Один из сильнейших интересов в жизни – путешествия. После ряда поездок по Европе, было решено разбавить авто-пешеходные поездки - водными приключениями. Данная идея пришла в голову летом 2018 года и прочно засела там. Детальная разработка плана поездки началась в феврале 2019 года. Так как на середину лета вылазка на моря уже была назначена, то для распределения впечатлений по году ровным слоем, водно- туристическую вылазку было решено провести на майские праздники. Что хотели получить: опыт постоянного проживания (управления, перемещения между городами) на небольшом парусно-моторном судне. С прицелом на следующие, более серьезные поездки такого же плана (на средиземку). Вводные данные: есть небольшой опыт хождения под парусами, российские права ВВП ГИМС. Начался процесс изучения рынка чартера (аренды) водного транспорта в Европе. Открылось множество интересных моментов. Например, что наши водные права практически нигде в Европе не принимаются. А в скандинавских странах (Норвегия, Швеция…) – благодаря сильным традициям мореплавания, считается что право перемещения по морям человек получает с рождения. И если ты вышел в море на своей лодке- никаких корочек не надо! Естественно речь идет о маломерных судах. В северные моря без опыта лезть – это безумие, в южные – нет нужных корочек. Так постепенно круг поисков сузился и человек, интересующийся данной темой рано или поздно выходит на внутренние - водные пути Польши, а конкретнее – на систему Мазурских озёр. В итоге приходишь к выводу, что для начинающего яхтсмена – Мазуры – идеальное место! Озера не очень большие, скал, о которые можно разбить лодку – нет, инфраструктура заточена на водный отдых, на отсутствие водных прав – смотрят сквозь пальцы, большой выбор лодок, как у частников, так и у больших сетевых контор. Итак, с местом определились, пришла пора выбирать лодку. Прочитав отзывы пришел к выводу, что надо брать у средней компании, у которой нормальный флот и есть из чего выбрать. Есть истории когда люди стараясь сэкономить берут лодки у частников, а потом возникают проблемы с возвратом депозита. В итоге лодка была выбрана среднего (для озера) размера, парусная, с небольшим подвесным мотором. В небольшой местной конторе, учредители которой так же владеют собственной верфью. То есть, они сдают в чартер лодки, которые сами спроектировали и изготовили.
Тут надо сделать небольшое лирическое отступление. Имея большой опыт бронирования отелей, и машин в Европе, я по наивности думал, что бронь лодки у меня займет минут 10. В итоге после выбора лодки внести предоплату мне удалось только через 2 месяца! Сначала была долгая переписка с «менеджерами» компании. Бывало, что они неделями не отвечали на письма, которыми я их ежедневно закидывал. Складывалось впечатление, что им ничего не надо. Картина непривычная, ранее если компании из Европы чуяли клиента – вцеплялись зубами, и не так просто было от них отбиться. А я хотел взять лодку именно у них, так как вопрос безопасности на воде выходил на передний план. Они предлагали лодки со своей верфи более 10 лет, по отзывам неплохо за ними следили, и через 3..4 года лодки продавали заменяя на новые. Месяца через 1,5 была уже середина марта, и надо было уже вовсю начинать готовить шенген, я не выдержал и позвонил руководству. Вообще, зная, что у них достаточно много лодок берут русские, я надеялся в итоге попасть на русскоговорящего сотрудника. Но оказалось, в штате нет таких! Пришлось срочно вспоминать английский. Как я понял, я попал на супругу владельца верфи, и мы договорились, что она лично займется моей бронью. Дело пошло значительно быстрее Я получил контракт, изучил его и подписал со своей стороны. Далее мне выслали реквизиты расчетного счета чартерной компании. Начался очередной увлекательный квест. Предварительно сделал несколько звонков в банки, меня уверили, что перевод за рубеж – это стандартная операция, да они такие по десятку в день проводят и т.д. На местах же банковский работник увидев реквизиты - впадал в ступор. Начинал звать старшего, старший начинал звать суперстаршего и начиналось импровизированное совещание. Каждый начинал вспоминать, что он, где то видел, как надо делать переводы. И они, сгрудившись у компьютера, выхватывали друг у друга мышку, каждый по своему расставляя галочки и реквизиты. В итоге мнения обычно разделялись, кто то говорил, что можно попробовать, но за результат они не ручаются, и деньги могут улететь в космос, кто то говорил, что реквизитов мало. Запросил у поляков полные реквизиты. Они ответили: все что нужно для перевода – у Вас есть! Круг замкнулся. Стало понятно, что надо идти в банк, где есть знакомые. У знакомых перевод занял два часа, при этом я подписал кучу бумаг. А самое интересное, что они не смогли назвать мне точный размер комиссии, то есть, сколько денег из всей суммы дойдет до адресата. Так что пришлось переводить с приличным запасом. Надеюсь, что бронь лодки на средиземке будет попроще. К 1 апреля подтверждение брони со списком гостей было на руках. Начался процесс получения шенгена. Описывать не буду, процесс достаточно распространенный, и в сети можно найти много материалов на эту тему. Яхта Максус 28 была забронирована с 4 мая по 11 мая. На одну неделю. Стоимость ~ 730 евро. Предоплата составила 390 евро, остальное заплатили налом на месте, как и депозит – 300 евро. Ехать было решено на машине. Из Чебоксар до Венгожево (где стояла яхта) примерно 2 т.км. (как до Черного моря). В Польше было решено сделать промежуточную ночевку в Белостоке с 3 на 4 мая, что бы отдохнуть и не приезжать на яхту с квадратной головой после поездки.
Стартовали 2 мая в 9 утра в сторону Москвы, как обычно – на час позже намеченного. Москву пролетели по центру вечером, благо – выходной. Границу Россия-Белоруссия проехали ближе к 24 часам. Уже в принципе искали отель для ночевки на стороне России, но подумали, что переночуем в Белоруссии. После пересечения границы было несколько отелей при казино, но я решил что, отъехав подальше мы найдем приличные отели подешевле. Это было ошибкой… Надо сказать, что на авто в Европу я ехал впервые. До этого я обычно брал машину на месте. Белоруссия после границы ночью казалась абсолютно безлюдной. Просто ровная хорошая трасса, и при этом полное отсутствие придорожного сервиса. Попавшиеся до Минска пару отелей оказались без свободных номеров. Ну ничего, подумал я в Минске поспим… В Минск приехали в 5 утра, гостиниц на такой город – невероятно мало! Объехав штук 5 поняли ,что спать нам тут не придется. В городе оставались номера от 500 евро. Да и спать уже не хотелось. Полетели к границе. Решили переехать на переходе Пограничный-Бобровники. Он был нам по пути на Белосток. После того как мы съехали с трассы Минск-Варшава дороги стали похуже, но даже они позволяли держать комфортно 90..100 км/ч. Так же удивила чистота обочин и мест зеленых стоянок. К переходу подъехали в 9 утра 3 мая. Машин – не было вообще. Вместе с нами на территорию погранперехода заехала еще одна машина. Такие же как мы, в первый раз, ничего не знают. Переход прошли за пол часа. Единственное огорчение – пришлось выбросить почти всю еду. В дорогу были приготовлены молочные продукты, бутерброды с мясными продуктами и сыром. Погода в пути была дождливая, поэтому питались в кафе и на заправках, практически не тронув домашние запасы. Поэтому на границе пришлось все выкинуть, включая вареные яйца и вяленое мясо в вакуумной упаковке. Мы знали заранее, что все это нельзя провозить, но супруга надеялась проскочить, а я, как законопослушный гражданин, сразу сдал, что у нас запрещёнка. После въезда на территорию Польши было как то не по себе. Прочитав множество страшных рассказов про зверства польских погранцов, которые придираются к мелочам, типа царапин на лобовом стекле, был морально готов к многочасовой обороне. А тут даже испугаться не успел
Через полтора часа неспешной езды по идеальным дорогам были в Белостоке.
Время – 10 утра, заселение в апартаменты - после 15. Решили найти мак (после дороги это то, что нужно, если больше негде (туалет + умывальник + кофе + free WIFI)). Очередной облом! В центре города в большом торговом комплексе работал только кинотеатр (мак был закрыт!).
3 мая пятница в Польше – выходной день. Работают только кафешки, и небольшие продуктовые магазинчики. Даже симкарту в центре города не смогли купить! Так и катались по городу до 15 часов. Заселились в апартаменты (бронь через аирбнб, новый дом, мы первые постояльцы, две комнаты+санузел+кухня, где то 3500 руб. в сутки на наши деньги).
Еще одно потрясение: евры практически нигде не принимают! Только злотые, либо карта. А у нас с собой нормально так евров было, которые мы так и привезли обратно.
Переночевали. С утра жизнь – наладилась, заработали (несмотря на субботу) многие магазины.
Прогулялись по местному рынку, купили симку с Интернетом, русских на рынке много, реально через каждые 5 шагов слышишь русскую речь. Прогулялись пешком по городу. Городок приятный, аккуратный, думаешь живут же люди… А потом читаешь историю и понимаешь, что городок всего лишь лет 70 как вышел из под контроля России, и такая разница с нашей глубинкой. Менталитет у людей другой. У них нет даже мысли, что их могут кинуть, утащить чего ни будь из квартиры. Как брали ключи: в соседнем доме старичку вахтеру сказали, что нам нужны ключи от дома N, квартиры M. без лишних расспросов ключи были получены. Как сдавали: закрыли квартиру, там же в соседнем доме на вахте отдали. Сидел другой старичок, спросил что за ключи? сказали от дома N, квартиры M, - ОК бон вояж… Всепросто. Пообедали, сдали ключи, выдвинулись в сторону Венгожево. Дети – балдеют, и дорога им непочем. Заселение на яхту с 17:00.
Приехали на верфь. Все закрыто, никого нет, а очень хотелось посмотреть как строят яхты. Местные жители сказали, что до понедельника никого и не будет. Едем в местный порт. Оставляем машину на парковке в 50 метрах от входа в марину (здесь и далее – стоянка яхт). Я уже издалека вижу лес мачт. Сердце бьется… Восторг!, столько яхт, и где то среди них стоит наша….
Находим офис чартерной конторы. Опять облом, два парня, и оба говорят только на польском! Минут через пять ,когда стало понятно, что мы хоть и славяне, но понять друг друга не можем, один метнулся и привел девчонку которая знала английский. Дело сдвинулось. Оформили бумаги, приемный лист по оборудованию и повреждениям (царапины на корпусе). Вот она, яхта на которой нам предстоит прожить ближайшую неделю:
Я очень надеялся тут же на месте уточнить некоторые вопросы касающиеся непосредственно яхты, но девушка была далека от темы, и не могла перевести мои технические вопросы с английского на польский. Но на мое счастье рядом сдавал яхту русский, к которому я и пристал со своими расспросами. Все таки мир не без добрых людей. И товарисч потратил пол часа времени проинструктировав меня. Далее мы почти час перетаскивали вещи из машины на яхту. Я взял рюкзак и небольшую сумку, весь остальной багажник был забит вещами жены и детей включая платья для коктейлей, зонтики от солнца, покрывала, подушки и одеяла. И еще час раскладывали их. Дети заняли переднюю каюту, мы с женой заднюю. На яхту нежелательно брать чемоданы, их потом просто некуда деть внутри. Поэтому только рюкзаки и мягкие сумки
Пришло время рассказать об устройстве типичной чартерной парусной яхты внутри:
Вход внутрь яхты осуществляется из кокпита, и мы, спустившись по лестнице попадаем в кают-компанию (самое большое помещение яхты), это типа общей комнаты, из которой двери ведут в остальные каюты и гальюн (туалет). В нашей яхте по сторонам кают компании располагались продольные банки (скамейки) закрытые матами и посередине большой раскладной стол, который геометрически обыгрывает шверт-колодец расположенный посередине кают-компании. Так же можно заметить красивую блестящую трубу- это силовой элемент поддерживающий мачту внутри каюты. Так же в кают компании располагается камбуз (кухня):
Впереди размещается носовая каюта (которую заняли дети):
Сзади – кормовая каюта (где расположились взрослые). Камбуз (кухня) в кают-компании и вход в кормовую каюту:
В принципе жить можно, и даже невероятная куча вещей незаметно рассосалась внутри. Спереди, под кроватью носовой каюты располагается танк (60 литров) с пресной водой, которая используется на кухне и в санузле. В кормовой части расположены рундуки (технические отсеки) с отопителем вебасто (работает на солярке), с водогрейным котлом (работает от 220 в), с электрическим компонентами, с баллонами с газом. Итого мы имеем аналог трехкомнатной квартиры, только все помещения - миниатюрные. На кухне – газовая плита на две конфорки, раковина с горячей водой, холодильник, размером с ведро. В санузле – раковина для умывания с горячей водой, химический унитаз. Электрическое освещение во всех каютах, а так же радиомагнитола с колонками. И все это может перемещаться вместе с тобой! Так как близился вечер, то решили (как и было запланировано) сегодня не выходить из марины.
После всех хозяйственных дел прогулялись по городку, зашли в местный супермаркет, закупились водой и продуктами на первое время. Незаметно наступил вечер, в марине оказался прикольный ресторанчик стилизованный в пирато-морском стиле, в котором мы поужинали. Рядом снами на пирсе стояло много яхт, а прямо рядом с нами стояла яхта побольше (Максус 33) на которой тусили местные студенты (три парня). Они пили в кокпите крепкие напитки и пели (громко) национальные песни. Как никак 3 мая – день конституции Польши, и они его реально отмечают! Я уже было подумал, что выспаться не получится, но ближе к 22 к ним присоединились три девушки и они быстро рассосались по своим каютам. Мы так же решили отойти ко сну. Я, несмотря на необычность ситуации (на воде, постоянно немного качает, что то постоянно булькает), сразу уснул.
Разбудили меня дети. Толи от усталости с дороги ,толи вода так укачивает, но спал я крепко, и ничего не слышал. Дети же были обеспокоены происходящим. Было около 8 утра. У соседей наблюдалась неслабая движуха. Студены бегали по своей яхте и громко общались между собой. Я умылся и вышел на свет. Жестами студенты объяснили мне, что один из них с утра гонимый похмельем, вышел на верх и проводя ритуал изгнания состояния, именуемого в России «сушняк» случайно смахнул оставленный вечером там же дорогой телефон в воду. Багра у них почему то не было. Поэтому они попросили наш багор во временное пользование. Один из студентов сбегал на землю и принес пожарное треугольное ведро. Привязав его к багру, они начали поиски. Глубина в месте где мы стояли была около 1,5 метра. На дне – небольшой слой ила. У нас уже все встали. Супруга занялась завтраком, а я приготовлением к отходу. Завтрак 5 мая:
В первую очередь надо было пополнить запас горючего, как для основного двигателя, так и для отопителя. Ночью были заморозки, и температура опустилась ниже 0 С. Вода, оставленная в стакане снаружи превратилась в лед. Прогулявшись по окрестностям, недалеко я обнаружил водную заправочную станцию. На борту нашей лодки были два расходных бака, каждый на 10 литров. И две пятилитровые пластиковые канистры (отдельно для бензина основного двигателя, и для дизеля отопителя). Поэтому на заправку мне пришлось сбегать 3 раза. Так же супруга заставила перегнать машину с улицы, на территорию марины, на платную стоянку (чек за стоянку за 6 дней):
Я бы сам оставил машину просто на улице. Естественно руководствуясь отзывами русских, бросавших машину там же и на более долгий срок.
Студенты отдали багор. Телефон не нашли, зато забрызгали нам правый борт илом. Надо выходить, но я торможу ,так как страшновато. Вижу, что студенты то же собираются выходить. Решаю посмотреть как они выйдут. Яхта все таки около 10 метров длинной, и это не машина, на воде у нее инерция, и я не понимаю как можно в таких тесных условиях маневрировать. Студенты выходят, вижу, что рулевому плохо, он перепил вчера, тем интереснее наблюдать, что будет. Они заводят двигатель отдают швартовы, начинают набирать ход. Не вписываются в узкий поворот, и наваливаются на соседние яхты. Я думаю, ну все, сейчас приедет полиция акт-протокол и все дела… Но из глубины яхт выбегают мужики, крепко ругаясь, отталкивают яхту студентов, которые спокойно уходят в канал к озеру. Через 3 минуты в марине опять тишина и покой. Я в шоке, - а что, так можно было?! Приходит осознание ,что не все так страшно. И если я немного задену чужую яхту, ничего страшного не будет! Все, решено, выходим. Все на борт! Отдать швартовы! Свистать всех наверх! И что там еще в таком случае командуют!? Аккуратно работаю ручкой газа, направляя яхту пером руля, осторожно выхожу из марины. Сердце колотится сильнее, чем когда я в первый раз прыгнул с парашютом… Адреналин однако, сейчас уже думаешь, ну что такого, выйти в практически штиль из марины??! Вышли в канал до озера. На берегах кучи рыбаков, дети и жена, постоянно что то говорят ,а я не слышу. У меня эйфория!
Канал длинной около 2 км. Идем вполгаза на моторе. К выходу в озеро Мамры я уже прихожу в себя. Ветер 2..4 метра в сек. Можно ставить паруса. Но так как опыта больше ни у кого нет, ставим пока только стаксель (передний парус). Глушим двигатель.
Но пришлось изменить план. Так как май – это в общем не совсем сезон в этих краях, и мы подойдя к причалу на берегу, откуда обычно идут в бункер не увидели ни одного человека. Покрутились несколько минут, опять – никого. Без опыта – швартоваться в одиночку опять же страшно! Решили, что в бункер пойдем в следующий раз. Отошли на север озера и встали на якорь в 50 метрах от берега.
Наконец то можно расслабится. Готовим макароны с сосисками, зеленый салат, стакан столового сухого вина перед обедом.
По плану на первый день нам надо добраться до города Гижицко.
Поэтому, отдыхали не долго. Снялись с якоря и, стараясь идти под парусами, взяли направление на юг. Заодно тестируя в походных условиях программу Boating HD. Путешествуя по суше, на авто, либо пешком, я пользуюсь разными программами навигации. Но путешествуя по воде, обычные программы навигации становятся неактуальны. Они не могут прокладывать путь по воде, с учетом глубины судна. Не показывают отмели и опасные места
При этом, на обычной карте видно плохо, но между озером Мамры и озером Кисайно есть мост!
Поэтому нам пришлось перед мостом еще раз встать на якорь и убрать (завалить ) мачту.
В теории я знал весь процесс завала мачты (смотрел видео). Но на практике первый завал у меня занял 1,5 часа, причем в конце я уже стал применять нецензурную лексику (чего в обычной жизни за собой не замечал). Завалив мачту и подняв якорь я обнаружил на нем большой пучек водорослей.
Видя, что дело идет к закату, траву оставил в покое (время поджимало). Завели двигатель.
Прошли мост.
Установив мачту на место, подняли парус и продолжили путь на юг, как последние лохи с бородой из водорослей на форштевне, про которую я уже и забыл к этому времени.
Солнце неумолимо клонилось к закату.
Сообщение отредактировал Greey - Sep 29 2019, 23:47
Впереди показалась бухта Гижицко. Зашли в бухту. Сделали один круг. На пирсах есть кое где свободные места, но работников марин не видно. А вокруг стоят большие дорогие яхты, и летают небольшие частные вертолеты! Сделали еще один большой круг по бухте. Опять никого. Опять же не ожидал я такого подвоха. В отзывах народ писал, что в любой марине помогают швартоваться, и работники обычно выходят встречать лодки и показывают куда можно встать. То ли время позднее, то ли не сезон еще – ни кто нас не встречает! Смотрю на карту, в радиусе 2..3 км есть еще несколько марин. Решаю сорваться на поиски более удобного места, где не так пафосно. Сам прикидываю, в случае чего укроемся в небольшой бухте на якоре. Аккумулятора и топлива должно хватить на ночь. В итоге подходим к марине Sailor, и я вижу, на входе стоит заправка у воды, с удобной площадкой для швартовки.
Решаю здесь или нигде! Подготавливаю концы, раскладываю швартовы, вывешиваю кранцы, аккуратно подхожу к заправке, накидываю концы на битенги, завожу на утки, - стопорю, это одновременно с бака и кормы! Бегаю как сумасшедший, при этом девчонка кассир вышла мне помочь, а я ее, даже не заметил. Думаю - надо уговорить девчонку позволить нам остаться на заправке на ночь. Очень уж на адреналине проходили первые швартовки. Понемногу успокаиваюсь. Типа мы заправится пришли. Говорю с достоинством: нам газолина – до полного. Она понимающе кивает. Разворачивает шланг с заправочным пистолетом. В бак входит 2,5 литра до отсечки Вот, думаю, - нифига себе, весь день в «морях», а потратили только 2 литра. Оплачиваю и прошу оставить на заправке яхту, пока я бегаю к управляющему в марине и договорюсь по поводу места. Она разрешает, так как время позднее, заправляться желающих больше нет, и вообще, у нее рабочий день уже закончен. Иду в боцманат (управление мариной) по дороге примечаю, что пара свободных мест есть. Там мне заявляют, что мест нет! Ну все думаю, точно на заправке ночевать будем. Говорю - как же нет, когда есть! Ну, говорят если есть- то заходи! Я в шоке! Такие поляки – пофигисты! Отчаливаем от заправки, протискиваемся в марине на ближайшее свободное место, швартуемся.
Оплачиваем стоянку
В цену входит место на пирсе, электричество и вода без ограничений, туалет. Душ – оплачивается отдельно. В каждой марине свои порядки. В самых крутых (дорогих) все включено, в дешевых – все за отдельную плату и может не быть например стиральных машин. Так как мы отклонились от плана и встали не в городе, пришлось взять такси, и съездить за продуктами в Гижицко. Затем ужин, сеанс просмотра семейного мультика, и отбой. Фото этого дня мало, так как было не до съемок.
Утро встретило нас ярким солнцем. В 8 все уже были на ногах. Несмотря на необычные условия я хорошо выспался. Оцените плотность «парковки»:
Пошли умываться. В данной марине хозблок стоит отдельно от основного здания и представляет из себя что то типа контейнеров.
Все автоматизировано. Опускаешь монетку дверка открывается, и у тебя есть некоторое время для удовлетворения личных нужд. По прошествии нескольких минут отключается горячая вода. Холодная вода и свет (электричество) остаются. Мне 5 минут обычно хватало на все.
Хорошо, в марине, но нам надо сегодня дойти до города Миколайки. При этом пройти через несколько озер и соединяющих их каналов.
Поэтому выход было решено назначит до обеда. При этом практически сразу по выходу из марины нам надо было свернуть в канал, через который естественно перекинут мост. Я подумал – чукча не дурак, опять в «море» заваливать мачту, надо завалить ее пока мы еще надежно привязаны к земле. Сказано – сделано
На этом фото хорошо видно, что яхта длиной около 10 метров, за счет выступающей назад заваленной мачты стала в 1,5 раза длиннее. Тогда глядя на эту конструкцию мне ничего плохого на ум не приходило, а зряяя… Буквально через несколько минут я пожалел о своем решении.