Жарко. Жарко в Чебоксарах, жарко в полях и селах, жарко в тени и жарко на солнце. Наконец-то у нас жаркое отличное лето, господа. И, купаясь в солнечных объятиях, загорелые мы продолжаем проект «Одноэтажная Чувашия».
Не жарко, а прохладно нам только в салонах автопарка нашего постоянного партнера «Чебоксары-Лада», г. Новочебоксарск, потому что все их тест-драйвовые машины оснащены кондиционерами. В Канаш мы поехали на комфортном «LADA XRAY кроссовере», а это значит, что дорога наша была легкой и приятной.
Посмотреть фото
И в этой поездке у нас буйное разнообразие тем: паровозы и поезда, поезда и паровозы. А вы чего ожидали?
Показать ещё
Спрятанный мост Посмотреть фото
Волшебную бабульку мы встретили у подножья этого моста. На раз-два она доказала нам, что непобедимая женская логика не имеет возрастных границ.
Увидев людей с фотоаппаратами (нас!) она свернула с тропинки и подошла поговорить.
– Этот мост во время войны работал, – сообщила она. – Уж немцы его искали, искали! А построили его в 1812 году. – Да вы что, бабушка, в 1812 году Наполеон был. – Значит, в 1912 году. Пленные немцы строили. – Откуда же пленным немцам взяться в 1912 году? – Да что вы ко мне пристали, – рассердилась бабка, – меня вон жених ждет! И бодро поскакала по оврагу к ругающему её за неторопливость дедке. Чудо, а не женщина.
Но она была права в том, что немцы действительно искали этот мост во время войны. Только искали они его по крупным населенным пунктам, глупцы. В деревню Мокры заглянуть не догадались – оттого и не нашли.
Посмотреть фото
Информационный щит развеял бы все мифы и легенды, связанные с возникновением этого моста, но наш Минкульт не ищет легких путей. Да, да, уважаемый Константин Геннадиевич, я к вам обращаюсь, не надо отмахиваться от меня табличкой с надписью «я всего лишь и.о. министра культуры». Рассказываю. Берете картонку и пишете на ней фломастером: мост был построен тогда-то, тем-то и для того-то. Потом ламинируете с помощью утюга и вешаете возле объекта. И вуаля! Вы сделали на своем посту полезное дело, поздравляю.
К слову, помимо джамперов, к мосту приезжают и школьные экскурсии, я даже пыталась слиться с детской толпой и подслушать, но экскурсовод говорил на недоступном мне чувашском языке. Да и школьники смотрели на меня с подозрением. Посмотреть фото
Зато позже, в Канашском музее, мы узнали, что строил этот мост немецкий инженер по имени Гехард Шумахер в 1901-1912 годах. С 1935 года мост, имевший стратегическое значение, находился под круглосуточной вооруженной охраной. Поскольку мост проходил прямо через деревню Мокры, то местным жителям, чтобы попасть с одной улицы на другую, приходилось делать значительный крюк. Посмотреть фото
Архитектурно мост несколько похож на европейских собратьев (на фото наш и не наш, для сравнения), и вот вам загадка: с какой платформы ушел поезд на фотографии? Посмотреть фото
Первому, кто ответит, – фирменная кружка-термос от «Чебоксары-Лада». Оранжевая и клевая.
В 1986 году Мокринский мост был выведен из эксплуатации, шпалы и рельсы разобраны, поезда пошли по новому железобетонному мосту, построенному севернее.
Посмотреть фото
Паровоз за забором Дружочек Макс нам обещал, что вход в Канашское локомотивное депо к паровозу свободный. Мол, там люди не раз были и никто не мешал пройти внутрь. Но по нынешним временам все-таки потребовались паспорта (операция «Антитеррор» в действии). Охранник ни пускать не хотел, ни с начальством связаться. Хотя нам на троих (считая водителя) хватило одного документа. Посмотреть фото
Спросите нас, зачем мы туда так рвались? Спросите-спросите, ну давайте! Ладно, сама скажу. Ради вот этого вот: Посмотреть фото
Паровоз ЭР 796-34 - памятник паровозным бригадам колонн особого резерва НКПС СССР 1941-1945 годов.
С этим шикарным паровозом всё не так просто, как могло бы быть.
– Вы журналист? – строго спросил меня один из работников депо. – Если журналист, то вот сядьте и напишите письмо главе нашего региона Игнатьеву!
Заинтригованная таким серьезным поручением, я немедля ответила в том духе, что никогда не прочь припасть к эпистолярному жанру, но в чем же суть?
Оказалось, что у работника есть план. Согласно ему, вдохновленный моим пылким посланием глава региона Игнатьев тут же настрочит новое письмо – в РЖД. И попросит тамошнее руководство вынести паровоз-памятник за периметр, в центр города.
– Технически вполне осуществимо, – заверил наш собеседник, – бросим рельсы, перевезем.
– Совет ветеранов ни за что паровоз не отдаст, – тут же вмешался другой работник.
Оказалось, что не определились канашцы и в том, куда переносить этот паровоз. Кто-то настаивал на центре города, у вертолета (правда, и вертолет хотят перенести в другое место), другие – на сам ж/д вокзал, чтобы все проезжающие видели этот символ города, третьи предлагали поставить у музея.
