Роскомнадзор запретил "МегаФону", одному из крупнейших сотовых операторов в России, предоставлять свои услуги в кредит, если в договоре с абонентом сказано, что его тариф предполагает авансовую систему платежей. Об этом в номере от 23 сентября пишет газета "Ведомости".
Согласно правилам оказания услуг подвижной связи, в России разрешены либо авансовые тарифы, либо тарифы с отложенным платежом. "МегаФон" же, как выяснили в Роскомнадзоре, иногда предоставлял абонентам смешанные тарифы. Чиновники сочли это незаконным и потребовали от компании устранить нарушение до 19 октября 2011 года.
В "МегаФоне" пока не решили, оспаривать или нет предписание Роскомнадзора. Другие сотовые операторы подобных претензий от чиновников не получали.
"Ведомости" связывают дело в отношении "МегаФона" с оплатой мобильной связи в роуминге: сотовые операторы ранее заявляли, что с задержкой списывают средства со счетов абонента из-за того, что им с опозданиям приходят извещения со стороны их иностранных партнеров. При этом в марте 2011 года газета "Коммерсантъ" писала, что российские сотовые операторы вынуждены были пойти на онлайн-тарификацию международного GPRS-роуминга и стали отключать абонентов от связи при достижении нулевого баланса.
Стоит отметить, что претензии Роскомнадзора могут быть связаны и не с роумингом: "МегаФон" в последнее время экспериментировал с кредитами абонентам с авансовой системой платежей и в пределах того региона, где была подключена связь.
Идея правильная. Года три назад еще о необходимости такового высказывался
Так ведь согласно существующим законам действия оператора и без решения роскомнадзора были незаконными, правда, почему-то никто не шил операторам статью за вымогательство денег у абонентов.
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя 3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Статья 159. Мошенничество 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину, - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового. 3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового. 4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя 2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).
Покажите мне оператора, у которого в типовом договоре предусмотрена возможность отказаться от WAP (и только WAP!), интернета в международном роуминге и платных (и только платных!) контент-услуг на коротких номерах, оказываемых левыми конторами, с которыми абонент никаких договоров не заключал. У того же Мегафона, к примеру, даже в сервис-гиде возможности отказаться от WAP никогда не было.
Различие во взглядах РКН и представителей Мегафона появилось по п.43 ПОУПС
Цитата
Оплата услуг подвижной связи может производиться посредством авансового платежа либо посредством отложенного платежа.
РКН трактует, что не может быть у абонента и авансового и отложенного платежа одновременно, а Мегафон считает, что смешанная форма может быть. РКН прав, абонент не может сидеть на двух стульях сразу
Цитата
При оплате услуг подвижной связи посредством авансового платежа осуществляется внесение определенных денежных сумм на лицевой счет абонента, с которого оператор связи снимает платежи за оказанные абоненту услуги подвижной связи. При оплате услуг подвижной связи посредством отложенного платежа оказанные услуги подвижной связи оплачиваются по окончании расчетного периода.
Думаю, что до других операторов тоже доберутся Даже то, что абонплату на авансовых ТП снимают (например за СуперБит в МТС) в начале периода, является нарушением, т.к. снимают сумму за ещё не оказанные услуги, если по закону - снимать должны после оказания услуг, например в конце месяца.
Даже то, что абонплату на авансовых ТП снимают (например за СуперБит в МТС) в начале периода, является нарушением, т.к. снимают сумму за ещё не оказанные услуги, если по закону - снимать должны после оказания услуг, например в конце месяца.
Да собственно фиг даже с ним, что снимают, но(!): а) это может загнать абонента в минус, что приводит к отказу оператором в предоставлении услуги – получаем ситуацию, что услуга оплачена, но не предоставляется, по идее в этой ситуации абонента нужно просто предупредить, что опция отключена в виду отсутствия достаточного количества средств для уплаты абонки; б) если в течении этого месяца абонент попадёт в минус – уже оплаченный суперБит так же предоставляться не будет; в) возможность попасть на премиум-трафик, от которого опять же абонент отказаться не может.