В каждой семье есть какие-либо исторические легенды. Так и в моей семье бытует легенда о том что кто-то из прадедов взял в жены девушку из соседней деревни из семьи староверов.
Может кто-то знает о староверах Цивильского уезда? Поделитесь информацией!
У русских староверов здесь не было. Да их всего-то насчитывалось 3-4 тысячи на 200 тысяч населения уезда. Жили они в Цивильске, в пригородных деревеньках-имениях, в Шихазанах и при мельницах. Позже - в Шихранах (Канаше). А у чувашей были те, кто не принял крещение, которое проводилось в 1745-1764 годах. Они и их потомки поклонялись своему исконному Богу Тенгре. Обряды проводили возле священного дерева. Условно их, наверное, тоже можно назвать староверами. Однако были они далеко не во всех деревнях. В качестве примера можно назвать деревню Асхва, что рядом с Канашом. Даже ее название происходит от чувашского "АСла ХаВА" - священная кора. (здесь прописные "а" - безударные)
Сообщение отредактировал bdfyn89 - Jun 8 2021, 20:56
А у чувашей были те, кто не принял крещение, которое проводилось в 1745-1764 годах. Они и их потомки поклонялись своему исконному Богу Тенгре. Обряды проводили возле священного дерева. Условно их, наверное, тоже можно назвать староверами.
У русских староверов здесь не было. Да их всего-то насчитывалось 3-4 тысячи на 200 тысяч населения уезда. Жили они в Цивильске, в пригородных деревеньках-имениях, в Шихазанах и при мельницах. Позже - в Шихранах (Канаше).
не было или 3-4 тысячи? где об этом можно почитать?
не было или 3-4 тысячи? где об этом можно почитать?
3-4 тысячи русских всего на весь уезд. До 20-го века чувашей здесь было более 98%. Возможно, староверы могли быть в селе Шихазаны. Их предки были ссыльными из Павлово (Павлово-на-Оке). Там жили оружейные мастера. Ссыльных тогда обвинили в том, что они, якобы, передавали оружие С. Разину. В отрыве от своих сородичей, часть из них могла сохранить старую веру. К тому же православная церковь в селе появилась только в начале 19-го века. Но если речь идет о деревне... Может быть, кто-то из потомков потом поселился около Цивильска. Других русских деревень в уезде не было. Но все это из области предположений. Других вариантов нет. Почитать об этом негде. Можно, конечно, проконсультироваться у историков в институте гуманитарных наук, но вряд ли они чем-то сумеют помочь. Слишком специфичная тема.
А у чувашей были те, кто не принял крещение, которое проводилось в 1745-1764 годах. Они и их потомки поклонялись своему исконному Богу Тенгре. Обряды проводили возле священного дерева. Условно их, наверное, тоже можно назвать староверами.
Чуваши язычники не были тенгрианцами, их язычество это язычество по типу марийцев, и многие названия и понятия взяты оттуда и часть из ислама. Тенгрианцами были предки тюрок: татар, казахов, киргизов и т.д.
Копать надо в сторону Можарок, у выходцев оттуда в Канаше в жилищах часто встречаются иконы с двумя перстами.
Точно, там сохранились старые традиции. Если Вутабоси практически очувашились, то Можарки сохранили свою идентичность и даже приросли соседним Гришино.
Вроде и в Русских Норвашах староверы живут. Где-то читал, что при переезде в нынешнюю Кемеровскую область, первую зиму жители Михайловки зимовали в соседних староверческих чувашских деревнях и отношения из-за религии были непростыми.
3-4 тысячи русских всего на весь уезд. До 20-го века чувашей здесь было более 98%. Возможно, староверы могли быть в селе Шихазаны. Их предки были ссыльными из Павлово (Павлово-на-Оке). Там жили оружейные мастера. Ссыльных тогда обвинили в том, что они, якобы, передавали оружие С. Разину. В отрыве от своих сородичей, часть из них могла сохранить старую веру. К тому же православная церковь в селе появилась только в начале 19-го века. Но если речь идет о деревне... Может быть, кто-то из потомков потом поселился около Цивильска. Других русских деревень в уезде не было.
нну... так наотмашь... А как же бывшие помещичьи селения? Иваново, Старосёлка, Рындино и другие. Вот результаты переписи населения 1897 года: http://libweb.kpfu.ru/rare_books/book/XX_century/171372.pdf Цивильский уезд - со 165 страницы. "Народности" указаны.
У Браславского Л.Ю. книги: Старообрядчество и христианское сектантство в Чувашии / Л. Ю. Браславский. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1984. Религиозные и оккультные течения в Чувашии (культы, церкви, секты, деноминации, духовные школы) / Л. Ю. Браславский. - Чебоксары : Чувашия, 2000. (нет, не читала, бумажного варианта у меня нет, электронного тоже, надо идти в Национальную библиотеку Чувашии, там эти книги точно есть).