Число уголовных дел против персон с иммунитетом за год выросло в три раза право
Владимир Богданов
Следственный комитет при прокуратуре РФ раскрыл для "Российской газеты" данные об уголовном преследовании так называемых спецсубъектов - чиновников, которых закон наделяет особым правовым статусом. За год под статьей оказались более 11 тысяч "неприкасаемых": судей, прокуроров, депутатов.
Число обвиняемых чинов с правовым иммунитетом увеличилось сразу втрое. Возможно, такой массированный подход к преступности в среде VIP-персон поколеблет их уверенность в собственной неуязвимости под прикрытием черной мантии или красной корочки.
Следственный комитет все чаще заводит уголовные дела в отношении судей, прокуроров, следователей, адвокатов и депутатов разных уровней. Закон поставил их в особые условия, чтобы они могли принимать решения, не опасаясь ни телефонного права, ни мести со стороны обиженных. Но соблазн использовать это особое положение в корыстных целях велик. Обвинения в различных преступлениях уже предъявлены 1442 судьям, прокурорам, адвокатам и народным избранникам, 575 человек уже осуждены.
Прежде таких людей привлекала к ответственности исключительно прокуратура. С созданием Следственного комитета эта функция перешла к нему. Процедура возбуждения уголовного дело против VIP-персон с иммунитетом - довольно сложный процесс.
Например, привлечь депутата Госдумы или члена Совета Федерации может только глава Следственного комитета с согласия соответствующих палат парламента. Подчиненные Александра Бастрыкина имеют право возбуждать уголовные дела против "спецсубъектов", но при этом необходимо пройти серию согласительных процедур. Для привлечения судьи, например, требуется как минимум решение высшей квалификационной коллегии судей.
Не избежали соблазна и сами следователи. За год на скамью подсудимых их село без малого 200 человек. Обвинения большей частью стандартные - фальсификация доказательств, вымогательство, взятки и даже присвоение вещественных доказательств. Например, милицейский полковник из Карелии ухитрился "толкнуть налево" более 20 тонн железнодорожных рельсов - вещественные доказательства по одному из уголовных дел. А алтайский следственный начальник Л. Слепов "забыл" внести в протокол сведения о большей части контрабандных товаров и вымогал за это 200 тысяч рублей у самих контрабандистов. Они его и сдали коллегам высокопоставленного следователя.
С привычных кресел защитников пересели на скамью подсудимых 136 адвокатов. Их самые распространенные служебные грехи - мошенничество, сговор, подкуп свидетелей. Волгоградский адвокат С. Цыганков, например, нагрел своего подзащитного на полтора миллиона рублей - якобы носил взятки в прокуратуру и суд. Оказалось - положил себе в карман. В Астраханской области защитники М. Матвеев и Н. Троянов, спасая от тюрьмы милиционера, угрозами и силой заставили свидетеля написать ложное заявление.
Но больше всего отличились на криминальной ниве местные депутаты. Под следствием оказались более 4 тысяч избранников. Обвинения предъявлены за присвоение казенного имущества, подпольную предпринимательскую деятельность, незаконные кредиты. Например, в Удмуртии возбуждено 26 уголовных дел против депутатов местного самоуправления. Глава района в Красноярском крае А. Сухонос прикарманил свыше 2 миллионов бюджетных рублей, выделенных на ликвидацию последствий паводка. А еще, подделав документы на приобретение племенного скота, он умыкнул из казны 3 миллиона с хвостиком.
Есть депутаты, которые растратили и по 7, и по 16 миллионов. Но, пожалуй, всех перещеголял депутат Госсобрания Якутии, он же гендиректор крупной фирмы И. Корнев, который "прихватил" имущество целого предприятия на сумму 138 миллионов рублей. Суд отмерил ему 4 года.
На днях следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Волгоградской области предъявлено обвинение экс-ректору Волгоградской академии государственной службы, депутату облдумы Михаилу Сукиасяну. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного статьей УК - "превышение должностных полномочий".
Следствие установило, что Сукиасян, находясь на должности ректора, превысил свои полномочия: покупал недвижимость за счет федеральных средств, расходовал бюджетные ассигнования при проведении ремонтных работ здания академии не по назначению. Кроме того, по его распоряжению выплачивалась зарплата преподавателям, не работающим в академии. Государству был нанесен многомиллионный ущерб.
Есть и более экзотические грехи, вплоть до нанесения побоев и насилия, в том числе против сотрудников милиции. Один из местных депутатов в Удмуртии, 46-летний Михаил Шкляев, напившись допьяна, вооружился бейсбольной битой и направился в дом женщины, которая якобы не возвращала ему долг в 3 тысячи рублей. Дело кончилось тем, что несчастная попала в больницу с разрывом селезенки и травмами живота.
В Следственном комитете отмечают почти двукратное по сравнению с 2007 годом увеличение неправовых действий судей. По 29 служителям Фемиды уже даны заключения о наличии в их действиях признаков различных преступлений, в 26 случаях возбуждены уголовные дела, пятерым вынесены приговоры. В основном за неправосудные вердикты, служебный подлог, взятки.
Например, за вынесение заведомо неправосудного приговора на два года условно осужден судья Буденновского городского суда Ставропольского края Д. Капустин. Председатель райсуда из Тверской области Е. Николаева за злоупотребление должностными полномочиями приговорена к такому же наказанию Верховным судом.
Замыкают цепочку VIP-подозреваемых прокуроры. В Мордовии сразу трое из них находятся под следствием. В суд ушло уголовное дело зампрокурора района Д. Напалкова - за взятку, полученную от предпринимателя. Тот откупился от тюрьмы за 100 тысяч рублей. Прокурор Зубово-Полянского района Г. Половников обвинен в пособничестве и укрывательстве бандитов, совершивших ряд изнасилований и других преступлений.
Словом, на безработицу в Следственном комитете не жалуются. Однако, по мнению специалистов, их напористость в борьбе с коррупцией и другими должностными преступлениями в правоохранительной среде, мягко говоря, одобряется не всеми высокопоставленными чиновниками этих структур. Многие эксперты опасаются, что внесенный в Госдуму законопроект об изменении порядка привлечения к ответственности VIP-персон может создать препоны в расследовании многих дел, где фигурантами выступают персоны с правовым иммунитетом. Говорят, как бы при передаче функций не ушли в тень многие совершенные высокими чинами правонарушения.
Глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин считает, что Генеральная прокуратура как высший орган надзора за законностью в стране и сейчас активно ведет надзор за следствием. У нее для этого больше возможностей. И если прокурор усомнится в чистоте какого-либо дела, он вправе внести представление, а руководитель заподозренного следователя будет обязан провести строгую проверку.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4844 от 6 февраля 2009 г.
Ага... "Возбуждено... под следствием... осуждён условно..." Да ни хрена он не будет бояться! Шум с "оборотнями в погонах" помните? Пошумели пару недель, ну эхо с месяц, и всё... И он, чиновник ваш, это тоже помнит, и помеивается. А масштабы хищений и взяток таковы, что надо колонну по Москве на этап провести, показательно, как фрицев в войну. Вот тогда...
--------------------
Ремонтировать - моя профессия! Приводить в негодность - удел остальных. Бесконечно можно смотреть на огонь, воду,и на то, как паркуется блондинка! Не дай Бог свинье рога, а холопу барство
Слома системы недостаточно. Надо сразу её замещать новой, с новыми, эффективными механизмами фильтрации и оптимизации работы. И надо понимать, что пройдёт цикл, и потребность в сломе-очистке системы встанет снова.
Вот и подтверждение, как чиновники борятся с коррупцией
Цитата
Законопроект с оригинальной идеей сетевой «позорной доски» был внесен еще в 2007 году. Предполагалось, что правительство будет размещать на своем официальном сайте информацию о лицах, осужденных за должностные преступления. В документе было перечислено девять соответствующих статей Уголовного кодекса. Это злоупотребление должностными полномочиями и их превышение, нецелевое расходование бюджетных средств, незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, халатность. То есть то, против чего, в конечном счете, и направлена нынешняя борьба «за чистоту рядов». На сайте кабинета министров предлагалось публиковать фамилию, имя, отчество; дату рождения преступника, занимаемую им до осуждения должность и статьи УК, дату вступления приговора в законную силу; назначенное наказание; а также «иную информация по усмотрению правительства». После погашения или снятия судимости информация с сайта должна была удаляться.
Однако депутаты большинством голосов отклонили этот законопроект. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству обосновал недопустимость принятия документа тем, что персональные данные, касающиеся судимости субъекта, являются конфиденциальными и «в вопросе их опубликования не может применяться избирательный подход только к определенной группе осужденных, так как это противоречит конституционному принципу равенства прав человека и гражданина». Озаботились в комитете и тем, что проектом не предусмотрены процедуры, связанные с реабилитацией и возмещением морального ущерба лицу в случае его незаконного осуждения.
Комитет по местному самоуправлению и вовсе выразил сомнение в результативности предлагаемых мер и полезности представляемых гражданам сведений. Там посчитали: если провинившийся чиновник отделывается лишь штрафом и продолжает осуществлять свои полномочия, то информирование граждан о его грехах значения не имеет. Если же чиновник решением суда лишается права занимать свою должность либо приговаривается к лишению свободы и его увольняют, то и здесь неясно, какую, мол, роль будет иметь информирование граждан. Правительство обратило внимание, что закон может нарушить право субъекта на конфиденциальность его персональных данных.
За право граждан знать все о чиновниках-коррупционерах некоторые депутаты все же вступились. Сергей Иванов от фракции ЛДПР поинтересовался, чем чиновники лучше обычных правонарушителей, замеченных в гораздо меньших проступках. Он напомнил, что в советское время на специальных досках вывешивались на всеобщее обозрение фотографии безбилетников, а сейчас – фотографии тех, кто ворует в супермаркетах. Депутат от КПРФ Николай Коломейцев обратил внимание, что в большинстве развитых стран законы защищают не тех, кого осудили, а общество. Но слабый голос оппонентов потонул в мощном хоре защитников прав чиновников.
По мнению экспертов, по закону никакого секрета данные о судимости чиновников не представляют. Президент Комиссии по свободе доступа к информации Иосиф Дзялошинский отмечает, конфиденциальной информация о судимости является только в том случае, если судимость снята. «Если же она не снята, то это не может являться конфиденциальными данными, поскольку представляет общественный интерес», – пояснил «НИ» эксперт.
Такого же мнения придерживается и директор Института развития свободы информации Иван Павлов. По его словам, сокрытие данных о преступлениях, совершенных представителями власти, противоречит основным принципам уголовного и уголовно-процессуального законодательства. «Конфиденциальной считается та информация, доступ к которой ограничен федеральным законом, – рассказал «НИ» эксперт. – Закона, который ограничивает доступ к этой информации, не существует». Г-н Павлов обратил внимание на то, что, даже если обвинение связано с государственной тайной, приговор все равно оглашается в открытом режиме. А любая информация о представителях власти социально значима в силу своей природы, поскольку граждане, как налогоплательщики, должны знать, что власть делает на те средства, которые они перечисляют в бюджет.
Вчера, кстати ,смотрела передачу Кеосаяна, где выступал экономист Никита Кричевский и депутат Павел Медведев. Н-да, чем больше смотрю с приглашениями думцев, тем больше хочется эту думу разогнать. Ему говорят, что надо заниматься своими делами, своим государством, что денег, как Кудрин заявил, уже не хватит на следующий год, так ему депутат с радостью объявляет ,что МВФ нам не отказывает во взятии кредита, и ничего страшного нет, что страна подсядет на эти кредиты. Дурдом полнейший. А оффшоры, мол, не наше с вами дело. И черновой рынок тоже.
Сообщение отредактировал Дениза - May 19 2009, 11:57
--------------------
Не хвастайся, дряхлый рассудок людской. Безумству — любовь и почет. Сулишь ты, рассудок, уют и покой. Безумство восторг нам дает!
Действительно, даже сама фраза "чиновники борются с коррупцией" вызывает невольную улыбку умиления. На днях перечитывал "Мёртвые души", там тоже чиновники с коррупцией боролись ( 200 лет назад дело было).
Во-первых, разработан и утверждён Национальный план противодействия коррупции. Он вступил в силу, он работает. Во-вторых, принят и вступил в силу пакет антикоррупционных законов. Я подписал целый ряд указов, которые расширяют контроль за деятельностью и государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Теперь декларировать свои доходы и имущество будут не только сами государственные служащие, но и члены их семей. Под этим появилась нормативная основа. И Президент не исключение из правил. Информация будет публиковаться на официальных сайтах и будет доступна СМИ. Хочу сказать, что этой информации будет ничуть не меньше, чем в этом году. При этом мы должны разработать механизм проверки достоверности и полноты сведений, которые будут даваться чиновниками.
По сути, впервые за всю современную историю создана нормативная рамка для работы. Ну а если говорить откровенно, то вообще за всю историю нашего государства.
Мне неоднократно говорили: борьба с коррупцией идёт вяло, плохо, потому что у нас нет этого термина, законодательство не работает. Теперь всё есть: есть и термин, он расшифрован, есть законодательство. Но критически важно, чтобы законодатели сами понимали, каким образом этот закон следует применять. Чтобы правоохранительные органы, правоприменители, в свою очередь, тоже понимали, каким образом применять этот закон. Чтобы все государственные служащие понимали меру своей ответственности.
Это не самое простое законодательство. У нас пока нет практики его применения. Есть достаточно тонкие, иногда щепетильные вопросы. И за исполнением этих законодательных актов нужно будет самым внимательным образом следить. И ещё, может быть, самое трудное: мы должны создать мотивацию к правовому, юридически корректному поведению. При помощи нормативных актов, при помощи средств массовой информации, в результате работы институтов гражданского общества. И коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной. Вот это, может быть, самое трудное.
Участие гражданского общества, конечно, является необходимым условием борьбы и успеха в этой борьбе. Односторонней такого рода деятельность быть не может. Сошлюсь на одну из мыслей, которая была высказана недавно на заседании Совета при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Это мысль о том, что там, где есть коррупция, всегда есть нарушение прав человека. И в этом плане борьба с коррупцией – это прежде всего гражданский контроль. В этом смысле я, конечно, полностью, абсолютно поддерживаю идею его развития. Причём развития в самых разных формах.
Взять те же самые блоги – это достаточно неплохой и в целом вполне пока, слава богу, независимый индикатор. Меня порадовала и вот ещё какая вещь. На моём видеоблоге сейчас заявлено 45 самых разных тем. Так вот по числу комментариев несколько тем, конечно, уверенно лидируют. Прежде всего это по понятным причинам финансовый кризис, а вот четвёртое место из 45 тем – это противодействие коррупции. Это означает, что эта тема «цепляет».
Кстати, неравнодушны к этой теме и поклонники «Живого журнала». Я читаю ваши комментарии и понимаю, что есть общее желание бороться с коррупцией. Во всяком случае, тех людей, кто пишет на эти темы. И если граждане уже начинают анализировать вполне серьёзные вещи, в том числе, например, информацию о государственных закупках товаров, имущества, это хороший знак. А такая информация сейчас специально помещается на сайте (www.zakupki.gov.ru). Потому что для нас важно, как тратятся наши деньги – деньги всех налогоплательщиков.
Кстати по поводу госзакупок. Мы неоднократно говорили о переходе на электронные торги. Нормативные акты приняты, но пока никто ничего в этом смысле не торопится делать. Мы должны максимально внимательно отнестись к созданию такого рода электронных инструментов, которые, безусловно, являются прогрессивными.
Конечно, многое должно встать на свои места по мере развития общества. Нормальный уровень жизни, понимание, осознание со стороны самых разных людей, что правильнее и, самое главное, выгоднее жить по законам, является очень важным стимулом. Должны быть и другие, конечно, стимулы, материальные стимулы. Мы должны заниматься отбором на государственную службу просто нормальных, приличных людей, которые поступают в институты, в вузы не для того, чтобы впоследствии брать взятки на государственной службе, а которые мотивированы служить государству. Только так можно создать в нашем обществе тот самый антикоррупционный стандарт поведения.
7 мая наша страна подписала дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию, и это тоже достаточно важное и серьёзное решение. То есть мы двигаемся вперёд, мы продвигаем развитие своей нормативной базы. Эта база является не только российской, не только современной, но она интегрирована и в мировую правовую базу борьбы с коррупцией.
Справедливо и то, что среди причин высокой степени коррупции в нашей стране является и несовершенство политических институтов, и непрофессионализм наших бюрократов и, с другой стороны, просто непонимание и незнание, нежелание знать, кстати сказать, зачастую законы со стороны населения. И здесь государству и гражданскому обществу нужно вести работу с самыми разными социальными группами.
Уверен, что привить правовую культуру можно только, начиная этим заниматься с самого раннего возраста, изучая законы, изучая правовую практику практически со школьных лет. Это, конечно, дело педагогов – подумать о том, как лучше здесь действовать. Но тем не менее эти решения принять надо. Кстати, в мае на моём сайте открылся новый раздел «Судебная власть». И я надеюсь, что наши дети, современные дети будут расти с пониманием того, что суд является, безусловно, вершиной правосудия, тем органом власти, авторитет которого должен быть непререкаем. И что обращаться туда нужно для того, чтобы защитить свои права, защитить свои свободы, свои охраняемые, как принято говорить у юристов, законом интересы. Ну и, собственно, суд является главным, или верхним, антикоррупционным органом, чьё слово всегда будет последним. И чьё слово должно в конечном счёте создавать истину.
КОНВЕНЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИЮ
Совет Европы Серия европейских договоров №173 Страсбург, 27 января 1999 года
А это РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (на сайте госзакупок) http://rnp-gz.fas.gov.ru/Default.aspx Может, кому и пригодится. Засветились там и с нашей республики.
Сообщение отредактировал Дениза - May 20 2009, 22:48
--------------------
Не хвастайся, дряхлый рассудок людской. Безумству — любовь и почет. Сулишь ты, рассудок, уют и покой. Безумство восторг нам дает!