Вот, обсуждают новое явление - кто-то снова пошутил и составил текст, говорят, машиной, и подкинули научному журналу. Что думаете? Как жить дальше?... Здесь.
Цитата
МОНОЛОГИ, ДИАЛОГИ, ДИСКУССИИ В.Б. Родос ДАРВИНИЗМ В тексте представлен авторский анализ происхождения, сущности, обоснованности и культурных последствий теории естественной эволюции. 1. Сатана Надо было начать разговор о Дарвине именно с сатаны. Прямее дорога. Давно, в молодости хотелось написать статью, а то и целую книгу крити- ки дарвинизма. Я и название для такой статьи или книги придумал «Библия от Дьявола». В таком названии как раз и сплетаются эти две темы: сатана и дарвинизм. Нельзя было. Вне зависимости от того, как бы я написал такую книгу, независимо от силы моей аргументации, от её убедительности, ни в коем случае не напечатали бы её. Может быть, и меня самого посадили бы. Или как минимум навсегда лишили бы права преподавать, совращать, раз- вращать. Сейчас можно. Или только кажется, что можно. Вон ведь судилась де- вочка с преподаванием дарвинизма в школе, и комментаторы, которые в школе плохо учились, рады бы, как всегда, школу мстительно потоптать, но в этом случае в основном против девочки насмешничали. Почему нельзя дарвинизм критиковать? Помните, «три источника, три составных части марксизма». Дарвинизм – одна из главных подпор марксизма. Дарвин родной старший брат Марксу, а скорее даже идейный отец его. Расскажу, как (в моём сознании) сошлись сатана с дарвинизмом. У Гого- ля много чертовщины, тревожила его эта тема. По Гоголю, сатанинская сила, власть его мелко рассредоточена, раздроблена, по зёрнышкам просыпана, может, даже пропитывает всю вселенную насквозь. Мировое зло у Николая Васильевича представлено в виде мелких пакостных брызг − не столько опасных, сколько забавных. Если представить это сатанинское зло статьями уголовного кодекса, то это будет мошенничество, жульничество, хулиган- ство, мелкое воровство отбившихся от рук пакостников-малолеток. Воланд со своей свитой в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова – гораздо более опасная банда. На их долю пришлось бы более половины ста- тей уголовного кодекса, включая убийства с отягчающими обстоятельства- ми, вампиризм (уж не знаю, есть ли такая статья в УК), все формы разбоя и грабежа. Хулиганство злое, злостное, с тяжкими последствиями, поджоги, варварство, вандализм, предельное оскорбление личности. По нынешним временам им вменили бы и терроризм, и запугивание, шантаж, рэкет.
Однако и это всё как-то мелко. Даже прелестно как-то. Прельщает. Уби- вают, а мы им сочувствуем, пакостят зверски, а нам, читателям, приятно. За них и болеем. Но главное: всё индивидуально. Даже массовое издеватель- ское надувательство, обман в помещении Варьете по сути персонифициро- ван. Ну, не поймал бы ты фальшивый червонец, летящий сверху, – не при- шла бы к тебе и беда, ну, не пошла бы ты задарма менять старенькое, но своё, на красивое, модное и халявное − не оказалась бы голой на улице. Мелкое воздаяние за почти родовые грехи. Всё это куда как более забавно и менее опасно, чем, скажем, фугасная бомба. Тем более, чем атомная. А сатана… Итак. В предположении, что сатана есть. Вовсе не хулиганистые бесенята, что подменяют в картах масти в «Про- павшей грамоте» Гоголя, мелкие блатные сявки, шушера из подворотни, злобные пакостники и гадёныши, даже не те Булгаковские жуткие и смеш- ные мафиози из четвёртого измерения. С ними Господь говорить бы, совето- ваться − не стал. Сатана − это большая сила. Огромная. Не банда, а армия. Не против че- ловека – против людей. Такая сила, что измеряется не статьями уголовного кодекса, а баллами по шкале Рихтера. Великая. Альтернативная Господу. Его тень. Итак, допустим. Допустим, что сатана существует, и допустим ещё, что сила его и воз- можности огромны. Что тогда? Где же искать результаты его деятельности. Никакие