531 Страницы « < 484 485 486 487 488 > »   
Ответить Создать тему

Чувашия-Булгария. , Чуваши -прямые потомки булгар.

Лебедев Женя
post Sep 4 2018, 13:26 
Отправлено #7276


Пользователь

Сообщений: 73



Цитата(Radik Safin @ Sep 4 2018, 12:31)
О чем нам говорит таджикское слово "сол" – год?
А о чем персидское سال (sāl) – год?

А как быть с калмыцким "хөрн" – двадцать?

Кто покинул шорцев?
Шорский "четти" – семь.

То ли знаки, то ли палки.
Шорский "пöлгÿ" – знак.
*

Для начала советую ознакомиться с этим.
Profile CardPM
  -1/+1  
Radik Safin
post Sep 4 2018, 15:26 
Отправлено #7277


Продвинутый

Сообщений: 115



Цитата(Лебедев Женя @ Sep 4 2018, 13:26)
Для начала советую ознакомиться с этим
*

Дорогой мой, вы бы хоть эту книгу осилили http://www.opentextnn.ru/man/?id=711
Profile CardPM
  -3/0  
Лебедев Женя
post Sep 4 2018, 15:40 
Отправлено #7278


Пользователь

Сообщений: 73



Цитата(Radik Safin @ Sep 4 2018, 15:26)
Дорогой мой, вы бы хоть эту книгу осилили http://www.opentextnn.ru/man/?id=711
*
Это антинаучный бред, апофеоз дилетантства на уровне изысканий покойного Михаила Задорного.
Profile CardPM
  -1/+2  
SWR
post Sep 4 2018, 22:46 
Отправлено #7279


Активный

Сообщений: 2 130



Цитата(Лебедев Женя @ Sep 4 2018, 12:58)
Здравствуйте. Эксперт-лингвист - это очень громко сказано, правильнее, наверное, интересующийся.
*

Скромность, конечно, украшает человека... wink.gif
Profile CardPM
  -3/0  
SWR
post Sep 4 2018, 22:51 
Отправлено #7280


Активный

Сообщений: 2 130



Цитата(Radik Safin @ Sep 4 2018, 15:26)
Дорогой мой, вы бы хоть эту книгу осилили http://www.opentextnn.ru/man/?id=711
*

Уважаемый Радик, эта книга Олжаса Сулейменова - детский лепет дилетанта и полная чушь с точки зрения лингвистики. Интересно прочитать... один раз... как сказки дядюшки Римуса... yes.gif

А Евгений Лебедев считается экспертом-лингвистом на очень уважаемом международном Лингвофоруме... smile3.gif
Profile CardPM
  -3/+1  
Radik Safin
post Sep 5 2018, 07:20 
Отправлено #7281


Продвинутый

Сообщений: 115



Цитата(SWR @ Sep 4 2018, 22:51)
Уважаемый Радик, эта книга Олжаса Сулейменова -  детский лепет дилетанта и полная чушь с точки зрения лингвистики.
*


М-да, я общался с Бухариком, но не знал, что здесь такой мрак.
Будем надеяться, что вы не безнадежны.
--------------------------------------------------------------

Чувашские слова "эхер", "эхер те" /если, ежели/ происходят от башкирских (северо-запад) слов "әгәр" /если/, "әгәр дә" /если бы/, но по произношению ближе к монгольскому слову "хэрэв" /если, в случае/ и бурятскому "хэрбээ hаа" /если/, чем к соседям башкирам и мещерякам "әгәр" /если/. Даже казахи и крымские татары ближе к башкирам.
Казахский "егер" /если/.
Крымско-татарский "eger" /если/, "eger de" /если бы/.
Азербайджанский "əgər" /если, ежели/ соответствует башкирско-татарскому "әгәр" /если/.
Profile CardPM
  -2/0  
Лебедев Женя
post Sep 5 2018, 12:46 
Отправлено #7282


Пользователь

Сообщений: 73



Знание нюансов развития чувашского языка в диахронии может помочь интересующемуся культурой чувашей человеку понять многие аспекты развития и становления этого народа. Хочу поделиться с заинтересованными читателями форума некоторыми своими скромными познаниями в вопросах исторического развитие фонетики чувашского языка. Но до этого - небольшой экскурс для чего это нужно - дело в том, что большинство людей, мало знакомых с языкознанием, воспринимает человеческие языки как нечто неизменное во времени, часто проецируя нынешнее состояние хорошо знакомого им языка в прошлое (это т.н. "флинстоунизация" - персонажи из мультфильма о доисторической семейке Флинстоунов живут практически современной жизнью). Такое восприятие может проявляться и в других сферах - н-р, у многих татар-мусульман и православных чувашей когнитивный диссонанс и резкое неприятие вызывает тот факт, что предки чувашей в прошлом поголовно исповедовали магометанство. Татары-мусульмане, при этом известии, часто говорят, что этого не может быть, в связи с тем, что люди не могут поменять религию, забывая или не зная о том, что кыпчакские предки татар точно так же в свое время отказались от тенгрианства. Православные же чуваши тоже зачастую не в состоянии переварить и смириться с мыслью о том, что их предки были мусульманами - в их представлении до принятия христианства предки чувашей были многобожниками и язычниками, и для них это более "престижно", нежели иметь предков из мусульман, которые под влиянием теле- и интернет- новостей в головах обывателей часто ассоциируются с терроризмом, беспорядками и низкой культурой. Поэтому жителю, н-р села Шихазаны зачастую трудно принять факт того, что название его села произошло от имени шейха Хасана, как жителю каких-либо Бикших принять то, что название его населенного содержит стандартнотюркскую фразу "великий шейх", а жителю села Ухманы - что данный топоним возник от название речки, получившей имя от одноименного названия урочища, которое, в свою очередь, скорее всего, произошло от личного имени Улухман, являющегося стяжением от тюрко-арабского улуг иман "великая вера". Никто не задается вопросом, а не владели ли наши предки, по меньшей мере, образованная их часть, золотоордынским письменным языком? Никто не задается вопросом, почему чуваши массово бежали в Дикое поле (на территорию современной Чувашии) после взятия Казани? Почему наиболее массовые заимствования из чувашского языка в марийские были произведены во времена Казанского ханства, и почему массовые заимствования из татарского в марийские языки произведены, судя по их фонетическому облику, уже после присоединения Казанского ханства к России? Это неудобные вопросы, вызывающие неприятие и отторжение правильных ответов на них у не только многих любителей истории, но и профессиональных ученых, находящихся в плену флинстоунизации. Но так как мы не планируем популяризировать свои знания в публичном пространстве, то обойдемся знаниями in vitro, то есть, тот кому интересно, примет к сведению, а остальные тоже ничего не потеряют, ибо останутся, как минимум, с тем, что у них уже было.
Profile CardPM
  -2/+3  
Лебедев Женя
post Sep 5 2018, 14:49 
Отправлено #7283


Пользователь

Сообщений: 73



Наиболее древними известными фонетическими изменениями в историческом развитии чувашского языка были следующие переходы согласных звуков:
1. Переход согласного s в š перед узкими гласными i и ɨ и корневым дифтонгом ɨj.
Примеры:
чув. šurə "белый", восходящее к архетипу *siåruɣ "белый, желтый"
чув. šəna "муха", восходящее к архетипу *siŋek "комар, муха"
чув. šənər "жила, сухожилие; резина", восходящее к архетипу *siŋir "жила, сухожилие"
и т.п.
2. Переход согласного t в č перед узкими гласными i и ɨ и корневым дифтонгом ɨj .
Примеры:
чув. čɘrne "ноготь, коготь, копыто", восходящее к архетипу *tɨjrŋaχ "ноготь, коготь"
чув. čɘrɘ "живой", восходящее к архетипу *tiri "живой"
и т.п.
3. Переход согласного χ в j перед дифтонгом .
Примеры:
чув. jur "снег", восходящее к архетипу *χiår "снег"
чув. jam "гадание, ворожба", восходящее к архетипу *χiåm "гадание, ворожба"
чув. jul- "оставаться, остаться", восходящее к архетипу *χiål "оставаться, остаться"
и т.п.

Продолжение следует.
Profile CardPM
  -1/+2  
Лебедев Женя
post Sep 5 2018, 18:44 
Отправлено #7284


Пользователь

Сообщений: 73



4. Переход согласного -ð- в r в интервокальном положении (то есть, между двумя гласными или сразу после сонорного согласного перед гласным), за исключением сочетаний -nðV- и -lðV-, которые развились в -ntV- и -ltV- соответственно. Если в основе слова после -ð- был звук -r-, то -ð- переходил в j (йот).
Примеры:
чув. ura "нога, лапа", восходящее к архетипу *åðaχ "нога, лапа"
чув. kɘrü "зять", восходящее к архетипу *küdegü "зять"
и т.п.

Но, перед последующим -r:
чув. χujər "кора дерева", восходящее к архетипу *χåðruχ "кора"
чув. sajra "редко, редкий", восходящее к архетипу *seðrek "редко, редкий"
и т.п.

Но, после -n- перед гласным :
чув. kunda "здесь, здесь", восходящее к архетипу *könte<*könðe "здесь, сюда"
Знание последнего развития позволяет нам определять на какой согласный оканчивалась в прошлом основа слова. Например, зная, что в современном чувашском языке аблатив от слова pin' "тысяча" выглядит как pin'r'en' "из тысячи", мы с уверенностью можем сказать, что в прошлом предковая форма (архетип) для слова пин "тысяча" заканчивалась не на согласный n, а на согласный η и звучала как *pɨjŋ.Благодаря этому знанию мы можем точно сказать, что архетипом чувашского слово unda "там, в том месте" было ånta "там, в том месте" (от древнего корня *å "тот, тамошний"), а вот слово унра "у него" является стяжением дативной формы притяжательного местоимения *ånuη + -ða>*ånuηra>onra>unra.

Особо следует отметить развитие согласного -ð- в позиции между предшествовавшим согласным -l- и перед последующим гласным. В этой позиции -ð- оглушался точно также как в позиции после -n- и перед гласным:
чув. килте "дома, в доме" из *kelte<*kelðe "дома, в доме"
Если же после современной основы, заканчивающейся на -l, мы наблюдаем, н-р, аффикс датива -ra/-ra, то это означает, что предковая форма для этой основы заканчивалась на другой звук:
чув. alra "в руке" из aləra<*alura<*elüwre<*elüw "рука" + -ðe "аффикс локатива"
или же аффикс на -ra/-re (или -ran/-ren) проник в парадигму склонения некоторых основ на -l по аналогии, в связи с чем в чувашском наблюдаются дуплеты типа сахалтан~сахалран (исторически "правильным" является первый вариант сахалтан).
Продолжение следует.

Сообщение отредактировал Лебедев Женя - Sep 5 2018, 18:45
Profile CardPM
  -1/+2  
Лебедев Женя
post Sep 7 2018, 13:51 
Отправлено #7285


Пользователь

Сообщений: 73



Древний согласный -ð- в положении -rðV- переходил в -t- так же как как в сочетаниях - nðV- и -lðV.
Пример:
чув. Pülerde "в Биляре"<*piålɣerte< *piålɣar "город" + -ða "аффикс локатива"

Древний согласный -ð- переходил в -t- в положении -ŕðV-, где ŕ - древний апикальный щелевой согласный (который, судя по рефлексам в тюркских языках, произносился как монгольский ауслаутный r'), который встречался только на концах основ слов, а в других положениях он, подвергался различным фонетическим изменениям в зависимости от окружения (чаще всего нейтрализовался с обычным r).
Пример:
чув. šurta "на болоте, в болоте"<*šårta "на болоте, в болоте"<*siaŕ "болото" + -ða "аффикс локатива".

Древний согласный -ð- переходил в -t- и в положении -ĺðV-, где ĺ - древний шумный боковой спирант, звучавший примерно как l'ʃ. для того, чтобы самому понять, как он звучал, послушайте на сайте Forvo примеры монгольских слов с конечным согласным -l).
Пример:
чув. ɕulda "в году"<ɕålta<*niåĺ "год" + -ða "аффикс локатива".


Profile CardPM
  -1/+2  
Лебедев Женя
post Sep 7 2018, 13:53 
Отправлено #7286


Пользователь

Сообщений: 73



Резюмируя развитие древнего спиранта -ð- приведу сводные итоги его развития:
Переход в -r- (ротацизм) происходил
1) в положении между двумя гласными, если следом в основе не было согласного -r (чув. ура, хуран и т.п.)
2) в сочетаниях на стыках морфем -čðV-, -jðV-, -kðV-, -mðV-, -pðV-, sðV-, -tðV-, -wðV-,-ηðV-, -χðV-
(примеры: савӑнӑҫра, уйра, тӗлӗкре, тӑмран, сӗлӗпрен, касран, хутран, шывра, пинрен, тӑлӑхран)

Переход в -j- происходил
1. В основе слова, если следом шел согласный -r- (хуйӑр< *χåðruχ, уйӑр- <åður- ...)
2. В основе слова, если следом шли согласныe -ɣ-, -k-, -χ- (хуйxӑ<*χåðɣu, яр- <*ɨðɣar-, ыйхӑ<*uðχu, выльӑх<*woðluχ)
3. В конечной позиции в основе слова (пӳ<*poj<*poð)

Переход в -t- происходил на стыках морфем в сочетаниях -nðV, -lðV-, -ĺðV-, -rðV-, -ŕðV- (унта, сахалтан, кӗмӗлтен, хиртен, ҫӑлтӑртан)
Profile CardPM
  -1/+2  
Лебедев Женя
post Sep 7 2018, 15:08 
Отправлено #7287


Пользователь

Сообщений: 73



Те, кто читал мои посты, наверное, заметили пару моих отсылок к монгольскому языку. Лично я не уверен в изначальном родстве монгольских и тюркских языков, но и отрицать возможное родство тоже не могу, т.к. очень слабо знаком с монгольскими языками. В монгольских языках большое количество заимствований из тюркских языков, однако в них имеется и некоторый пласт общей лексики, который не несет явных следов заимствований (то есть, эти слова выглядят исконными, т.к. их развитие происходило по внутримонгольским фонетическим законам). Часть языковедов трактует этот пласт лексики (наряду с другими общими признаками) в пользу доказательства родства между монгольскими и тюркскими языками. Другая часть, отрицающая родство монгольских и тюркских, считает этот пласт лексики заимствованиями из древнего языка булгарского типа. Лично я не исключаю того, что это действительно "прабулгарские" заимствования (но, наверное, точнее будет прабулгаротюркские, т.к., по моему мнению прабулгарским языком следует считать язык европейских гуннов, а пратюркским - язык орхоно-енисейских памятников, то есть, я считаю тюркские языки не группой языков, а молодой языковой семьей, состоящей из, как минимум, двух групп - булгарской и тюркской).
В середине 2 века нашей эры Таньшихуай, победоносный вождь сяньбийцев (основных предков монголов), сумел разгромить северных хунну и присоединить к своей орде большое количество побежденного народа (тех, кто не сумел отступить на запад и впоследствии стать ядром европейских гуннов). Надо полагать, что присоединенные к сяньби хунну впоследствии стали обычными монголами, но их исчезнувший язык должен был оставить след в языке победителей (т.к. хунну в целом стояли на несколько более высокой стадии развития, нежели победители). Возможно, к таким следам относятся и описанные мною выше переходы согласного s в š и согласного t в č перед узкими неогубленными гласными, общие для монгольских и чувашского языков.

Сообщение отредактировал Лебедев Женя - Sep 7 2018, 15:10
Profile CardPM
  -1/+2  
klimof
post Sep 7 2018, 16:06 
Отправлено #7288


Завсегдатай

Сообщений: 436



Цитата(Лебедев Женя @ Sep 5 2018, 12:46)
Знание  нюансов развития чувашского языка в диахронии может помочь интересующемуся культурой чувашей человеку понять многие аспекты развития и становления этого народа. Хочу поделиться с заинтересованными читателями форума некоторыми своими скромными познаниями в вопросах  исторического развитие фонетики чувашского языка. Но до этого - небольшой экскурс для чего это нужно  - дело в том, что большинство людей, мало знакомых с языкознанием, воспринимает человеческие языки как нечто неизменное во времени, часто проецируя нынешнее состояние хорошо знакомого им языка в прошлое (это т.н. "флинстоунизация" - персонажи из мультфильма о доисторической семейке Флинстоунов живут практически современной жизнью). Такое восприятие может проявляться и в других сферах - н-р, у многих  татар-мусульман и православных чувашей когнитивный диссонанс и резкое неприятие вызывает тот факт, что предки чувашей в прошлом поголовно исповедовали магометанство. Татары-мусульмане, при этом известии, часто говорят, что этого не может быть, в связи с тем, что люди не могут поменять религию, забывая или не зная о том, что кыпчакские предки татар точно так же в свое время отказались от тенгрианства. Православные же чуваши тоже зачастую не в состоянии переварить и смириться с мыслью о том, что их предки были мусульманами - в их представлении до принятия христианства предки чувашей были многобожниками и язычниками, и для них это более "престижно", нежели иметь предков из мусульман, которые под влиянием теле- и интернет- новостей в головах обывателей часто ассоциируются с терроризмом, беспорядками и низкой культурой. Поэтому жителю, н-р села Шихазаны зачастую трудно принять факт того, что название его села произошло от имени шейха Хасана, как жителю каких-либо Бикших принять то, что название его населенного содержит стандартнотюркскую фразу "великий шейх", а жителю села Ухманы - что данный топоним возник от название речки, получившей имя от одноименного названия урочища, которое, в свою очередь, скорее всего, произошло от личного имени Улухман,  являющегося стяжением от тюрко-арабского  улуг иман "великая вера".  Никто не задается вопросом, а не владели ли наши предки, по меньшей мере, образованная их часть, золотоордынским письменным языком? Никто не задается вопросом, почему чуваши массово бежали в Дикое поле (на территорию современной Чувашии) после взятия Казани? Почему наиболее массовые заимствования из чувашского языка в марийские были произведены во времена Казанского ханства, и почему массовые заимствования из татарского в марийские языки произведены, судя по их фонетическому облику, уже после присоединения Казанского ханства к России? Это неудобные вопросы, вызывающие неприятие и отторжение правильных ответов на них у не только многих любителей истории, но и профессиональных ученых, находящихся в плену флинстоунизации. Но так как мы не планируем популяризировать свои знания в публичном пространстве, то обойдемся знаниями in vitro, то есть, тот кому интересно, примет к сведению, а остальные тоже ничего не потеряют, ибо останутся, как минимум, с тем, что у них уже было.
*

Ай МОЛОДЕЦ!!! Наконец то ясная всем татарским исследователям 15 - 16 вв. версия о бегстве наименее пассионарной части Ханства(обслуживающем, мирном персонале, что подтверждается происхождением слова "чуваш" от "чюваш", "юваш" то бишь подручный, слуга) на территорию современной Чувашии, четко выражена и защищается Настоящим Изыскателем Истины а не необразованными апологетами "шумерско-шумерлинского происхождения великой чувашии" Так держать против профанов в Истории!..А то Шумерское культурное наследие делят а не могут сказать почему только с 16 века название народности "Чуваш" в ходу стало.

Сообщение отредактировал klimof - Sep 7 2018, 16:07

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение
Profile CardPM
  -4/+2  
Лебедев Женя
post Sep 7 2018, 18:49 
Отправлено #7289


Пользователь

Сообщений: 73



Продолжим про древние фонетические переходы в истории чувашского языка. Не забываем, что здесь описываю фонетические изменения, характерные именно для булгарских диалектов, развитие которых привело к современному состоянию чувашского языка.

5. Волжскобулгарский переход начального древнего сочетания piå- в pü-, вероятнее всего, через стадию pö-. Данный переход, возможно, происходил не во всех волжскобулгарских диалектах (см. ниже):
чув. pürne "палец"<*piårŋak "палец"
чув. pɘver "печень"<*püwer<*piågɨr "печень"
чув.püʑek "шрам, ранка"<*piåĺč "рана" + ek "аффикс уподобления"
чув. Püler "название древнего булгарского города<*piålɣar "город"

Литературному слова pürne "палец" в чувашских диалектах соответствуют варианты porn'a, porne, purne и (!) porna. Первые три варианта - это дальнейшее внутричувашское развитие формы pürne, но последний porna, скорее всего, восходит к форме *pårŋa, возникшей из древнейшего *piårŋak же. То есть, какая-то часть волжскобулгарских диалектов могла развивать начальное сочетание *piå- не в мейнстримное pü-, а в сепаратное (в настоящее время) på- (как в стандартных тюркских, в которых начальное сочетание *bia- развивалось в ba- , н-р *biaqa>baqa "лягушка"). Если так, то названия двух главных волжскобулгарских городов могут оказаться всего лишь разнодиалектными дублетами:
Pulɣar<pålɣar<*piålɣar "город"
Püler<*pülɣer<*piålɣar "город"

PS слово для лягушки в чувашском могло бы звучать как *пюхе (*püɣe), так как архетип пратюркской лягушки выглядел как *biaqa ))
Продолжение следует.

Сообщение отредактировал Лебедев Женя - Sep 7 2018, 18:56
Profile CardPM
  -1/+2  
SWR
post Sep 7 2018, 21:00 
Отправлено #7290


Активный

Сообщений: 2 130



Цитата(Radik Safin @ Sep 5 2018, 07:20)
М-да, я общался с Бухариком, но не знал, что здесь такой мрак.
Будем надеяться, что вы не безнадежны.
--------------------------------------------------------------

Чувашские слова "эхер",  "эхер те"  /если, ежели/ происходят от башкирских (северо-запад)  слов "әгәр" /если/, "әгәр дә" /если бы/, но по произношению  ближе к монгольскому слову  "хэрэв" /если, в случае/ и бурятскому "хэрбээ hаа" /если/, чем к соседям башкирам и мещерякам "әгәр" /если/. Даже казахи и крымские татары ближе к башкирам.
Казахский "егер" /если/.
Крымско-татарский "eger" /если/, "eger de" /если бы/.
Азербайджанский "əgər" /если, ежели/ соответствует башкирско-татарскому "әгәр" /если/.
*

Ответ вам на форуме Eurasica:
Цитата
gar, agar, heger, егер это все персизмы. Агар/егер является союзом, который может стоять в начале предложения, что нехарактерно для агглютинативных языков, которым является древнетюркский. В древнетюркском языке условное наклонение получалось путем добавления окончания -сар/-сэр к глаголам...
Тюркские языки не контактировавшие с ираноязычными народами не имеют слова егер/агар...

Возникает вопрос: причем тут башкиры? Может предки современных башкир как чуваши-болгары-савары воевали с персами на Кавказе? unknw.gif

Сообщение отредактировал SWR - Sep 7 2018, 21:01
Profile CardPM
  -2/0  

531 Страницы « < 484 485 486 487 488 > » 
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения