"Верь мне, я боле вижу небеса. Там корабли со знаменем Имени".
Matrang
Много лет назад я ожидал посадки на самолёт в каком-то из аэропортов Европы, не помню уже, каком именно. Внезапно показалась и прошла мимо гейта странная процессия: несколько женщин в чёрном, у каждой видны только глаза. Женщины о чём-то мило щебетали друг с другом, несли какие-то, видимо, документы, папки, ещё что-то деловое... Впереди важно вышагивали двое мужиков. Это был экипаж одного из самолётов главной саудовской авиакомпании - Saudia. Да, женщины в чёрном с глазами - это стюардессы. Заметьте: каждую стюардессу обычно можно окинуть взглядом и оценить - красива ли она, молода ли, стройна, или, может быть, полновата... А тут - только глаза. Что, впрочем, даёт простор фантазии.
Вот тогда мне впервые и захотелось в Саудовскую Аравию. Интересно! В первую очередь потому, что нельзя. Не пускают...
В 2018 году или около того саудиты впервые начали выдавать туристические визы. Вначале цепочка была очень сложной: надо было купить билет на соревнование Формулы-Е (которое мне нафиг было не нужно), и под этот билет можно было получить визу. Затем стало проще: безо всяких билетов, просто визу легко давали. И почти сразу всё закрыли, всё отменили - ибо Ковид, господа, давайте поиграем всей планетой в эпидемию. Но вот в вирус наигрались, и снова к саудитам стало можно приехать в гости. Туризм там сейчас находится в крайне привилегированном положении, так как наследный принц Мухаммед ибн Салман объявил, что развитие туризма должно стать главным национальным приоритетом (может, нефть у них заканчивается?).
Ещё одна деталь: не всему, что написано в официальных источниках, можно верить. Восток - дело тонкое, написать можно одно, а по факту будет совсем другое. Например, на единственном официальном сайте министерства по туризму Саудии написано, что Край Света (одна из самых красивых природных локаций страны) сейчас закрыт для посещений. Но в реальности десятки турфирм предлагают туда одно-двух дневные экскурсии из Эр-Рияда. Или, например, на полученной мной визе написано, что посещение по этой визе святых городов Мекки и Медины не допускается. Однако в Медину прекрасно пускают. А в Мекку? А в Мекку не пускают, это другое.
Сложно? Да нет, всё просто. Поехали!
Часть техническая
Чтобы попасть в Саудовскую Аравию, нужна виза. Её можно получить по прилёту, но только если влетаешь в страну официальным авиаперевозчиком, компанией Saudia. Вы, скорее всего, полетите чем-то попроще и подешевле - значит, визу надо оформлять заранее. Заранее - это электронно. Заходите на сайт visitsaudi.com, там подаёте заявку на визу, заполняете анкету и оплачиваете. Стоимость визы чуть больше 140$, с оплатой сейчас есть сложности - российские карточки, понятное дело, не пройдут, но не пройдут также и киргизские (пробовали две разных карты двух разных банков), турецкие (тоже пробовали) и казахские (не пробовал, просто читал про такие случаи). А вот оплата по узбекской карте прошла. Почему так? Сайт, похоже, кривой. Зато уже через 5 минут после успешной оплаты я получил радостное сообщение: Ваша виза одобрена! И саму визу с моей фотографией и QR-кодом. Визу дают многократную сроком на год.
Ковидобесие у саудитов полностью прошло: не нужно ни ПЦР-тестов, ни сертификатов, ни масок. Свобода!
Маршрут наш по первоначальному плану выглядел так: прилёт в Эр-Рияд, столица, поездка оттуда с экскурсией на Край Света, затем поездка на поезде в Аль-Ахсу с возвращением на следующий день, потом самолётом в Табук (это крайний северо-запад страны, неподалёку от границ с Иорданией). В Табуке берём машину и через Неом и побережье Красного моря едем в Аль-Улу и Мадаин-Салех, далее Медина, Джидда, Эт-Таиф. Потом возвращение в Джидду, сдача там машины и вылет самолётом в Эр-Рияд, откуда уже домой.
Изначально я планировал сдавать машину в Медине и вылетать в столицу оттуда, но товарищи воспротивились - как так, а вдруг не пустят? Вон, написано же, что нельзя в Медину! Учтите: в Медину прекрасно пускают, проверено. А вылеты оттуда в Эр-Рияд почти в два раза дешевле, чем из Джидды.
Чтобы взять машину в аренду, нужна не российская карта (уже упомянутая киргизская, не годная для оплаты визы, тут прекрасно подошла). Если сдавать машину в другом городе (как мы сделали) - насчитают доплату, про которую сайт предварительно не скажет (в нашем случае порядка 250$).
Все прокатные конторы дают машину с ограниченным километражом, 200-250 км в день. Вот тут постарайтесь выторговать себе этого пробега побольше, потому что расстояния очень большие. У нас машина была взята на 11 дней, и мы еле-еле уложились в 2750 км. Перебор обошёлся бы в 0,6 реала за километр (примерно 1200 рублей за каждые 100 км). Платных дорог на нашем маршруте не было (возможно, их тут вообще нет).
Гостиницы брали через Букинг. В двух городах (Джидда и Медина) отели были из ценового диапазона "выше среднего", и они действительно предоставляли всё то, что хотелось получить. А вот в остальных местах мы брали отели средненькие, и у них у всех одинаковые недостатки: нет полотенец вообще как класса (не пользуются ими арабы, что ли...), аналогично нет туалетной бумаги (ну, про эту фишку я знаю), нет стаканов и чашек, фигово работает WiFi (как правило, только на ресепшен). И да, в номерах не убираются. Для ориентировки: "средненькие" - это 50-60$ за двухместный номер за ночь, плюс-минус. "Выше среднего" - это 100-120$.
Местная валюта - саудовский реал, SAR. Умножьте цену на 20 - выйдут рубли. Доллары и евро, разумеется, никто не примет. Вот что мне очень понравилось - в аэропорту такой же курс обмена, как и во всех остальных местах. Арабы вообще молодцы в этом плане (помните, где в Праге лучшие курсы обмена были? Неподалёку от Вацлавской площади, вот как раз у арабов). В аэропорту доллары меняют по курсу 1:3,74. Несколько дней спустя в Джидде мы нашли курс 1:3,76 - но это, скорее всего, связано с тем, что за прошедшее время доллар чуть подрос (в аэропорту в этот день, наверное, тоже было 1:3,76). Старые сотни (тоже розовые, но старые, без металлических полосок) принимают по 1:3,60. Купюры мелкие (не сотни) берут по 1:3,72.
Каков уровень цен? Бензин 91 стоит 2,18 SAR, 95 - 2,33 SAR. Большой (400 мл) стакан свежевыжатого сока манго (при тебе давят, очень вкусно) - 8 SAR (это если на улице или в ларьке, а если в кафе - то 10). Поесть в забегаловке (курица с рисом или шаурма) - 30 SAR, взять в ресторане комплексный обед - 55-60 SAR, взять рыбу (большую, целиком приготовят и принесут) - 180-300 SAR за килограмм. Кофе нормальный в заведении - 14-20 SAR, на улице в ларьке около 10 (быстрорастворимый).
Общественного транспорта как такового нет, вообще. Такси - да, можно. Работает Убер, но в аэропорту его вызвать невозможно. Прокатиться по Эр-Рияду (город большой, площадью сопоставим с Москвой в пределах МКАД) на такси не особо дорого - за 27 километров мы отдали что-то около 42 SAR. Из аэропорта столицы в город 150, без вариантов.
Вот, кстати, нехорошая деталь: ходить по городу (любому) очень сложно. Переходов нет и светофоров тоже. Все пересечения магистралей сделаны через кольцо. Маленькую улочку, разумеется, перейдёшь, а ну попробуй перейти восьмиполосное шоссе? В Джидде наш отель был в 800 метрах от набережной - вот она, рядом, пойдём закат смотреть? Ага, щаз. Прошли два квартала - и упёрлись в то самое шоссе, бульвар Андалусии. Набережная после него, да. Подземных переходов я не видел в стране ни одного, надземные где-то есть... В нашем случае таковой оказался в полутора километрах. Поэтому машина при поездке в Саудию нужна, без машины ты там просто никто.
А вот приятная деталь: почти все музеи в стране бесплатные. И парков много, причём шикарных парков.
Пять раз в день со всех минаретов доносится азан - призыв на молитву. После этого закрывается всё (кроме мечетей) - заправки, кафешки, магазины, музеи, банки, даже МакАвто - и те закрываются. На час-полтора, как пойдёт. Имейте это ввиду.
Пляжи? Имеются. Но почти никакой пляжной инфраструктуры, разве что ларек с мороженым и несколько грибочков, под которыми можно скрыться от солнца. Шезлонги, коктейли, катание на бананах и прочая чушь - это в других странах, да.
Что ещё? Абсолютный сухой закон, это понятно. Дресс-кода нет, ходить можно, в чём угодно (в отличие от Ирана...). Первый день я как дурак ходил в джинсах и изнывал от жары, потом заметил, что не только туристы, но и многие местные запросто рассекают в шортах, и уже на следующий день сам надел шорты (к счастью, я их взял с собой, а то были сомнения - мол, нельзя, зачем брать... Можно!).
Понятное дело, есть и места с более строгим подходом: мечети, например, или Медина.
Вроде бы закончил с технической частью. Не испугались? Да там нормально, не бойтесь. Привыкнете, если захотите... Зачем привыкать? Скажу, как когда-то сказал про Индию - привыкать можно, потому что там красиво:
Эр-Рияд
Прилететь в Эр-Рияд легко. Дешевле всего это сделать "Летающими свиньями", они же FlyPGS. Ну, наверное, FlyPGS расшифровывается как-нибудь по-другому, например, Fly Pegasus, однако мне, кроме Flying Pigs (и сразу всплывающим в памяти Маппет-шоу с их сериалом "Свиньи в космосе"), ничего иного на ум не приходит. У нас была двухчасовая стыковка в Стамбуле, но вылет из Москвы задержали на 30 минут, потом самолёт долго рулил по дорожкам, потом крылья обрабатывали какой-то хренью от намерзания льда, так что в итоге отрыв от земли в Домодедово произошёл с опозданием ровно на час, что сократило стыковку в Сабихе соответственно тоже до часа. У меня впервые так было - выбегаешь из самолёта, затем скоростной забег до начала очереди на контроль, билеты им под нос - быстрее, цигель-цигель, Михаил Светлов ту-ту, и вот уже наш гейт, и уже начинается посадка на рейс до Эр-Рияда.