Непростая история пешеходного моста через залив на фото разных лет
Безымянный пешеходный мост через чебоксарской залив кажется обычным бетонным сооружением. Между тем у него почти 45-летняя история - его долго строили, он много лет был разделителем между водной и безводной частями залива, прямо напротив него появился монумент Матери.
Вкратце упомяну, что раньше на месте залива был старый город. Когда строили ГЭС, поднимали уровень воды на Волге. Старый город снесли и затопили, а этот мост стали строить вместе со всем заливом. На карте старого города 1970 года пешеходный мост находился бы здесь:
Мостовой переход начали строить в конце 1970-х годов. Он сразу проектировался пешеходным. Благодаря Василию Евдокимову мы знаем, как выглядело строительство. Первое фото в архиве датировано октябрём 1979 года:
А это снимок 1980 года. Длина мостового перехода составила 330 метров. Он планировался, как смотровая площадка, откуда откроется широкая панорама обновлённых Чебоксар:
В 1981 году были привезены массивные железобетонные конструкции 20 метров длиной и почти 20 тонн каждая. Первую махину смонтировали 17 ноября 1981 года и до Нового года уложили их все.
А это снимок из 1982 года. К тому моменту уже подняли уровень воды в Волге, но монтаж инженерных сооружений продолжался, и вода под мостом появится еще не скоро.
Снимок Александра Никитина от 1 мая 1983 года. Как видно, мост еще не сдан и воды в заливе нет.
Мост был открыт к празднованию 515-летия Чебоксар 15 сентября 1984 года. В тот день было первое празднование Дня города в столице Чувашии.
Было грязновато:
Вид на Московский мост в 1985 году. Как видно, ограждения были те же, что и сейчас:
До 1987 года чебоксарский залив не был заполнен водой. Это было печальное зрелище:
По данным из сервиса Google Timelapse, верхняя часть чебоксарского залива была заполнена водой только в 1986-1987 годах (напишите, если знаете более точные даты). Вода была только выше пешеходного моста - ниже мостового перехода оставались стройка и горы песка:
Вот фото из второй половины 1980-х. В верхней части залива вода уже была:
А нижняя часть представляла из себя стройку-пустырь. Пешеходный мост был разделителем между этими частями.
И в таком состоянии всё простояло до 1995 года! Горожане называли долгострой "лужей". Многие сердились на то, что снесли большую часть старого города, что на её месте был такой огромный пустырь. Фото примерно 1990 года:
В 1995 году нижняя часть залива начала наполняться водой. Не было и Дороги к храму.
Фото в высоком качестве смотрите здесь. Там очень много деталей. Дорогу к храму открыли 23 июня 1996 года - с ней залив приобрел свои нынешние очертания.
Мост в XXI веке
9 мая 2003 года напротив пешеходного моста появился монумент Матери-Покровительницы. Мостовой переход стал дорогой от Красной площади к монументу.
Фото 2004 года сделано с верхней площадки монумента:
К Новому 2006 году над пешеходным мостом установили украшения:
А это прекрасное вечернее фото Александра Демьянова с вечерним залив без высоток:
Вы можете перейти на страницу фото, нажать на "Скачать оригинальное фото" в левом нижнем углу снимка. Так можно сделать со всеми снимками Александра Демьянова - их в фотогалерее более 400 штук.
Что еще написать про этот мост? В 2012 году там нарисовали линии велодорожки, которые за прошедшие годы так и не приобрели никакого значения.
В 2015 году мост был признан самый длинным световым мостом России. Общая длина гирлянд на нём составила более 8,5 километров. По количеству лампочек (более 70 тысяч штук) пешеходный мост на Чебоксарском заливе превзошёл Дворцовый мост в Санкт-Петербурге (ссылка).
На мосту бывает многолюдно, особенно во время праздников:
А это вид на 550-летие Чебоксар в 2019 году - яблоку негде упасть:
Иногда на мост всё-таки въезжают автомобили. Но это исключительно обслуживающие организации или полиция. Но на автопортале был ролик проезда какого-то лихача.
Уровень воды на нижней и верхней части моста разный. По данным Google Earth разница составляет 1 метр, но там и погрешность 1 метр. Надо будет это значение измерить вручную.
Смотрите видео Александра Прокопьева с полётами вокруг этого моста:
Вам слово!
Буду рад вашим исправлениям к тексту и дополнениям к нему. Обычно в публикациях раздела "Воспоминания о Чебоксарах" комментарии интереснее самого текста. Надеюсь, и здесь будет также.
Какие истории, связанные с этим мостом, у вас происходили?
Может у моста всё-таки есть название? Хотя бы народное, отличное от "пешеходный мост через залив".
Был ли у этого объекта архитектор-проектировщик? В 1970-х годах сделать мост только для пешеходов было явлением прогрессивным. Какой-то человек должен был за этим стоять. Обидно не знать его имени.
Как вы относились в 1980 по 1996 года к тому долгострою, которым по факту была территория нынешнего залива? Много ли негатива вызывала эта стройка?
Я не смог найти фото и даты первого Дня города в 1984 году. Есть ли они у кого-то? Ищутся также снимки открытия Дороги к храму.
В конце восьмидесятых - начале девяностых часто ездили на левый берег Волги летом, но что-то залив тогда не отложился в памяти, наверно в том возрасте мне было там неинтересно) Хотя вот немного помню первые праздники на заливе уже с водой (верхней части), но нижняя часть вообще не вспоминается.. В то время весело было с залива в новоюжку уезжать по праздникам - 1 троллейбусы облепляли как индийцы поезда, вплоть до езды на крыше и всем было прикольно, никаких происшествий)
Тогда,я помню, с лета 90-95 мы гуляли в этой "луже", там росли камыши, было очень много уток, ржавые трубы, горы песка, грязи и т.д. когда впервые пустили туда воду, сделали фонтан, то глубина в первый год была такая,что в полный рост 185см можно было до дна достать и было по шею))) и это в центре залива,где фонтан. Потом помню, как катамараны и лодки прокат появился и каждый пытался проплыть внутри этого фонтана))) да до сих пор пытаются))) по старой памяти))) помню,пробы брали этой воды с залива и сказали нам тогда, еще детям, мол купаться нельзя ни в малом ни в большом заливе,типа нашли там какие-то палочки,бактерии и т.д.))) про троллейбусы помню))) люди и на крышах в праздники уезжали, и как кильки в бочку набивались, что это отдельная тема была для обсуждений с утра на работе, кто как добирался с залива)))