924 Страницы « < 82 83 84 85 86 > »   
Ответить Создать тему

Очерк о Мариинском посаде 1875 год , История Мариинскго Посада

Вячеслав С.
post Oct 20 2014, 22:34 
Отправлено #1246


гурий

Сообщений: 18 427
Из: Мариинский Посад



Холки – собственно не праздник, но целый ряд, цикл праздников или увеселений, продолжающихся почти всю зиму. Известный наш знаток русских древностей И.М. Снегирев, в сочинении своем «Русские простонародные праздники» - перечисляя празднества, свойственные различным местам обширного нашего отчества, сказал: « В Цивильске сборища девиц на веселье называются холками» (ч.1, стр. 189).

Из такой краткой характеристики, еще ничего нельзя видеть определительного и подробного о холках, поэтому мы полагаем, что небесполезно будет предлагаемое нами описание этого празднества, по всей вероятности, ведущего свое начало из древности.

Холки, как мы уже сказали, есть ряд увеселений, начинающихся с половины сентября и продолжающихся по большой части почти до самой сырной недели. Холки - праздник , принадлежащий преимущественно беднякам, хотя случается впрочем, что и зажиточный хозяин дает подобную вечеринку, но тогда она теряет свое значение, сохраняя одно только наименование. Холки в некотором отношении можно сравнить с теми празднествами, которые в других местах России называются помочами.

Холки начинаются вскоре после того времени, когда снимут шерсть с овец, что по большей части делается около Воздвижения. Тогда те, у кого или нет овец вовсе, или сбор шерсти с них весьма незначителен, варят пиво – необходимый напиток всех русских праздников, без чего и веселье не в веселье, и созывают гостей на так называемую Холку с тем, чтобы каждый из приглашенных непременно принес сколько-нибудь шерсти.

Пройдет период сбора и пряденья шерсти, начинаются новые холки, когда связывают мять и трепать конопли или лен, так же с прежним условием принести сколько-нибудь того или другого материала. Иногда даже приглашаются гости и на таких кондициях, чтобы принесли с собою что-нибудь и съестное. Далее созывают прясть и это иногда называется, как и в других местах, супряткою.

Таким образом эти пиршества имеют выгодные стороны: бедняк –хозяин, по половице : с миру по нитке- голому рубашка, без особых хлопот приобретает себе необходимое: богачи –гости, делая доброе дело, оказывая помощь своим ближним, в то же время имеют случай погулять и повеселиться, впрочем нередко на свой собственный счет.

Когда холка назначается у зажиточного крестьянина, то она, конечно, обращается в помочь. За умеренное вознаграждение, за удовольствие участвовать в холке, при недостатке собственных рабочих рук, весь избыток материала обрабатывается скоро и дешево – руками гостей.

Особенных обрядов при холках не совершается, но, как и всякое празднество, оно сопровождается многими песнями. К сожалению однако мы можем сообщить, есть ли в числе этих песен какие-нибудь особенные, принадлежащие собственно одному этому обычаю.

Этимологию названия этих праздников объяснить не беремся по той самой причине, что, как замечено было выше, названия многих древних обрядов и поверий ныне или исказились, или заменены новыми.

Ал. Арт.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Oct 20 2014, 22:36 
Отправлено #1247


гурий

Сообщений: 18 427
Из: Мариинский Посад



Казанские губернские ведомости. №3, 1846 года, 14 января.

Некоторые обряды и обыкновения Чебоксарского уезда.

Недавно мы описывали один праздник, совершаемый жителями Цивильска и его уезда, - ныне избираем подобный же предмет и сообщим о праздниках, обрядах и обыкновениях, соблюдаемых в особенности в Чебоксарском уезде Казанской губернии.

Замечено уже многими, кто коротко знаком со всей нашей губернией, что ни один город не имеет столько собственных народных обрядов, как Чебоксары.

Это замечание как нельзя более справедливо. От чего это происходит, объяснить не легко: от того ли, что город этот, окруженный со всех сторон иноверцами, имеющими свои особенные поверья, предрассудки и понятия, необходимо заимствовал кое-что и от этих народов, - или от того, что, находясь посреди такого множества иноплеменников, жители этого города крепче и святее хранили предания русской старины и соблюли их в большей чистоте до настоящего времени. Как бы то ни было, но все –таки Чебоксары, один из древнейших городов нашей губернии, есть один и из богатейших различными поверьями и обрядами.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Oct 20 2014, 22:39 
Отправлено #1248


гурий

Сообщений: 18 427
Из: Мариинский Посад



Мы не надеемся представить полную картину жизни этого города, потому что не имеем для того ни всех средств, ни надлежащих способностей, - но только намерены описать то, что замечено нами лично, или что было слышано от других, более нас знакомых с тамошними обыкновениями. Во всяком случае, при нынешнем стремлении к изучению обрядовой жизни Руси, а ее старины, полагаем что и этот простой очерк будет лептой, принесенной в общую сокровищницу сведений об отечестве.

Знаете ли, в Чебоксарах издавна существует одно обыкновение, напоминающее собой старину глубокую, современную первым векам жизни славянской? Это обыкновение состоит в том, что там девушки не ходят в церковь Божию никогда, ни на какую службу, кроме говенья.
За то есть положенные дни и избранные церкви, когда и куда они не только могут, но считают своей обязанностью ходить.

Таких дней в году весьма немного, - всего семь или восемь. Один - Сборное Воскресенье на первой неделе великого поста. В этот день принято быть у обедни в Предтеченской церкви, а у вечерни в Троицком монастыре.
Потом с первого воскресенья после Пасхи до Троицы ходят слушать литургию в Владимирскую пустынь, отстоящую от города за две версты. И после этого снова на целый год все скрываются по домам, и оставляют их разве тогда, как отправляются за водой …

И знаете ли, что значат эти приуроченные посещения церквей? Это смотр или правильнее выставка невест и женихов. В эти дни все девушки рядятся как павы и своей красотой и своими нарядами прельщают добрых молодцев, которые после обедни выстраиваются в два ряда, оставляя посередине дорогу для прохода невест. Таки во время путешествия в пустынь, по зеленому лугу с одной стороны идут толпы невест, сопровождаемых своими родственницами и подругами; а с другой стороны идут все молодые люди…
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Oct 20 2014, 22:41 
Отправлено #1249


гурий

Сообщений: 18 427
Из: Мариинский Посад



Говорят, что подобное обыкновение существовало прежде в Казани. Здесь сборными местами были Ильинский девичий монастырь и Петропавловский собор; а особенными днями Успенье Пресвятой Богородицы (15 августа) и день Козмы и Демьяна (1 ноября).

Мы сказали, что это обыкновение напоминает глубокую древность; не сможем утверждать, что наше замечание справедливо, но кажется, это обыкновение похоже на то, которое описал Преподобный Нестор: «схожахуся на игрища, на плясанья, и на вся бесовские игрища, и ту оумыкаху жены себе, с нею же кто свещатся…».

Игрища тогда имели религиозные значения. С принятием христианства они уничтожились вовсе, или заменились чем-нибудь другим, терпимым в христианстве, но между тем в умах непросвещенных имевшим отношение к древнему язычеству. Кто знает, может быть и эти избранные дни, и эти избранные церкви – имели своим источником то же самое обыкновение избирать себе жен на игрищах.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Oct 21 2014, 19:12 
Отправлено #1250


гурий

Сообщений: 18 427
Из: Мариинский Посад



Догадку нашу может подтвердить другой обычай, принадлежащий собственно Чебоксарам и его уезду, - обычай рубить капусту, или как называют помочь там – Капуска.

Этой поры ждут все с таким тревожным нетерпением, как ждут в других местах святки или масленицу. В конце лета или в начале осени, когда наступает время рубить капусту, заботливая хозяйка объявляет день, когда у ней будут рубить капусту и для того зазывает девушек, - и часто случается, что сто вилков капусты рубят более тридцати помощниц. Обыкновенно эта работа начинается вечером, часов в шесть. К ужину уже все кончено, - а после ужина, который всегда бывает непродолжителен и не взыскательный, начинается веселье, - приходят молодцы…

Мужчин, кроме родных, на капуску не приглашают; а посторонние , разумеется холостые, являются без зову, - однако же прямо не входят в дом, но прежде а la française стучатся в дверь или в окно и просят позволения поздравить хозяев с капускою. Позволение получено и вот в избу входят с общим приветствием к хозяйке: «поздравляем, милость вашу, с капуской» и выкладывают на стол принесенные лакомства. «Покорнейше благодарствуем, - отвечает хозяйка, прибирая пряники, орехи, изюм и прочие приношения, - присядьте-ка побеседовать с нами…»

Эти слова служат началом веселья. Начинаются игры, песни, - и веселый смех и говор часто не умолкают до бела света. Все эти игры, и все песни нисколько не отличаются от общепринятых святочных. И эти капуски, также как и описанные нами определенные хождения в церкви, есть не что иное, как смотры невест. И скоро потом или в следующий зимний мясоед несколько пар, веселившихся на капуске, становятся пред аналоем, а на следующий год уже и сами, сделавшись полными хозяевами, затевают в домах своих подобные вечеринки.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Oct 21 2014, 19:14 
Отправлено #1251


гурий

Сообщений: 18 427
Из: Мариинский Посад



В Чебоксарах бывают три гулянья. Первое – в день Вознесенья на Фомином ключе: второе – на Троицу в деревне Усадках; и третье, самое великолепное, чрез неделю после Троицы в Геронтьевской пустыни, недалеко от города. Впрочем, на всех этих гуляньях городские жители бывают только зрителями, а веселятся одни деревенские: они составляют хороводы, играют в горелки и другие игры.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Oct 21 2014, 19:15 
Отправлено #1252


гурий

Сообщений: 18 427
Из: Мариинский Посад



Самый Семик, почти везде одинаково празднуемый, в Чебоксарских селах отличается со своими особенностями. В этот день все деревенские девушки сходятся в одно какое-нибудь место, стряпают себе яичницу и после того отправляются с песнями в лес завивать венки. Совершивши этот символический обряд, возвращаются в деревню, выбирают себе лучшую избу, моют, скоблят ее внутри и снаружи, метут весь двор и потом празднуют ссыпчину. Ссыпчиной (от слова ссыпать) называется складчина, когда каждая из пирующих приносит с собой муки, солоду, хмелю, и на этого сбора варят себе пиво. В некоторых местах ссыпчина обыкновенно делается на Кузма-Демьяна (1 ноября) , когда начинают засиживать вечера.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Oct 21 2014, 19:17 
Отправлено #1253


гурий

Сообщений: 18 427
Из: Мариинский Посад



На троицын день, рано утром, все снова отправляются в ту рощу, где в Семик завивали венки, срубают эту березку, украшают ее лентами, с веселыми песнями приносят в приготовленную для праздника избу и весь двор обставляют березками, украшенными вениками из берез. Этот продолжается три дня. И на ту пору, в деревню, где бывает березка, съезжаются гости из окрестных деревень и даже из города.

В других местах это празднество сопровождается особенными обрядами. Так, например, березку, на которой завиты венки, сперва приносят к реке, каждая девушка срывает свой венок и бросает его в воду, и заботливо смотрит за ним, пока унесет его течением или когда потонет. Известно, что венок потонувший означает какое-нибудь бедствие и даже смерть завивавшей его, - а непотонувший, напротив, предвещает счастье, замужество и тому прочее. Здесь этих гаданий не совершается, или весьма редко, хотя в других уездах они в употреблении.

Ал. Арт.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Oct 21 2014, 19:47 
Отправлено #1254


гурий

Сообщений: 18 427
Из: Мариинский Посад



Самобытный народный праздник «Проводы Березки» прошел 15 июня 2014 года.

Праздничное мероприятие подготовили и провели работники Новинского ГДК и городской библиотеки «Семейного чтения». Несмотря на непогоду, жители Новинской и Коновалова стали активными участниками праздника, где чествовали Березку- символ нашей родины. Берёзки России! Слова-то, какие звонкие и чистые! Как родниковая вода! Крепкие, как алмаз! Нежные, как руки матери! Дорогие, как мама! Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. И потому праздник этот любим народом. Здесь и песни раздольные и душевные и хороводы и пляски удалые. А детей порадовали веселые игры и сладкие призы озорной кикиморы. А взрослые с удовольствием пели частушки вместе с участниками Новинского русского народного хора.
Не забывают наши жители добрые традиции предков, и продолжает жить веселый Березкин праздник.

опубликованное пользователем изображение

опубликованное пользователем изображение

опубликованное пользователем изображение

опубликованное пользователем изображение

Источник: http://crkmp.ucoz.ru/news/samobytnyj_narod.../2014-06-17-643
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Oct 28 2014, 16:14 
Отправлено #1255


гурий

Сообщений: 18 427
Из: Мариинский Посад



28 и 29 октября 2014 года – 111 лет освящения приделов собора Святой Троицы Мариинского Посада.


Известия по Казанской Епархии.
1903 год. 1 ноября.
Освящение церквей.
15 и 16-го октября 1903 года. Его Преосвященством, Иоанном, Епископом Чебоксарским, освящены два придела Троицкого собора Мариинского Посада, Чебоксарского уезда, - 15 октября во имя Преподобных Отец Василия Исповедника и Серафима Саровского, а 16-го во имя Тихвинской Божией Матери.

опубликованное пользователем изображение

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Oct 28 2014, 16:17 
Отправлено #1256


гурий

Сообщений: 18 427
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение

опубликованное пользователем изображение

Настоятель Свято-Троицкого собора - протоиерей Павел Петрович Васильевский.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Oct 28 2014, 16:25 
Отправлено #1257


гурий

Сообщений: 18 427
Из: Мариинский Посад



Приделы Свято-Троицкого собора г. Мариинский Посад. 2014год

Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Oct 29 2014, 09:04 
Отправлено #1258


гурий

Сообщений: 18 427
Из: Мариинский Посад



1904 год. Справочник Казанской Епархии


опубликованное пользователем изображение

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Oct 29 2014, 09:05 
Отправлено #1259


гурий

Сообщений: 18 427
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Oct 29 2014, 09:06 
Отправлено #1260


гурий

Сообщений: 18 427
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  

924 Страницы « < 82 83 84 85 86 > » 
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения