25 Страницы « < 22 23 24 25 >  
Ответить Создать тему

Жители Чувашии меньше рожают, меньше умирают и меньше женятся

олег39
post Nov 13 2016, 20:09 
Отправлено #346


кыц-кыц-кыц...

Сообщений: 7 694
Из: и-пизи



Цитата(bf21 @ Nov 13 2016, 17:21)
laugh.gif  good.gif  blink.gif sad.gif  biggrin.gif
*
собсна, больше тысячи слов эта линейка смайлов. Каков поэт, таков и почитатель. wink.gif
справедливости ради, стихов не люблю, за редчайшим исключением, а уж страдальцев занарод и "прозорливцев" - на дух не выношу

Сообщение отредактировал олег39 - Nov 13 2016, 20:14
Profile CardPM
  0/+1  
ANEMONA
post Nov 13 2016, 21:02 
Отправлено #347


nemorosa

Сообщений: 11 394



Цитата(bf21 @ Nov 13 2016, 14:56)
Кто рождался, чтоб терзаться
В скудости на свете,
Больше всех перебиваться,
Бед, напастей встретить?
Кто свою удачу где-то
Обронил как будто,
Спокон веку без просвета
Жил как в рабьих путах?
Чье житье бедой великой
Было, долей тяжкой?
Кто всех больше горя мыкал,
Если не чувашка?
От рождения, пожалуй
Рабство было с нею:
Мать с отцом цепляли с малу
Ей суму на шею.
Мотыльки весной беспечно,
Весело порхали,
Радовались солнцу вечно,
Травке, синей дали.
Ну, а ты в нужде всегдашней
Радости не знала:
Зная лишь очаг домашний,
Век свой вековала.
С помелом да кочергою
Ты по гроб спозналась,
Выйти к свету, стать другою
Даже не пыталась.
К свету? А про волос долгий
Да про ум короткий -
Не тебе ль пустые толки
Быть внушали кроткой?
Двор мести была б сноровка,
Дом вести умело,
Ублюдать овцу с коровой -
Вот всего и дела!
Так, помалу уходила
Силушка, спадала,
Убывала - и могила
Тело принимала...
Только ветер выл болезный,
Плача сиротливо
О прошедшей бесполезно
Жизни терпеливой.
Шло в беде, в сплошной обиде
Все житье бедняжки...
*
Вот вы сами и ответили на свой вопрос:
Цитата(bf21 @ Oct 17 2016, 10:16)
Ну давайте, расскажите мне, как чувашские семьи жили хотя бы сотню лет назад, судя по заявлению я сейчас много неожиданного из жизни своих прародственников должен узнать
*
Говорила же, что вы всё знаете лучше меня.


--------------------
Мы девять месяцев рожаем лето!
Profile CardPM
  0/+2  
edge
post Nov 13 2016, 21:47 
Отправлено #348


Активный

Сообщений: 20 585



Цитата(bf21 @ Nov 13 2016, 14:56)
Почему-то вспомнились стихи Сеспеля "Чувашке".
*

интересные стихи...похоже Сеспель был феминистом happy.gif

--------------------
Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит!
Profile CardPM
  0/0  
SiMM
post Nov 13 2016, 23:16 
Отправлено #349


Banned

Сообщений: 37 461
Из: «либеральных»«ценностей»



Цитата(felix2477 @ Nov 11 2016, 16:55)
Как давно заглядывали в чувашско-русский словарь?
*
Начните с буквы А biggrin.gif
Цитата(felix2477 @ Nov 11 2016, 16:58)
И вообще не нравится учить чувашский не учите, сидите молча на уроке вам тройку просто так поставят
*
Как Вы себе это представляете? Брошу работу - пойду в школу учить чувашский (который, не скажу, что в совершенстве, но хоть немного знаю вовсе не благодаря школьной программе)?

--------------------
Profile CardPM
  0/+1  
felix2477
post Nov 14 2016, 15:52 
Отправлено #350


Эксперт

Сообщений: 914



Цитата(SiMM @ Nov 13 2016, 23:16)
Начните с буквы А :DКак Вы себе это представляете? Брошу работу - пойду в школу учить чувашский (который, не скажу, что в совершенстве, но хоть немного знаю вовсе не благодаря школьной программе)?
*

Спор уводите в другое русло, видимо аргументы закончились. А вообще есть официальные словари, которыми рекомендуют пользоваться, а не приложения из гугл.рынка. это я вам как взрослому человеку говорю
Profile CardPM
  0/0  
adys
post Nov 14 2016, 17:05 
Отправлено #351


Активный

Сообщений: 3 525



Цитата(felix2477 @ Nov 14 2016, 15:52)
Спор уводите в другое русло, видимо аргументы закончились. А вообще есть официальные словари, которыми рекомендуют пользоваться, а не приложения из гугл.рынка. это я вам как взрослому человеку говорю
*

Вообще-то, электронные словари сейчас выходят на первое место. Вообще электронные переводчики. И ближайшее будущее человечества, это не изучение чужих языков для целей общения, а использование устройств, обеспечивающих качественный он-лайн перевод, вплоть до вживляемых чипов. И этими проектами сейчас в разных странах активно занимаются.
Так что умный чуваш будет работать над созданием подобных средств перевода, дабы язык не отставал от развитых языков и имел перспективы существования. Ну а дурак будет продолжать подтверждать результат Линна и требовать от русских изучение своего языка.

Сообщение отредактировал adys - Nov 14 2016, 17:08
Profile CardPM
  0/0  
adys
post Nov 14 2016, 17:09 
Отправлено #352


Активный

Сообщений: 3 525



Цитата(edge @ Nov 13 2016, 21:47)
интересные стихи...похоже Сеспель был феминистом happy.gif
*

Сеспель был чувашским Мицкевичем. smile3.gif Но это отдельная тема. smile3.gif
Profile CardPM
  0/0  
felix2477
post Nov 14 2016, 18:06 
Отправлено #353


Эксперт

Сообщений: 914



Цитата(adys @ Nov 14 2016, 17:05)
Вообще-то, электронные словари сейчас выходят на первое место. Вообще электронные переводчики. И ближайшее будущее человечества, это не изучение чужих языков для целей общения, а использование устройств, обеспечивающих качественный он-лайн перевод, вплоть до вживляемых чипов. И этими проектами сейчас в разных странах активно занимаются.
Так что умный чуваш будет работать над созданием подобных средств перевода, дабы язык не отставал от развитых языков и имел перспективы существования. Ну а дурак будет продолжать подтверждать результат Линна и требовать от русских изучение своего языка.
*

Опять бла бла, выходят, первое место. Откуда данные такие? Что за умозаключения? Как школьники. Гос. органы в первую очередь посмотрят в официальный рекомендуемый словарь, а не в ваш онлайн супер пупер словарёк. Спорьте по существу
Profile CardPM
  0/0  
SiMM
post Nov 14 2016, 22:08 
Отправлено #354


Banned

Сообщений: 37 461
Из: «либеральных»«ценностей»



Цитата(felix2477 @ Nov 14 2016, 18:06)
Гос. органы
*
Ещё один адепт идеи, что все дети мечтают служить в госорганах Чувашской Республики biggrin.gif
Цитата(felix2477 @ Nov 14 2016, 15:52)
А вообще есть официальные словари
*
Каким тиражом и как часто они издаются? Вы действительно полагаете, что всё ещё имеет смысл хранить дома недешёвую макулатуру? Какой процент населения Чувашии может себе это позволить?

--------------------
Profile CardPM
  0/0  
adys
post Nov 15 2016, 00:47 
Отправлено #355


Активный

Сообщений: 3 525



Цитата(felix2477 @ Nov 14 2016, 18:06)
Опять бла бла, выходят, первое место. Откуда данные такие? Что за умозаключения? Как школьники. Гос. органы в первую очередь посмотрят в официальный рекомендуемый словарь, а не в ваш онлайн супер пупер словарёк. Спорьте по существу
*

Ну если у Вас нет данных и нет поисковиков под рукой, чтоб данные найти, то пребывайте дальше в своём розовом мире. А объяснять взрослому дяде всем известные вещи как-то недосуг.
Profile CardPM
  0/0  
bf21
post Nov 15 2016, 01:33 
Отправлено #356


Активный

Сообщений: 2 314



Цитата(ANEMONA @ Nov 13 2016, 21:02)
Говорила же, что вы всё знаете лучше меня.
*

В диалоге между нами речь шла о взаимоотношениях между мужем и женой в чувашской семье прежних времен. Вам не кажется, что в стихотворении Сеспеля женщину-чувашку нужно через другую призму рассматривать? smile3.gif
.....
Если же говорить о культуре взаимоотношений в чувашской семье, то... сейчас будет "простыня" biggrin.gif

По представлениям древних чувашей, каждый человек обязательно должен был сделать два важных дела в своей жизни: поухаживать за стариками-родителями и достойно проводить их в «другой мир», вырастить детей достойными людьми и оставить их после себя. Вся жизнь человека проходила в семье, и для любого человека одной из главных целей в жизни было благополучие его семьи, его родителей, его детей.
Родители в чувашской семье. Старинная чувашская семья кил-йыш обычно состояла из трех поколений: дедушки-бабушки, отца-матери, детей.
В чувашских семьях к старикам-родителям и к отцу-матери относились с любовью и уважением, Это очень хорошо просматривается в чувашских народных песнях, в которых чаще всего рассказывается не о любви мужчины и женщины (как в очень многих современных песнях), а о любви к своим родителям, родственникам, к своей родине. В некоторых песнях рассказывается о чувствах взрослого человека, переживающего потерю своих родителей.
Посреди поля — раскидистый дуб:
Отец, наверное. Пошел я к нему.
«Иди ко мне, сынок», — не сказал он;
Душа моя опечалилась — заплакал я…
Посреди поля — красивая липа,
Мама, наверное. Пошел я к ней.
«Иди ко мне, сынок», — не сказала она;
Душа моя опечалилась — заплакал я…
С особой любовью и почетом относились к матери. Слово «амăш» переводится как «мать», но для своей родной матери у чувашей есть особые слова «анне, апи», произнося эти слова, чуваш говорит только о своей маме. Анне, апи, атăш — для чувашей понятие священное. Эти слова никогда не использовали в бранной речи или в насмешках.
О чувстве долга перед матерью чуваши говорили: «Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на своей ладони, — и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды». Древние чуваши считали, что самое страшное проклятье — материнское, и оно обязательно сбудется.
Жена и муж в чувашской семье. В старинных чувашских семьях жена была равноправна с мужем, и не было обычаев, унижающих женщину. Муж и жена уважали друг друга, разводы были большой редкостью.
О положении жены и мужа в чувашской семье старики говорили: «Хĕрарăм — кил турри, арçын — кил патши. Женщина — божество в доме, мужчина — царь в доме».
Если в чувашской семье не было сыновей, то отцу помогала старшая дочь, если в семье не было дочерей, то матери помогал младший сын. Всякий труд почитался: хоть женский, хоть мужской. И при необходимости женщина могла взяться за мужской труд и мужчина мог выполнять домашние обязанности. И ни один труд не считался важнее другого.
Дети в чувашской семье. Главной целью семьи было воспитание детей. Радовались любому ребенку: и мальчику, и девочке. Во всех чувашских молитвах, когда просят божества дать много детей, упомиыают ывăл-хĕр — сыновей-дочерей. Желание иметь больше мальчиков, а не девочек появилось позднее, когда землю стали распределять по количеству мужчин в семье (в XVIII веке). Вырастить дочь или несколько дочерей, настоящих невест, было престижно. Ведь по традициям в женский костюм входило много дорогих серебряных украшений. И только в трудолюбивой и богатой семье можно было снабдить невесту достойным приданым.
Об особом отношении к детям говорит и то, что после рождения первого ребенка муж и жена начинали обращаться друг к другу не упăшка и арăм (муж и жена), а ашшĕ и амăшĕ (отец и мать). И соседи начинали называть родителей по имени их первого ребенка, например, «Таливан амăшĕ — мать Таливана», «Атнепи ашшĕ — отец Атнепи».
В чувашских селениях никогда не было брошенных детей. Сирот забирали к себе родственники или соседи и растили их как своих собственных детей. И. Я. Яковлев в своих записях вспоминает: «Семью Пахомовых я считаю моей родной. К этой семье до сих пор я храню самые родственные теплые чувства. В семье этой меня не обижали, относились как к родному ребенку. Я долго не знал о том, что семья Пахомовых мне чужая… Только когда мне исполнилось лет 17 … я узнал, что это не родная мне семья». В этих же записях Иван Яковлевич упоминает, что его очень любили.
Бабушки-дедушки в чувашской семье. Одними из самых важных воспитателей детей были бабушки и дедушки. Как и у многих народов, девушка, выходя замуж, переезжала в дом к мужу. Поэтому обычно дети жили в семье с матерью, отцом и его родителями — с асатте и асанне. Сами эти слова показывают, как важны были для детей бабушки-дедушки. Асанне (аслă анне) в дословном переводе — старшая мать, асатте (аслă атте) — старший отец.
Мать и отец были заняты на работах, им помогали старшие дети, а младшие дети, начиная с 2—3 лет больше времени проводили с асатте и асанне.
Но и родители матери не забывали своих внуков, дети часто гостили у кукамай и кукаçи.
Все важные проблемы в семье решали, советуясь друг с другом, обязательно прислушивались к мнению стариков. Всеми делами в доме могла руководить старшая женщина, а вопросы вне дома обычно решал старший мужчина.

http://mama73.ru/traditions/u-chuvash.html
Цитата(edge @ Nov 13 2016, 21:47)
похоже Сеспель был феминистом
*

Занимательный вывод. На самом деле, любого выдающегося человека, сколь-нибудь выходящего за рамки времени и общества, можно наградить любым штампом. Ну, и не надо забывать, что время было в том числе и феминистическое (или как правильно звучит?), да вообще сложное было время. Можно сказать, первая попытка российского народа построить гос-во без влияния из вне и "девичьего опыта прошлого" smile3.gif
Profile CardPM
  0/0  
олег39
post Nov 15 2016, 02:27 
Отправлено #357


кыц-кыц-кыц...

Сообщений: 7 694
Из: и-пизи



Цитата(bf21 @ Nov 15 2016, 01:33)
Если же говорить о культуре взаимоотношений в чувашской семье, то... сейчас будет "простыня" biggrin.gif

По представлениям древних чувашей,
*
это те самые древние чуваши, которые ходили исключительно в белых одеждах расшитых рунами?

мил человек, даже 200-300 лет назад, не говоря уже о "древних", все наши "древние" и не очень праотцы имели вид весьма печальный. Российская империя представляла из себя аграрную державу и простой крестьянин, ничего о чём пишет цитируемая тобой - Елена Енькка. Родной край. Учебное пособие для 6-7 классов. Чебоксары, 2004 - не знал.
А был он вшив, грязен, болен, безграмотен и совершенно не так лубково интеллектуален, чтобы рассуждать об отношениях с женой и этнопедагогике)) жену и детей своих он бил нещадно - в массе своей... и это было нормой.
Запредельный уровень детской смертности, смертности рожениц... эх, да кому я чего доказываю?

Profile CardPM
  0/+3  
ANEMONA
post Nov 15 2016, 13:45 
Отправлено #358


nemorosa

Сообщений: 11 394



Цитата(bf21 @ Nov 15 2016, 01:33)
В старинных чувашских семьях жена была равноправна с мужем, и не было обычаев, унижающих женщину. Муж и жена уважали друг друга...
О положении жены и мужа в чувашской семье старики говорили: «Хĕрарăм — кил турри, арçын — кил патши. Женщина — божество в доме, мужчина — царь в доме».
*
Почему же тогда испокон веку домашние "цари" били своих божественных жён (и до сих пор это не редкость)?
Так сказать, в некотором роде богиней, по отношению к молодому поколению, была старшая женщина в доме - мать, свекровь. Сноха же в присутствии свекрови не имела права даже присесть и была самой бесправной из "богинь".

Цитата(bf21 @ Nov 15 2016, 01:33)
Вам не кажется, что в стихотворении Сеспеля женщину-чувашку нужно через другую призму рассматривать?
*
С чего бы? Сеспель Мишши и в этом стихотворении, и в "Нарспи" описал реальный, до боли знакомый ему быт. (Критический реализм, однако.)
Почему же слова Сеспеля нужно через другую призму рассматривать, а Елены Енькка - нет? Почему к свидетельству современника той эпохи вы подходите критично, а милым сказкам о "прекрасном прошлом" верите безоговорочно?

Сообщение отредактировал ANEMONA - Nov 16 2016, 12:06

--------------------
Мы девять месяцев рожаем лето!
Profile CardPM
  0/+3  
Трейд лайн
post Nov 15 2016, 14:15 
Отправлено #359


Активный

Сообщений: 8 285
Из: г.Чебоксары Марпосадское ш. 1



Может уже было.
Но наверно и чаще уезжают на ПМЖ за пределы Чувашии.
Profile CardPM
  0/0  
bf21
post Nov 16 2016, 01:37 
Отправлено #360


Активный

Сообщений: 2 314



Цитата(ANEMONA @ Nov 15 2016, 13:45)
С чего бы? Сеспель Мишши и в этом стихотворении, и в "Нарспи" описал реальный, до боли знакомый ему быт. (Критический реализм, однако.)
Почему же слова Сеспеля нужно через другую призму рассматривать, а Елены Енькка - нет?
*

ANEMONA, что я такого плохого сделал, что Вы меня таким винегретом хотите накормить? biggrin.gif
Я не сильнейший знаток поэзии и не обладаю особыми познаниями литератора, посему разьясню свою позицию на базисах школьных уроков литературы. В произведении Сеспеля, фигура чувашки является неким тропом, раскрывающим через нее образ чувашского края, чуваш, их чаяния, место в истории, обестве, государстве того времени. Произведение К.Иванова, это художественное произведение, хоть и показывающее обычаи и быт чуваш, но тем не менее раскрывающее в первую очередь характеры героев/персонажей. Хотя разумеется поэма описывает и социально-культурные процессы народа, в том числе негативные, например пьянство. Но в первую очередь, сюжетная линия произведения о несчастной любви вследствии социально-классовых различий. Схожая линия также прослеживается и в романе М.Ильбека "Черный хлеб". Е.Енькка в отличие от перечисленных авторов, не создает худ.произведение, а описывает быт, обычаи, традиции чуваш на основе наблюдений методом перечисления.
Цитата(ANEMONA @ Nov 15 2016, 13:45)
Почему же тогда испокон веку домашние "цари" били своих жён (и до сих пор это не редкость)?
*

Абсолютно некорректный вопрос в силу своей бессмысленности smile3.gif
У каждого человека под воздействием различных факторов складывается собственная система убеждений. Спорить и переубеждать Вас в чем-то у меня нет ни сил, ни времени. Хотите проверить насколько ваши убеждения в обсуждаемом вопросе являются заблуждениями - изучите, познайте культуру чуваш, благо, живете среди них, и это не так сложно, как изучать вымерших динозавров.
Profile CardPM
  0/0  

25 Страницы « < 22 23 24 25 >
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения