нарушая действующие в обществе этнические, правовые и традиционные нормы. Но в инкубационный период фазы подъема, который длится около 150 лет, достойных летописца или историка событий не происхо- дит (только мелкие стычки внутри этноса, брожение умов, смуты, братоубий- ства и т.п.). Конец инкубационного периода фазы подъема знаменует возникновение этносоциальной системы - различных форм национальной государственности. Для этноса наступает явный период фазы подъема, события которого отмечают- ся летописцами как своими, так и чужими. Явный период фазы подъема длит- ся примерно 100-150 лет. “Фаза подъема этногенеза всегда связана с экспанси- ей, подобно тому как расширяется нагретый газ”, - отмечает Л.Н.Гумилев. Именно в этой фазе массы завоеванных этносов сливаются в единую систему с завоевавшим их пассионарным этносом, чаще всего образуя суперэтнос. При переходе этноса из фазы подъема в акматическую стремление к рас- ширению ареала усиливается. Практически этнос, находящийся в первых фа- зах этногенеза, невозможно покорить, ибо для этого этнос-агрессор должен за- тратить такое количество энергии, что ее не может окупить любой успех. Од- нако переходы из одной фазы в другую несут для этноса опасности - именно в эти моменты он особенно уязвим. В акматической фазе обычно завершается слияние двух-трех столкнувшихся этносов. Акматическая фаза, которая длится примерно 300 лет, характеризуется наивысшим уровнем пассионарного напряжения для данной этнической систе- мы. В этой фазе господствуют пассионарии жертвенного типа, образуются су- перэтносы, состоящие из субэтносов (подсистем). Пассионарии стремятся ут- вердить себя как личности, победы своего этноса видят через призму своих личных побед. Однако избыток пассионарности в акматической фазе часто приводит этнос в состояние, которое Л.Н.Гумилев называет “пассионарным перегревом”. Пассионарный перегрев, возникший в результате избытка пассионарности в этносе, приводит к внутриэтнической борьбе, что снижает резистентность (сопротивляемость) этнической системы. “Возможны “перегревы”, - пишет Л.Н.Гумилев, - когда пассионарность выходит из-под контроля разумной целе- сообразности и из силы созидательной превращается в разрушительную”. В период пассионарного перегрева пассионарные этносы оказываются не побор- никами своих прежних положительных идеалов, а противниками своих сосе- дей. При этом техническое превосходство играет здесь первостепенную роль. После акматической фазы этнос вступает в фазу надлома. “...Надлом - тяжелая возрастная болезнь и не всякому этносу суждено ее пережить”, - отме- чает Л.Н.Гумилев. Резкое снижение пассионарного напряжения сопровождает- ся расколом этнического поля, что приводит к острым конфликтам внутри этни- ческой системы. В этой фазе велика опасность распада и гибели этнической системы в результате смещения, то есть негативного этнического контакта и возникновения и действия антисистем, ибо резистентность ее низка. Пассиона- рии погибают в войнах за расширение ареала своего этноса и внутриэтнической борьбе, на первый план выдвигаются субпассионарии, т.е. люди неактивные, пассивные. Оставшиеся пассионарии вытесняются на окраины занимаемого эт- носом ареала. Инерционную фазу этногенеза Л.Н.Гумилев назвал “золотой осенью цивилизации”. В этой фазе происходит дальнейший спад уровня пассионарного напряжения. Она длится примерно 300 лет. Ученый описывает ее содержание следующим образом: “В эту осень собирают плоды, накапливают богатства, наслаждаются покоем, нарушаемым только внешними войнами, расширяют территории своих государств и терпят, пусть нехотя, великих мыслителей, ху- дожников, писателей, и даже иногда не дают им умереть с голоду”. В инерционной фазе преобладает усталость от пережитых потрясений и обыватели пытаются избавиться от пассионариев, которые как всегда “любят мутить воду”, их выталкивают, они или гибнут, или уезжают на окраины, а иногда и в другие страны. Эти стычки с пассионариями - последняя битва обы- вателей в стремлении к покою. Толковым руководителям в фазе инерции лег- ко управлять народом, который живет за счет традиций и накопленных прошлы- ми поколениями богатств. В рамки этой фазы укладывается понятие “цивилизация”, когда со- вершенствуется техника, развивается производство, упорядочивается быт, сти- раются этнографические особенности, происходит урбанизация населения, а в городах процветают наука и культура. Обыватели накапливают богатства, а пас- сионарии идут в сферу науки и искусства. “Безнравственность и беззаконие в городах, - пишет Л.Н.Гумилев, - прелюдия расправы над лесами и полями, ибо причина того и другого - снижение уровня пассионарности этносоциальной системы. При предшествовавшем повышении пассионарности характерной чер- той была суровость и к себе, и к соседям. При снижении - характерно “чело- веколюбие”, прощение слабостей, потом небрежение к долгу, потом преступ- ление.... Уровень нравственности этноса - такое же явление природного процес- са этногенеза, как и хищническое истребление живой природы”. Наконец, наступают “сумерки” этноса, его старость - фаза обскурации, которая занимает в этногенезе полосу в 200 (иногда и больше) лет. Пассионар- ное напряжение убывает до уровня ниже нулевого. Этнос существует за счет материальных и культурных ценностей, накопленных в инерционную фазу. Суб- пассионарии, которых становится неизменно больше, чем пассионариев, блоки- руют любую творческую деятельность последних, требуя удовлетворения своих всевозрастающих потребностей. Вот как описывает фазу обскурации Л.Н.Гу- милев: “Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция, в армии солдаты держат в по- корности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Все продажно, нико- му нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для того, чтобы властвовать, правитель должен применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, вы- слеживать и убивать своих соратников”. К концу фазы обскурации численность этноса сокращается, пред- ставители окраин устремляются в центр, усиливается приток особей чужих этносов, одним все безразлично, другие пытаются присвоить себе все, что плохо лежит - будь то материальные ценности или власть. Этническая система утрачивает резистентность, чем могут воспользоваться пассионарные соседи. “Снижение пассионарности напряжения этнической системы, конечно, не благо, - пишет Л.Н.Гумилев, - но при наличии достаточной материальной базы и обилии природных ресурсов можно поддерживать процветание страны и народа очень долго”. Однако необходимо иметь в виду, что фаза обскурации закан- чивается или гибелью этнической системы, или переходом в состояние этниче- ского гомеостаза.
|