гурий
Сообщений: 18 380
Из: Мариинский Посад
|
Поучение при гробе ученика духовной семинарии Олимпия Тихомирова, произнесенное в Мариинском Посаде 10 октября 1883 года (Олимпий Тихомиров умер в Мариинском Посаде 8 октября 1883 года от изнурительной чахотки)
Что скажу вам, предстоящие гробу, в час разлучения с усопшим, и этим словом какое доставлю утешение?... Вы, близкие к нему, родители, насмотрелись на истощение его телесного организма, наскорбелись во время продолжительной и изнурительной болезни. Смотря изо дня в день на неисцельные недуги его, вы говорили другим, что нет надежды на выздоровление, что он не жилец сего света. Вы сами готовили его, и благословляли к отшествию из сей жизни, - к смерти, и наблюдали часы и минуты исхода его души. Плакали заранее, и хотя ободряли себя в непреложной утрате, но все таки и доселе слезы не перестают литься из ваших глаз. Для чего Бог послал вам такое испытание? Для того, чтобы обдуманнее и поэтому легче было вам перенести самую утрату, и скорее получить утешение, а во всех нас возбудить более внимания к смерти. Как дорог для любви родительский этот цвет юности! Какая сладкая надежда питалась от него! Какою взаимною любовью услаждались души родителей к сыну и сына к родителям! Но вот гроб и могила уносят, хоронят прежде питаемую надежду, и совсем уничтожают прелесть юношеской красоты! И что же после этого, где же утешение?!... Утешение, други, в вере и любви, в Боге и молитве. При жизни человека нам нравится его благонравие, прилежание к делу и доброе поведение, в юноше особенно нравится послушание, терпение, кротость, смирение и благочестие. Все эти добрые качества проявлял всегда в школе и дома сей усопший юноша Олимпий. Все добрые качества будут долго и долго воскресать в вашей памяти и, как отрадное вспоминание, будут нравиться вам навсегда и по смерти его. Блажен человек, который измлада научился благонравию, пребывал и возрастал по Божьему закону: память его в род и род, чего действительно достиг усопший. Усопший был учеником духовной школы, преимущественно учеником веры и любви, а теперь сделался нашим учителем, так как самое безмолвие, молчание его и гроб его весьма для нас поучительны. По вере в Господа он очистил душу своим покаянием; из любви к Богу преискренно соединился с Источником жизни- Господом в неоднократном причащении святых Тайн, и к исходу из сей жизни приготовился елеосвящением. Наконец получил и благословение родительское, на всю вечность нерушимое. Видите ли, что действительно такому ученику прилично быть учителем нашим в деле приготовления к смерти?! А вы, пораженные скорбью до глубины сердца, родители сродники усопшего, почерпайте отсюда утешение. С вашим дорогим Олимпием произошла перемена к лучшему. Он отошел в страну лучшую, где несть болезней, ни печали, ни вздыхания, и как отходить отсюда туда, он оставил нам хороший образец, достойный подражания. Аз есмь жизнь, -учил Господь Иисус Христос. Жизнь души состоит в соединении ея с Богом чрез святое Причащение. Душа жива от пребывания в ней Бога. Значит душа усопшего Олимпия, как причастника святых Таин, соединилась с Господом и пребывает живою, и будет жива в нескончаемые веки, во всю вечность. А если жива душа усопшего, то жива и любовь его к своим родителям, к присным и ко всем знаемым и незнаемым его. Как родительская любовь к нему, со смертью его, не только не прекратилась, но чрез смерть его еще более как бы окрепла и усугубилась, так и любовь усопшего стала более чистой, святой и обнимающей всех близкх и неблизких его людей. Любы николиже отпадает, говорит апостол. Кто кого любит истинно, тот навсегда остается с любовью к нему. По этой любви мы себя чувствуем теснее и теснее соединенными с теми, которые прежде нас отходят из сей жизни и ожидают нас за гробом. Вдумайтесь, братие, в эту истину. Как поучительно для нас таковое размышления при гробе. Как премудро Господь устроен наши судьбы, и постепенно примерами приготовляет нас к переходу из сей жизни в вечную. И по истине все отшедшие из сего мира и здесь на земле пребывающие люди составляют одно благодатное царство, одну церковь, глава коей Христос. Во Христе все соединены- живые и умершие. И все по любви друг к другу должны молиться и поминать чаще друг друга во время принесения бескровной жертвы за литургией. Эта жертва спасительна; она одна примиряет нас с Богом. Поэтому, братие, будем молиться об усопшем; этим окажем существенную пользу его душе. Но и он также доставит нам немалую отраду при настоящих скорбях. «Смотрите, как я сражен смертью, тоже самое совершится и с вами», как бы говорит он нам. «Я не могу снова придти в вам, а потому, чтобы быть нам вместе, идите вы ко мне, и пожалуй не долго придется мне ждать вас; вот, вот не далек тот час, когда встречу я вас за гробом». Итак, в уповании будущей встречи и в надежде воскресения и жизни вечной, помолимся к Господу: упокой Господи со всеми святыми душу Олимпия, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Аминь. Священник Петр Алексеевич Васильевский.
|