С.М. Шпилевский. Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии. Казань. 1877 год.
1. Укрепленная гора (Карман-ду) на Волге. В.К. Магнитский говорит, что на возвышенной окраине правого берега Волги, в 2 верстах от деревни Карабаш находится местность, которую Русские сосоедней приволжской деревни Чекуры называют «Разбойничий городок», а Чуваши –Карман ду (каменная гора). Эта местность поросла вековыми дубами и перерыта ямами и канавами. «Путеводитель наш , -говорит господин Магнитский, -приписывает последнее жильцам города- разбойникам, а первое –искателям кладов; но едва ли те и другие не принадлежали к последним, потому что народ до сих пор верит, что в горе есть ход, запертый железными дверями, а внем –окованный железом Сундук с сокровищами: было ли когда кем –либо найдено, положительного ответа мы ни от кого не добились. Сундук, по народному рассказу, выходит по ночам из горы; но завладеть удастся им только тому, кто от креста колокольни в селе Красный Яр, на левом берегу Волги, проведет до горы шелковую веревку, до того же он охраняется по ночам солдатами саблей, которого многие видят». На ¼ версты от городка внутри оврага из середины берега вытекает ключ, под которым на площадке стоит довольно массивная, выдолбленная каменная колода, принимающая воду из ручья; на этом месте, посредине, разбойники поили лошадей. Н.И. Золотницкий переводит название Карман-ду – не каменная, как господин Магнитский, а укрепленная гора, и указывает на эту местность, вместе с другими, которые, по самому своему названию, ведут к предположению существовавших около них древних укреплений.
С.М. Шпилевский. Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии. Казань. 1877 год.
2. Предполагаемое около деревни Карабаш старинное кладбище.
В.К. Магницкий в статье своей «Старве , оставленные кладбища в 2 –м стане Чебоксарского уезда» указывает признаки кладбища около деревни Карабаш: «Группу камней, видеянных нами по берегу оврага, под деревней Карабашами (Елашево), не смеем выдавать несомненно за надгробные, а занимаемую ими местность - за кладбище; но с трудом допускаем, чтобы они попали тут случайно; тождество обстановки местности с описанными кладбищами поразительное. Местный священник, знающий эту группу, склоняется также в пользу кладбища; Чуваши же, обитатели Карабаш, указывают кладбище своих некрещеных предков выше деревни за оврагом, в лесу, в котором, кроме ям, мы ничего не нашли, и об интересующей нас группе ничего не знают и не говорят. Очевидно, мы не затруднились бы описываемую местность положительно назвать кладбищем, если б хоть на одном камне нашли надпись или даже рисунок, каковые , может быть, и есть, если б потревожить камни, лежащие плашмя, в уровень с землею, тем более, что , надо полагать, они ставились вертикально.
Заявление Чуваш, что предполагаемее кладбище не старое кладбище их предков до обращения их в христианство, по моему мнению, представляет доказательство, что кладбище было мусульманским, татарским, а не Чувашей-язычников; предполагая принадлежность этого кладбища какому-нибудь шаманствующему племени, представляется невозможным объяснить существование надгробных надписей, которые прямо указывают на мусульманство.
Должно предполагать, что в нынешнем Чебоксарском уезде, во время самостоятельного Казанского ханства и после завоевания Казани, жили Татары в различных местностях, между тем как в настоящее время они встречаются только в двух селениях этого уезда: Янгильдино (Карамыш) и Альменево, находящихся в самом конце юго-восточного угла уезда, образующегося границами Свияжского уезда – с востока, и Цивильского – с запада. Доказательством прежнего пребывания татар в разных местностях Чебоксарского, Цивильского, Ядринского и Козмодемьянского уездов, из которых в двух последних в настоящее время Татары совсем не встречаются, могут служить названия некоторых селений этих уездов, например Татар-Касы. Селений с последним названием «Список населенных мест Казанской губернии» показывает два в Козмодемьянском и одно в Чебоксарском уезде, последнее на реке Цивиль, иначе называется Атлашово. Очевидно, что надгробные надписи на старых кладбищах в Чебоксарском уезде принадлежать жившим здесь когда –то Татарам.
В.К. Магнитский относит эти кладбища к какому-то неизвестному народу, жившему здесь даже, может быть, прежде Чуваш; хотя сам Магнитский заявляет при этом, что надгробные надписи на этих кладбищах с татарским буквами: «что до Чуваш, а может быть, и рядом с ними, жил в стане (во втором стане Чебоксарского уезда) другой народ, исчезнувший или вовсе, или переменивший место своего жительства, более их цивилизованный, знавший письменность – вэтом убеждают кладбища с сохранящимся на них надгробными камнями и высеченными на последних надписями письменными и печатными татарскими буквами и рисунками.
Хотя местные старожилы в один голос говорят что они помнят древнее татарское кладбище на горе, Шпилевский среди перечислений населений Чебоксарского уезда, где есть старинные кладбища, Мариинский посад почему -то не упоминает. Интересно, почему?
Вот она эта гора, где, по словам старожилов, еще в начале 20 века можно было наблюдать надмогильные камни.