Прокуратурой Чувашской Республики обобщено состояние законности в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок.
Прокуратурой республики обобщено соблюдение в 2009 году требований законодательства в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок.
Анализ состояния законности в указанной сфере свидетельствует о том, что государственными и муниципальными заказчиками практически повсеместно допускаются нарушения требований федерального законодательства, регулирующего порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Так, проверкой Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики установлены нарушения порядка проведения аукционов, конкурсов и запросов котировок, заключения государственных контрактов. По представлению прокуратуры республики виновные должностные лица привлечены к ответственности, незаконные положения госконтрактов оспорены в Арбитражном суде ЧР.
Государственными и муниципальными заказчиками допускались факты искусственного дробления заказов с целью уклонения от их размещения на конкурсной основе и заключения контрактов с единственными поставщиками (исполнителями). Имели место случаи размещения заказов без проведения процедуры торгов, заключения муниципальных контрактов на условиях, не предусмотренных конкурсной документацией, а также факты бездействия при поставке недобросовестными исполнителями товаров ненадлежащего качества.
К примеру, при размещении отделом образования администрации Красночетайского района ЧР путем запроса котировок заказа на поставку легкового автомобиля одновременно допущено несколько нарушений требований ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон).
В нарушение требований ч.2 ст. 45, ч.1 и ч.3 ст. 47 Закона извещение о проведении запроса котировок содержало указание на товарный знак «LADA» без сопровождения словами «или эквивалент», к участию в запросе котировок была допущена котировочная заявка ОАО «Чебоксары-Лада», не соответствующая требованиям извещения о проведении запроса котировок. Рассмотрение и оценка котировочных заявок состоялись в последний день срока их подачи, протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок не был подписан заказчиком, а также не размещен на официальном сайте.
В связи с выявленными нарушениями прокурором в адрес главы администрации района внесено представление (на рассмотрении).
Рядом горрайпрокуроров приняты меры прокурорского реагирования по фактам бездействия муниципальных органов, осуществляющих контроль в сфере размещения заказов для муниципальных нужд.
Так, созданной постановлением главы администрации г. Новочебоксарск от 26.01.2007 №23а ревизионной комиссией г. Новочебоксарск для осуществления контроля в сфере размещения заказов для муниципальных нужд в соответствии со ст. 17 Закона с момента создания комиссии не проведено ни одной плановой проверки в указанной сфере. Планы проверок на 2007-2009 г.г. не составлялись и не исполнялись.
По результатам рассмотрения представления прокурора города приняты меры к устранению выявленных нарушений.
Прокурором Вурнарского района, а также Алатырским межрайонным прокурором выявлены нарушения порядка ведения реестров муниципальных контрактов. По представлениям прокуроров нарушения устранены.
Прокурорскими проверками вскрыты факты необоснованного истребования заказчиками от участников размещения заказов, не предусмотренных Законом документов, а также случаи необоснованного отклонения конкурсными комиссиями заявок на участие в торгах.
Зачастую заказчиками нарушался порядок размещения на официальном сайте конкурсной документации, а также сроки заключения государственных и муниципальных контрактов по итогам размещения заказа.
К примеру, РГОУ НПО «Профессиональное училище №2 г. Канаш» при проведении открытого конкурса по предоставлению услуг горячего питания на официальном сайте конкурсную документацию, а также проект государственного контракта не размещало, государственные контракты с победителями конкурса заключены с нарушением срока, установленного ч.1.1 ст. 29 Закона.
По постановлению Канашского межрайонного прокурора директор РГОУ НПО «ПУ №2 г. Канаш» привлечен к административной ответственности по ч.1.4 ст. 7.30, ч.1.2 ст. 7.32 КоАП РФ.
Органами местного самоуправления республики допускались факты заключения муниципальных контрактов на условиях, не предусмотренных конкурсной документацией.
Например, по постановлению прокурора Янтиковского района привлечен к административной ответственности глава сельского поселения, заключивший муниципальный контракт по итогам проведения торгов на иных условиях, чем было предусмотрено конкурсной документацией.
Прокурором Мариинско-Посадского выявлены нарушения при размещении администрацией Кугеевского сельского поселения муниципального заказа на приобретение жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, администрацией Кугеевского сельского поселения с гражданином Ивановым В.М. (персональные данные изменены) был заключен муниципальный контракт на приобретение жилого дома стоимостью более 742 тысяч рублей, не имеющего газового отопления и централизованной системы водоснабжения, несмотря на то, что их обязательное наличие было предусмотрено конкурсной документацией.
В этой связи прокурором района внесено представление. Глава Кугеевского сельского поселения по постановлению прокурора привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 7.32 КоАП РФ, в суд направлено исковое заявление о признании конкурса незаконным и возврате бюджетных средств, исковые требования прокурора удовлетворены.
Прокурором Яльчикского района в адрес главного врача МУЗ «Яльчикская ЦРБ» внесено представление в связи с бездействием по предъявлению претензий к индивидуальному предпринимателю, поставившему в больницу медицинское оборудование ненадлежащего качества еще в 2007 году. По результатам рассмотрения представления прокурора виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, медицинское учреждение обратилось в суд с соответствующими исковыми требованиями к индивидуальному предпринимателю.
По материалам проведенной прокуратурой Яльчикского района проверки органами следствия возбуждено 2 уголовных дела в отношении директора РГУ «Яльчикский ЦСОН» Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, совершившей хищение бюджетных средств в сумме около 36 тысяч рублей, выделенных на закупку мебели для государственных нужд, а также подписавшей подложные акты приемки выполненных работ по государственному контракту на ремонт полов отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов д. Кильдюшево, которые фактически выполнены не были.
Приговором Яльчикского районного суда ЧР от 30 сентября 2009 г. руководитель учреждения осуждена по ст.ст. 160 ч.3, 285 ч.1, 285 ч.1 УК РФ.
Всего в 2009 году органами прокуратуры республики в сфере размещения государственных и муниципальных заказов выявлено 210 нарушений, принесено 24 протеста на незаконные правовые акты, в суд направлено 9 исковых заявлений, внесено 74 представления, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 64 лица, в отношении 7 лиц руководителями предприятий приняты решения о лишении премиального вознаграждения полностью или частично, к административной ответственности привлечено 20 лиц, по материалам прокурорских проверок следственными органами возбуждено 2 уголовных дела.