924 Страницы « < 16 17 18 19 20 > »   
Ответить Создать тему

Очерк о Мариинском посаде 1875 год , История Мариинскго Посада

Вячеслав С.
post Dec 31 2010, 10:12 
Отправлено #256


гурий

Сообщений: 18 426
Из: Мариинский Посад



При посаде находятся две пристани на обеих Сундырках, в одной выстроено 18, а при другой - 22 деревянных амбара.

Главное занятие жителей составляет торговля хлебом и лесом. Закуп хлеба начинается осенью и продолжается всю зиму, ржи покупается до 150 тысяч пудов, овса 20 тысяч чета, ржаной муки до 23 тысяч кулей.

Лес изготовляется преимущественно в Чебоксарском, Козмодемьянском и Царевококшайском уездах на сумму 20 000 рублей и сплавляется в Саратов, Дубовку и Астрахань.

Рыболовством занимаются до 20 дворов, доход от этого промысла постирается до 7 000 рублей.

Хлебопашеством занимаются 12 дворов, прочие же сдают земли жителям соседних деревень.

Большую часть мещан составляют судорабочие – лоцмана, водоливы и бурлаки. За один путь (от посада до Астрахани) лоцмана получают от 100 до 150 рублей, водоливы от 20 до 30 рублей, и бурлаки от 15 до 18 рублей.


опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 1 2011, 21:22 
Отправлено #257


гурий

Сообщений: 18 426
Из: Мариинский Посад



Памятная книга Казанской губернии на 1868-69 год. Казань, 1868 год.

Замечательные города Казанской губернии.

Мариинский Посад, Чебоксарского уезда, прежде всего бывшее село Сундырь, находится на правом берегу Волги, между двумя речками Верхнею и Нижнею Сундырками, на ровной площади. Первоначальное основание его относится к началу 17 века (1620 год).

В писцовых книгах 1654 года значатся:

«в Кокшайском уезде за Крутицким Митрополитом Селиверстом, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея России, по грамоте за приписью дьяка Ивана Болотникова 1624 года, какова дана Ионе Митрополиту, к вотчине село Сундырь, что была пустынька Сундырская на речке на нижней Сундырке и на реке Волге,

а в нем церковь Живоначальной Троицы, да в приделе Николы Чудотворца, деревянна, клетцки с трапезою, а в церкви Деисусы и царские двери, образа местные и книги и ризы и сосуды церковные и свечи поставные и на колокольне колокола и всякое церковное строение домовое, Митрополичье и мирское,

а в селе дворов церковных: двор попа, двор пономаря, да в том же селе двор Митрополичий, а в нем живет прикащик Митрополичий, сын боярский Иван Суздальцев, да дворник Любимка, да во дворе земской дьячек Ивашко, да у него подсоседние;

а всего Крутицкого Митрополита в вотчине село, да семь деревень, да починок живущих,
да 90 дворов крестьянских, а людей в них 235 человек, 49 дворов бобыльских, людей в них 102 человека, 9 дворов нищих, людей из них 12 человек – бродят меж дворов питаются Христовым именем, да 13 дворов крестьянских и бобыльских пустых, да 13 человек беглых же крестьян, которые жили в захребетниках;

пашни паханные Митрополичьи и крестьянских перелогом и лесом поросло средние земли 220 четвертей с полуосминою в поле, а в двух потомуж, да на выпуске дано 12 десятин, сена 835 копен, да церковного сена 60 копен, лесу непашенного за рекою Волгою, против села Сундыря, вдоль на 4 десятины, а поперек на 1½ десятины, да на Ветляном острову 18 десятин, да поверстного лесу вверх по Волге на 2 версты, а на низ на ½ версты,

да к тому же селу Сундырю и деревням и починку, нынешнего 1654 года, по челобитью Селиверста, Митрополита Сарского и Подонского и по выписке за пометою дьяка Грязнова –Акишева,

дано сенных покосов для Митрополичьи обиходу и крестьянской скудости за рекою Волгою на Чермушинском Острову, Чермушинской волости Черемисы, которая перешла с луговой стороны на нагорную в поле жить Поскака Табоева с товарищи, что они сверх своих польских сенных покосов 10 050 копен, владели безоброчно, что осталось за дачею за Кокшайские волостные черемисы у пятидесятника у Ягушка Ахбухтина с товарищи, сена 425 копен, по Государеве Цареве и Великого Князя Алексея Михайловича грамоте, какова послана в Казань к Боярину и Воеводам Михаилу Ивановичу Салтыкову с товарищи,

а велено Кокшайского уезду домовой вотчины села Сундыря с деревнями крестьянам в Кокшайском уезде в горней и луговой стороне в государевых лесах бревна и дрова лучшу сечь, и лыки драть про себя, а не на продажу, безпенно,

а черемисских и чувашских бортей со пчелами и бортного и дельного деревья ничем не портить, и корье и лубье с бортных и с дельных деревьев не снимать и ни чем бортных и дельных дерев не пустошить;
да к тому селу Сундырь и к деревням рыбная ловля на Волге реке».


В писцовых книгах 1685-86 годов значится-
– «село Сундырь, да 8 деревень, а в селе две церкви да придел, да двор Преосвященного Варсонофия, Митрополита Сарского и Подонского, да церковных причетников:
2 двора поповых,
двор церковного дьячка,
двор пономаря,
двор поповича, бывшего попа,
двор просвирницы,
двор церковного старосты,
двор домового сына боярского,
двор рыбного промыслу подъячего и
двор земского дьячка,
да крестьянских дворов в селе Сундыре и 8 деревнях 105, людей в них 424 человека,
бобыльских 49 дворов, людей в них 202 человека,
кузнецов, мельник и засыпок, и целовальников, и неводчиков, и пятчиков и работников, и сторожей 32 двора, людей в них 117 человек,
нищих 9 дворов, людей в них 20 человек –кормятся Христовым именем, да пустых 5 дво-ров,
а всего крестьянских и прочих дворов 195, людей в них 763 человека, да пустых 5 дворов, да 18 человек в бегах домовых крестьян, которые жили в захребетниках».


С учреждением в 1764 году духовных штатов, крестьяне села Сундыря с починками и деревнями перешли в ведение Коллегии экономии, а с открытием Министерства Государственных имуществ – в заведение этого Министерства;
в 1856 году из села Сундыря и смежных деревень (Коноваловой, Ворошиловой и Денисо-вой) образован Посад и учреждена Дума.


В Мариинском посаде до сих пор с подробностями рассказывается народное предание, «что когда под Казанью была разбита Михельсоном шайка Пугачева, то он с небольшим числом своих людей бежал в леса Царевококшайского уезда, откуда и прислал в Сундырь приказание приготовить для его переезда перевозы, но посланные от Свияжского Воеводы три солдата затопили все суда и лодки, стоявшие в Сундыре; переправившись через Волгу из Кокшайского, -на связанных плотах , Пугачев повесил в Сундыре на колокольне Троцкой церкви- священника, помощника соседственной деревни и пойманных трех свияжских солдат, вместе стем он намеревался сжечь все село, но был упрошен всеми жителями, устроившими для него и бывших с ним людей, пышный обед».

Предание это не совсем согласно с действительностью: вот, что читаем во 2 выпуске Ар-хивных дел, напечатанном в №33 Губернских ведомостей:
выборный села Сундыря Клементий Максимов доносил Царевококшайской Воеводской Канцелярии:

« а, прошедшего июля 14 дня сего 774 года государственный злодей и бунтовщик Пугачев, переправясь ниже села Сундыря в 3 верстах, на Кокшайском перевозе, с луговой на нагорную сторону, ехал толпою своею мимо оного и злобствуя, что при том его проезд никто из обывателей, убоясь злого его прещения, встретить не вышли, приказал своим единомышленникам все строения зажечь и от того их,

злодействого зажжения все село великим пожаром загорелось, отчего святые церкви, а именно церковь Живоначальной Троицы и в ней святые образа, церковные утвари и колокола все сгорело без остатка;

в церковь Казанской Богородицы сам –ли Пугачев или люди из его шайки, - русские или новокрещенские- о том подлинно неизвестно, входили и в ней взяли двое ризы лучшие, двои сосуды серебряные под золотом; в ней же они злодеи во многих местах книги церковные и пелены зажгли и от того их зажжения Богом хранимо не загорелось;
токмо от великого жара ближних дворов горящих, крыша, колокольня с колоколами сгорели; при том же поймав той же церкви священника Ивана Петрова увезли собой в лес и убили до смерти;

б, во оном селе Сундыре он, злодей Пугачев, со своими наперсниками, наехав пресланных из Свияжска провинциальной канцелярии со ордером, для затопления и недопущения оного злодея переехать через Волгу судов и лодок, полкового подьячего и обозного поймав повесили;

при том же проезде его мимо шедших из села Сундыря 5 человек поймав, их повесили и от его злодейских рук зажжения погорело 250 домов с хлебом и нажитом и всего надворного строения и нажита сгорело 25 720 рублей».


Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 2 2011, 17:09 
Отправлено #258


гурий

Сообщений: 18 426
Из: Мариинский Посад



Там же. 1868 год.

Деревня Чекуры находится на правом берегу Волги на небольшой песчаной площадке, ежегодно заливаемой весною; она заселена вышедшими из Мариинского Посада крестьянами. В писцовых книгах 1685 года написано: «а те Чекурские воды с озеры и с истоки и с большою во-ложкою и с воложками малыми и с заводьми и с пески по обе стороны Волги реки, воды и рыбная ловля Пеосвященного Варсанофия Митрополита Сарского и Подонского, да в Чекуре на берегу, на нагорней стороне, на усть речки Чекурки построен двор, а под тем двором земли 2 десятины, а живут в том дворе ватажские работники, переменяясь из села Сундыря, да в тех же Чекур-ских водах на нагорней стороне от верхней изголови Чекурский остров, а тот Чекурский остров обошла Чекурская воложка до Тойсина оврага; на том острову земли 40 десятин, да лесом порос-ло тальником 50 десятин, да против того острова на луговой стороне остров белий песок»
В зимнее время, когда почтовый тракт переводится на Волгу, здешние жители содержат 10 по-стоялых дворов; по словам покойного члена Казанского Статистического Комитета С.Е.Мельникова, здесь каждую зиму проезжает не менее 25 тысяч человек извозчиков; летом же чекурские крестьяне занимаются рыболовством и преимущественно стерляди, которую продают в Мариинском Посаде. Жителей здесь считается мужского 211 и 234 женского пола душ.

Деревня Новая на правом берегу Волги, имеет жителей 83 мужского и 87 женского пола душ, занятие которых главным образом составляет хлебопашество, по причине малоземелия и плохих урожаев, крестьяне занимаются еще выделкою полозьев, а также приготовлением дровней и са-ней.

Село Троицкое, Кушниково, на том же берегу Волги заселено 209 душ мужского и 203 женского пола; кроме хлебопашества, в следствие плохих урожаев, крестьяне занимаются выделкою ободьев, саней и дровней, продавая свои изделия на местных базарах, а также сплавом леса и дров до Казани. В этом селе находится церковь во имя Преображения Господня, построенная в 1735 году.

Деревня Шульгина (189 душ мужского пола и 172 женского пола, Ураково (158 душ мужского и 192 женского пола) и Водолеевка (93 души м.пи 109 ж.п.) находятся на правом берегу Волги; крестьяне этих селений, кроме хлебопашества, занимаются еще работою на плотах, выделкою оглобель, а также рубкою дров, которая , при существовании помещичьего права была обязательною для жителей для жителей деревни Ураковой: они должны были, вместо зимнего оброка, вырубить в верховьях реки Большой Кокшаги до 40 плотов разного рода дров (на 2 800 р.) и сплавить их до Казани.

Деревни Демешкина и Нерадова лежат на правом берегу Волги: в первой из них считается 54 души муж. п. и столько же женского, а во второй -133 души м.п. и 132 жен. пола; крестьяне этих селений, кроме хлебопашества, вследствие не совсем удовлетворительных урожаев хлеба, (ози-мой родится сам 3, яровой сам 2), занимаются сплавом плотов, рубкою леса и дров и выделкою ободьев и дровней. Оба эти селения замечательны по нападению на них шайки Пугачева: так, в 2 выпуске Архивных дел, помещенных в №33 губернских Ведомостей за 1867 год, мы читаем: « жители деревень Нерадовой и Демешкиной показали Первой,
- что июля 17 дня переправилась на кокшайском перевозе злодейская партия, казаки 500 человек, и идя плавь на лошадях, а другая сплотя дранье и прочий лес, и по переправе стали близ Волги в яровом поле и потом приходили в деревню Нерадову и били их плетьми и разграбили крестьянские строения и нажиту на 873 рубля;
второй, - что злодейская толпа, приехав в их деревню, дом помещика и, отставного канцеляриста Протопопова, со всем имением разграбила, а того помещика, да крестьянина Андрея Филиппова, связав те казаки увели и из них Протопопова убили до смерти, а Филиппов пропал безвестно; всего в этой деревне ограблено 1037 рублей.

Против деревни Демешкиной на левом берегу Волги, лежит село Кокшайское, Царевококшайского уезда, между устьями двух рек Большой и Малой Кокшаг, впадающих в Волгу. Основание этого села относится к 1574 году , то есть царствовании Грозного, с целью иметь надзор за черемисами на луговой стороне Волги. В этом селе и до сих пор видны остатки прежних валов и рвов, которые с каждым годом все более засыпаются песком. В прежнее время это был город, имеющий свой уезд и своего воеводу, так что по описанию Кирилова (Цветущее состояние всероссийского государства), в нем было 4 церкви, магистрат, таможня, крепостная и казацкая конторы. В настоящее время в селе Кокшайском, населенном крещенными Черемисами числится 77 муж. и 89 женс. пола душ, у которых состоит в пользовании земли 186 десятин. Крестьяне этого селения, по недостатку пахотной земли, занимаются рыбною ловлею на Волге, вырубкою и сплавом леса и выделкой лесных изделий. Находясь в близком расстоянии от устьев рек Большой и Малой Кокшаг, это село служит сборным местом бревенчатым и дровяным плотам, сгоняемым промышленниками в Казань, Саратов, Астрахань и др. города. Во время весеннего разлива сюда стекается множество лесопромышленников и рабочих, плата которым довольно велика, особенно если противные ветры задерживают сплав, так что за один путь до Казани они получают до 25 рублей на человека с готовым содержанием. В этом селе находится каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1793 году.

Выше Мариинского Посада, в одной версте, лежит на том же берегу Волги деревня Коновалова, причисленная к Мариинскому Посаду. В писцовых книгах 1654 года значится: « деревня, что был починок Верхний Сундырь, Коновалово тож, на речке Верхней Сундырке, а в ней крестьянских дворов 8, бобыльских 3 двора, пашни паханныя и перелогом и лесом поросло средние земли 26 четвертей в поле, а в других потомуж».
Жители этого селения летом занимаются бурлачеством, а зимою выделкою бочек и кадок, вырабатывая, средним числом, в год – первых до 500 шт,, а последних до 5000 шт.; помышленность эта приносит валового дохода свыше 4 тысяч рублей серебром.
В полуверсте от деревни Коноваловой, на правом берегу Волги находится деревня Новый починок, в которой считается муж. пола 416 и ж.п. 467 душ. Крестьяне этого селения занимаются хле-бопашеством и кроме этого бурлачеством и выделкою дубовых и осиновых бочек, которые они преимущественно сплавляют в Астрахань. Ценность приготовленных здесь лесных изделий простирается до 3 тысяч рублей. Дубовые деревья покупаются большей частью на корню в соседних дачах; цена дереву бывает на месте от 1р.50 коп до 3 ½ р.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 4 2011, 15:02 
Отправлено #259


гурий

Сообщений: 18 426
Из: Мариинский Посад



С.М. Шпилевский. Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877г. Университетская типография.


Стр 504.

« Селений с названием Сундырь, говорит господин Золотницкий, 17, все они находятся только в Казанской губернии и при том все по правую сторону Волги – именно в уездах :
Козмодемьянском -8,
Цивильском -5,
Чебоксарском -2,
Тетюшском -1,
Ядринском -1.
Почти все Сундыри расположены в местностях низменных, но близ незначительных возвышенностей, от которых, по нашему мнению, и произошло название их. Название это по Чувашски Сьÿндэрь, Сьÿндÿрь, по черемиски Шÿндер, есть казанско-татарское сÿндерэ, лугово-черемисское синдäря- «полати», чувашское сендерь – полка, полица. А так как на некоторых из этих возвышенностей доселе сохранились рвы и валы, то следует заключать, что эти «полати» или «вышки» были сторожевыми пунктами для наблюдения за появлением наблюдателя и для передачи сторожевых сигналов посредством зажигания на этих сундерях костров».

Последнее господин Золотницкий подтверждает далее указанием на Челымский городок (челым –пламя) около Малого Сундыря в Козмодемьянском уезде.
Господин Радлов, по поводу этих объяснений господина Золотницкого, говорит: «способ исследования автора можно назвать вполне научным и обоснованным, но замечает, что несколько деревень, имеющих название Сундырь, явно получили это название от реки Сундырки, как например, Сундырь позе –вершина Сундырки, Суньдерь вурры –устье Сундырки. Но это не доказательство, что Сундырь собственно название реки Сун-дырки. Пример такого же образования – название города Казани. Казань получила назва-ние свое от местоположения (по-татарски Казань значит котел). От названия г. Казани происходит название реки Казанки, то есть «Казан-суи». От названия реки опять происходило название разных селений, например Казань башы – вершина Казанки».
Я со своей стороны укажу, что название Сундырь для некоторых селений могло произойти от того, что новейшие поселения, выселки получили название от своих стар-ших селений; примеры этого будут указаны ниже.
Наконец, должно указать на объяснение названия Сундырь, предложенное Спиридоном Михайловым, известным исследователем быта чуваш и черемис, весьма важные статьи которого помещались в Казанских Губернских Ведомостях.
Спиридон Михайлов говорит, что «в Казанском губернии в тех уездах, где обитали черемисы и чуваши, довольно встречается рек и селений под названием Сундырь, вероятно, от испорченного черемисского слова «шидырь» или «шудырь», тот есть веретено; так ныне называется село (в Козмодемьянском уезде) Малый Сундырь –«Шидырь-ял, веретенная деревня, по случаю существования в старину на речке Сундырке мельниц колотовок или мутовок и веретен. Такие мельницы находились и на других речках, от чего, должно быть, и названы они Сундырями или Шудырями –веретенами, мутовками. По – чувашски веретено называется «ыгтэ», следовательно в древности там, где теперь проте-кают реки Сундыри, в Казанской губернии обитали не чуваши, а черемисы, давшие им название веретен, мутовок, от мельниц колотовок».

Полевой Сундырь находится в Тетюшском уезде, к северу от верховья Булы и к востоку версты на две от границы Цивильского уезда.

Два Сундыря на реке Сундыре в Чебоксарском уезде.
Бывшее село Сундырь, ныне (с 1856 года) Мариинский посад, находящийся на самом берегу Волги, при устье реки Сундыря, почему и называется чувашами Сьюндэрь-вурры, то есть «устье реки Сундыря».
Местоположение его сходно с местностью Малого Сундыря: посад расположен также на низменности и речкой Сундыркой отделяется от очень высокой, хотя менее крутой «Государевой горы», на которой, по преданию, изволила кушать Екатерина Вторая в проезде по Волге. На этой горе г. Золотницкий предполагает существование во время татарского владычества сторожевого пункта, откуда и происходит название- сьÿндэрь – полати, вышка.
Г. Радлов заметил, что названием этого Сундыря –Сьÿндэр-вурры, то есть реки Сундыря, происходит от имени реки, на которой стоит селение.
Арцыбышев, живший в этом краю и таким образом имевший возможность приобретать точные сведения о местных замечательностях, говорит, что «недалеко от села Сундыря Чебоксарского уезда находятся едва приметные развалины какого-то древнего города.

Другой Сундырь господин Золотницкий показывает в 10 верстах от посада, вверх по реке Сундырь, это чувашская деревня Шигаева или Задняя называется Сьÿндэрь-позы- вершина реки Сундыря». По мнению господина Радлова, такое название указывает также на происхождение его от реки.

стр. 525.
Три Сундыря в северо –восточном углу Цивильского уезда.
«В восточной части Цивильского уезда, говорит господин Золотницкий, близ крайних татарских селений, пограничных с деревнями сплошного чувашского населения, где были «добрыя дороги» для русской рати из Мещеры к устьям Цивиля и Свияги, находятся три Сундыря:
Чувашский Сундырь-село Ново-Ишино-Троицкое;
Сундырь, или Анаткас- «нижний выселок» и
Новый Сундырь, по-чувашски «Съин Сьÿндэрь».
Название Сундырь, как выше было объяснено, Золотницкий считает доказательтсвом существования при этих селениях сторожевых пунктов, но относительно последних трех Сундырей должно заметить, что названия одного из них – «нижний выселок», а другого –Новый Сундырь, ведут к предположению, что эти селения носят названия Сундырей, не потому, что они находяся около возвышенностей , на которых существовали сторожевые пункты, вышки, полати, а , как новые селения, имеют названия коренных селений (метрополий), из которых они вышли.

Два Сундыря в южном углу Цивильского уезда.
Н.И Золотницкий указывает в Цивильском уезде, кроме трех Сундырей в северо –восточном углу уезда, два в южном углу:
-Старый Сундырь и
-Других Сундырь или Крестникова.
Последнее на правом берегу реки Кубни, а первое в 5 верстах на юго-запад от последнего.


стр.530.
Два Сундыря Ядринского уезда.
Малый Сундырь в Балдаевской волости на границе с Курмышским уездом, на высокой горе. Господин Золотницкий указывает это селение, ссылаясь на Список населенных мест, который в Ядринском уезде представляет одно селение с этим названием, но в спи-ске селений, который представляет «Сведения о числе верст от селений до губернского и уездных городов Казанской губернии» Казань, 1876 года, показаны рядом:
Большой Сундырь и
Малый Сундырь.
Оба эти селения не новые, потому что указаны на рукописной карте конца 18 столетия.


Село Малый Сундырь (Чалымский городок) Козмодемьянского уезда.
Укрепления на этой горе описывает Спиридон Михайлов («Сундырская гора», Казанские Губернские ведомости , 1852 год, №29):
«Гора сия с древними укреплениями находится по течению реки Волги на правой стороне, при селе Малый Сундырь, ниже Козмодемьянска, примерно в 15 , а от Казани в 160 верстах. По преданиям старожилов, река Волга будто бы протекала прежде под самою этою горою, когда существовал оной город, и при подошве горы был затон ея, где теперь расположено село Малый Сундырь, на низменной равнине, а в затоне будто бы приставали к городу суда с солью. После Волга приняла другое направление: удалилась от сей горы в луговую сторону, где теперь протекает в расстоянии примерно 5 верст. Находящиеся ныне здесь низменные пространственные луга, начинающиеся от самого города Козмодемьянска и оканчивающиеся Батажным затоном, покрытые болотами и озерами, поросшими кустарниками и таловыми деревьями, достаточно убеждают в том предании, что здесь было логовище реки Волги, да и ныне разлив Волги покрывает эти луга и достигает подошвы означенной горы, выходящей к Волге колоссальным мысом, омываемым потоком небольшой реки Сундырки, за которой на низменной равнине находится и самое село Малый Сундырь, называющееся иначе Троицкое, Аккозино тож.

стр. 538
Остальные семь Сундырей Козмодемьянского уезда.
Усть –Сундырская ватага –мельница на берегу Волги, при устье речки Большой Сундырки и затон, называемом почеремисски Кого-яр – «высокий крутой берег»; в 5 верстах от Малого Сундыря и ½ верстах от деревни Юл-ял.
Прочие 6 Сундырей Козмодемьянского уезда чувашские:
1. Большой Сундырь или Сундырь –Торжок;
2. «Сьÿндэр-позе» – «вершина реки Сундыря» или Рикка-кассы;
3. Сундырская деревня или Апчары;
4. Сундырская, или Старый Сундырь, или Ирилей;
5. Помекейкин Сундырь, или Стан-ял;
6. Шешкар- Сундырь, или Олгаши.

В противоположность Малому Сундырю, около которого, в подтверждение объяснения господина Золотницким названия Сундырь, на горе является древнее укрепление, местоположение Усть –Сундырской ватаги и первых трех из остальных при речке Сундырке, как они показываются в Списке населенных мест Казанской губернии, указывает на происхождение названия этих селений от речки. Относительно названия Сьÿндэр-позе (вершина реки Сундыря) это положительно принимает и господин Радлов.
Помекейкин Сундырь в Списке населенных мест Казанской губернии назван околотком Старого Сундыря. Околотками по-русски называются чувашские, а иногда и черемисские выселки, в которых большею частью живут члены одного рода. Чуваши и черемисы выселки называют –ял. Околотками называются и части или деревни, отделяющиеся одна от другой проулками и также имеющие родовое происхождение. Следовательно, название околотка Помекейкин Сундырь объясняется происхождением его из Сундыря, названный, вероятно, по имени основателя его, Помекейки.

Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 5 2011, 10:59 
Отправлено #260


гурий

Сообщений: 18 426
Из: Мариинский Посад



Старое фото. Редкое и удачное фото. Деревенские босоногие дети послевоенного времени. Начало 60-ых. Взрослый взгляд, короткие стрижки. Особенно обращают на себя внимание девочки. В это же время- полет такого же мальчика- Андрияна Григорьевича Николаева - в космос.

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 5 2011, 11:03 
Отправлено #261


гурий

Сообщений: 18 426
Из: Мариинский Посад



Через 10 лет. Фото начала 70-ых. Одежда и обувь из магазина. Полные и веселые лица.

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Damka
post Jan 5 2011, 11:21 
Отправлено #262


Активный

Сообщений: 2 788
Из: Мариинский Посад



Такие прикольные, у меня тоже есть фото июнь 1970 г. Полное и веселое лицо biggrin.gif

Сообщение отредактировал Damka - Jan 5 2011, 11:30

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 7 2011, 09:54 
Отправлено #263


гурий

Сообщений: 18 426
Из: Мариинский Посад



В Чебоксарскую Уездную Земскую Управу


Мариинско-Посадской купеческой вдовы
Елизаветы Петровны Коротковой


Желая сдать в земство мною отстроенную в Мариинском посаде в Мариинском посаде лечебницу для неизлечимо больных и хроников вместе с инвентарем и капиталом в десять тысяч рублей, а потому имею честь покорнейше просить Уездную Земскую Управу назначить для сего прием в Декабре месяце сего года и о дне меня известить.
Открытие лечебницы, если только будет возможно, желательно произвести с будущего 1904 года.

Мариинско-посадская купеческая
вдова Елизавета Короткова.

20 ноября 1903 года


Чебоксарская Уездная Земская Управа.
23 ноября 1903 года
Вх. №4526



опубликованное пользователем изображение

Сообщение отредактировал Вячеслав С. - Jan 7 2011, 09:55
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 7 2011, 09:59 
Отправлено #264


гурий

Сообщений: 18 426
Из: Мариинский Посад



Министерство Внутренних Дел
Казанского губернатора
по канцелярии
21 января 1905 года
№516
г. Казань
на №5052

Чебоксарской Уездной Земской Управе

Уведомляю Земскую Управу, что вдова купца Мариинского посада Елизавета Петровна Короткова, пожертвовавшая земству здание лечебницы для неизлечимо больных и хроников и денежный капитал в 10 000 рублей, уже представлена мной к ВЫСОЧАЙШЕЙ награде за означенное пожертвование, согласно ходатайству чрезвычайного Чебоксарского Уездного Земского Собрания 25 февраля 1904 года, сообщенному мне Управою 31 августа за №3381.

И.д. Губернатора
Управляющий Казенною палатой (подпись)

Правитель Канцелярии (подпись)
Помощник Правителя (подпись)


Чебоксарская Уездная Земская Управа.
24 января 1905 года
Вх. №411



опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 7 2011, 13:20 
Отправлено #265


гурий

Сообщений: 18 426
Из: Мариинский Посад



К ВОПРОСУ О ЗАСЕЛЕНИИ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ ЧАСТЕЙ ЧУВАШИИ
(Глава из книги Димитриева В.Д. Чувашия в эпоху феодализма, с.294-325)


Архивные документы раскрывают картину образования ряда селений Батыревского района. В научном архиве Краеведческого музея Чувашской АССР хранятся подлинники документов XVII—XVIII вв., доставленные в 1936 г. из д. Атыково Батыревского района неким Орловым. Из этих документов наибольший интерес представляют ввозная грамота 1637 г., фрагменты челобитной крестьянина-чуваша д. Теньгесево Сундырской волости Кокшайского уезда (ныне д. Ящерино Мариинско-Посадского района) Ахпузана Сутычева от 24 ноября 1640 г. и мировая запись, данная сотником Сундырской волости Абяком Охтеевым «с товарыщи» в 1642 г. Ахпузану Сутычеву 47.

Из этих документов выясняется, что в 30-х гг. XVII в. сотник Сундырской волости Кокшайского уезда чувашский тархан Абяк Охтеев творил бесчинства в отношении крестьян волости. Крестья-не д. Астакасы «от Абяков изгони отошли и с ясачною землею в Свияжской (уезд)». Более того, «по Абякову наученью многие старые ясачные люди, покиня свои старые земли, перенеслись жить на новые земли в поле». Из д. Алдбоши, расположенной в первой половине XVII в. на территории современного Мариинско-Посадского района, переселились в дикое поле 8 дворов. Сотник ясачную землю этих дворов отдал кокшайскому помещику Якову Братскому, по-видимому, за определенное вознаграждение. «Да из-под города (имеется в виду Кокшайск. — В. Д.) он же, Абяк, вывел из своей деревни [308] Торханкасы (ныне с. Сотниково Мариинско-Посадского района) одиннадцать человек, и подгородную, государь, они землю покинули...» Крестьяне-чуваши д. Мукрукасы (в первой половине XVII в. такая деревня имелась на территории современного Мариинско-Посадского района), оставив свои земли, «вышли собою в поле жить в деревню Турмышеву (ныне селения Верхнее и Нижнее Турмышевы Батыревского района. — В. Д.) с старым ясаком».

Земля отца крестьянина-чуваша д. Теньгесево Сундырской волости Ахпузана Сутычева в размере 9 десятин и его дяди — 8 десятин отошла в руки крестьян другой деревни. Ахпузан Сутычев, а также его односельчане Темей Данилов и Атяч Аксигитов 4 июля 1637 г. подали кокшайскому воеводе челобитную о выделении им земли «по речке по Сюлюбшуре на поле». Воевода, проверив наличие свободной земли, удовлетворил их просьбу и выдал им ввозную грамоту, согласно которой разрешалось им жить «на новоприбылых на трех полуясаках на лготе, а лготы им... воевода... дал для дворового строенья и для земляные роспашки со 146(1637)-го году сентября 1-го числа впредь на пять лет». В течение льготных лет эти крестьяне должны были на новом месте построить дворы, завести пашню. Им же разрешалось, точнее, предлагалось, «иных людей безъясашных к себе на новоприбылые ясаки призывать на лготу». После льготных лет каждый из указанных крестьян обязан был платить в государеву казну по полъясака: деньгами по 5 алтын, хлебом по осьмине 48 ржи и осьмине овса.

Вскоре эти три двора переселились на новое место — в дикое поле по речке Шелепшуре. «На той лготной земле дворы поставили и на городьбу лес изготовили, и всякое домашнее строенье завели, и землю вспахали, и хлеба ржанова две десетины, да ячменю десетину посеели». Но сюда прибыл тархан А. Охтеев с «товарыщи». Они выбили этих крестьян из дворов, захватили их строевой лес и на их земле посеяли свой хлеб. Половину крестьянской земли А. Охтеев «отдал двум торханом — Баиму Кибеневу да Яшмурзе ...» Долго пришлось бороться переселившимся крестьянам против тархана А. Охтеева, которого поддерживал кокшайский воевода С. Есипов. Лишь в 1642 г. А. Сутычев, Т. Данилов и А. Аксигитов сумели вернуть себе захваченные у них земли. Таковы были обстоятельства и условия переселения в дикое поле.

Рассматриваемые документы позволяют установить, что селения Тарханы (Сундырь), Верхнее и Нижнее Турмышевы, Верхнее и Нижнее Атыковы, Верхнее и Нижнее Тюнсюревы (Сундыри, в 1955 г. слившиеся с д. Сигачи) современного Батыревского района были основаны переселенцами из селений Сундырь (чувашское селение, находившееся до первых десятилетий XVII в. на месте нынешнего Мариинского Посада), Сотниково (Торханкасы), Большое Маклашкино (Атыково), Тинсарино (Чермышево), Ящерино (Теньгесево), Астакасы. Большое Шигаево (Сундырьпось), Малое Шигаево, Сутчево, Мукрукасы и Алдбоши (последних двух деревень ныне нет), расположенных на территории современного Мариинско-Посадского района. Примечательно здесь почти полное совпадение названий вновь образовавшихся на юге селений с названиями материнских селений в северо-восточной части Чувашии.

Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 7 2011, 17:00 
Отправлено #266


гурий

Сообщений: 18 426
Из: Мариинский Посад



Здание Мариинского городского общества -Мариинской лесной школы- Художественной галлереи- отдела ЗАГС в ожидании первого ЗАГС ( состоится в субботу 8 января 2011 года).

опубликованное пользователем изображение


опубликованное пользователем изображение

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 7 2011, 17:18 
Отправлено #267


гурий

Сообщений: 18 426
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение

опубликованное пользователем изображение


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 1992 г. N 680

О ПЕРЕДАЧЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, А ТАКЖЕ ИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(с изм., согл. Постановления Правительства РФ от 22.03.1995 N 274)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Передать в государственную собственность Чувашской Республики:
государственные предприятия, организации и учреждения, расположенные на ее территории, согласно Приложению N 1;
государственное имущество, находящееся в пользовании предприятий и организаций, согласно Приложению N 2.
Председатель правительства Е.ГАЙДАР

Приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации
от 9 сентября 1992 г. N 680

ПЕРЕЧЕНЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.1995 N 274)

Мининформпечать России:
Марпосадская типография, г. Мариинский Посад

Минпром России:
Марпосадский кабельный завод, г. Мариинский Посад
Марпосадский опытно-экспериментальный завод "Проммеханизация", г. Мариинский Посад

Минсельхоз России:
Авторемонтный завод "Мариинско-Посадский", г. Мариинский Посад
Ремонтно-техническое предприятие "Марпосадскремтехпред", г. Мариинский Посад
Хмелеводческая фабрика "Октябрьская", Мариинско-Посадский район, с. Октябрьское

Минтопэнерго России:
Марпосадское предприятие по обеспечению топливом населения, учреждений и организаций, г. Мариинский Посад
Россоюзместпром:
Марпосадский деревообрабатывающий комбинат, г. Мариинский Посад

Приложение N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации
от 9 сентября 1992 г. N 680
ПЕРЕЧЕНЬ
АРЕНДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКИХ ФИРМ И КООПЕРАТИВОВ, В ПОЛЬЗОВАНИИ КОТОРЫХ НАХОДИТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО, ПЕРЕДАВАЕМОЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Арендные предприятия:
Марпосадский завод стройматериалов, г. Мариинский Посад

Государственно-кооперативные предприятия:
Марпосадское производственное межхозяйственное предприятие "Марпосадскагропромэнерго", г. Мариинский Посад.
Специализированная передвижная механизированная колонна "Октябрьская", г. Мариинский Посад.

Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 8 2011, 21:14 
Отправлено #268


гурий

Сообщений: 18 426
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение

Рождественский утренник в Свято-Троицком соборе.

В эти зимние морозные январские дни в городе Мариинский Посад в приходских храмах проходят праздничные торжества в честь Рождества Христова. Прошли праздничные богослужения в храмах с участием большого количества прихожан, настоятели храмов поздравили своих прихожан с окончанием Филиппова поста и Рождеством Христовым, а также озвучили поздравления Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы.
Не обидели и детей: для маленьких же прихожан силами приходов были устроены рождественские утренники. Так, в Свято-Троицком соборе для детей установили большую и пушистую зеленую елку, украсили игрушками, разноцветными гирляндами. А также возле елки соорудили маленький вертеп с изображением Рождества младенца –Спасителя. А 8 января провели рождественский утренник с исполнением духовных песнопений. Начиная детское мероприятие, настоятель Свято-Троицкого собора иерей Анатолий (Николаев) поздравил родителей и детей с Рождеством Христа, а потом спел молитву Святому Духу «Царю небесный…». Его поддержали все участники утренника. Организаторы торжества включили много хоровых песнопений, которые украсили атмосферу вокруг елки. Были и выступления молодых талантов, все желающие, до самых маленьких, прочли свои стихи под рождественской елкой с большой сверкающей вифлеемской звездой на макушке. Зрители увидели и маленький спектакль с постановкой библейского сюжета о событиях, связанных с рождением Иисуса Христовым в Вифлееме. Действия сопровождались прекрасным музыкальным сопровождением приходского хора.
Дети активно участвовали на конкурсах, играх, победители получили свои призы. В хороводе вокруг рождественской елки кружились и дети, и папы, и мамы, все вместе.
Все очень остались довольны ярким праздником. И в этот день также очень ярко светило солнце в окна собора.
С Рождеством Христовым!

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 8 2011, 21:16 
Отправлено #269


гурий

Сообщений: 18 426
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jan 8 2011, 21:18 
Отправлено #270


гурий

Сообщений: 18 426
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  

924 Страницы « < 16 17 18 19 20 > » 
ОтветитьTopic Options
2 чел. читают эту тему (2 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения