Ответить Создать тему

Возраст этноса

Прайм
post Jan 23 2011, 11:31 
Отправлено #1


Unregistered





Наткнулся на описание Гумилева этносов и стадий их развития.
Натолкнуло к прочтению последние события-драки, перестрелки между ЛКН и местным населением (не только в Чебоксарах). Дело в том что в северокавказких республиках сейчас демографический взрыв. Массы молодых людей в поисках "свободной" территории выливаются в другие регионы, ведя себя захватнически. Почитайте, что творится в Ставрополье-массовая миграция из Дагестана. Что будет там через 10-20 лет? Т.е. их этнос находится в фазе подьема. Интересно, на какой стадии находится чувашская нация?

Поведение этноса и составляющих его людей ме-
няются в зависимости от возраста этноса. Императивы поведения, как их опре-
деляет Л.Н.Гумилев, заключаются в следующих принципах: в фазе подъема -
“Будь тем, кем ты должен быть” (здесь долг превыше всего), в акматической
фазе - “Я хочу быть самим собой!” (долг я выполняю, но у меня есть и свои де-
ла), в фазе надлома - “Будь самим собой” (долг начинает тяготить людей, “на
место силы долга приходит право силы”), в фазе инерции - “Мы устали от ве-
ликих!” (на первый план выступает пассивный для общества, но трудолюбивый
для себя обыватель), в фазе обскурации - “Будь таким, как мы!” (“не стремись
ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить”). В фазе гомеостаза
как бы происходит возврат к инерционной фазе. Человек в этой фазе с гармо-
ничным складом психики. Он умеет ценить подвиги и героические дела своих
предков, но сам на них не способен; с искренним восхищением вспоминает он
“предания старины глубокой” - вот почему эту фазу можно назвать и “мемо-
риальной”.
В результате пассионарного толчка в этническом коллективе резко уве-
личивается количество пассионариев, которые ломают устоявшиеся взаимоот-
ношения между людьми. С точки зрения соплеменников они действуют нестан-
дартно, вызывающе, нарушая действующие в обществе этнические, правовые
и традиционные нормы. Но в инкубационный период фазы подъема, который
длится около 150 лет, достойных летописца или историка событий не происхо-
дит (только мелкие стычки внутри этноса, брожение умов, смуты, братоубий-
ства и т.п.).
Конец инкубационного периода фазы подъема знаменует возникновение
этносоциальной системы - различных форм национальной государственности.
Для этноса наступает явный период фазы подъема, события которого отмечают-
ся летописцами как своими, так и чужими. Явный период фазы подъема длит-
ся примерно 100-150 лет. “Фаза подъема этногенеза всегда связана с экспанси-
ей, подобно тому как расширяется нагретый газ”, - отмечает Л.Н.Гумилев.
Именно в этой фазе массы завоеванных этносов сливаются в единую систему с
завоевавшим их пассионарным этносом, чаще всего образуя суперэтнос.
При переходе этноса из фазы подъема в акматическую стремление к рас-
ширению ареала усиливается. Практически этнос, находящийся в первых фа-
зах этногенеза, невозможно покорить, ибо для этого этнос-агрессор должен за-
тратить такое количество энергии, что ее не может окупить любой успех. Од-
нако переходы из одной фазы в другую несут для этноса опасности - именно в
эти моменты он особенно уязвим. В акматической фазе обычно завершается
слияние двух-трех столкнувшихся этносов.
Акматическая фаза, которая длится примерно 300 лет, характеризуется
наивысшим уровнем пассионарного напряжения для данной этнической систе-
мы. В этой фазе господствуют пассионарии жертвенного типа, образуются су-
перэтносы, состоящие из субэтносов (подсистем). Пассионарии стремятся ут-
вердить себя как личности, победы своего этноса видят через призму своих
личных побед. Однако избыток пассионарности в акматической фазе часто
приводит этнос в состояние, которое Л.Н.Гумилев называет “пассионарным
перегревом”.
Пассионарный перегрев, возникший в результате избытка пассионарности
в этносе, приводит к внутриэтнической борьбе, что снижает резистентность
(сопротивляемость) этнической системы. “Возможны “перегревы”, - пишет
Л.Н.Гумилев, - когда пассионарность выходит из-под контроля разумной целе-
сообразности и из силы созидательной превращается в разрушительную”. В
период пассионарного перегрева пассионарные этносы оказываются не побор-
никами своих прежних положительных идеалов, а противниками своих сосе-
дей. При этом техническое превосходство играет здесь первостепенную роль.
После акматической фазы этнос вступает в фазу надлома. “...Надлом -
