Самый отмечаемый праздник по сей день остается - Çимĕк. Это поминание усопших, обычно весь род собирается на кладбище и поминает усопших, ухаживают за могилами, вспоминают про усопших, их добрые деяния. Через Çимĕк поддерживается связь поколений, это как бы без прошлого нет будущего. И только на Çимĕк стараются обычно все собираться, на другие празднества сейчас уже не очень собираются, а на Çимĕк можно увидеть всех своих ближних и дальних родственников. Обычно в эти дни в чувашские деревни и села очень много народу приезжает, из всех концов страны на свою родину предков. А насчет связи с русским семик - этот вообще круто :) Такое ощущение, что у чувашей вообще не было своих праздников, они произошли или от русских или от христианских праздников. Какой-то кривой сайт этот кап.ру ;)
Акатуй уже в последнее время слабо отмечается, хотя тоже стараются много для сохранения праздника, обычно проводится после окончания весенних полевых работ. Но в наше время, когда сельское хозяйство развалено и в руинах лежит, не особо широко отмечаемый праздник. А в детстве я помню, это был один из самых моих любимых и веселых праздников, проводили его тогда всегда на широкую ногу.
Еще по сей день отмечаетя Мăнкун. Все эти праздники связаны со старой чувашской религией. Это все у нас так, у низовых чувашей. Как у верховых - к сожалению не знаю. У чувашей, которые проживают за пределами республики и которые не приняли христианство, количество этих праздников больше и традиции лучше сохранены.
в нашем селе, перед уборкой урожая и перед посеом, или когда нет долго дождей председатель колхоза со сатрейшинами идут в поле на определенное место Киремет на жертвоприношение (барана обычно), задабривают бога языческого на благополучие.
в нашем селе, перед уборкой урожая и перед посеом, или когда нет долго дождей председатель колхоза со сатрейшинами идут в поле на определенное место Киремет на жертвоприношение (барана обычно), задабривают бога языческого на благополучие.
Очень интересно, был бы благодарен за подробности в каком районе и как это происходит?
На Киремет жертв не приносят-это священное место для поминания духов предков. На Киремет допускаются только уважаемые старейшины родов. На территории Киремет нельзя произносить имя Турă(Бога),обращение только к духам предков. У многих народов Поволжья такое место называется Киремет.
Жертвы приносят на Ичук-это место обычно с восточной стороны от села или восточнее Киремет.
Вера в Турă(Турăç) ни по каким определениям не может трактоваться языческой. Турăç -природная исконная религия наших предков,её можно относить к этнической религии чуваш,т.е сколько существуют чуваши-столько существует эта религия.
Термин «язычество» происходит от старославянского «языцы» - народы, исходя и верований славян, подразумевает поклонение идолам - капам, многобожие и человеческие жертвоприношения. В традиционной религиознои практике чувашей все эти три компонента отсутствуют, а потому термин «язычество» по отношению к религии Турă нельзя применить. Предположительно,основы Турăç зародились в 10532 году до н.э. Эту дату чуваши называют Тĕп çĕпи-Первое время,т.е чувашская этническая религия намного старше доминирующих сейчас религий.
Сообщение отредактировал Тимĕрке Митяй - Apr 7 2008, 11:15
Очень интересно, был бы благодарен за подробности в каком районе и как это происходит?
в моей прекрасной Трехизб. да, да, место жервоприношения же "чик" называется оно находится в поле на речке. а Киремет он находится в другом месте. туду тоже не всякая шушера ходит, а берут старожил села.
Тимĕрке Митяй, очень интересно, честно говоря, даже не знал про дату
Элементы этнической природной религия чуваш нужно искать в глубокой древности, само слово Турă было известно народам Древнего Египта, Мессопотамии и пр. Эту дату я сейчас исследую и могу поделиться своим мнением одной версией.
Тĕп çĕпи, который передавался чувашами исконной веры из поколения в поколение, современными ученными с помощью мощных компьютеров удалось вычислить с точностью до дня -22 сентября 10532 до н.э.
Про исследования ученых пирамид на плато Гизи можно почитать в интернет. Если коротко, то вероятно в сентябре 10532 до н.э. планету Венера постигла катастрофа. Некоторые ученые считают, что жители Венеры спустились на Землю и на плато Гизи построили пирамиды, зашифровав положение Марса, Земли и Венеры относительно Солнца на эту дату. На моем рисунке, в плоскости это видно. Венеру и Землю многие считают близнецом разлучёнными при рождении, масса Венеры приблизительно такая же, как и у Земли. но температура её поверхности более 400°C. Кроме того, давление на поверхности в 100 раз превышает земное и льют кислотные дожди.
Неслучайно и чувашское название Венеры Шурăмпуç çăлтăрĕ –звезда зари, восхода, начала светлого дня… Можно предположить, что конец жизни людей на Венере породил жизнь людей на Земле, а с ними и веру наших предков.
22 сентября чуваши празднуют Чÿклеме. Изначально это праздник символизировал священный холм,расположенный на восточной стороне(восхода солнца). Полагаю в период начала активного земледелия, символом священного(золотистого) холма стали кучки обмолотого зерна и снопы необмолотого зерна. Что может быть ценнее для чуваша-древнего земледельца…? Эта дата у многих народов символизирует: Первое время,первохолм творения,место первоначала. Эту дату связывают с центром бытия. До 22 сентября чуваши не ели хлеб нового урожая. К дню Чÿклеме чуваши пекли караваи и готовили солод для пива. Гимн земледельцев,который и сейчас поют на Акатуй, в это день пели стоя и обратившись на восток. После чего сотворялась молитва и начиналась трапеза. В празднике совершались различные обряды, известные сейчас- кĕрхи сăра, автан сăри…