"ЧЕБОКСАРСКИЙ "ТИТАНИК" / Cheboksary "Titanic"
"Из Информационного письма Главного ревизора по безопасности судоходства от 1969 г.:
6 октября 1968 г. в 10 часов на рейде пристани Чебоксары произошло столкновение пассажирского теплохода "М-176" с рефрижераторным теплоходом "Адмирал Макаров" Волжского объединённого пароходства. Столкновение судов произошло при следующих обстоятельствах.
Пассажирский теплоход "М-176" проекта 544 мощностью 150л.с., пассажировместимостью 143 чел., длиной 27,25 м эксплуатировался на внутригородской линии Чебоксары - Торфопредприятие с заходом на остановочный пункт "Пляж" (городской пляж на левом берегу Волги).
6 октября в 5 часов утра на вахту заступил капитан-первый пом. механика Никифоров В.В. До 8 часов т/х "М-176" под управлением Никифорова совершил на указанной линии 3 рейса. В 8 часов "М-176" отправился в 4-й рейс из г. Чебоксары. На вахту заступил рулевой-моторист Бурнашев А.В.
В тот же день в 9 часов утра на рейд пристани г. Чебоксары прибыл рефрижераторный т/х "Адмирал Макаров" мощностью 1340 л.с, грузоподъёмностью 1000т, длиной 120,5 м, который следовал вверх по р. Волга рейсом Астрахань - Ярославль.
На вахте т/х "Адмирал Макаров" находился 1 штурман - 2 пом. механика Склиманов В.Е. Теплоход "Адмирал Макаров" в десятом часу пришвартовался к контейнерному причалу, расположенному у правого берега, на 300 м ниже 5-го причала пристани Чебоксары. В период стоянки под действием порывистого ветра на теплоходе были порваны кормовой, затем средний швартовые тросы и теплоход стало разворачивать в сторону реки. Ввиду отсутствия груза на причале и обрыва тросов Склиманов около 10 часов отвёл теплоход от причала и последовал вверх курсом параллельным оси судового хода.
Примерно в тоже время от левобережного остановочного пункта "Пляж" отошел "М-176". После отхода от причала капитан "М-176" Никифоров при движении судна по рейду курсом, пересекающим транзитный судовой ход, самоустранился от управления судном, передоверил его рулевому-мотористу Бурнашёву, а сам занялся заполнением вахтенного журнала.
Рулевой-моторист Бурнашёв повёл т/х "М-176" в направлении причала №5 курсом около 90 градусов к транзитному судовому ходу и курсу следования т/х "Адмирал Макаров". Для пропуска т/х "Ракета-41", следовавшего вверх по основному судовому ходу, Бурнашёв приостановил движение своего теплохода и доложил об этом капитану Никифорову, который на это обстоятельство не обратил никакого внимания. После пропуска т/х "Ракета-41" Бурнашев увидел идущий вниз по течению теплоход "Дон" с двумя баржами на буксире и увеличил ход до полного, с целью пересечения судового хода.
В это время 1-й штурман т/х "Адмирал Макаров" Склиманов заметил со стороны правого борта на расстоянии 500 метров теплоход "М-176", следовавший пересекающимся курсом и подал звуковой сигнал "Предупреждение". Т/х "М-176" продолжал движение прежним курсом полным ходом, т.к. рулевой-моторист Бурнашев, сосредоточив свое внимание на процесс пересечения курса идущему сверху составу т/х "Дон" и не видел следовавший вверх т/х "Адмирал Макаров". 1-й штурман т/х "Адмирал Макаров" видя продолжение движения т/х "М-176" пересекающимся курсом, вторично подал звуковой сигнал "Предупреждение", однако других мер по предотвращению сближения и столкновения судов не принял. Только когда расстояние между судами было менее 100 м, он остановил двигатели и перевел их работу на режим "Полный назад".
На расстояние между судами около 30 м рулевой-моторист т/х "М-176" Бурнашёв увидел слева по курсу т/х "Адмирал Макаров", немедленно остановил двигатель и дал задний ход. Капитан Никифоров, услышав крик Бурнашёва об опасности столкновения, прекратил записи в вахтенном журнале и увеличил обороты двигателя на задний ход.
Поскольку т/х "М-176" по инерции продолжал движение вперёд Никифоров, пытаясь избежать столкновение с т/х "Адмирал Макаров", который также по инерции двигался вперёд, в последний момент переключил работу двигателя на передний ход.
При движении судов пересекающимися курсами произошло их столкновение. Т/х "Адмирал Макаров" форштевнем под углом близким к 90 градусов ударил в левый борт т/х "М-176", который получил пробоину в подводной части корпуса (600х200 мм) и затонул на глубине 9 м на расстоянии 175 м от правого берега.
На борту т/х "М-176" находился 61 пассажир. Погиб 51 человек.
К ответственности привлечены: Никифоров и Бурнашёв осуждены на 15 лет, Склиманов - на 7 лет. Начальник пристани Чебоксары, ст. инженер-инспектор судоходной инспекции Чебоксарского участка, капитан т/х "Адмирал Макаров", зам.начальника ВОРП по кадрам сняты с работы. Начальнику ВОРП объявлен строгий выговор с предупреждением. Главному ревизору по безопасности судоходства и начальнику судоходной инспекции Волжского бассейна объявлен строгий выговор."
А вот свидетельство очевидцев трагедии:
Первый удар отбросил трамвайчик, но он не остановился, снова рванул вперёд. Не дал задний ход и сухогруз. После второго удара трамвайчик резко пошел под воду. Сухогруз встал, преградив путь к берегу тем, кто оказался в воде. Спустившийся немедленно в воду водолаз был бессилен помочь мечущимся в каюте людям.
Через день из Горького прибыл мощный подъёмный кран и трамвай был поднят на баржу. Горе пришло во многие семьи. 48 утонувших, 3 пропавших без вести – два трупа выловили в районе Мариинского Посада. Спаслись лишь 15 человек…
Погода в тот воскресный день была пасмурная. Тела утонувших складывали в фойе Чувашского драмтеатра. Там же проходило и опознание погибших. Есть информация, что члены экипажа речного трамвайчика были нетрезвы.
ps: фото такого же речного трамвайчика типа "Москвич", проекта 544
Серёжа Сергеев - Сергеич
Присоединённые эскизы