– Ну вы это. Держитесь, – выслушав разнобой мнений, пожелали мы. Предлагаю канашцам провести у себя опрос и решить, как жить и что делать. А потом коллективно настрочить письмо султану.
Канаш Канаш – город молодой, построен всего сто с лишним лет назад, в 1892, до 1925 назывался Шихраны (чуваш. Шăхран — по имени основателя населенного пункта); в 1925 переименован в Канаш (чуваш. «совет»). В том же году он получил статус города.
Канаш возник не по любви, но по согласию: в начале декабря 1893 года завершилось строительство железной дороги Москва-Казань через Алатырь. Каждый, кто играл в любую экономическую стратегию, знает о том, что дороги являются венами экономики (и пока добраться до Владивостока из Москвы стоит больше нескольких средних зарплат, страна так и будет в тромбах). Уже к 1911 году в Шихранах действовало более 40 торговых фирм. А еще через несколько лет достроили ветку Арзамас — Канаш.
Железная дорога и сейчас является пульсирующим сердцем города: Посмотреть фото
Эх! Так бы вскочила в любой из вагонов и поехала – хоть куда. Железная дорога – единственный способ путешествия лежа под одеялкой с книгой в руках. Без нервов и спешки. Но «LADA XRAY» звал меня в другую дорогу.
Канаш: Посмотреть фото
Хотелось бы отдельно остановиться вот на этом мемориале. Часто проходишь мимо каких-то вещей, привычно не замечая их, а потом остановишься, посмотришь внимательнее – надо же!
Посмотреть фото
Детский парк поразил нас в самое сердце деревянными сказочными персонажами. Некоторые из них выглядят воистину пугающими. Говорят, что в создании немало повинен местный скульптор Алексей Николаев («для нас просто Леша», – уточняли местные кокетки). Все-таки велика роль личности в истории.
Посмотреть фото
Краеведческий музей встретил нас так радушно, как нас давно никто не встречал. Канашские музейные феи побросали все свои дела и провели для нас настоящую экскурсию, несмотря на то, что у них был выходной день и заведение считалось закрытым. «Решили поработать в обед», — сказали нам. Спасибо, милые. Посмотреть фото
Здесь представлена хорошая коллекция картин Меркурьева (пароль Яншихово-Норваши, это с его вдовой мы чудно побеседовали на крылечке её дома, глядя на Кереметь-холм). Посмотреть фото
Живая достопримечательность Канаша Станислав Садальский застенчиво подарил городу портрет с собственным изображением («А чего ты дхазнишься»). Посмотреть фото
При музее открыта мастерская, где дети учатся лепке из глины и другим прикладным искусствам. И на самом деле, это лучшее, что мог сделать краеведческий музей, – наполнить академические залы детской непоседливостью.
Посмотреть фото
Еще немного истории В 1986 году общая протяженность электрифицированных дорог СССР достигла 50 000 км. В память об этой величине и был установлен памятный знак на станции Канаш-1. Один знак находится рядом со зданием вокзала, другой — в паре километров в сторону Ибресь вдоль ж/д ветки (он на фото).
На следующий знаковый рубеж (60 000 км) Советский Союз так и не вышел. Развалился. Посмотреть фото
Братская могила 11 борцов, погибших во время кулацко-эсерского мятежа (на ул. Свободы): Посмотреть фото
В 1921 году в Чувашии началась кампания засыпки семян в общественные амбары. Крестьяне сопротивлялись дополнительной подразверстке, в ход пошли угрозы и аресты. Всё это закончилось кровавой трагедией, страшной своей звериной жестокостью.
И, разумеется, не могли мы не съездить на кладбище. Только в этот раз нас постигла неудача. Мы искали могилу пионера Хрисана Степанова в деревне Большие Яуши Вурнарского района, убитого в 1932 году. Его называли «красным шуйтаном».
Хрисан со старшим братом Ермолаем донес на врагов колхоза. Есть мнение, что мальчика послали в поле украсть соломы для лошадей. Подросток-охранник выстрелил в Хрисана из ружья и убил. Брат Ермолай донес властям, что это убийство политическое: пионер застрелен сыном кулака, что и подтвердил суд. Хрисан стал национальным героем Чувашии. Некоторые страницы истории хочется закрыть и не открывать их больше никогда. Но как бы то ни было, красный шуйтан долго путал Макса по кладбищенским зарослям, да так и не показался ему.
Посмотреть фото
И для тех, кто дочитал материал до конца (вы же мои терпеливые зайки), просто фоточки:
Гленфиннан (англ. Glenfinnan Viaduct) — бетонный арочный?! железнодорожный (ветка West Highland Line[en]) виадук, расположенный в районе Лохабер[en], область Хайленд, Шотландия. Самый длинный бетонный виадук Шотландии.
А без своих умозаключений относительно тех или иных личностей советского времени никак не обойтись в своем обзоре???меньше политиканства и скрытой агитации
В реальной же жизни у поезда тоже есть имя — это Jacobite Steam Train, ходит он 2 раза в день по маршруту Fort William — Mallaig (Форт Вильям — Маллэг) Это Fort William — Mallaig (Форт Вильям — Маллэг)
В репортаже, где речь идет об исторических фактах, есть неточность. Мокринский мост, в действительности, строился в 1913-1917 годах. В то время он был вторым по протяженности в Европе бетонным сооружением (1200 метров). Сейчас он считается историческим объектом всего лишь районного масштаба.