Ответить Создать тему

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский , 100 летний юбилей

Alexey Emelyanov
post Dec 26 2009, 02:51 
Отправлено #1


Активный

Сообщений: 2 991



Проспали малех...

Цитата
Два столетия, две звезды
К юбилею выдающихся главных конструкторов

...

СЕБЯ НЕ ЩАДИЛ...

Творчество другого конструктора, 100-летие которого также отмечается в эти дни, тоже охватило две области – авиацию и космонавтику.

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский – родом из дворянской семьи. Учился и начал трудиться инженером-турбостроителем в Харькове; в войну в ОКБ Артема Микояна разрабатывал паротурбины, затем – форсажные камеры, давшие мощный импульс развитию турбореактивной техники. Благодаря форсажу тысячи серийных МиГ-17 увеличили тягу двигателя на 30% (личным достижением Лозино-Лозинского за три года реактивной авиации стали две Сталинские премии.)

По мнению военных, именно мощная силовая установка обеспечила превосходство наших истребителей МиГ-15,МиГ-17,МиГ-19 и МиГ-21 (Ленинская премия) над техникой потенциального противника, в том числе в ходе войны во Вьетнаме. За вклад в создание истребителя-перехватчика МиГ-25 со скоростью, достигающей трех скоростей звука, Глеб Евгеньевич был удостоен звания Героя Соцтруда.

Между тем именно в «звездном» для него 1975 году состоялся первый полет МиГ-31, где Лозинский выступил как главный конструктор уже всей машины. Она получилась в высшей степени энерговооруженной, что позволило ей развивать скорость до 3М, барражировать длительное время, работать в разных качествах – быть перехватчиком ПВО (в том числе крылатых ракет противника), корректировщиком, диспетчером воздушных атак. Работая по десятку целей одновременно, 31-й остается самым скоростным и высотным боевым самолетом в мире.

Еще у Микояна в середине 1960-х годов его заместитель Лозино-Лозинский возглавил разработку орбитальных воздушно-космических систем. Идея многоразового полета в космос отлилась в тему «Спираль»: бесхвостый авиаразгонщик с 10-тонным орбитальным аппаратом «на спине». Космолет мог стать разведчиком, перехватчиком (спутников) или ударной системой на орбитах 130–150 км с маневром до высот в 1000 км.

С космодрома Капустин Яр было проведено шесть суборбитальных запусков аппаратов «Бор-5» – масштабной модели будущего «Бурана». Несмотря на полное превосходство над американской системой-аналогом «Дайнасор», программа «Спираль» была закрыта. Между тем созданный задел весьма облегчил и ускорил создание многоразового космического корабля «Буран».

Рассказывает Александр Башилов, который четверть века был соратником Лозино-Лозинского в НПО «Молния»: «Он умел смотреть далеко вперед, и все его проекты опередили время: «Бурану» не нашлось нагрузки, потенциал МиГ-31 только сейчас узрели, а МАКС не осилили в «верхах», трипланы не освоены. А ведь прозорлив был Глеб Евгеньевич: предсказал, что надежность облицовочных плиток планера не пострадает при утоньшении; в итоге мы сэкономили две тонны в пользу полезной нагрузки. А непревзойденный эффект автоматической посадки стотонной «птички»!»

Конструктор не опустил руки и после единственного полета своего детища. Спустя год, в 1989-м, на конгрессе в Испании обнародовал идеологию старта орбитального самолета со «спины» Ан-225 «Мрия».

Изначально МАКС (многоразовая авиационно-космическая система) создавался по заданию Министерства обороны СССР. Маршалы и генералы ВВС рассматривали проект как первоочередную замену дальним стратегическим разведчикам Ту-95МР. По словам эксперта Вадима Лукашевича, МАКС до сих пор таит в себе немало загадок, включая проект одноместного космического ударного разведчика.

Взлетать в любой части света, в любом направлении, на экологически чистом топливе, решать множество задач (спасательные работы, туризм, очистка от космического мусора), в 10 раз дешевле забрасывать в космос грузы – таковы очевидные преимущества МАКСа. До последних дней конструктор надеялся...

Самой яркой чертой характера Лозинского многие называют самоотверженность: себя не щадил, другим спуску не давал, не терпел «сачкования», потому что ТАКИЕ проекты требовали полной отдачи. По мнению ветерана отрасли Владимира Волоконского, Главный был жестким: «Но и дальновидный, умница, когда надо – хороший актер. Наорать мог – но своих не сдавал. Чего не понимал сам – искал знающего, слушал».

Инженер Ованес Микоян обобщил: «Великий организатор и талантливый конструктор, очень образованный и интеллигентный человек. Обладал цепкой памятью и фантазией, что позволяло ему схватывать в чертежах то, чего мы даже не предполагали».

25 декабря коллеги Глеба Лозино-Лозинского по Российской инженерной академии (в «большую» Академию наук его так и не допустили), соратники по отрасли соберутся на торжества в Тушине, которое он сделал, по его собственному выражению, районом «крылатого космоса».
nvo.ng.ru

Спираль, Буран... Он столько сделал за свою жизнь. И сколько еще не успел сделать...

ЭПОС - экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт. Съёмка испытания аналога 105.11. - 1976 год:


И, конечно, всем на buran.ru. :-)



--------------------
Ты свечу зажег. Словно молнии проблеск. В ладонях возник.

ЖЖ
Profile CardPM
  0/0  
efro
post Dec 26 2009, 08:46 
Отправлено #2


Активный

Сообщений: 8 204



Да, совершенно фантастический человек с фантастическими идеями.



Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение

--------------------
Одолевший путь выходит к тёмному суровому стражу источника, который решает судьбу идущего
Profile CardPM
  0/0  
efro
post Dec 26 2009, 17:24 
Отправлено #3


Активный

Сообщений: 8 204



Кстати. Блог.
Цитата
Нас двое. Николай Чеканов и Софья Колавлёнок. В Центральном Музее ВВС в подмосковном Монино, по мере возможности восстанавливаем внешний и внутренний облик МиГ-105.11 ЭПОС, проводим работу по популяризации авиационно-космической системы "Спираль", на днях открытых дверей в музее разворачиваем наглядную стендовую экспозицию о "Спирали" и создаём условия доступа посетителей к осмотру кабины, рассказываем и показываем. Работа в Монино осуществляется в рамках организации "Фонд содействия музею ВВС"
Здесь.

--------------------
Одолевший путь выходит к тёмному суровому стражу источника, который решает судьбу идущего
Profile CardPM
  0/0  
Alexey Emelyanov
post Dec 26 2009, 23:52 
Отправлено #4


Активный

Сообщений: 2 991



Цитата(efro @ Dec 26 2009, 17:24)
Кстати. Блог. Здесь.
*
Почитал. Порадовался. Действительно, в Монино столько уникальных экспонатов, которые, часто, остались только в единственном экземпляре. И все это под открытым небом: гниет, ржавеет. Но государству до этого нет дела. Очень грустно смотреть на такое отношение к собственной великой истории.

Остается надеется и благодарить таких вот энтузиастов.


--------------------
Ты свечу зажег. Словно молнии проблеск. В ладонях возник.

ЖЖ
Profile CardPM
  0/0  
efim
post Dec 28 2009, 21:47 
Отправлено #5


Активный

Сообщений: 31 898



Что удивительно - это сохранение работоспособности долгие и долгие годы.

Сообщение отредактировал efim - Dec 28 2009, 21:47
Profile CardPM
  0/0  

ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения