Там же. Вслед за снегоуборочной машиной, в аккурат на самом опасном повороте, на самом узком месте, на проезжую часть складируют снег. Почти на середину дороги. Снег сюда – снег туда. Игра.
1850 год. Военно-статическое обозрение Казанской губернии.
Реки.
Волга входит из Нижегородской губернии, при устье с левой стороны реки Ветлуги, в рас-стоянии от Козмодемьянска, правым берегом 22, левым берегом 12 верст. От этого города прини-мает общее направление к югу-востоку и течет довольно большими изгибами мимо городов: Козмодемьянска, Чебоксар и села Кокшайского.
В 6 верстах от Казани, при селе Верхний Услон делает поворот к югу, с легким, около 10 верст, уклонением на запад, и потом, слегка направившись на юго-восток, протекает таким образом до впадения в нее с левой стороны реки Камы. Отсюда на пространстве 6 верст, сделав поворот на юго-запад, разделяется на три русла: правый именуется Коренною Волгою, средний- Воложкою, а левый – Чертыком.
Первыми двумя рукавами, река эта в расстоянии 5 верст круто поворачивает на юго-запад, продолжает течение к югу на 10 верст; а потом опять разделяется на два рукава, из которых левый называется Коренною Волгою, а правый – Воложкою.
В расстоянии 20 верст от Тетюши Волга склоняет течение на юго-запад, далее соединяется опять с своим рукавом, направляется к югу на 8 верст и выходит в Симбирскую губернию.
Длина Волги от Нижегородской губернии до села Верхнего Услона около 207 верст, от се-го последнего до границ Симбирской губернии до 158 верст, всего течения по Казанской губернии около 365 верст. Глубина при весеннем разлитии (половодье) на мелководных местах 3-5 , на глубоких 10-14 саженей; во время же нахождения в обыкновенных берегах (в меженние воды) на мелких мес-тах 2 ½ - 3 ½ аршин, на глубоких 2-8 саженей. Ширина во время полного весеннего разлива бывает в 2, 5, 12 и даже 15 верст; а во время меженних вод от 360 саженей до 2 верст. Течение Волги в Казанской губернии довольно тихое, несколько ускоряющееся в изгибах и поворотах; весною же, когда при большом разливе бывает сильный напор воды, особенно между крутыми берегами, становится быстрым; в первом случае скорость течения простирается до 3 , в последнем до 5 верст в час. Во многих местах по реке Волге, образуются заливы (затоны) шириною от 200 до 350 са-женей, глубиною 2-4 аршина, в которых зимуют суда для защиты от весенних и осенних льдов. Правый берег возвышенный, состоит из крутых гор и утесов, в некоторых местах до 70 саженей вышиною и заключает в себе слои каменистые, глинистые и частью известковые. Замечательны также на этом берегу многие овраги, которые тянутся перпендикулярно к реке Волге и , в обрывистых своих стенах, заключают нагорные ручьи; здесь же местами растет дубовый, липовый и осиновый лес, а ниже города Тетюша ветловый и осокоревый.
Левый берег вообще пологий, поемный и песчаный, в Козмодемьянском, Чебоксарском и Царево-Кокшайском, покрыт сплошным хвойным лесом, в других открытый, изредка заросший тальником и местами имеет отмытые водою, глинистого свойства, яры или овраги, вышиною от 2-до 5 саженей. Оба берега не ограждаются ни плотинами, ни другими способами, а остаются в естественном положении и расчищаются только жителями, в пределах бичевника, от тальника и наносов.
Дно реки состоит из сыпучего песка, и потому вообще от напора воды, и особенно весною, образуются мели глубиною до 5 футов, которые не бывают постоянны, но годами переносятся с места на место.
Замечательнейшие из них:
1) Туричья Ниже Козмодемьянска в 12 верстах;
2) Кинъярская в 35 верстах;
3) Чебоксарская в полуверсте от города;
4) Ураковская; 5) Вязовская; 6) Теньковская; 7) Красновидовская; 8) Лобышевская и другие, - все находятся при селах от которых получили и названия.
Островов постоянных на реке Волге находится весьма немного и те не слишком обширны; обыкновенно большое их число является с весенним разлитием реки.
Переправы через Волгу устраиваются при каждом городе, селе, деревне и проезжих дорогах: -на почтовых и больших- принадлежат казне, и отдаются частным лицам в оброчное содержание, а в других местах принадлежат обществу жителей.
1) большие лодки для перевоза людей и менее громоздких вещей, исключительно же во время разлития и хода льда. 2) досченики и паромы, длиной до 5, шириной до 3 саженей, преимущественно употребляются во время меженних вод для экипажей и значительного числа людей; в половодье же весьма неудобны и от быстрого напора воды сносятся далеко вниз по течению реки.
Время для перевоза с точностью определить невозможно: это зависит от ширины реки, а еще более от ветра; бывают столь ветреные дни, что перевоз вовсе не допускается.
Обыкновенно при тихой погоде, Волга шириной 360 саженей переезжается в ½ или ¾ часа, а при разливе, смотря по его ширине, сил и направления ветра, потребуется от 6 часов до суток.
Правый берег, как на всех почти переправочных пунктах, крутой, но приспособляется местными средствами к удобству спуска экипажей и возов; за порядком в этих местах наблюдают в городах городские, а в уездах земские полиции.
Во всех почти переправах находится недостаточное число перевозочных паромов и лодок, исключая Васильевского по Московскому тракту, где они заготавливаются несколько в большом количестве, а потому, при движении значительных отрядов, команд, и обозов, необходимо заблаговременно приискать средства для скорейшего перевоза.
Для этого предмета можно обратить внимание, на суда, стоящие у пристаней; в особенности удобны к этому расшивы, употребляя оныя по одной, или, соединяя по две с настилкою помоста, а самую переправу легче всего произвести посредством завоза якоря на противоположный берег и, навертывая на шпиль канат, - перетянуть судно как надобность укажет.
Мосты и мельницы не устраиваются по Волге по причине больших разливов реки.
Северная долина Волги в уездах: Козьмодемъянском, Чебоксарском и Царево-Кокшайском, покрыта почти сплошными дубовыми, сосновыми и осиновыми лесами, а восточная, в некоторых местах, тальником и прорытыми водою оврагами; места же, прилегающие к правому берегу, шириною 1-4 верста, состоят из лугов и полезны жителям для сенокосу; а озера и затоны, доставляют способы продовольствия от рыбной ловли.
Особенных препятствий, при движении войск, речные долины представить не могут, и по сходе весенних вод, везде можно выйти кратчайшим путями на большие дороги.
Разлив Волги начинается обыкновенно около 15 апреля; когда пойдет лед и, вода постепенно прибывает до 10 мая; с этого времени, в продолжении нескольких дней, горизонт воды не изменяется, а потом постепенно понижаясь , по мере убыли воды, река вступает в обыкновенные берега около 25 июня.
Наибольший разлив бывает с 20 апреля по 20 мая; в продолжение этого времени весь луговой берег затопляется водой и ширина реки бывает 2-4 и даже 10, а при устье Камы, иногда, до 20 верст. Меры для сообщения состоят в перевозах на лодках и в объездных до-рогах.
Волга, входящая в состав, Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской судоходных систем, есть одна из величайших рек в империи и так сказать служит главным трактом водяных сообщений, трактом, на котором сосредоточиваются все суда, и достигают этим внутренних приста-ней и морских портов.
По всему протяжению своему, она судоходна во всякое время года, кроме замерзания.
Единственные препятствия, встречаемые судами, происходит от того, что река эта заметно мелеет для взводки и сплава судов на мелях; обыкновенно выгружают часть груза в мелкие суда (паузки); коренное же судно следует с уменьшенным грузом. Другое довольно важное препятствие, есть так называемые судоплавателями; горчи или каржи, то есть смытые весенней водою и уносимые с берегов большие деревья, которые сначала плавают, а потом зарываются сучьями на песке, вершинами вниз по течению, и по временам много причиняют вреда, идущим с грузом судам.
Польза, извлекаемая местными жителями из судоходства состоит в том, что они нанимаются на суда в работу (в бурлаки), обыкновенно около нового года, то есть в то время когда надобно платить подати, на что и употребляют часть задаточных денег;
на остальные же содержат себя во время пути, потому, что всегда нанимаются при своей пище.
При самых незначительных остановках, рабочие, истратив все свои деньги, бывают вынуждены на прокормление занимать у судохозяев, или делают побеги;
обстоятельства эти для обеих сторон бывают весьма стеснительны. Хозяева судов или доставляют собственный груз, или принимают оный от других торговцев, по установленной плате.
Употребляемые суда в Казанской губернии на реках: Волге, Каме, Вятке и частью Суре суть следующие:
1) пароходы;
2) ходовые, имеющие для верховного хода мачты, паруса и и оснастку, а именно: расшивы, кладные, шитики, барки, полубарки, коломенки, и
3) сплавные машинные суда, ладьи, гусянки и беляны.
Лучшие и сильнейшие пароходы, принадлежащие компании Волжского пароходства: Волга, Геркулес и Самсон, обыкновенно буксируют по две барки (подчалки).
Количество груза местным начальством Казанской губернии неизвестно, потому, что пароходы, хотя и останавливаются для принятия дров, на короткое время, но документы, чтобы не стеснит компанию, не требуются к освидетельствованию.
Пермские пароходы также большею частию буксирующие.
Астраханские же бывают грузят многие Персидские дорогие товары, не занимающие большого пространства, принимают пассажиров, а потому, получая значительную плату за провоз, никогда почти не буксируют судов.
Устройство всех вышеупомянутых пароходов такое же как Невских и других.
Коноводные машины обыкновенно устраиваются на судах плоскодонных с вертикальными болтами.
Механизм состоит из деревянного или чугунного вала, утвержденного пятой в днище, и схваченного двумя палубами (палубой или балконом); на первой палубе устроен конный провод и двор. В расстоянии от первой палубы на 6 четвертей, приделан к валу деревянный круг с 8 и 12 ручками (вышибками), в которые запрягают рабочих лошадей по 3 и 4 в каждую ручку.
Сверх второй палубы (балкона) устроен шкиф (горизонтальное колесо), насаженный на упомянутый вал; шкиф этот, обращаясь обхватывается канатом (шейма или подача), постепенно опускающимся в лодку (завозня), в которой завозят якорь с подачей и таким образом машина и буксируемые его подчалки подвигаются вперед.
Для того, чтобы подача не могла скользить вокруг шкифа, прислоняясь только к половине окружности его, приделаны к шкафу чугунные зацепы (собаки), которые прижимают канат к шероховатой поверхности его желоба.
На коноводной машине находится от 120 до 180 лошадей (3 смены) и от 100 до 150 рабочих.
Грузу машина с подчалками поднимает около 400 000 пудов.
Длина машины до 40 , ширина до 10 саженей и осадка с грузом 8-12 четвертей.
Размеры подчалков обыкновенно те же как и машинные.
Машины строятся большею частью в Балахинском уезде Нижегородской губернии.
Ладьи или межеумки длиною до 32 саженей, шириною до 9, бархоты до 1 сажени.
Палуба устроена в виде крыши, поката от продольного бруса (коня) в обе стороны.
Ладьи строятся в Пермской губернии, по реке Каме и следуют с грузом до Нижнего Новгорода, где продаются на паузки для коноводных машин или на сплав до Астрахани лесом.
На некоторых ладьях устраиваются коноводные машины и тогда ими буксируются суда, нагруженные солью, до Нижнего Новгорода, а оттуда до Рыбинска переводится через мели и перекаты легкие суда с хлебом.
Рабочих на 30-40 человек, грузу около 80 000 пудов.
Расшивы имеют устройство несколько сходное с конструкциею морских судов, но дно гораздо площе и киль продолжается не под всем днищем, а только по носовой части;
нос наклонен от горизонта днища на 135 градусов, корма и борты перпендикулярные.
Палуба в продольном сечении вогнута и к поперечном выпукла; у кормы и носа устроены подмостки, для удобного хождения рабочих, во время следования завозом.
Оснастка состоит из одного паруса и одного топселя; первый поднимается при умеренном ветре, а последний при сильном и особенно шторменном.
Длина до 25 , ширина 6 саженей.
Грузу до 30 000 пудов, рабочих 10-18 человек.
Расшивы строятся на пространстве от Нижегородской губернии до города Чебоксар Казанской.
Фото 1900 года. Жители Коновалово в основном бурлачили.
Кладные устройством похожи на расшивы, только в меньших размерах, а именно: длиною 5-12 саженей, шириною от 5 аршин до 3 саженей. Рабочих 7-12 человек, грузу от 2-10 000 пудов; строятся там же где и расшивы.
Шитики разнятся от расшив тем, что имеют тупее нос и площе дно; стоятся по реке Каме.
Барки суть плоскодонные суда с вертикальными бортами. Дно имеет вид плоскости, огра-ниченной двумя дугами, от чего и корма острее. На барках устраиваются, по обеим сторонам носа и кормы, подмостки в виде выступов для свободного прохода рабочих во время следования подачей. Длина барки до 20, ширина до 6 саженей. Рабочих, если барка идет тягою, 80-90 человек; грузу до 20 000 пудов. Барки строятся большей частию в Пермской губернии по реке Каме, и следуют сгрузом железа, меди и артиллерийских снарядов с Уральских заводов до Санкт-Петербурга.
Полубарки те те барки в меньших размерах: длиною 10-12 , шириною до 3 сажень. Рабо-чих 32 -40 человек. Грузу до 10 000 пудов.
Коломенки во всем схожи с барками, только имеют палубу. Длина 12-16, ширина 4-5 саженей. Рабочих от 35- 45 человек, грузу от 8-10 тысяч пудов.
Гусянки. Устройство то же как в предыдущих, но длиннее и шире: дно эллипсоидальное, а нос и корма наклонены во внутрь судна и борты не свыше 2 аршин. Длина 35, ширина до 12 саженей. Гусянки строятся большей частию по реке Унже в Костромской губернии, и плавают с дровами вниз по Волге и вверх по Оке: к верховному ходу по Волге следуют в виде паузков у коноводных машин.
Беляны. Устройство того же как и барок, но длиннее и шире: строятся по река Ветлуге, Рутке, Большой и Малой Кокшагам; сплавливаются обыкновенно с тесом и дровами до Саратова, Дубовки (для перевозки на реку Дон) и Астрахани.
Досченки видом похожи на расшивы, только меньше и палуба выше борта на один аршин. Длина до 10 , ширина до 3 саженей; рабочих 4-8 человек; грузу до 2 500 пудов. Досченки строятся там где расшивы.
Тихвинки не большие узкие суда с крутым носом. Длина до 10, ширина до 3 саженей. Ра-бочих 10-12 человек; грузу до 3 000 пудов. Строятся по системе Тихвинского канала.
Число рабочих на судах бывает различно, и с точностью не может быть определено. Обыкновенно судохозяевами принимаются в расчет, чтобы для верховного хода было на каждые 900 пудов по 3 человека, а в низ по реке по 2 на 900 пудов даже и по 3 на1800 пудов.
Для перехода судов от Казани до Рыбинска, при попутном ветре, потребуется 35-45 дней, до Ярославля 28-33, до Нижнего Новгорода 14-20, до Саратова 12-18, до Астрахани 28-40. При противных ветрах: в Рыбинск 55-70 дней, в Ярославль 46-65 , в Нижний Новгород 22-30, в Саратов 30-40, в Астрахань 40-80 дней. Впрочем, расчет времени плавания не может быть с точностью назначен: состояние ветра, воды и погоды, равно как и не предвидимые обстоятельства замедляют или ускоряют ход судов.