Один день с техническим специалистом «Билайн»«Наша служба и опасна и трудна, и на первый взгляд как будто не видна...». Эти слова, исключив слово «опасна» можно применить к любым техническим работникам, обеспечивающим работу различных систем. В «Билайн», как и в любой телекоммуникационной компании, функционирование мобильной сети обеспечивает техническая служба. В Чебоксарском филиале ОАО «Вымпелком» этим занимаются около 20 человек и у каждого свой участок работы. Чтобы получить представление о сфере деятельности технических специалистов, мы провели один день со старшим инженером по планированию и оптимизации мобильной сети доступа Сергеем Щербаковым. Цитата
Сергей Щербаков, возраст: 31 год, образование: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, стаж работы в чебоксарском филиале 5 лет.
Каждый рабочий день не похож на другой, но в то утро Сергею пришлось сходу решать несколько неотложных вопросов. Дать задание 1) практиканту: провести анализ ключевых параметров сети за предыдущую неделю; 2) технарям: где пригнуть антенны, где добавить передатчики. Заодно принять две заявки на некачественную связь от абонентов, посмотреть собранную за ночь статистику и обсудить с подрядчиком этапы строительства сети.
После анализа практикант отправился проверять связь и мобильный интернет на улицах Чебоксар.
Качество связи и скорость интернета также проверяют другие сотрудники компании. Полноценный драйв-тест по республике проводится два раз в год. Две недели по Чувашии ездит мобильная группа (инженер с измерительным комплексом и водитель), которая проверяет покрытие и качество мобильной связи трех федеральных операторов. Измерительный комплекс можно увидеть на фотографии. Интересно, что для тестов до сих пор используются телефоны Nokia N95. Говорят, за надежность.
Возможное место установки БС
Эти же телефоны, с установленной программой Nemo Handy, используются для повседневных нужд. Nemo Nandy — полнофункциональный портативный анализатор зоны и качества покрытия сетей мобильной связи GSM/GPRS/EDGE/UMTS/WCDMA/Wi-Fi. Программа может решать следующие задачи: измерение параметров радиоинтерфейса, выполнение различных тестовых сценариев (голос, данные, SMS, MMS, пакеты, видеозвонки и т. д.), отображение статистики в режиме реального времени и т. п. Результаты можно увидеть в виде текста, графики (линейные и диаграммы), таблицы. Возможна привязка результатов тестирования к карте местности.
Одна из инженерных бригад получила задание по изменению схемы работы базовой станции в ТЦ «Каскад». В здании находятся пять блоков антенн на всех этажах (с цокольного по четвертый). Для более устойчивой работы нужно изменить схему подключения питания. Обсудили что и где изменить на распечатке схемы. Инженеры созвонились с арендодателем, договорились о работах, оформили необходимые бумаги, взяли инструменты, элементы оборудования и чуть позже уехали.
Также с утра Сергей позвонил двум коммерческим абонентам, чтобы выяснить, улучшилась ли мобильная связь за последнее время? К примеру, на Чебоксарской ГЭС жаловались на плохой сигнал. Оказалось, что связь стала нормальной — проведенные «билайновцами» работы улучшили ситуацию.
Цитата
Попутно я задавал различные вопросы. В частности, удалось выяснить кое-что интересное. Сейчас устанавливают мультистандартные базовые станции Ericsson 6000-й серии. Они могут использоваться для сетей 2G, 3G и LTE. То есть БС 2G можно легко превратить в БС с поддержкой LTE. Достаточно поменять внешние модули и настроить программное обеспечение.
Выяснилось, что в Чувашии скорость 3G в «Билайн» должна быть не меньше 1,65 Мбит/с на сектор. Эта планка постепенно повышается коммерческим отделом. Соответственно, техническая служба должна обеспечить выполнение данные скорости.
Потом мы выехали в ТЦ «Мадагаскар», чтобы выбрать место для установки базовой станции и антенны. Пока связь обеспечивается БС, находящимися вокруг торгового центра, но в некоторых местах связь неустойчива или теряется. К примеру, перед «МВидео» уровень сигнала 3G постепенно снижается, заходим в магазин, тестовый телефон переключается в 2G и через несколько метров связь исчезает. Поэтому решили в магазине поставить антенну на потолке.
Теперь предстояло выбрать место для установки БС. Заранее созвонились с главным энергетиком, с заместителем обошли несколько возможных мест поблизости от места установки антенны. Для БС нужна вентиляция или охлаждение, питание, место для размещения БС и аккумуляторной батареи. При этом к оборудованию не должно быть открытого доступа. Идеальный вариант — отдельное вентилируемое закрытое помещение, что-то типа серверной. Увы, такого помещения не нашлось.Наконец нашли небольшой закоулок в подвале. Осмотрели. Возможность установки оборудования согласовали.
Теперь предстоит определиться с конкретным оборудованием, отправить монтажников для подготовки проекта установки, согласовать его с администрацией торгового центра. Только после этого можно будет установить БС и антенну. Запуск БС невозможен без согласования с Роскомнадзором.
Цитата
Как БС и антенны появляются в торговых центрах и других зданиях? Либо ТЦ выходит на «Билайн», либо наоборот. Часто практикуется следующая схема. Какой-либо арендатор является корпоративным клиентом компании и согласно договору, ему должны быть предоставлены определенные услуги связи. Соответственно, если в договоре прописывается мобильная связь, она должна быть по тому адресу, который указан в договоре. Поэтому перед заключением договора с коммерческими абонентами инженеры проверяют качество связи. Если результаты замера не устраивают абонента, ищется совместное решение.
Если оборудование устанавливается в помещениях, принадлежащих ТЦ, приходится заключать отдельный договор с его владельцами об аренде. В большинстве случаев администрация торговых центров охотно идет на сотрудничество: сотовая компания в любом случае платит за аренду и потребляемое электричество.
На обратном пути Сергею позвонили техники, которые отправились в «Каскад». Оказалось, охрана не пускает их в техническое помещение. Поэтому перед обедом пришлось около 20 минут потратить на решение проблемы. Ответственное лицо, с которым раньше велись дела, уехал в Москву. Кроме того, сменился арендатор помещения, где располагается часть оборудования.
После обеда получили информацию о некачественной связи по одному из домов по Московскому проспекту. Оказалось, там вышла из строя плата 3G, из-за сбоя одной из плат. Из-за отсутствия свободных инженеров пришлось самим ехать на склад и менять плату на станции.
По пути побеседовали о причинах проблем со связью у абонентов. Причины могут быть как на стороне «Билайн», так и на стороне абонентов: неправильно настроенное ПО, вирусы. Часто USB-модем подсоединяют в заднюю стенку системного блока, который, в свою очередь, находится где-то в углу под столом. Поэтому сигнал будет слабым. Возможны следующие решения: USB-удлинитель, усилитель сигнала. Также некоторые модемы имеют гнездо для антенны (ее можно купить или сделать самостоятельно).
Цитата
Как «Билайн» может улучшить связь в конкретной местности? Кардинальное решение — строительство новой БС, но новые БС ставят только при наличии экономического обоснования. В других случаях помогает настройка или модернизация имеющихся базовых станций. Это изменение логических параметров либо изменение азимутов и наклонов антенн.
Под вечер выехали в один из магазинов на Базовом проезде. У абонента терялась связь и не работал 3G-интернет. С помощью измерительного комплекса на базе Nokia N95 выяснили причину проблемы. Сектору 3G не хватает емкости, нужно добавить в базовую станцию еще одну плату. По 2G ситуация проще. Вне здания идет хороший сигнал от ближайшей базовой станции. Но в помещении сигнал этой станции теряется, и идет переключение на дальнюю БС со слабым сигналом, которая не прописана в соседство. Связались с инженером на коммутаторе и в тот же день дописали соседство.
РезюмеМожно долго и по делу ругать сотовые компании за качество связи. Но компании, планирующие работать на рынке связи и дальше, реагируют на жалобы абонентов, увеличивают покрытие, скорость мобильного интернета. Просто процесс этот очень долгий. Но неизбежный.