пакости, гадости, злобные шалости и мерзости против одного от- дельного человека меня не устраивают, а искать я стал большое, огромное общечеловеческое зло. Природные катаклизмы… Он! Войны? Конечно! В людях, особенно в мужчинах, излишне много перца, ярости, нетерпимости, жестокости. Мне хотелось найти нечто долговременное из области сознания. Науку безбожия. Марксизм! Идея коммунизма. Бесспорно. Но это лишь главное, самое очевидное. Я искал ещё большего. Один из ответов лежит на поверхности: сатана в образе змея подсунул яблоко (мне все равно, пусть апельсин, любой фрукт; любительскую колба- су) познания Адаму, за что тот был изгнан из рая. Основа философии хиппи. Отрицание науки, от неё больше вреда, чем пользы, удобство телу, непопра- вимый вред душе, отказ от ценностей цивилизации. Адам съел предложенное змеем яблоко, и у него появилось, специализи- ровалось левое, логическое, словесное, дискретное полушарие мозга. Здесь, на этом пути в отрицании логики, науки, всего того, что отличает людей от животных, противопоставляет им людей, нашли ответ многие. И я вижу их правоту. И неправоту. Однако тогда из рая ведь не человечество было изгнано, а один Адам вдвоём с Евой. Человечество-то в связи с этим фактом, наоборот, только и появилось, родилось, получило возможность существовать. Если бы этого не произошло, Адам бы с Евой и не расплодились бы перед лицом Господа. Рай только для одного, для Адама. Пусть с Евой, в нём нет места для всего чело- вечества. Человечества там в раю бы и не было, не возникло никогда, как и нужды в нём. Вечно жили бы Адам и Ева, оставаясь бессмертными и ангель- ски невинными. И мы бы не родились. И ничего бы об этом не узнали и ни о чём бы та- ком не судили. Жутко сказать, но в этом деле я благодарен сатане и иначе не могу, иначе не было бы людей, не было бы меня самого, не было бы того, кто по-другому мыслит. И, наконец, последнее. Конечно, эта любительская колбаса или яблоко разозлили Бога, в этом смысле сатана Ему насолил. Появилось человечество, что сильно прибавило забот, тяжкая обуза. Но… вообще говоря… Не ясно, мне – человеку, не вполне понятно моему человеческому уму, что же такого, очень плохого, для Господа в результате произошло. Ну да, нарушены Его планы. Но Он и так ведь их иногда менял. Вселенная, род людской – новое для Него дело, не всё сразу получилось, да вот уже и конец виден, а дело как бы недозавершено. Зато людей стало в миллиарды раз больше, церквей, соборов и храмов по всему миру понастроили, молятся Господу одновременно по всему миру круглосуточно. А между молитвами готовят весь мир к самоуничтожению, но ведь это не сразу, а только сейчас, постепенно и с наращением. Нет, не это самое паскудное дело сатаны против Господа. А для меня важно и то, что в этом эпизоде сатана обманывает, совращает совсем ещё невинных, мало знающих людей. Не знающих о добре и зле, не владеющих логикой людей. В тяжелой и упорной борьбе с Богом сатана должен был придумать что-то не просто большое, огромное, но рассчитан- ное на грамотных, образованных людей. Это не то, что дурочку Еву облапо- шить, лапшу на уши невинной девочке повесить, не тот случай. Тут нужен великий, неотвратимый для разума соблазн. Нечто притягательное, исклю- чительно соблазнительное для умного человека. И направленное против Господа. Великий искус для мыслящего человека. Чем более мыслящего, тем больший искус. И тогда я догадался, и тогда я понял, что является самым большим, са- мым сильным соблазном для человека и в то же время направлено прямо и определённо против Бога. Это же и есть учение Дарвина! Учение об эволюции! Самый сильный соблазн для учёного человека. Не стал бы сатана связываться с кандидатом наук. Он выбрал бы себе ан- ти-Мессию из великих. Так он и сделал. Никаких сомнений – Чарльз Дарвин не просто знаменитый, но прямо гениальный, великий учёный.
--------------------
Одолевший путь выходит к тёмному суровому стражу источника, который решает судьбу идущего
2. Почему дарвинизм притягателен Главным серьёзным обоснованием верности дарвинизма является, по- моему, его исключительная сатанинская привлекательность для человеческого ума. Теория эта симпатична нашему уму, совпадает с его потаёнными страстями, на что дьявол и рассчитывал. Чем соблазнителен эволюционизм человеческому разуму? Не думаю, что наука знает ответ. Читателям, подозреваю, даже смешно станет, но науке исключительно плохо известно, что вообще представляет собой наша коллективная гор- дость, наш мозг. Не в медицинском, конечно, смысле, тут как раз многое яс- но, а как носитель разума. Помню, в студенчестве я искал перечень, хотя бы общий список способностей нашего интеллекта. Вот о руке, о ноге всё из- вестно, пересчитаны все возможные изгибы и положения, все степени сво- боды движения. А сколько степеней свободы у нашего интеллекта? Про наш ум даже специалистов, кто за это отвечают, не нашёл. Логики не знают и знать не хотят, не их это дело, психологи открещиваются, у них поведение… Раздобыл, нашёл-таки где-то список способностей ума, интеллекта, со- стоящий из десяти пунктов и составленный… никогда в жизни не угадаете, кем. Шекспиром! Нет слов, чтобы рассказать, как я люблю и уважаю Шек- спира. Штук пятьдесят его сонетов наизусть знал. Некоторые сразу в не- скольких переводах. Но сейчас не об этом. Шекспир – гений. В десятой, в сотой степени гений, но ведь не бегун на короткие дистанции, не изобрета- тель вертолета. Вот и не учёный тоже. Никакого греха на нём. Это на науке грех. Миллионы в ней пасутся, деньги неплохие имеют в среднем, а иногда и почёт со славой. И не стыдно ли: за несколько столетий к тому, что великий поэт и драма- тург сказал, ничего добавить не могут. Конечно, я за такой труд не возьмусь. Так, перечислю кое-что. Анализ. Способность к мысленному расчленению объекта изучения. Мо- жет, способностей таких несколько: разбивать род на виды, те − на подвиды, отряды и семьи; совсем иное: видеть в целом, как в конгломерате, части (кто скажет, что это одно и то же, – «два» по логике). Синтез. Их точно много. Сложение, слияние, конструирование, монтаж, сплав, обобщение… Логика отдельно, конструктивные способности ума отдельно... Память. У меня лично в коллекции несколько родов памяти. Причём в одних я дам фору большинству людей на земле, а вот зрительная память – ужасная, хоть меняй. Ассоциативное мышление. Не скажу, что упорно искал, но не видел ни одной статьи об этом. Способность понимать. Даже человека, говорящего на другом языке. Есть семантика. Я ею даже и занимался, но как угадать, какую семантику применить к данному случаю? Нет исследований, а мозг, даже не слишком умного человека, делает это автоматически и тут же. Правда, у всех по- разному, и это сильно влияет на то, умный ли человек или дурак. И тут ещё одно. Видеть точку, угадывать проблему…У меня даже на- звания нет. Пояснить могу. Поддерживать беседу может любой, в том числе и дурак. Но, чем глупее человек, тем более он в общем разговоре придержи- вается слов, последнего произнесённого слова и свободно перемещается вдоль течения беседы, минуя все темы и проблемы подряд. Чем умнее собе- седник, тем интересней его примеры, убедительней доводы. Но даже среди очень умных людей я совсем не часто встречал тех, иногда достаточно мол- чаливых и сосредоточенных, которые сразу чуют главный пункт разногла- сий, гвоздь проблемы и держатся его, не очень обращая внимание на словеса и перлы. Лично я по одному разговору распознаю таких умельцев и отно- шусь к ним с большим уважением. Льщу себя надеждой, что и сам держу тему… пока не взвинчен и не разъярён. Экстраполяция – умение разума переносить знания и умения об одном на другой предмет (я не знаю ни одной попытки выяснить механизм дейст- вия этого приёма. А сказать, что это своего рода аналогия, − хуже, чем ниче- го не сказать). Мысленное моделирование... Интуиция. Инстинкты – это из другой области? Ну ладно, пусть. А догадка? Как в голове Шерлока Холмса или Ниро Вулфа возникает до- гадка? Уверяю вас: дедукция, на которую Холмс всё время ссылается, не имеет к этому никакого отношения. Умение формулировать гипотезы. Полная загадка. Что такое гипотеза, можно прочитать в учебнике. Но вот как она появляется… Простенький вопрос: какое место занимает логика среди других способ- ностей мозга? Как с ними контактирует? Взаимодействует? Ещё проще во- прос: сколько их − логик? Или вот эта изумительная способность разума на- ходить, выбирать ту самую логику (логическую систему), которая именно сейчас необходима. У этой возможности разума даже названия нет. У меня по этому делу довольно много напридумано, но никто даже и проблемы здесь не видит. А у самого ощущение, что только не ленись, можно приду- мывать и придумывать новое и подписывать-подсвистывать. Напомню: всё это я к тому своему утверждению, что вряд ли наука знает, почему то или иное прельстительно для нашего ума. Без опоры на науку ос- таётся применить свой излюбленный метод: проверка на себе. Не универсально, но иного нет, и, заглянув в себя, большинство согла- сится. Что-то есть в человеческом разуме (страсть к познанию, к познаванию?), отчего он предпочитает движение, развитие, шевеление. Человеческий разум (при этом вовсе не обязательно гениальный, рядовой) запоминает случив- шиеся события и факты и увязывает их в причинные или ассоциативные це- почки. Даже простые телефонные номера многие люди запоминают, связы- вая с уже известными фактами, цифрами и памятными датами. В мозгу нет стеллажей, и каждый новый факт не ложится на полку, но повисает на нитях ассоциаций и аналогий. Мозг не то чтобы не любит, он не способен удержи- вать в памяти событие само по себе, без связи с другими, теми, что уже на- коплены. Паутина памяти. Каждое новое событие – новая ячейка, то так, то сяк (не знаю как) связанное с тем, что уже было. Мозг без просьбы, без толч- ка автоматически связывает новый факт с другими событиями, как причина- ми, и с третьими – следствиями, с похожими, родственными… Отсюда все наши суеверия. С чего это вдруг самолёт разбился, муж из дома ушёл, поезд с рельс сошёл, обокрали дом? А вот же: потому, что чёрная кошка дорогу перешла, встретил бабу с пустыми вёдрами и вот ещё зеркало разбилось. Никто не виноват, человеческий мозг таков, что движение, перерастание, развитие, изменение ему дороже и ближе, чем неподвижность. Это обстоя- тельство в самой сильной форме и использовал сатана. Изумительно красивы поделочные камни. Но красота каждого из них на- всегда и неизменна. Двести лет восхищала, вот и меня, а после − моих по- томков. Музейная красота. Какой была тысячу лет, такой и останется тысячу лет вперед. Фотографии − не все, но многие, − вполне заслужено проходят по разряду искусства. Живопись, скульптура, архитектура. Но и то и другое − это застывшая красота, хотя и платят за это бешеные деньги. А так, не для музея, не для коллекции, а для жизни большинство людей предпочтёт волну, движение ветра, покачивание ветки, а из искусств − кино, музыку. Кто бы на битые стекляшки смотрел, но если их сунуть в калейдоскоп… Мир изумился кубику Рубика. Простая вещь, возьми в руки, подержи, покрути и сам увидишь, удивишься, как изменяется. Выстраиваются, появ- ляются фигурки, упорядочивается...
--------------------
Одолевший путь выходит к тёмному суровому стражу источника, который решает судьбу идущего