Утром 12 мая (около 8 ½ часов утра) пары прекратили.
С 8 часов вечера 12 мая до 6 часов утра 13 мая на катерах держали малые пары.
В 6 часов утра стали подымать пары на катерах и, около 7 часов утра 13 мая, наши три катера и еще портовый катер, под командой прапорщика Дейчмана, пошли вслед за «Бобром» в залив Hand-bay.
Придя в залив, катера встали на дреки у Талиенванского полуострова, но скоро снялись и пошли через залив к берегу Дагушанского полуострова.
Катера подходили к берегу до 1 ½ тысячи шагов. Подойдя на это расстояние, катера открыли огонь. Первый сделал выстрел по большой группе людей на вершине горы портовый катер под командой прапорщика Дейчмана, так как у него одного из всех катеров 47 мм орудие давало наибольший угол возвышения.
Потом открыли огонь и остальные катера. После первого выстрела люди на вершинах скрылись. Под горой я увидел несколько людей, ведущих в поводу по лошади, по всей вероятности, конный японский разъезд, который переваливал через холм и скрывался от нас; так ка комендор орудия не увидел сразу этих людей, то я сам навел пушку и дал выстрел. Был, кажется, перелет. После выстрела эти люди побежали бегом и скрылись за холмом.
Портовый катер продолжал стрелять по вершине горы, по людям, которые изредка показывались на ее гребне.
Не видя больше неприятеля, кроме китайцев на берегу, и не имея возможности стрелять из-за малого угла возвышения по горе, я пошел вдоль берега, к морю. Пройдя по берегу и не видя больше японцев, катера пошли опять на прежнее место к Талиенванскому полуострову, где опять встали на дреки. Скоро после этого «Бобр» окончил стрельбу, и катера, снявшись с дреков, пошли за «Бобром» в Дальний.
Днем, 13 мая, принимали на катера из склада агентства морского пароходства нужные машинные материалы; около 9 ½ часов вечера два катера (с «Аскольда» и « Ретвизана») были посланы в залив Hand-bay наблюдать, чтобы японцы не ставили мины в этом заливе.
Катер с «Севастополя» оставался в Дальнем. По пути в Hand-bay встретили большую джонку, взяв ее на буксир, привели к «Бобру», а сами пошли опять в залив Hand-bay.
Придя в этот залив, мы встали на дреки у берега Талиенванского полуострова. Приблизительно через ½ часа после нашего прихода на бухту, пришел к нам катер с «Севастополя», и мичман Барановский передал мне приказание капитана 2-го ранга Скорупо – идти немедленно в Дальний, пополнить запасы и идти в Артур.
Катера снялись с дреков и я, взяв на буксир катер с «Севастополя», пошел в Дальний.
В Дальнем я не застал ни «Бобра», ни миноносцев, ни портовых катеров. Катера подошли к деревянной пристани, где нас ждал капитан 2-го ранга Скорупо, от которого мы получили приказание пополнить запасы угля и воды.
Уголь мы пополнили с баржи, стоящей у пристани, а воды не могли достать, так как водопровод не действовал.
По готовности катеров, я вышел 14 мая 1904 года, около 2 ½ часов ночи, из Дальнего, совместно с паровыми катерами с «Севастополя» и «Ретвизана», находясь в распоряжении капитана 2-го ранга Скорупо, согласно §7 секретного предписания Штаба Временно Исполняющего Должность Командующего эскадрой Тихого океана от 7 мая 1904 года за №19.
Ретвизанский катер шел впереди, и я ему в кильватер, имея на буксире катер с «Севастополя». Когда мы проходили траверз Пиргоусской батареи, произошел взрыв порохового погреба. Город горел, и все время раздавались выстрелы.
Катера обогнули мыс West Entry в 3 ¼ часов ночи. Большая зыбь. Ветер NW 4-5 баллов.
Подходя к бухте Лахутан, я увидел впереди себя свет прожектора, а правее его – белый огонь. Дойдя до бухты Лахутан, катер с «Ретвизана», не зная дальше дороги, вступил мне в кильватер.
Стало уже светать и за кормой горизонт был уже светлый. Подходя к бухте Санатории, увидел около острова Кэп дымок и скоро разобрал миноносец. Стал держаться ближе к берегу и пошел между островами против Санатории и берегом.
Миноносцев было 4 и шли они, по-видимому, с нами контр-курсом, но скоро нас заметили и повернули к нам. Я дал полный ход и пошел в бухту Меланхе.
Все время за миноносцами не мог следить, так как, будучи в голове кильватера, я наблюдал за курсом катера и за берегами, обходя рифы, камни и огибая мыс, но изредка поглядывал на миноносцы, которые шли по направлению к бухте Меланхэ. Обогнув мыс, катера вошли в бухту Меланхэ и миноносцы временно были закрыты от нас островами. Когда я опять увидел миноносцы, то они держали нам на пересечку.
Получив приказание капитана 2-го ранга Скорупо держать в берег и дать полный ход, я отдал буксир севастопольского катера и выскочил на камни берега. Катер «Севастополя» выскочил правее меня, а с «Ретвизана» - за «Севастополем».
После приказания капитана 2-го ранга Скорупо взрывать катера, я вытащил метательную мину из аппарата и, положив ее на левый борт катера, привязал к зарядному отделению мины подрывной одно-фунтовый патрон.
В это время прислуга катера вынимала замки из орудий и снимала пушку и пулемет; потом, сбросив в воду орудие и отдельно замки и удалив людей, я приказал оставшемуся минеру Малову зажечь фитиль у подрывного патрона и, спрыгнув в воду, добрался до берега.
Минут через 4-6 раздался взрыв катера и, после рассеявшего дыма, от катера ничего не осталось на поверхности воды. Затем мы пешком пошли в Артур, куда пришли около 5 часов дня.
Считаю свои долгом засвидетельствовать об отличном молодецком поведении команды как своего катера, так и остальных двух паровых катеров.
Геркен 2 Федор Федорович. Родился 22 августа 1883 года. На военной службе с 1899 года. Окончил Морской Кадетский Корпус унтер-офицером 06 мая 1902 года. Произведен в мичманы 06 мая 1902 года. Вахтенный офицер, затем вахтенный начальник крейсера I ранга "Аскольд" с 1902 по 19 июня 1904 года.
1904-1905 гг - офицер штаба Начальника Отряда крейсеров 1 Тихоокеанской эскадры. 1906 г.- офицер штаба Командующего Практическим отрядом обороны побережья Балтийского моря. 1908-1911гг - на крейсере "Адмирал Макаров" на должности минный, затем старший минный офицер. 1913- 1914 гг - исполняющий должность флагманского минного офицера штаба Начальника бригады крейсеров эскадры Балтийского моря (1913 - 1914). 1915г. - начальник 2 - го Отделения I партии траления Балтийского моря. 1915г. - старший офицер учебного судна "Рында" (1915) 1915- 1917гг. - старший офицер учебного судна "Двина". 1917г - командир заградителя "Урал».
Награжден орденами: Св. Анны 4 степени с надписью " За храбрость " (30.06.1904), Св. Станислава 3 степени с мечами и бантом (1905), Св. Анны 3 степени с мечами и бантом (02.04.1907), Св. Станислава 2 степени (06.12.1910), Св. Владимира 4 степени с мечами и бантом (23.03.1915),
Иностранные ордена: Французский Почетного Легиона кавалерский крест (1909), Черногорский Князя Даниила I , 4 степени (1910), Черногорская медаль " За ярость " (1911), Итальянская серебрянная медаль за оказание помощи пострадавшим во время бывшего в 1908 г. землетрясения в Сицилии и Калабрии (1911), Английский орден за отличную усердную службу (1916).