Топ-менеджеры рекламных агентств Рунета в интервью <Вебпланете> оценили объем российского рынка интернет-рекламы в 2002 году. Участвовавшим в опросе было предложено ответить на два вопроса: <ваша оценка объема рынка интернет-рекламы в Рунете в 2002 году> и <ваш прогноз объема рынка интернет-рекламы в Рунете на 2003 год>.
Были получены следующие цифры:
Оценка объема рынка интернет-рекламы в Рунете в 2002 году:
AdWatch (Лев Глейзер) - $12 млн. Promo.Ru (Тимофей Бокарев) - $8 млн. 2Sun (Дмитрий Можаев) - $7-$8 млн. MediaStars (Вера Бондаренко) - $8 млн. АИР <Манифест> (Даниил Виннер) - $8 млн. РА <Прорыв> (Мария Грачева) - $8 млн.
Прогноз объема рынка интернет-рекламы в Рунете на 2003 год:
AdWatch (Лев Глейзер) - $18 млн. Promo.Ru (Тимофей Бокарев) - $12 млн. 2Sun (Дмитрий Можаев) - $8-$9 млн. MediaStars (Вера Бондаренко) - $13-$15 млн. АИР <Манифест> (Даниил Виннер) - $11-$12 млн. РА <Прорыв> (Мария Грачева) - $10 млн.
Отметим, что на вопросы <Вебпланеты> отказался отвечать Арсен Ревазов (IMHO Vi), а также представители департамента интернет-рекламы РА <Максима> и агентства интернет-маркетинга A-Net.
Полученные цифры топ-менеджеры некоторых рекламных агентств прокомментировали следующим образом:
Дмитрий Можаев, 2Sun: - Мне кажется, вопросы оценки лучше задавать не агентствам, а крупным сайтам и сетям, поскольку сайты знают свои рекламные обороты (т.е. то, что нас интересует - медийные бюджеты после скидки и после агентской комиссии), а вот агентства имеют дубляжи одних и тех же клиентов в обороте, размещая рекламу друг через друга. Кроме того, они имеют лишь приблизительное представление о прямых продажах сайтов и сетей, которые происходят мимо них. Доля сделок последнего типа в 2002 году радикально возросла. И она будет расти и в 2003 году. Загадка также - объемы продаж небольших сайтов и сетей, в том числе региональных. Количество подобных сделок также радикально выросло и не поддается учету. Агентства также заинтересованы <пиарить> более радужную картину, нежели та, которая есть в действительности. Сайты склонны к этому тоже, но не все и в меньшей степени.
Вера Бондаренко, MediaStars: - Хотелось бы, чтобы участники опроса называли реальные цифры при анализе собственных оборотов, а не считали бы по несколько раз бюджеты одного и того же клиента, так как многие агентства? делают баинг через друг друга. Т.е. реально нужно считать объемы площадок и добавлять к полученной цифре 15-20% (комиссия агентства, остающаяся внутри компании). Хотя с другой стороны, такая цифра тоже будет заниженной, т.к. в офлайне рекламные обороты считаются по утвержденным рекламным бюджетам в офлайн (если я не ошибаюсь), а до конечных СМИ - доходит не все: Наверняка, такой же процесс и в онлайне может наблюдаться.
Тимофей Бокарев, Promo.Ru: Российская интернет-реклама прошла уже несколько фаз: 1997 - 1999 - игрушка или новое хобби у наиболее продвинутых руководителей компаний; 2000 - мода и период неоправданных ожиданий; 2001 - время несбывшихся надежд; И, наконец, в этот год интернет-реклама стала незаменимым рабочим инструментом для огромного количества компаний. И это иструмент, который уже доказал свою эффективность. С каждым годом он будет все активнее использоваться, теснить и интегрироваться с другими каналами.
Даниил Виннер, АИР <Манифест>: - На наш взгляд, позитивные изменения на рынке интернет-рекламы не ограничиваются только ростом рекламных бюджетов. Есть и качественные изменения в портрете рекламодателя - значительно увеличилась доля крупных, в том числе и FMCG брендов, которые стали использовать интернет в качестве средства маркетинговых коммуникаций. Рост рекламной активности в интернете обусловлен несколькими факторами, среди которых, в первую очередь, стоит отметить увеличение объемов рекламного рынка в целом и активные спросообразующие действия, предпринимаемые агентствами интернет-рекламы. Последние выступают в качестве основной движущей силы, разрабатывая новые технологии и коммуникационные стратегии. В свою очередь, привлекаемые бюджеты позволяют ускорить этот процесс и открывать для рекламодателей все новые и новые возможности, повышающие эффективность рекламных мероприятий в Сети. Рынок услуг в области интернет-рекламы и маркетинга является, пожалуй, одним из самых бурно развивающихся направлений в on-line секторе, что позволяет смотреть на его будущее с завидной долей оптимизма.