Понятно, что "слобода" - не равно "пустынь", но где-то же эти люди жили?
Пустынь - монашеское поселение или скит, расположенный вдали от селений. Позже, вероятно, там появлялись селения, ставшие "слободой". Слобода - селение, свободное от некоторых государственных повинностей. В том месте когда-то бродили и видели останки, только я не знал, что это именно Геронтьева пустынь..
Сообщение отредактировал kra_crown - Apr 6 2016, 20:47
--------------------
https://wiki2.org/ - пожалуй, лучше, чем Википедия.. Всё тайное когда-нибудь станет явным..
Пустынь - монашеское поселение или скит, расположенный вдали от селений. Позже, вероятно, там появлялись селения, ставшие "слободой". Слобода - селение, свободное от некоторых государственных повинностей.
Сообщений: 20 525
Из: лесу вышел, был сильный мороз.
Цитата(Milli @ Apr 4 2016, 07:12)
На Эторетро Трофимов Владимир тот снимок "с белой кепкой" давно разобрал: тынц.
похоже неправильно он их разобрал. еще две карты
часовня на карте есть, видно что под горой, а "пустынка", похоже, именно там, где я показал на прошлой картинке. труба на горизонте справа - не винный склад. по карте эта труба ближе к городу должна быть. да и не только по карте, это ж лвз, а он точно ближе к центру, чем кирпичка. а труба лесопилок ефремова много правее должна быть, где то у парка 500-летия. хотя хрен его разберет, к чему эта надпись относится..... к прямоугольнику у оврагов с левого края, или к прямоугольнику около часовни?
Фото выше было. Там красным обведено. Только на фото явно видно ниже, на берегу много строений. Как раз и попадает под описание. И как выше писали.Все это после подъема уровня ГЭС. Все под бетоном.
Штудирую сейчас книгу И. С. Дубанова "Водоемы Чувашии" (Полное название: Водоемы Чувашии: книга-альбом / И. С. Дубанов. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2016. - 183 с. ISBN 978-5-7670-2408-7), Штудирую сейчас не по Чебоксарам, но мимо пройти не смогла, вспомнила про эту тему. На стр. 157 у Дубанова есть запись:
Цитата
За колодцами и родниками следили в основном местные жители, среди них всегда находились добровольцы-плотники и просто умельцы. Об одном из таких энтузиастов вспоминает врач-пенсионер Н. С. Андроникова: - Мой дед - Андреев Александр Андреевич - был неграмотный, чуваш, в юности и зрелости бурлачил, а затем добровольно следил за пятью родниками. Он находил липу, из неё делал желоба. Начинал с родника у первого дома лесника по Ядринскому шоссе (это сейчас в районе улицы Пирогова). Подходил к роднику, размашисто крестился, воду пил из ладони, умывался. Работал долго, у родника же обедал, доставал хлеб, разламывал его, давал мне. Хлеб мочили в родниковой воде, подсаливали, он казался очень вкусным.
Второй родник находился позади улицы Водопроводной. Здесь вода была очень студеная, пить мы её боялись, а приносили домой, заливали самовар. К чаю подавали сушки. Ремонтом этого родника дед занимался не один, а с товарищами, такими же, как он, добровольцами. Меняли сгнивший сруб, чистили дно, выстилали камнем.
Третий родник был возле Карачурского дома лесника, находившегося в березняке. Родниковая вода растекалась по трём желобам в долбленые колодцы. Из первого колодца пили люди. Здесь же на березовых сучках висели кружки, сделанные из бересты. Из второго колодца поили скотину, в третьем полоскали белье.
Четвертый родник находился между деревней Пятино и Пятинским кладбищем. Здесь стояла скамейка. Дед садился на неё и долго курил трубку.
Пятый родник был на берегу Волги, несколько выше Ефремовского лесозавода. Над родником стояла часовня с расписными стенами. Дед менял желоб, правил крышу часовни, а потом долго стоял на коленях и молился...
П.С. ПОПОВ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГОРОДА ЧЕБОКСАР С ЕГО УЕЗДОМ (1853 ГОДА) (Публикация А.Г. Иванова)
<...> 5. За то они охотницы повеселиться, погулять. Маленькие девчата знают все почти песни взрослых и в играх очень переимчивы, забывая свой иногда возраст и благонравие. Забавы их: песни, хороводы и пляски при орудиях музыкальных: скрипке, гуслях чувашских и гармонике. Но пищею и верхом торжества здешних красавиц и молодцов-шалунов составляют капустки, т.е. вечерки, бываемые осенью, когда рубят капусту. Чтоб их вечерки короче узнать, стоит только заглянуть в сочинение г-жи Фукс, напечатанное в «Заволжском муравье» [42], которая описала их ловко и подробно. А мы укажем на некоторые особые гулянья здесь в городе, существующие и нерушимо соблюдаемые. От дня Пасхи, продолжающиеся хороводы, по вечерам в воскресенье и праздничные дни, дают место и нарочитым гульбищам в ближайших деревнях. Так, в день Вознесения [43] ходят в Грязево, в Троицын день [44] - в Лакреево, в Духов [45] - в Кнутиху, а в заговенье [46], пред Петровым постом [47] посещают заштатную пустынь [48] Геронтьевскую, где испивши из родника холодной ключевой воды и походя между могил по ограде, возвращаются на Крутую гору правого берега Волги. Здесь песни деревенских певиц и их вычурные пляски доставляют удовольствие градской публике, которая и на прочих прежде сказанных гуляньях утешается только тем же манером с присоединением к тому, что в тех деревнях публика прошивается по господским садам и молодежь качается на качелях. Тут найдется несколько простых лакомств у продавцов. А знакомые у господ в крестьянах находят выпивку. К вечеру возвращается городское общество в город, а деревенские в свои селения. <...>
Штатный смотритель чебоксарских училищ Петр Попов. Чебоксары, 21 ноября 1853 года.
Архив РГО. Разряд 14. On. 1. Д. 101. JI. 1-129. Подлинник.
И еще: Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. - СПб. : изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861-1885. [Вып. 14] : Казанская губерния : ... по сведениям 1859 года / обраб. А. Артемьевым. - 1866. - LXXIX, 237 с., 1. л. к. - С. 235 Электронная библиотека Государственной публичной исторический библиотеки
В уезде сем есть пустыня в положении от города в одной версте, названием Геронтиевская Преображенская, не числящаяся в штате монастырей. Построена в 7165/ 1657/ году по данной от преосвященнаго Лаврентия митрополита Казанского храмозданной грамоте. В ней монахов 7.
Сообщений: 20 525
Из: лесу вышел, был сильный мороз.
Milli, чуется мне, что речь о женском монастыре на владимирской горке идет, а "спасо-геронтьевская" по ошибке попала?
вот: ...Указом Святейшего Правительствующего Синода от 20 мая 1899 г. было определено: «Упраздненную Владимирскую мужскую пустынь, Чебоксарского уезда, обратить в женскую того же наименования чувашскую общину, с таким числом сестер, какое община будет в состоянии содержать на свои средства, с причислением её к Козьмодемьянскому женскому монастырю....
чуется мне, что речь о женском монастыре на владимирской горке идет, а "спасо-геронтьевская" по ошибке попала?
А я о чём? Но может быть, что монахи жили в двух местах (и на Волге, и на Чебоксарке), но оба места называли Геронтьевой пустынью. Поди разбери сейчас...
Еще документик в копилочку (ничего нового, вроде бы, нет, но чтобы былО): Россия. Полное географическое описание нашего отечества: Настольная и дорожная книга для русских людей: [В 19-ти т.] / Под ред. В. П. Семенова и под общ. руководством П. П. Семенова, вице-пред. Русского геогр. о-ва и проф. В. И. Ламанского, пред. Отд-ния этнографии Русского геогр. о-ва; Предисл. Вениамин Семенов. - СПб.: А. Ф. Девриен, 1899-1914. - 11 т. - С 5-го т. подзаголовок: под ред. В. П. Семенова-Тян-Шанского и под общ. руководством П. П. Семенова Тян-Шанского и В. И. Ламанского Т. 4, 8, 10-13, 15, 17 не выходили. Т. 6: Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье: [Казанская, Симбирская, Самарская, Саратовская и Астраханская губ.] / Сост. П. А. Ососков, Н. А. Коростелев, Н. Г. Гаврилов [и др.]. - 1901. - VIII, 599 с. : ил.; 5 л. ил., карт. //Открытая электронная библиотека Государственной публичной исторической библиотеки.
Из новой статьи Ольги Петровой в "Советской Чувашии" Загадка купеческого дома (из цикла "Чебоксарские адреса"):
Цитата
В районе нынешней улицы Афанасьева на берегу Волги купцам [Ефремовым] принадлежал лесопильный завод, там стояла динамомашина, которая и снабжала электричеством центральную часть города.