Закон «Об электронной подписи» в третьем чтении приняла Госдума. Тем самым депутаты исключили ряд недоработок, которые мешают развитию электронного документооборота. К примеру, после изменений юридические лица смогут использовать электронную цифровую подпись.
С помощью такого вот ключа - флэшки - Надежда Кузнецова, главный бухгалтер одного из чебоксарских предприятий, подписывает документы и отправляет их в налоговую, банк, пенсионный фонд, не выходя из кабинета. Организация может участвовать и в электронных торгах. Все это благодаря носителям, которые содержат ЭЦП или электронную цифровую подпись. Для каждого ведомства подбирается свой ключ - на предприятии их пять. Все флэшки хранятся в сейфе.
Надежда Кузнецова, главный бухгалтер предприятия: « Если Ваш директор постоянно на месте, проблем не возникнет. А вот если в командировке. Пока поймаете, передадите секретарю, чтобы он отправил почтой документы, пройдет три дня. А здесь буквально за 3 часа можно сделать работу - и подписать и за директора, если уполномочен, и за себя, отправить в налоговую».
Так выглядит ЭЦП. Данные засекречены, поэтому на картинке появляются символы. Согласно новому закону, ЭЦП - информация в электронно-цифровой форме. Используется она для того, чтобы идентифицировать подписавшее документ физическое или юридическое лицо. Чтобы считать такую подпись, нужна специальная программа. Подобные ключи и программы есть и у принимающей стороны. Причем сама система надежно защищена.
Наталья Казакова, эксперт: «Этот файл подписывается закрытым ключом. После подписания ни получатель, ни отправитель ничего не могут исправить. Далее программа с помощью ключа открывает документ, зашифровывает. Получатель расшифровывает этот документ своим закрытым ключом. А потом с помощью открытого ключа проверяется подлинность документа. Защита. Чтобы никаких подделок, исправлений в процессе отправки не было».
Вместо одной технологии электронной подписи теперь появятся три — простая, усиленная и квалифицированная. Вместе с тем расширится сфера применения ЭЦП. Ее можно будет использовать во всех видах гражданско-правовых отношений, оказании государственных и муниципальных услуг. "Принятый закон должен стать удобным для граждан. Многим он должен существенно облегчить работу по заключению договоров купли-продажи, подаче деклараций, заполнению финансовых и юридических документов. После вступления закона в силу можно будет совершать операции между деловыми партнерами в разных странах через Интернет в режиме online", - считает Юрий Исаев, заместитель председателя Госдумы по финансовым рынкам. Ключи и программы, как и раньше, будут выдавать специальные удостоверяющие центры. Они должны быть аккредитованы. С ростом электронного документооборота может возникнуть дефицит таких центров.
Наталья Казакова: «У нас зарегистрировано более 300 уполномоченных центров. Используется более двух миллионов сертификатов. По статистике в процентном соотношении это очень мало».
Как будет работать новый закон «Об электронной подписи» покажет время. Задача сегодня - активизировать электронный документооборот, который пока еще, по мнению некоторых экспертов, как и электронные технологии, находится в зачаточном состоянии.
--------------------
ВЕСТИ.ЧУВАШИЯ Россия 1 (19.40) Россия 24 (19.00) (23.00)
- совместное эссе журналистов, бухгалтеров и прочих "экспертов" на тему "как мы себе представляем электронную подпись"
Позабавило "если директор в командировке, мы как бе и сами подписать можем". Оговорилсь правда "если есть полномочия". Если есть полномочия, то и свой автограф поставить всегда можно. Так что как бе не аргумент.