Здесь Иоанн Петрович был учителем и законоучителем детей и внуков Петра Феодоровича Геркена.
Детей у Геркена было трое— Алексей, Иоанн и Сергей; из них Иван Петрович жив и по сие время, владеет большим имением в селе Юматове, а прочие два брата умерли. Иван Петрович Геркен доброй души человек и, так как Иоанн Петрович был его наставником и духовником, всегда относился к своему духовному отцу с глубоким уважением, а при погребении Иоанна Петровича неутешно плакал.
Несколько раз Иоанн Петрович порывался выйти за штат, но усиленные просьбы Иоанна Петровича и его семейства останавливали его от того.
Иоанн Петрович в селе Юматове был уже во второй раз, так как из Юматова, в 1839 году, по просьбе помещиков был переведен в село Русское Бурнашево, где и прослужил 12 лет, и в 1851 году, по просьбе храмоздательницы землевладелицы княгини Марии Димитриевны Ухтомской, был переведен в село Макулово Свияжского же уезда, где и прослужил 1 год; в 1873 году снова был перемещен в село Юматово.
Много покойному Иоанну Петровичу привелось видеть в своей жизни горького; много испытать выстрадать за своих прихожан в бывшее крепостное право и не столько от самих господ, сколько от управляющих, которые, за отсутствием господ, слишком произвольно и деспотически распоряжались крестьянами и злоупотребляли трудами их. Иоанн Петрович не мог равнодушно смотреть на страдания своих прихожан, — заступался за них, особенно при непосильной каторжной работе в полях в отрадное время, в нестерпимый зной.
Он, как добрый пастырь, готов был положить душу свою за овец, смело являлся к притеснителям- управляющим и обличал их в жестоком обращении и тяжких наказаниях крестьян. Не многим это нравилось; весьма часто гнали его из дома с бранью, но Иоанн Петрович все терпел и продолжал за вступаться за крестьян.
Однажды покойный Иоанн Петрович явился в дом одного управляющего, который приговорил двоих крестьян к телесному наказанию а какой-то, в сущности, ничтожный проступок и сказал управляющему: если вы решаетесь подвергать жестоким наказаниям за ничтожные проступки их, то уже лучше снимите с них шкуру, изрежьте на мелкие кусочки и разбросайте, где вам вздумается, но помните, что вы не избегнете суда Божия и наказания за свои зверства.
Управляющий настолько был поражен смелостью Иоанна Петровича, что сначала растерялся, но затем бросился на Иоанна Петровича, ударить же не посмел, а только грубо выгнал. Бесчеловечные отношения управляющих и некоторых помещиков к крестьянам в то время, возмущали Иоанна Петровича до глубины души.
Страдания крестьян отзывались в впечатлительной душе Иоанна Петровича тем с большей силой, что сам он своей властью не мог уничтожить их.
В селе Бурнашеве, при его бытности там, было 14 помещиков и каждый из них распоряжался крестьянами, как знал.
Приходскому священнику трудно было угодить всем. А Иоанн Петрович заботился больше о крестьянах, стараясь умалить страдания их, а это-то и не нравилось многим из помещиков.
Крестьяне разорены были управляющими, особенно в отсутствии самих господ до такой степени, что, как говорится, в 7 дворах был один топор. Летом, в отрадное время все уходили в поле на работу, а дети оставались без всякого призора и без пищи. Они вместе с курицами ели их корм. Жена Иоанна Петровича ходила из одного дома в другой, отделяла детей от куриц, обмывала и очищала их, а Иоанн Петрович приносил с собой хлеба и кормил их.
В это время много было дела у Иоанна Петровича с крестьянами, — раздавал им свой хлеб на обсеменение полей, ходатайствовал за них или перед управляющими, или перед господами. Эти филантропические действия Иоанна Петровича порождали в помещиках неприязнь к нему и нередко служили поводом к издевательству над Иоанном Петровичем.
Например, помещики села Русского Бурнашево требовали от Иоанна Петровича служить в известный праздник две, три обедни. У одного помещика Апехтина околела собака. Апехтин послал лошадь за священником, чтобы в доме его отпеть покойника. Иоанн Петрович, ничего не подозревая, поехал. Но здесь один из лакеев шепнул на ухо Иоанну Петровичу, что никакого покойника нет, а что помещик хочет посмеяться только над ним. Иоанн Петрович уехал и уже сколько раз не посылали за ним, он не поехал.
Тот же Апехтин донес на Иоанна Петровича в уголовную палату за то, что он будто бы держал долгие годы в кабале крестьянина Феодора Иванова с женой. Этот донос совершенно ложный, но подтасован был так удачно, что Иоанна Петровича оштрафовали на 700 рублей, но по Всемилостивейшему Манифесту этот штраф был прощен.
Много и других обид и оскорблений перенес от Апехтина Иоанн Петрович, но у Иоанна Петровича защитником был Сам Бог. Вскоре Апехтин был сажен в Петропавловскую крепость, где и раскаивался во всех свои грехах, особенно по отношению к Иоанну Петровичу.
Много, много перенес Иоанн Петрович от управляющих, которые делали разные доносы своим помещикам, проживающим в столицах, на Иоанна Петровича.
Но вот наступила светлая заря на небосклоне— освобождение крестьян от крепостного права. Радость для Иоанна Петровича была неописанна, потому что он, живши с народом одною жизнью, более всех понимал всю пользу и благодеяние, какое неизбежно должно произойти от этого освобождения крестьян от рабства.
Жившие в столицах помещики возвратились в свои поместья. Здесь они лицам к лицу встретились с светлою личностью Иоанна Петровича; оценили его, полюбили глубокою искреннею любовью, упрашивали его жить с ними до конца своей жизни, но Иоанна Петровича влекло в Юматово, к своим дорогим духовным детям и — он перешел туда, где и умер.
Мир праху твоему страдалец, труженик и бессребреник!
Письмо Евгения Геркена Асафьеву Б.В. Приглашение на вечер памяти Волынского А.Л., просит указать название оперы Русселя, которую дал Асафьеву. Почтовая карточка.
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский национальный музей музыки".
1925г. Нотное издание на 6-и страницах. «Танец стрекоз» (Веста и Амур) Муз. Ф. Легара. Текст Е. Геркена.
Структурное подразделение "Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" государственного бюджетного учреждения культуры "Псково-Изборский объединенный музей-заповедник"
Афиша. Кремлевский театр. 5, 13, 17 сентября. Спектакль Ростовского-на-Дону государственного театра музыкальной комедии. Н. Стрельников - «Холопка», оперетта в 3-х действиях. Текст Е. Геркена. Режиссер-постановщик - Л.М. Вилькович. Дирижер - П.А. Пузанов. Художник - О.Н. Арутюнян. Хормейстер - Е.Д. Щербаков. - Москва, 1964 г.
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский национальный музей музыки"
1945г. Грампластинка. Н.Стрельников, сл. Е.Геркена. Ария Андрея из оперетты "Холопка". Н. Стрельников, сл. П. Беранже. Ария из оперетты "Сердце поэта". Исполняет Алексей Феона; Оркестр под управлением М.Н. Жукова
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский национальный музей музыки"
Церковь Преображения Господнего и история Геркеных в селе Юматово 9 января 2018
В селе Юматово находятся развалины усадьбы Геркеных и разоренная церковь Преображения Господнего. Местные жители продолжают находить на территории бывшей усадьбы осколки посуды и некоторые предметы дворянского быта. Церковь была построена в 1823 году на средства Геркена Е. П., а с восточной стороны храма фамильное захоронение Геркенов - Боратынских.
Церковь внушительных размеров, что говорит о хорошем благосостоянии дворян. Сейчас в селе осталось примерно 30 дворов, из постоянных жителей одна семья и несколько старух. Остальные дворы принадлежат дачникам. После 30-х годов в церкви ремонтировали трактора, а затем организовали склад.
В 1788 году Екатерина Есипова, которая относится к роду первых помещиков села Юматово, вышла замуж за Федора Геркена. Геркен же был сыном таллинского купца. Таким образом, Геркен становится владельцем земель села Юматова Свияжского уезда и села Ромадан Спасского уезда.
Сын Геркеных - Петр Федорович в 1827 году женился на Анне Панчулидзево, которая была двоюрдной сестрой Боратынского. Так породнились два знатных рода. В 1830 году Петр Федорович и его мать Екатерина Петровна принимают решение перестроить церковь.
Если честно, я так и не понял планировку храма. Первый этаж больше напоминает подвал, тут даже можно найти места, где были установлены печи для отопления. Видимо основные залы располагались на втором этаже. Следовательно где-то была лестница по которой прихожане могли подняться на второй этаж.
Усадьба Геркеных занимала площадь в 4 гектара, а сам дом был примерно 300 квадратных метров. Около реки располагались искусственные купальни и оранжерея. Местные жители находили осколки посуды и глазури, которая использовалась в облицовке дома.