Активный
Сообщений: 2 356
|
Работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера, начисляется пособие в виде среднего месячного заработка за четвертый-шестой месяцы со дня увольнения. В каком порядке для целей исчисления налога на прибыль следует учитывать такую выплату?
К расходам налогоплательщика на оплату труда, учитываемым при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании п. 9 ст. 255 НК РФ относятся начисления работникам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников налогоплательщика. Указанные начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, осуществляются на основании ст. 318 ТК РФ, согласно которой работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ). При соблюдении условий, указанных в ст. 318 ТК РФ, начисления работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера, в виде среднего месячного заработка за четвертый-шестой месяцы со дня увольнения, можно учесть в составе расходов на оплату труда на основании п. 9 ст. 255 НК РФ. Аналогичный вывод содержится в Письме ФНС РФ от 09.06.2010 N ШС-37-3/3837@. Следует также отметить, что разъяснение положений норм трудового законодательства относится к компетенции Роструда.
От редакции. В Письме от 11.02.2010 N 594-ТЗ Роструд разъясняет, что, исходя из смысла редакции ч. 2 ст. 318 ТК РФ, органы службы занятости населения своим решением вправе охарактеризовать случай, когда уволенный в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации работник не был трудоустроен за промежуток времени, в течение которого за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства при условии, что этот работник обратился в орган службы занятости населения в месячный срок после увольнения, как исключительный и сохранить за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения средний месячный заработок. Соответственно, орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения среднего месячного заработка при соблюдении в совокупности следующих условий: - обращение работника в месячный срок после увольнения в орган службы занятости населения; - факт нетрудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения. Редакция ч. 2 ст. 318 ТК РФ предполагает, что перечень условий, при наличии которых органы службы занятости принимают решение о сохранении в исключительных случаях среднего месячного заработка за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, является исчерпывающим. При этом следует учитывать, что в ст. 20 ТК РФ приведена формулировка понятия "работник", в которой говорится, что работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Таким образом, под понятием "уволенный работник", используемым в редакциях ч. 1 и 2 ст. 318 ТК РФ, следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) имели место трудовые отношения с определенным работодателем. Кроме того, в Письме от 11.02.2010 N 594-ТЗ Роструд отметил, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения в порядке ч. 2 ст. 318 ТК РФ и выдачи пенсионерам соответствующих документов (справок) при соблюдении изложенных в ч. 2 ст. 318 ТК РФ условий.
Г.Г. Лалаев, заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
1 мая 2011 г.
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2011 г.
|