тяжелая возрастная болезнь и не всякому этносу суждено ее пережить”, - отме-
чает Л.Н.Гумилев. Резкое снижение пассионарного напряжения сопровождает-
ся расколом этнического поля, что приводит к острым конфликтам внутри этни-
ческой системы. В этой фазе велика опасность распада и гибели этнической
системы в результате смещения, то есть негативного этнического контакта и
возникновения и действия антисистем, ибо резистентность ее низка. Пассиона-
рии погибают в войнах за расширение ареала своего этноса и внутриэтнической
борьбе, на первый план выдвигаются субпассионарии, т.е. люди неактивные,
пассивные. Оставшиеся пассионарии вытесняются на окраины занимаемого эт-
носом ареала.
Инерционную фазу этногенеза Л.Н.Гумилев назвал “золотой осенью
цивилизации”. В этой фазе происходит дальнейший спад уровня пассионарного
напряжения. Она длится примерно 300 лет. Ученый описывает ее содержание
следующим образом: “В эту осень собирают плоды, накапливают богатства,
наслаждаются покоем, нарушаемым только внешними войнами, расширяют
территории своих государств и терпят, пусть нехотя, великих мыслителей, ху-
дожников, писателей, и даже иногда не дают им умереть с голоду”.
В инерционной фазе преобладает усталость от пережитых потрясений и
обыватели пытаются избавиться от пассионариев, которые как всегда “любят
мутить воду”, их выталкивают, они или гибнут, или уезжают на окраины, а
иногда и в другие страны. Эти стычки с пассионариями - последняя битва обы-
вателей в стремлении к покою. Толковым руководителям в фазе инерции лег-
ко управлять народом, который живет за счет традиций и накопленных прошлы-
ми поколениями богатств.
В рамки этой фазы укладывается понятие “цивилизация”, когда со-
вершенствуется техника, развивается производство, упорядочивается быт, сти-
раются этнографические особенности, происходит урбанизация населения, а в
городах процветают наука и культура. Обыватели накапливают богатства, а пас-
сионарии идут в сферу науки и искусства. “Безнравственность и беззаконие в
городах, - пишет Л.Н.Гумилев, - прелюдия расправы над лесами и полями, ибо
причина того и другого - снижение уровня пассионарности этносоциальной
системы. При предшествовавшем повышении пассионарности характерной чер-
той была суровость и к себе, и к соседям. При снижении - характерно “чело-
веколюбие”, прощение слабостей, потом небрежение к долгу, потом преступ-
ление.... Уровень нравственности этноса - такое же явление природного процес-
са этногенеза, как и хищническое истребление живой природы”.
Наконец, наступают “сумерки” этноса, его старость - фаза обскурации,
которая занимает в этногенезе полосу в 200 (иногда и больше) лет. Пассионар-
ное напряжение убывает до уровня ниже нулевого. Этнос существует за счет
материальных и культурных ценностей, накопленных в инерционную фазу. Суб-
пассионарии, которых становится неизменно больше, чем пассионариев, блоки-
руют любую творческую деятельность последних, требуя удовлетворения своих
всевозрастающих потребностей. Вот как описывает фазу обскурации Л.Н.Гу-
милев: “Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается
осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет
снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в
общественной жизни узаконивается коррупция, в армии солдаты держат в по-
корности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Все продажно, нико-
му нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для того, чтобы властвовать,
правитель должен применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, вы-
слеживать и убивать своих соратников”.
К концу фазы обскурации численность этноса сокращается, пред-
ставители окраин устремляются в центр, усиливается приток особей чужих
этносов, одним все безразлично, другие пытаются присвоить себе все, что
плохо лежит - будь то материальные ценности или власть. Этническая система
утрачивает резистентность, чем могут воспользоваться пассионарные соседи.
“Снижение пассионарности напряжения этнической системы, конечно, не благо,
- пишет Л.Н.Гумилев, - но при наличии достаточной материальной базы и
обилии природных ресурсов можно поддерживать процветание страны и народа
очень долго”. Однако необходимо иметь в виду, что фаза обскурации закан-
чивается или гибелью этнической системы, или переходом в состояние этниче-
ского гомеостаза.
  0/0  

ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения