В дни, когда музыкальный мир Чувашии отмечает 90-летие со дня рождения композитора Федора Васильева, в Чувашском государственном театре оперы и балета идут репетиции спектакля, премьера которого должна открыть юбилейный двадцатый фестиваль имени Михайлова. В репетиционном зале с артистами балета работают хореографы. Галина Никифорова и Елена Лемешевская, задача которых наполнить оперный спектакль красивым движением, ставят сцену с вышивальщицами. Каната на сцене не будет - вместо него зритель увидит огромное вышитое полотенце. Полвека назад премьера этого спектакля стала, поистине, эпохальным событием в культурной жизни Чувашии. Именно с «Шывармани» началась чувашская опера и театр оперы и балета. В шестидесятом году для того, чтобы осуществить эту постановку, пришлось привлечь самодеятельность - профессионалов для полномасштабной оперы не хватало. Из 500 простых тружеников со всей Чувашии отобрали лучших, и в день премьеры благодарные зрители буквально завалили артистов сиренью. Опера Федора Васильева ставилась в нашем театре еще дважды. Но нынешняя «Шывармань» будет совершенно новым спектаклем - и по режиссуре, и по сценографии, и по исполнению. «Эти спектакли, а я надеюсь, что вслед за «Шыварманью» будет и балетный спектакль, тоже национальный, - делится планами Максим Жучин, режиссер спектакля, директор театра оперы и балета, - «должны являться нашей визитной карточкой, которую мы могли бы представлять на конкурсах, фестивалях, и это будет то, что можно будет посмотреть только у нас». Это огромное полотнище ― задник сцены. При рассмотрении из зала он должен казаться почти импрессионистским небом. Для того, чтобы придумать декорации, Валентину Федорову пришлось обратиться к истокам национальной культуры, в том числе - и к руническим знакам. В основе спектакля ― легенда, и сценография будет наполнена символами. «Это не будет статичная декорация, это будет динамичная композиция на тему «Шывармани», - рассказывает Валентин Федоров, художник-постановщик спектакля, - «здесь и прорыв плотины, вместе с музыкальным рядом, здесь и балки, которые перемещаются вверх и вниз, они придадут совершенно новое звучание и содержание спектаклю». Парадокс, но в чувашском театре оперы и балета до сей поры не было качественных национальных костюмов. Готовясь к «Шывармани» в театре поняли ― надо исправлять положение. В итоге появились эти рубашки из натурального льна, по фактуре напоминающие костюмы низовых чувашей. Как для мужчин, так и для женщин их сшито по четыре вида, поэтому зритель однообразия не почувствует. Мастера пошивочного цеха с удовольствием примеряют на себя эти наряды ― в них каждая женщина становится красавицей. Они уже почти готовы, нет только настоящих тканых поясов ― их сейчас по спецзаказу театра ткут в одной из школ Цивильского района. В бутафорском цехе идет кропотливая ручная работа. Настоящие деньги для этих украшений собирали чуть ли не со всего города. От бутафорских легких монет решили отказаться ― все должно быть приближено к настоящему ― так острее будут чувства артистов. «Прежде всего, мы очень счастливы, что мы работаем с этим материалом, - говорит главный дирижер и художественный руководитель театра Ольга Нестерова, - «это очень глубокий материал по своей драматургии, по своему сюжету, это кладезь мелодий, это очень серьезная и грамотная оркестровка!» «Водяная мельница» закрутится на сцене оперного 23 ноября.
ВЕСТИ.ЧУВАШИЯ
--------------------
ВЕСТИ.ЧУВАШИЯ Россия 1 (19.40) Россия 24 (19.00) (23.00)