В современных условиях многие организации пользуются услугами организаций - аутсорсеров, осуществляющих ведение бухгалтерского, налогового и управленческого учета.
Возможность ведения бухгалтерского учета сторонней организацией предусмотрена подпунктом "в" п.2 ст.6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которому руководитель организации в зависимости от объема учетной работы может передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации.
Передача ведения бухгалтерского учета специализированной организации должна быть зафиксирована в приказе по учетной политике на соответствующий финансовый год.
Причем на основании п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, формирование учетной политики может быть поручено специализированной организации.
Кроме того, интересы налогоплательщика - организации может представлять в налоговых правоотношениях его уполномоченный представитель (подпункт 6 п.1 ст.21, п.1 ст.26 НК РФ).
При этом полномочия данного представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с нормами НК РФ и иными федеральными законами. Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п.3 ст.29 НК РФ).
Передача ведения учета в специализированную организацию (как правило, аудиторскую, бухгалтерскую или юридическую фирму) предполагает следующую схему организации документооборота:
- в штате организации имеется специалист, который ведет первичную учетную документацию: проводит платежи через банк, осуществляет кассовые операции, принимает авансовые отчеты, собирает счета-фактуры, счета, накладные поставщиков, акты сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услуг, составляет акты сверки расчетов;
- вся информация, полученная с помощью вышеперечисленных документов, передается в специализированную организацию для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, а также для составления бухгалтерской и налоговой отчетности.
Преимущества такого порядка ведения учета заключаются в следующем:
1) использование знаний высококвалифицированных специалистов для ведения бухгалтерского и налогового учета;
2) полная ответственность организации - аутсорсера в размере возможных штрафных санкций со стороны налоговых органов;
3) сокращение затрат на оборудование рабочих мест для бухгалтерии (на приобретение компьютеров, программного обеспечения, справочно-правовых систем, специализированных бухгалтерских программ, профессиональных книг и периодических изданий и др.);
4) отсутствие у многих организаций финансовой возможности иметь высококвалифицированного штатного специалиста, оплата труда которого достаточно высока.
В подавляющем большинстве случаев ведение бухгалтерского и налогового учета передается аудиторским фирмам.
Согласно подпунктам 1, 2, 5 п.6 ст.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование, налоговое консультирование, правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам являются сопутствующими аудиту услугами.
Для оказания сопутствующих аудиту услуг заключается договор возмездного оказания услуг (п.2 ст.779 ГК РФ).
Стоимость услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета и представлению отчетности в налоговые органы зависит:
- от видов деятельности организации;
- от наличия у организации обособленных подразделений;
- от количества работающих по любым основаниям в организации;
- от количества хозяйственных операций, совершаемых организацией;
- от количества первичных учетных документов организации;
- от используемой организацией автоматизированной системы обработки первичных учетных документов;
- от территориального расположения налоговой инспекции, органов статистики и внебюджетных фондов.
В бухгалтерском учете расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета специализированной организацией признаются в качестве управленческих расходов, формирующих расходы по обычным видам деятельности, на основании п.4 и 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
НК РФ предусмотрено, что расходы на аудиторские услуги (подпункт 17 п.1 ст.264 НК РФ), а также расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями (подпункт 36 п.1 ст.264 НК РФ), являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией.
Следовательно, для целей исчисления налога на прибыль расходы по ведению бухгалтерского и налогового учета признаются в полном объеме в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии соблюдения норм ст.252 НК РФ.
Необходимо иметь в виду, что согласно письму УМНС России по г. Москве от 11.07.2003 N 26-08/38889 "О налоге на прибыль организаций" (со ссылкой на письмо МНС России от 26.05.2003 N 02-5-11/138-У180) при отсутствии хозяйственной деятельности налогоплательщика в периоде несения расходов по арендной плате, оплате коммунальных услуг, услуг связи, расходов по оплате услуг управленческого персонала такие расходы не могут быть учтены для целей налогообложения. Данный подход не применяется в ситуации, когда организация ведет в отчетном (налоговом) периоде деятельность, направленную на получение доходов, но при этом в конкретном отчетном (налоговом) периоде доходы от деятельности отсутствуют (нет сделок по реализации). В данном случае при подтверждении требований ст.252 НК РФ такие суммы будут учтены в уменьшение налоговой базы текущего налогового периода (нарастающим итогом) или следующих налоговых периодов с применением установленного ст.283 Кодекса механизма переноса убытков на будущее.
Кроме того, по мнению налоговых органов, изложенному в письмах МНС России от 30.05.2003 N 02-1-16/57-У885 и УМНС России по г. Москве от 11.07.2003 N 26-08/38889 "О налоге на прибыль организаций", для подтверждения произведенных расходов первичные документы должны соответствовать требованиям Федерального закона "О бухгалтерском учете", которым определены порядок оформления первичных документов и наличие в них обязательных реквизитов, в том числе электронной подписи. Это означает, что если в первичных документах отсутствуют существенные реквизиты, установленные ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", то отраженные в документах расходы не являются документально подтвержденными и, следовательно, не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.
--------------------