Председатель Счетной палаты (СП) Сергей Степашин вновь подверг критике работу Минфина. По его оценкам, проводимая министерством политика «не позволила в 2008 году адекватно оценить состояние долговой устойчивости экономики страны» и своевременно принять решения по контролю за внешними заимствованиями корпоративных структур и сдерживанию опасных тенденций. Недоволен Сергей Степашин и качеством работы Минфина над федеральным бюджетом: в прошлом году в сводную бюджетную роспись было внесено едва ли не рекордное количество изменений — 27 тыс.
Вчера Минфин внес в правительство переработанный проект бюджета на 2009 год, параметры которого пока держатся в секрете. Как ранее заявлял министр финансов Алексей Кудрин, расходы по всем статьям будут сокращены примерно на 12%, в то же время расходы на поддержку регионов и базовых отраслей экономики в условиях кризиса даже вырастут. Как пояснил вчера замминистра финансов Антон Силуанов, в 2009 году расходы регионов в среднем сократятся на 5%, а доходы упадут примерно на 18%.
Между тем, как стало известно РБК daily, Сергей Степашин высказал недовольство качеством работы Минфина по подготовке федерального бюджета. Эта позиция главы Счетной палаты отражена в отчете ведомства по итогам работы в 2008 году, который Госдума планирует рассмотреть до конца марта. Как указывается в отчете, по-прежнему остается актуальной проблема значительного количества изменений, вносимых в течение года в закон о федеральном бюджете. «В 2008 году в сводную бюджетную роспись было внесено около 27 тыс. изменений — на 25% больше, чем годом ранее, — указывает г-н Степашин. — Это свидетельствует о необходимости кардинального повышения качества планирования расходов федерального бюджета». По мнению первого исполнительного вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Мурычева, 27 тыс. изменений в федеральный бюджет — вещь недопустимая, особенно в докризисное время, документы такого уровня должны готовиться самым тщательным образом. Вдобавок, по мнению Сергея Степашина, неточности прогнозирования уровня инфляции и ВВП «в существенной мере дезориентируют всех участников бюджетного процесса».
Досталось Минфину и за слабый контроль за расходованием бюджетных средств. «Несмотря на некоторое снижение по сравнению с 2007 годом суммы финансовых нарушений, объем нецелевого использования бюджетных средств значительно увеличился», — указал в отчете г-н Степашин. Так, объем средств, использованных в 2008 году с нарушением законодательства в финансово-бюджетной сфере, составил почти 95 млрд руб., при этом нецелевым образом было израсходовано порядка 2 млрд руб. Как установила Счетная палата, невыполнение конечными заемщиками договорных обязательств причинило бюджету ущерб в размере 5,7 млрд руб.
Сергей Степашин указал и на другие просчеты Минфина. Так, Счетная палата неоднократно обращала внимание на рост консолидированного внешнего долга России и возможные риски угрозы экономической безопасности страны. «Проводимая Минфином политика в части внешних заимствований корпоративного сектора оказалась недостаточно эффективной и не позволила в 2008 году адекватно оценить состояние долговой устойчивости экономики страны, — особо отметил Сергей Степашин. — Не было принято своевременных и обоснованных управленческих решений по контролю за внешними заимствованиями корпоративных структур и сдерживанию опасных тенденций». И такая тенденция, судя по всему, продолжится в 2009 году. По итогам проверок СП формирования федерального бюджета в 2009—2011 годах было отмечено, что порядок составления проекта бюджета не предусматривает разработку и одобрение правительством основных направлений долговой политики.
Александр Мурычев не видит политической подоплеки в прозвучавшей критике СП в адрес Минфина. «Не только Счетная палата, но и РСПП неоднократно говорил о недопустимости внешних заимствований корпораций в таком объеме, — сказал РБК daily г-н Мурычев. — Правительство должно тщательно мониторить эту ситуацию, поскольку уже до кризиса было ясно, что корпоративный долг может перерасти в государственный, что мы сейчас и наблюдаем. И здесь критика Счетной палаты абсолютно справедлива».
Первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Виталий Шуба также согласен с тем, что Минфин должен был отслеживать объемы заимствований российских корпораций. «Сейчас уже всем понятно, что в основном внешние заимствования расходовались не на модернизацию производства, а на покупку новых активов, то есть эффективность использования внешних кредитов оставляет желать лучшего, и Минфину не следовало этого допускать», — подчеркнул г-н Шуба.
Не преминул Сергей Степашин напомнить и об отсутствии практики привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц за несвоевременное рассмотрение и принятие мер по представлениям СП: «Только усиление взаимодействия ведомства с Генеральной прокуратурой и другими правоохранительными ведомствами стало серьезным стимулом для устранения выявленных Счетной палатой нарушений».