923 Страницы « < 22 23 24 25 26 > »   
Ответить Создать тему

Очерк о Мариинском посаде 1875 год , История Мариинскго Посада

Вячеслав С.
post Jan 29 2011, 19:56 
Отправлено #346


гурий

Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад



Там же. Вслед за снегоуборочной машиной, в аккурат на самом опасном повороте, на самом узком месте, на проезжую часть складируют снег. Почти на середину дороги.
Снег сюда – снег туда. Игра.



опубликованное пользователем изображение

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 31 2011, 18:53 
Отправлено #347


гурий

Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад



1850 год.
Военно-статическое обозрение Казанской губернии.


Реки.

Волга входит из Нижегородской губернии, при устье с левой стороны реки Ветлуги, в рас-стоянии от Козмодемьянска, правым берегом 22, левым берегом 12 верст. От этого города прини-мает общее направление к югу-востоку и течет довольно большими изгибами мимо городов: Козмодемьянска, Чебоксар и села Кокшайского.

В 6 верстах от Казани, при селе Верхний Услон делает поворот к югу, с легким, около 10 верст, уклонением на запад, и потом, слегка направившись на юго-восток, протекает таким образом до впадения в нее с левой стороны реки Камы. Отсюда на пространстве 6 верст, сделав поворот на юго-запад, разделяется на три русла: правый именуется Коренною Волгою, средний- Воложкою, а левый – Чертыком.

Первыми двумя рукавами, река эта в расстоянии 5 верст круто поворачивает на юго-запад, продолжает течение к югу на 10 верст; а потом опять разделяется на два рукава, из которых левый называется Коренною Волгою, а правый – Воложкою.

В расстоянии 20 верст от Тетюши Волга склоняет течение на юго-запад, далее соединяется опять с своим рукавом, направляется к югу на 8 верст и выходит в Симбирскую губернию.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 31 2011, 18:56 
Отправлено #348


гурий

Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад



Длина Волги от Нижегородской губернии до села Верхнего Услона около 207 верст, от се-го последнего до границ Симбирской губернии до 158 верст, всего течения по Казанской губернии около 365 верст.
Глубина при весеннем разлитии (половодье) на мелководных местах 3-5 , на глубоких 10-14 саженей; во время же нахождения в обыкновенных берегах (в меженние воды) на мелких мес-тах 2 ½ - 3 ½ аршин, на глубоких 2-8 саженей.
Ширина во время полного весеннего разлива бывает в 2, 5, 12 и даже 15 верст; а во время меженних вод от 360 саженей до 2 верст.
Течение Волги в Казанской губернии довольно тихое, несколько ускоряющееся в изгибах и поворотах; весною же, когда при большом разливе бывает сильный напор воды, особенно между крутыми берегами, становится быстрым; в первом случае скорость течения простирается до 3 , в последнем до 5 верст в час.
Во многих местах по реке Волге, образуются заливы (затоны) шириною от 200 до 350 са-женей, глубиною 2-4 аршина, в которых зимуют суда для защиты от весенних и осенних льдов.
Правый берег возвышенный, состоит из крутых гор и утесов, в некоторых местах до 70 саженей вышиною и заключает в себе слои каменистые, глинистые и частью известковые. Замечательны также на этом берегу многие овраги, которые тянутся перпендикулярно к реке Волге и , в обрывистых своих стенах, заключают нагорные ручьи; здесь же местами растет дубовый, липовый и осиновый лес, а ниже города Тетюша ветловый и осокоревый.

Левый берег вообще пологий, поемный и песчаный, в Козмодемьянском, Чебоксарском и Царево-Кокшайском, покрыт сплошным хвойным лесом, в других открытый, изредка заросший тальником и местами имеет отмытые водою, глинистого свойства, яры или овраги, вышиною от 2-до 5 саженей. Оба берега не ограждаются ни плотинами, ни другими способами, а остаются в естественном положении и расчищаются только жителями, в пределах бичевника, от тальника и наносов.

Дно реки состоит из сыпучего песка, и потому вообще от напора воды, и особенно весною, образуются мели глубиною до 5 футов, которые не бывают постоянны, но годами переносятся с места на место.

Замечательнейшие из них:

1) Туричья Ниже Козмодемьянска в 12 верстах;

2) Кинъярская в 35 верстах;

3) Чебоксарская в полуверсте от города;

4) Ураковская;
5) Вязовская;
6) Теньковская;
7) Красновидовская;
8) Лобышевская и другие,
- все находятся при селах от которых получили и названия.

Островов постоянных на реке Волге находится весьма немного и те не слишком обширны; обыкновенно большое их число является с весенним разлитием реки.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 31 2011, 18:59 
Отправлено #349


гурий

Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад



Переправы через Волгу устраиваются при каждом городе, селе, деревне и проезжих дорогах: -на почтовых и больших- принадлежат казне, и отдаются частным лицам в оброчное содержание, а в других местах принадлежат обществу жителей.

Замечательнейшие перевозы:
1) Козьмодемъянский,
2) Чебоксарский
3) Кокшайский,
4)Васильевский ,
5) Верхне-Услонский,
6)Морквашинский,
7) Ключищенский,
8) Красновидовский,
9)Богородский,
10) Сюкеевский,
11)Тетюшский,
12)Урюмский и другие.

Перевозочные средства суть следующие:

1) большие лодки для перевоза людей и менее громоздких вещей, исключительно же во время разлития и хода льда.
2) досченики и паромы, длиной до 5, шириной до 3 саженей, преимущественно употребляются во время меженних вод для экипажей и значительного числа людей; в половодье же весьма неудобны и от быстрого напора воды сносятся далеко вниз по течению реки.

Время для перевоза с точностью определить невозможно: это зависит от ширины реки, а еще более от ветра; бывают столь ветреные дни, что перевоз вовсе не допускается.

Обыкновенно при тихой погоде, Волга шириной 360 саженей переезжается в ½ или ¾ часа, а при разливе, смотря по его ширине, сил и направления ветра, потребуется от 6 часов до суток.

Правый берег, как на всех почти переправочных пунктах, крутой, но приспособляется местными средствами к удобству спуска экипажей и возов; за порядком в этих местах наблюдают в городах городские, а в уездах земские полиции.

Во всех почти переправах находится недостаточное число перевозочных паромов и лодок, исключая Васильевского по Московскому тракту, где они заготавливаются несколько в большом количестве, а потому, при движении значительных отрядов, команд, и обозов, необходимо заблаговременно приискать средства для скорейшего перевоза.

Для этого предмета можно обратить внимание, на суда, стоящие у пристаней; в особенности удобны к этому расшивы, употребляя оныя по одной, или, соединяя по две с настилкою помоста, а самую переправу легче всего произвести посредством завоза якоря на противоположный берег и, навертывая на шпиль канат, - перетянуть судно как надобность укажет.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 31 2011, 19:02 
Отправлено #350


гурий

Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад



Мосты и мельницы не устраиваются по Волге по причине больших разливов реки.

Северная долина Волги в уездах: Козьмодемъянском, Чебоксарском и Царево-Кокшайском, покрыта почти сплошными дубовыми, сосновыми и осиновыми лесами, а восточная, в некоторых местах, тальником и прорытыми водою оврагами; места же, прилегающие к правому берегу, шириною 1-4 верста, состоят из лугов и полезны жителям для сенокосу; а озера и затоны, доставляют способы продовольствия от рыбной ловли.

Особенных препятствий, при движении войск, речные долины представить не могут, и по сходе весенних вод, везде можно выйти кратчайшим путями на большие дороги.

Разлив Волги начинается обыкновенно около 15 апреля; когда пойдет лед и, вода постепенно прибывает до 10 мая; с этого времени, в продолжении нескольких дней, горизонт воды не изменяется, а потом постепенно понижаясь , по мере убыли воды, река вступает в обыкновенные берега около 25 июня.

Наибольший разлив бывает с 20 апреля по 20 мая; в продолжение этого времени весь луговой берег затопляется водой и ширина реки бывает 2-4 и даже 10, а при устье Камы, иногда, до 20 верст. Меры для сообщения состоят в перевозах на лодках и в объездных до-рогах.

Волга, входящая в состав, Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской судоходных систем, есть одна из величайших рек в империи и так сказать служит главным трактом водяных сообщений, трактом, на котором сосредоточиваются все суда, и достигают этим внутренних приста-ней и морских портов.

По всему протяжению своему, она судоходна во всякое время года, кроме замерзания.

Единственные препятствия, встречаемые судами, происходит от того, что река эта заметно мелеет для взводки и сплава судов на мелях; обыкновенно выгружают часть груза в мелкие суда (паузки); коренное же судно следует с уменьшенным грузом. Другое довольно важное препятствие, есть так называемые судоплавателями; горчи или каржи, то есть смытые весенней водою и уносимые с берегов большие деревья, которые сначала плавают, а потом зарываются сучьями на песке, вершинами вниз по течению, и по временам много причиняют вреда, идущим с грузом судам.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 31 2011, 19:04 
Отправлено #351


гурий

Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад



Польза, извлекаемая местными жителями из судоходства состоит в том, что они нанимаются на суда в работу (в бурлаки), обыкновенно около нового года, то есть в то время когда надобно платить подати, на что и употребляют часть задаточных денег;

на остальные же содержат себя во время пути, потому, что всегда нанимаются при своей пище.

При самых незначительных остановках, рабочие, истратив все свои деньги, бывают вынуждены на прокормление занимать у судохозяев, или делают побеги;

обстоятельства эти для обеих сторон бывают весьма стеснительны. Хозяева судов или доставляют собственный груз, или принимают оный от других торговцев, по установленной плате.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 31 2011, 19:09 
Отправлено #352


гурий

Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад



Употребляемые суда в Казанской губернии на реках: Волге, Каме, Вятке и частью Суре суть следующие:

1) пароходы;

2) ходовые, имеющие для верховного хода мачты, паруса и и оснастку, а именно:
расшивы,
кладные,
шитики,
барки,
полубарки,
коломенки, и

3) сплавные машинные суда,
ладьи,
гусянки и
беляны.

Лучшие и сильнейшие пароходы, принадлежащие компании Волжского пароходства: Волга, Геркулес и Самсон, обыкновенно буксируют по две барки (подчалки).

Количество груза местным начальством Казанской губернии неизвестно, потому, что пароходы, хотя и останавливаются для принятия дров, на короткое время, но документы, чтобы не стеснит компанию, не требуются к освидетельствованию.

Пермские пароходы также большею частию буксирующие.

Астраханские же бывают грузят многие Персидские дорогие товары, не занимающие большого пространства, принимают пассажиров, а потому, получая значительную плату за провоз, никогда почти не буксируют судов.

Устройство всех вышеупомянутых пароходов такое же как Невских и других.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 31 2011, 19:14 
Отправлено #353


гурий

Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад



Коноводные машины обыкновенно устраиваются на судах плоскодонных с вертикальными болтами.

Механизм состоит из деревянного или чугунного вала, утвержденного пятой в днище, и схваченного двумя палубами (палубой или балконом); на первой палубе устроен конный провод и двор. В расстоянии от первой палубы на 6 четвертей, приделан к валу деревянный круг с 8 и 12 ручками (вышибками), в которые запрягают рабочих лошадей по 3 и 4 в каждую ручку.

Сверх второй палубы (балкона) устроен шкиф (горизонтальное колесо), насаженный на упомянутый вал; шкиф этот, обращаясь обхватывается канатом (шейма или подача), постепенно опускающимся в лодку (завозня), в которой завозят якорь с подачей и таким образом машина и буксируемые его подчалки подвигаются вперед.

Для того, чтобы подача не могла скользить вокруг шкифа, прислоняясь только к половине окружности его, приделаны к шкафу чугунные зацепы (собаки), которые прижимают канат к шероховатой поверхности его желоба.

На коноводной машине находится от 120 до 180 лошадей (3 смены) и от 100 до 150 рабочих.

Грузу машина с подчалками поднимает около 400 000 пудов.

Длина машины до 40 , ширина до 10 саженей и осадка с грузом 8-12 четвертей.

Размеры подчалков обыкновенно те же как и машинные.

Машины строятся большею частью в Балахинском уезде Нижегородской губернии.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 31 2011, 19:15 
Отправлено #354


гурий

Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад



Ладьи или межеумки длиною до 32 саженей, шириною до 9, бархоты до 1 сажени.

Палуба устроена в виде крыши, поката от продольного бруса (коня) в обе стороны.

Ладьи строятся в Пермской губернии, по реке Каме и следуют с грузом до Нижнего Новгорода, где продаются на паузки для коноводных машин или на сплав до Астрахани лесом.

На некоторых ладьях устраиваются коноводные машины и тогда ими буксируются суда, нагруженные солью, до Нижнего Новгорода, а оттуда до Рыбинска переводится через мели и перекаты легкие суда с хлебом.

Рабочих на 30-40 человек, грузу около 80 000 пудов.

Глубиною ходят, в грузу, до 2 аршин.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 31 2011, 19:25 
Отправлено #355


гурий

Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение

Илья Ефимович Репин "Бурлаки на Волге", 1873 г.

Бурлаки на Волге тянут расшиву.


Расшивы имеют устройство несколько сходное с конструкциею морских судов, но дно гораздо площе и киль продолжается не под всем днищем, а только по носовой части;

нос наклонен от горизонта днища на 135 градусов, корма и борты перпендикулярные.

Палуба в продольном сечении вогнута и к поперечном выпукла; у кормы и носа устроены подмостки, для удобного хождения рабочих, во время следования завозом.

Оснастка состоит из одного паруса и одного топселя; первый поднимается при умеренном ветре, а последний при сильном и особенно шторменном.

Длина до 25 , ширина 6 саженей.

Грузу до 30 000 пудов, рабочих 10-18 человек.

Расшивы строятся на пространстве от Нижегородской губернии до города Чебоксар Казанской.


опубликованное пользователем изображение

Фото 1900 года. Жители Коновалово в основном бурлачили.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 31 2011, 19:30 
Отправлено #356


гурий

Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад



Фото 1900 г.

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 31 2011, 19:33 
Отправлено #357


гурий

Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад



Кладные устройством похожи на расшивы, только в меньших размерах, а именно: длиною 5-12 саженей, шириною от 5 аршин до 3 саженей. Рабочих 7-12 человек, грузу от 2-10 000 пудов; строятся там же где и расшивы.

Шитики разнятся от расшив тем, что имеют тупее нос и площе дно; стоятся по реке Каме.


Барки суть плоскодонные суда с вертикальными бортами. Дно имеет вид плоскости, огра-ниченной двумя дугами, от чего и корма острее. На барках устраиваются, по обеим сторонам носа и кормы, подмостки в виде выступов для свободного прохода рабочих во время следования подачей.
Длина барки до 20, ширина до 6 саженей. Рабочих, если барка идет тягою, 80-90 человек; грузу до 20 000 пудов. Барки строятся большей частию в Пермской губернии по реке Каме, и следуют сгрузом железа, меди и артиллерийских снарядов с Уральских заводов до Санкт-Петербурга.

Полубарки те те барки в меньших размерах: длиною 10-12 , шириною до 3 сажень. Рабо-чих 32 -40 человек. Грузу до 10 000 пудов.


Коломенки во всем схожи с барками, только имеют палубу. Длина 12-16, ширина 4-5 саженей. Рабочих от 35- 45 человек, грузу от 8-10 тысяч пудов.

Гусянки. Устройство то же как в предыдущих, но длиннее и шире: дно эллипсоидальное, а нос и корма наклонены во внутрь судна и борты не свыше 2 аршин. Длина 35, ширина до 12 саженей. Гусянки строятся большей частию по реке Унже в Костромской губернии, и плавают с дровами вниз по Волге и вверх по Оке: к верховному ходу по Волге следуют в виде паузков у коноводных машин.

Беляны. Устройство того же как и барок, но длиннее и шире: строятся по река Ветлуге, Рутке, Большой и Малой Кокшагам; сплавливаются обыкновенно с тесом и дровами до Саратова, Дубовки (для перевозки на реку Дон) и Астрахани.

Досченки видом похожи на расшивы, только меньше и палуба выше борта на один аршин. Длина до 10 , ширина до 3 саженей; рабочих 4-8 человек; грузу до 2 500 пудов. Досченки строятся там где расшивы.

Тихвинки не большие узкие суда с крутым носом. Длина до 10, ширина до 3 саженей. Ра-бочих 10-12 человек; грузу до 3 000 пудов. Строятся по системе Тихвинского канала.


Число рабочих на судах бывает различно, и с точностью не может быть определено. Обыкновенно судохозяевами принимаются в расчет, чтобы для верховного хода было на каждые 900 пудов по 3 человека, а в низ по реке по 2 на 900 пудов даже и по 3 на1800 пудов.


Для перехода судов от Казани до Рыбинска, при попутном ветре, потребуется 35-45 дней, до Ярославля 28-33, до Нижнего Новгорода 14-20, до Саратова 12-18, до Астрахани 28-40.
При противных ветрах: в Рыбинск 55-70 дней, в Ярославль 46-65 , в Нижний Новгород 22-30, в Саратов 30-40, в Астрахань 40-80 дней. Впрочем, расчет времени плавания не может быть с точностью назначен: состояние ветра, воды и погоды, равно как и не предвидимые обстоятельства замедляют или ускоряют ход судов.

Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 31 2011, 19:34 
Отправлено #358


гурий

Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад



Беляна

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Feb 9 2011, 07:28 
Отправлено #359


гурий

Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад



Старое фото Марииинского Посада.
Улица Гражданская -Мичурина - Николаева, на подъеме. Чисто и просторно, свободно и открыто.


опубликованное пользователем изображение

По наличию электрических столбов можно сказать -1950-ые годы.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Feb 9 2011, 07:32 
Отправлено #360


гурий

Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад



Старое фото Мариинского Посада.

Знаменитый местный "АвтоВАЗ": Райпромкомбинат (с 1936 года) - Обозостроительный завод с 1954 года. Выпуск продукции достигал до 12 тысяч единиц в год.

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  

923 Страницы « < 22 23 24 25 26 > » 
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения