Принято постановление КабМина ЧР № 60 от 02 марта 2015 г. "Об установлении среднего размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в государственных образовательных организациях Чувашской Республики и муниципальных образовательных организациях, на 2015 год" Согласно документу, плата увеличилась от 70 копеек до 2,3 рублей, в зависимости от времени, проведенном в дошкольном учреждении. При пребывании ребёнка в детском саду от 3 до 5 часов родители должны будут заплатить 14,7 рублей. В прошлом году эта сумма составляла 14 рублей. 10 часов в дошкольном учреждении теперь стоят 37,8 рублей (в 2014 году – 36 рублей). За 12 часов родителям предстоит заплатить 46,2 рублей против 44 рублей в прошлом году. Сутки в детском саду обойдутся в 49,3 рублей (в 2014 году – 47 рублей).
Как мы все знаем, согласно ст. 4 ГК РФ Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Хотелось бы услышать аргументированное мнение юристов, нарушает ли данное постановление основной принцип действия НПА во времени или нет? Для меня основной вопрос: это постановление регламентирует публично-правовые или гражданские правоотношения.
Todes, это размер платы за садик, применяемый для расчета компенсации части родительской платы. на основании этого постановления должны пересчитать уже выплаченные компенсации
--------------------
я уже взрослая! я не верю в Деда Мороза. я верю в Бога, слушаю синоптиков, читаю гороскопы и хожу на выборы...
Так постановлением же предусмотрено распространение его действия на прошлое время
Так Постановление - это не закон.
Что бы не быть голословным приведу цитату из решения по делу № А51-20918/2011 Арбитражного суда Приморского края , оставленного в силе апелляционной, кассационной и надзорной инстанцией.
В свою очередь, доводы заявителя о том, что пункт 3 оспариваемого нормативного правового акта не соответствует статье 4 ГК РФ и статье 44 Устава Артемовского городского округа, поскольку данным пунктом действию постановления №1483-па придана обратная сила, признаются судебной коллегией обоснованными в силу следующего. Частью 1 статьи 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В силу части 2 указанной статьи по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, в части 1 статьи 4 ГК РФ выражен общепринятый правовой принцип, согласно которому акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Данный принцип имеет общеправовое значение, и слова «акты гражданского законодательства» должны пониматься в широком смысле и включать акты всех органов государства и все разновидности гражданско-правовых норм. В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно части 6 статьи 44 Устава Артемовского городского округа муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории Артемовского городского округа после их официального опубликования. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановление №1483-па принято администрацией 23.08.2011, опубликовано 26.08.2011, а вступило в действие с 01.07.2010, на что прямо указано в пункте 3 постановления №1483-па. Следовательно, такой порядок принятия нормативного правового акта не соответствует статье 4 ГК РФ и статье 44 Устава Артемовского городского округа.
Сообщение отредактировал Todes - Mar 4 2015, 17:57
Todes, это размер платы за садик, применяемый для расчета компенсации части родительской платы. на основании этого постановления должны пересчитать уже выплаченные компенсации
Суть постановления я прекрасно понял) Суть моего вопроса не в этом)
суд есть школа где должны учить уважению к достоинству человека.
Сообщений: 21 072
Из: г. Чебоксары
Цитата(Todes @ Mar 4 2015, 17:49)
Так Постановление - это не закон.
Цитата(Todes @ Mar 4 2015, 17:50)
Суть постановления я прекрасно понял) Суть моего вопроса не в этом)
А с чего вы взяли, что это вообще акт гражданского законодательства, на который распространяется положение ст. 4 ГК РФ?
Цитата
Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 19.08.2010 по делу N 3-40/2010
Не оспаривая установленную постановлением Правительства Удмуртской Республики N 358 от 14.12.2009 г. кадастровую стоимость арендуемого земельного участка, заявитель просит признать недействующим лишь пункт 3 данного постановления, которым его действие распространено на правоотношения, возникшие в 01.01.2009 г. Полагает, что норма пункта 3 постановления Правительства Удмуртской Республики противоречит пункту 1 статьи 4 ГК РФ. Полагает, что в силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ придание обратной силу актам гражданского законодательства являются исключительной прерогативой законодателя и может устанавливаться только федеральными законами. Органы исполнительной власти субъектов РФ при принятии нормативных правовых актов не вправе придавать им обратную силу и распространять их действие на ранее возникшие правоотношения. .......
Кроме того, пункт 1 статьи 4 ГК РФ регулирует вопросы, касающиеся действия во времени актов гражданского законодательства. Понятие гражданского законодательства дано в пункте 1 статьи 3 ГК РФ, согласно которой гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт (Постановление Правительства Удмуртской Республики N 358 от 14.12.2009 г.) не может быть отнесен к актам гражданского законодательства, положения пункта 1 статьи 4 ГК РФ в данном случае не применимы.
решил:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "УК-Недвижимость" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 постановления Правительства Удмуртской Республики N 358 от 14 декабря 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" отказать.
Определением Верховного Суда РФ от 20.10.2010 N 43-Г10-7 данное решение оставлено без изменения.
Цитата
Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. 2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. 3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам. 4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. 5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон. 6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы. 7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Lawyer, Так как указано в решении по делу № А51-20918/2011 Арбитражного суда Приморского края постановление органов исполнительной власти может быть отнесено к акту гражданского законодательства в том случае если в нем идет регулирование гражданских правоотношений. В приведенном Вами решении Верховного суда Удмуртской Республики было указано, что обжалуемое постановление регулирует публично-правовые правоотношения, в связи с этим суд отказался применить у нему требования ст. 4 ГК РФ. именно поэтому я и вынес вопрос на обсуждение: что регулирует постановление КабМина ЧР № 60 от 02 марта 2015 г. публично-правовые правоотношения или гражданские? Вопрос кстати не теоритический, а имеет практическую основу. Данное постановление повлечет за собой перерасчет платежей за садик за уже уплаченные 2 месяца 2015 года и включение сумм доплаты в следующие платежи.
суд есть школа где должны учить уважению к достоинству человека.
Сообщений: 21 072
Из: г. Чебоксары
Цитата(Todes @ Mar 5 2015, 11:07)
Lawyer, Так как указано в решении по делу № А51-20918/2011 Арбитражного суда Приморского края постановление органов исполнительной власти может быть отнесено к акту гражданского законодательства в том случае если в нем идет регулирование гражданских правоотношений. В приведенном Вами решении Верховного суда Удмуртской Республики было указано, что обжалуемое постановление регулирует публично-правовые правоотношения, в связи с этим суд отказался применить у нему требования ст. 4 ГК РФ. именно поэтому я и вынес вопрос на обсуждение: что регулирует постановление КабМина ЧР № 60 от 02 марта 2015 г. публично-правовые правоотношения или гражданские? Вопрос кстати не теоритический, а имеет практическую основу. Данное постановление повлечет за собой перерасчет платежей за садик за уже уплаченные 2 месяца 2015 года и включение сумм доплаты в следующие платежи.
я думаю, что данный документ ближе к публично -правовому характеру и также касается порядка предоставления мер социальной поддержки. Вот, что говорится в преамбуле Постановления:
Цитата
В соответствии со статьей 23 Закона Чувашской Республики "Об образовании в Чувашской Республике" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
Цитата
Статья 23. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным "законом" "Об образовании в Российской Федерации". Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.
2. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях Чувашской Республики и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Чувашской Республики, на первого ребенка, пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях Чувашской Республики и муниципальных образовательных организациях устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Т.е. данное постановление принято во исполнение норм закона ЧР об образовании, что согласитесь ближе к публично-правовому регулированию. Но в одном я согласен с Вами. Подходы к разрешению данной проблемы в арбитражных суда и СОЮ порой различны. Тоже вчера видел соответствующие постановления кассационных инстанций. В тоже время, обжалование данного постановления, если оно состоится будет все -таки в суде общей юрисдикции, поэтому тут стоит исходить из практики областных, краевых, республиканских судов и ВС РФ.
Lawyer, О разных подходах арбитража и общегражданских судов-только ленивый не знает). Хочу обратить внимание, что в п. 1 ст. 23 Закона ЧР "Об образовании в Чувашской Республике" говорится о взимании платы за присмотр и уход за ребенком. Плата берется на основании договора об образовательных услугах, следовательно, справедливо сделать вывод, что складываются гражданско-правовые правоотношения между родителями и образовательным учреждением. Продолжая логику, делаем следующий вывод- рассматриваемое постановление изменяет существенное условие- стоимость образовательных услуг, что опять же подпадает под понятие гражданско-правовых правоотношений. Согласны?
суд есть школа где должны учить уважению к достоинству человека.
Сообщений: 21 072
Из: г. Чебоксары
Цитата(Todes @ Mar 5 2015, 15:37)
Согласны?
возможно, но как ни крути , в ст. 3 гк рф исчерпывающий перечень актов гражданского законодательства, и в этом перечне актов исполнительных органов субъекта РФ нет, и ФАС Приморского округа или Северо Западного не могут своей правоприменительной практикой изменить нормативный акт. Поэтому либо так, либо эдак, акт законен, имхо
Lawyer, О разных подходах арбитража и общегражданских судов-только ленивый не знает). Хочу обратить внимание, что в п. 1 ст. 23 Закона ЧР "Об образовании в Чувашской Республике" говорится о взимании платы за присмотр и уход за ребенком. Плата берется на основании договора об образовательных услугах, следовательно, справедливо сделать вывод, что складываются гражданско-правовые правоотношения между родителями и образовательным учреждением. Продолжая логику, делаем следующий вывод- рассматриваемое постановление изменяет существенное условие- стоимость образовательных услуг, что опять же подпадает под понятие гражданско-правовых правоотношений. Согласны?
оспаривание данного постановления будет регулироваться Подразделом III. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Соответственно данный вопрос относится к публичных правоотношениям.
--------------------
мой сайт отвечу на вопросы в области юриспруденции