Сбербанк хочет создать виртуального мобильного оператора
Сбербанк уже около года ведет переговоры с несколькими сотовыми операторами о создании виртуального оператора (Mobile Virtual Network Operator, MVNO), рассказал «Ведомостям» человек, знакомый с менеджерами Сбербанка, и подтвердили сотрудники двух операторов. Наиболее вероятными партнерами банка двое из собеседников «Ведомостей» считают «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) и «Вымпелком». С Tele2 обсуждение на более продвинутой стадии, добавляет один из собеседников.
Виртуальным оператором называется компания, которая, используя частоты, номера и технологическую инфраструктуру партнера – оператора мобильной связи, продает под своим брендом услуги (как правило, ограниченные определенной нишей или целевой аудиторией) и иногда сама тарифицирует их. С точки зрения базового оператора она является, по сути, крупным корпоративным клиентом, который закупает у него трафик оптом и поэтому может претендовать на скидку. Сбербанк, по словам близкого к нему человека, надеется за счет MVNO не только популяризовать свои финансовые услуги среди владельцев смартфонов, но и значительно снизить затраты на обслуживание клиентов. Банк рассылает своим клиентам множество sms-сообщений, напоминает собеседник «Ведомостей», и должен платить за них сотовым операторам: в год он тратит на это около $100 млн. Заключив с одним из операторов партнерство, можно существенно сэкономить, считает он.
Представитель Tele2 Константин Прокшин подтвердил, что компания вела предварительные переговоры со Сбербанком о создании виртуального оператора. По его словам, Tele2 открыта к предложениям, но приоритет для нее пока – создание виртуального оператора совместно с одним из ее акционеров, госоператором «Ростелеком» (владеет 45% ее акций); над этим проектом сейчас ведется активная работа.
К sim-карте можно привязать электронную подпись – сделав это, можно с помощью одного телефона принимать оферты банка, которые раньше нужно было подписывать только в офисе; тем самым у банка возникает возможность снизить затраты на розничную сеть. Информация об абонентах, которой обладает сотовый оператор, может обогатить данные банка о клиентах и их предпочтениях.
Возможность экономить на sms-рассылках – тоже одна из очевидных выгод для банка. Сейчас рассылка sms обходится заказчику от нескольких копеек до рубля за одно сообщение: эти деньги банк платит либо оператору напрямую, либо – чаще – агрегатору, который, в свою очередь, договаривается об организации рассылок с различными операторами.
Оператору-донору иметь в партнерах большой банк тоже выгодно: возникает возможность использовать для рекламы и продажи контрактов уже существующие банковские отделения, которые по количеству сопоставимы с розничными сетями операторов.
В августе 2015 г. российские MVNO-проекты обслуживали, по оценке гендиректора iKS-Consulting Максима Савватина, 1,2–1,3 млн абонентов. Крупнейшим из них (около 800 000 подписчиков) являлся «Связной мобайл», совместный проект МТС и ритейлера «Связной», но в конце 2015 г., после разрыва их отношений, развитие проекта было заморожено. Среди других опытов MVNO – «Матрикс мобайл» (проект «Матрикс телекома» и московского «Мегафона», около 100 000 абонентов на август 2015 г.), «Аллё» (проект МТС и X5 Retail Group, действовавший до 2011 г.; контракты продавались в магазинах «Пятерочка»), «А-Мобайл» (MVNO сети «Ашан» на сети МТС). В конце декабря 2015 г. «МТТ групп» и финский сотовый оператор DNA начали продавать в Финляндии и России контракты виртуального оператора Aiva Mobile (с двумя номерами на sim-карте – финским и российским). А «Вымпелком» в марте 2016 г. купил контрольный пакет виртуального оператора Sim Sim, ориентированного на обслуживание мигрантов.
Представители Сбербанка, МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» отказались от комментариев.