alexey
post Jun 27 2012, 18:37 
Отправлено #46


@blog21



Сообщений: 65 599
Из: Чебоксары



Profile CardPM
  0/+1  
15 Страницы « < 2 3 4 5 6 > »   
Ответить Создать тему

Село МОЖАРКИ

Рассин
post Feb 1 2015, 12:19 
Отправлено #47


Активный



Сообщений: 1 313



Когда дядя моей бабушки Кирилл Павлович Грошев вернулся из немецкого плена ( об этом написано выше), мать его упала без чувств. Ведь думали, что его уже нет в живых. Несколько лет до раскулачивания Кирилл жил в достатке в д.Русланово (Кайбицкий р-н,Татарская АССР).У них было две мельницы-ветрянки, круподёрка, шерстобойка, маслобойка. Бабушка вспоминала гусей, плавающих без счёта в пруду, многочисленных овец, ветрянку. Бабушкина мама привозила от них муку, шерсть. Дядя Кирилл был очень богомольным.
В начале 20-х годов начались репрессии со стороны новой власти. Рушились храмы, сжигались богослужебные книги и иконы, зажиточных крестьян грабили, ссылали, расстреливали по приговору «троек». Кирилла с семьёй ждала ссылка в Магнитогорск. За день до ареста добрые люди предупредили о надвигающейся опасности. Раздали имущество, одну лошадь отдали в колхоз, одну оставили, а сами бежали в Можарки и прятались у Агрофены, свояченицы. Потом Кирилл укладывал брусчатку в Челябинске. Позже они вернулись в Чувашию и жили в Канаше. Когда началась война, трёх его сыновей (Наума, Ераса, Рамона ) отправили защищать Отечество. Все трое честно выполнили свой долг и погибли на войне. Кирилл с Анной остались вдвоём. Тётя Аня несколько лет тяжело болела, не могла ходить. Кирилл с любовью ухаживал за ней. Удалось посетить девяностолетнего старичка профессора из Казани, который прописал очень редкое и дорогое лекарство. Спустя некоторое время, Кирилл нашёл лекарство. Анна встала на ноги. Но слёг Кирилл Павлович, и уже жена ухаживала за ним.

Сообщение отредактировал Рассин - Feb 1 2015, 12:20
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Feb 26 2015, 19:56 
Отправлено #48


Активный



Сообщений: 1 313



У бабушки так сильно упало зрение, что приходилось ей всё делать наощупь. Приехал я её проведать и, войдя во двор, замер: из окна доносилось молитвенное пение. Стало тепло на сердце. Захожу в избу, спрашиваю:
- Молилась?
- Да, всё время молюсь.
- А как у тебя зрение, бабаня?
-Всё также. Один глаз ослеп, а другой плохо видит. Но мне Пресвятая Богородица помогает: в темноте стала видеть. И даже сквозь руки вижу. Всё в избе освещается ярким светом.
Мне это показалось удивительным. Позднее бабушке сделали операцию, и она стала хорошо различать предметы одним глазом. Чудесный свет больше не возвращался.
Profile CardPM
  0/+1  
Рассин
post Mar 7 2015, 11:08 
Отправлено #49


Активный



Сообщений: 1 313



Однажды, в середине 70-х годов прошлого века, когда я приехал в Можарки на каникулы, мой друг Володя предложил сходить в гости к нашим сверстницам, девочкам лет пяти – девяти, поиграть в какую-то интересную игру. Они жили на Моленной улице, недалеко от лечебницы. Ещё друг добавил:
- Они евреи.
- А какие они, на кого похожи? – спросил я.
Друг молчал.
- Ну скажи, чего не говоришь ?
- Придёшь, узнаешь, - ответил Владимир.
Подошли к деревянному симпатичному домику. Вовка позвал девчат, и дверь во двор открылась. Старшая девочка вышла на улицу, а младшая стояла у крыльца. Там ещё была собака.
- Можно зайти? – спросил я, - собака не укусит?
- Иди, она не кусается, - ответила старшая сестра.
Вовка в избу не шёл. Пришлось мне одному идти. Помню, что в избе посередине стоял большой деревянный прямоугольный, покрашенный белой краской, стол. Кругом была чистота и порядок. В правой передней части избы располагалась кухня. Родители были на работе.
- Я приехал из Чебоксар в гости к бабушке.
Младшая молчала и желания разговаривать не проявляла, только глядела на меня как на диво своими огромными глазами.
- Вы с Вовкой в какую - то интересную игру играете, да ?
Девочка кивнула.
- А сегодня будете играть ?
- Нет, - ответила девочка.
Жаль, - подумал про себя, а сам сказал:
- Я пошёл, до свидания.
Опять в ответ кивок. Так и не удалось поиграть мне в эту таинственную игру. С тех пор я этих девочек редко видел, а потом они куда-то переехали.
Этнический состав Можарок мало изучен. До революции в семьях рождалось по десять детей и более. Молодёжь по большей части оставалась при родовых хозяйствах : мельницах, кожевенных и ремесленных мастерских. До сих пор некоторые семьи имеют параллельные фамилии: Изюм (Баданов), Полягин (Родин), Лесинов, Конорихин. Меня называют внуком тёть Шуры Хозиловой (по мужу Коженова). Можарские тяготеют к компактному проживанию. Большая их часть переехала в Тверскую (Калининскую) область.

Сообщение отредактировал Рассин - Mar 7 2015, 15:27
Profile CardPM
  0/0  
romanusf
post Mar 8 2015, 20:34 
Отправлено #50


Эксперт



Сообщений: 742



Цитата(Рассин @ Mar 7 2015, 11:08)
Большая их часть переехала в Тверскую (Калининскую) область.
*

А почему именно в Тверскую? Не знаете, куда именно?

--------------------
Съ почтенiемъ, Романъ
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Mar 10 2015, 18:28 
Отправлено #51


Активный



Сообщений: 1 313



Цитата(romanusf @ Mar 8 2015, 20:34)
А почему именно в Тверскую? Не знаете, куда именно?
*

Переезжали по экономическим соображениям. Позднее дам более точную информацию.

Сообщение отредактировал Рассин - Mar 10 2015, 18:31
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Mar 10 2015, 18:32 
Отправлено #52


Активный



Сообщений: 1 313



Николай, брат моей бабушки, был очень ловким и сильным. По картинке из журнала построил велосипед с деревянными колёсами, смастерил маленькую игрушечную мельницу с ручным приводом. Всей деревней ходили к нему кататься на велосипеде. До призыва в армию работал модельщиком на уральском заводе, в городе Надеждинске (Серове).
В Можарках жили две девушки – подружки Устья и Дуся. За ними ухаживали парни. Николай хотел дружить с Устьей, но та сказала ему :
-Дружи с Дусей.
На Дусю уже положил глаз невысокий парень и ходил с ней вкруг (вокруг) села. На танцах этот ухажёр наступал девушке на ноги. Николай сразу понравился Дусе, и они стали встречаться. Такая ситуация не устраивала конкурента. Позвал он Николая к себе на двор для разговора. Когда зашли в ворота, на бабушкиного брата набросились парни и стали его бить. Выбежала мать и била Коляню (так звала его родная сестра) ковшом по голове, разбила ему череп.
В итоге Дуся ещё больше полюбила Николая и вышла за него замуж. У них родилась дочь Лёля. В 1939 году Николая призвали на службу, а потом отправили на фронт. Домой он уже не вернулся. Последнее письмо его было такое : «Родная мама, любимая жена, дорогая сестра. Иду на фронт на борьбу с врагом. Простите меня». Бывший ухажёр Дуси тоже погиб на войне (Великой Отечественной 1941-1945).
Спустя некоторое время от простуды умерла Лёля. Дуся второй раз вышла замуж, и у неё родилось семеро детей. Но любила она только Николая.

Сообщение отредактировал Рассин - Mar 10 2015, 20:06
Profile CardPM
  0/0  
Эвтанзия
post Mar 11 2015, 17:56 
Отправлено #53


Начинающий



Сообщений: 11



Прочитала название села как Мажорики smile3.gif
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Mar 12 2015, 18:17 
Отправлено #54


Активный



Сообщений: 1 313



Как забыто в наше время искусство выпекания бездрожжевого хлеба, так кануло в лету знание и умение приготовления сушек и баранок в русской печи. Привожу здесь некоторые выдержки из старинного рецепта, по которому семья моей бабушки делала выпечку по договору с «Райпо».
Сначала готовили так называемую «прибелку»: творили тесто в квашне (деревянной кадушке). Готовую прибелку вынимали и кулачили (месили). Происходило это на верстаке (столе, длиной 2 метра и шириной 1 метр). На верстак шарнирно закреплялась доска со свисающей на конце верёвкой. На конце верёвки была петля. В петлю просовывали ногу и давили вниз. Доска врезалась в тесто на столе и расплющивала его. Затем тесто сучили, катали трубки. В 1 килограмм трубки входило 25 сушек. Из разрезанных трубок сворачивали сушки и варили в большом котле. После того, как сушки всплывали, их вынимали чалпой ( железным обручем с сеткой и рукояткой).
Выпекание происходило на доске в печке. Рядом с доской слева горело два полена. Доска опрыскивалась водой. На доске сушки поворачивали, поддев один край всего ряда кочергой с загнутым концом. С доски сушки перемещались аккуратными рядами на под. Последний ряд вытаскивался наружу.
Таким способом выпекали птичек и жаворонков. До сих пор в Можарках некоторые старожилы помнят их неповторимый вкус. Современное поколение российских граждан восхищается жизнью в Европе и стремится попасть в какой-нибудь голландский ресторанчик, чтобы поглазеть на приготовление лепёшек в печи. А ведь вся эта экзотика : ветряные мельницы, шерстобойки, маслобойки, деревянные ткацкие станки – были неотъемлемой частью повседневной жизни России.
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Apr 7 2015, 18:09 
Отправлено #55


Активный



Сообщений: 1 313



Николай, председатель колхоза из Сибири, приезжал к сестре в гости в 30-40-ые годы прошлого века. В это же время приходил встретиться с ним Нечаев – председатель сельсовета соседней деревни. С собой он приводил большую, злую собаку. Сестра Николая велела дочери занавесить окна одеялами, чтобы никто не мог подслушать. Обычно разговор шёл всю ночь, до утра. Но в этот раз случилось непредвиденное. Каким-то образом около дома оказался всеми уважаемый житель села. Собака, свободно гулявшая, набросилась на него и стала яростно кусать. Выбежали Нечаев с дочерью хозяйки, били и оттаскивали пса. Покусанный сельчанин подал заявление в суд. Началось следствие. Хозяйка учила дочь :
- Когда будут допрашивать, скажи, ничего не видела и не слышала. А если выдашь Нечаева, то его посадят, да и тебя запрятают.
На допросе милиционер был очень вежлив, говорил:
- Не волнуйся, мы тебя не заберём, только скажи всю правду. Расскажи, как там было с собакой?
Девушка отвечала так, как учила её мать. Ничего не узнали милиционеры.
И вот наступила перестройка. Моя бабушка перестала бояться преследований властей и поведала мне о разговоре меж двух председателей. А говорили они о том, что большевики в будущем будут свергнуты народом, крестьянами, которых они ссылали и обирали до нитки. В то «гулаговское» время за такие разговоры расстреливали. Поэтому и нужны были меры предосторожности : одеяла на окнах, собака, разговоры только ночью.
Николай взял в жёны сибирячку с тремя детьми. У него родилось ещё семеро детей . Всех десятерых Николай любил одинаково и не делил их на родных и неродных.
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post May 4 2015, 09:45 
Отправлено #56


Активный



Сообщений: 1 313



В Можарках раскулачивали и угоняли в ссылку трудолюбивых крестьян. Перед отправкой по этапу ссыльные брали с собой жалкие пожитки из того, что разрешали взять большевистские активисты. Они контролировали сборы, отбирали понравившиеся им вещи, жадными глазами следили за одевающимися женщинами. Однажды в момент такого одевания революционер-грабитель сказал :
- Хватит тебе, поносила. Теперь пусть моя жена поносит.
Когда мужа этой униженной женщины призвали на борьбу с фашизмом, она с обидой говорила :
- Когда угоняли в Сибирь был не нужен, а на войну нужен стал.
Но не пришло богатство в дома сельчан, грабивших своих соседей. Все мельницы, шерстобойки и ремесленные мастерские были расхищены. После развала СССР колхоз пришёл в ещё больший упадок. Закрылся кирпичный завод, перестал работать кооператив «Швейник». Не все поля засеваются. Так и стоит село на распутье дорог, не имея сил возродиться.
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post May 5 2015, 16:43 
Отправлено #57


Активный



Сообщений: 1 313



Не мог ли быть Грищук из рассказа Исаака Бабеля "Учение о тачанке" товарищем Кирилла Грошева, о котором написано выше ? Вот отрывок из рассказа :
"Мне прислали из штаба кучера, или, как принято у нас говорить,
повозочного. Фамилия его Грищук. Ему тридцать девять лет.
Пробыл он пять лет в германском плену, несколько месяцев тому назад
бежал, прошел Литву, северо-запад России, достиг Волыни и в Белеве был
пойман самой безмозглой в мире мобилизационной комиссией и водворен на
военную службу. До Кременецкого уезда, откуда Грищук родом, ему осталось
пятьдесят верст. В Кременецком уезде у него жена и дети. Он не был дома
пять лет и два месяца."
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post May 16 2015, 18:01 
Отправлено #58


Активный



Сообщений: 1 313



Народное творчество Можарок начала двадцатого века.

Дела эти были в двадцатом году:
Любил гимназистку я Валю одну.
Гулял я на свадьбе, гуляла она.
С своим ухажёром всё злила меня.
А я был взволнован, был сам не в себе.
Пошарил в кармане, наган был при мне.
Стрелять я не буду, дела разберу.
И подал записку, ответа я жду.
«Ах милая Валя! Дай мне ответ !»
А Валя отвечает :
- Ответа тебе нет.
И выстрел раздался, народ прибежал.
А Валин папаша меня обвинял.
- Ах папочка, папа! Не тронь нашу ….. (слово не расшифровано)
Во всём виновата ведь наша любовь!
А Васька Корчагин стихи ей читал,
Взглянул он на Валю, без чувства упал.
Когда вошёл в чувство, спросил:
-Валя где?
А Валя зарыта в сырой земле.
-Ах милая Валя, зачем померла?
Теперь бы женою моею была.
Сижу вот полгода, суда ещё нет.
А суд осуждает ещё на пять лет.
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post May 22 2015, 19:00 
Отправлено #59


Активный



Сообщений: 1 313



Бабушкины родители держали в хозяйстве лошадь и жеребёнка. Бабушка Александра рассказывала о проказах жеребёнка, которому хотелось прыгать и скакать. Недалеко от него Александра играла в свои детские игры (ей было тогда года 2-3). Жеребёнок подбежал к младенцу, ткнул её мордой и перекатил на середину двора. Затем он утащил швейку (резную деревянную подставку с ватой для втыкания спиц и иголок). С этой швейкой жеребёнок бегал по двору и прыгал через девочку. Мать Шуры, когда увидела такую картину, одеревенела от испуга и не могла сдвинуться с места. Какой-то смельчак подбежал к девочке и взял её на руки. Александра оказалась в полном здравии и ничего не успела понять. Жеребёнок, потеряв объект для игр, немного побегал и успокоился.
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post May 29 2015, 18:48 
Отправлено #60


Активный



Сообщений: 1 313



С раннего детства ( начало 70-х годов) ездил я в Можарки. Иногда приедешь, а бабушки дома нет, пропадает на фирме (так в селе называют ферму). Мне исполнилось четыре года, и бабаня брала меня с собой. Мы шли на фирму, взяв на обед чёрный хлеб с чесноком или белый хлеб с мёдом. Иногда я всё съедал по дороге.
Свиньи были огромные, выше меня ростом и весом до трёх центнеров. Страшно было смотреть, как они бегут со двора к своим корытам. В огороженных досками загородках свиноматки кормили своих поросят. Перед опоросом свинья берёт в рыло пучок сена и трёт им о стену. Это сигнал для свинарки, пора готовить загородку, стелить подстилку. Во время опороса бабушка безотлучно находилась на фирме, принимала роды и отделяла новорождённых от матки. Кормили свиней болтушкой, то есть смесью из овощей, муки, гороха, отрубей, ботвиньи т.д. Бабаня таскала болтушку в четырёх полуторопудовых вёдрах, два ведра вешала на коромысло и по одному ведру в каждой руке. Иногда бабаня приносила еду для свиней из дома, так как колхоз не всегда справлялся с заготовками корма. От непомерного труда плечи моей бабушки деформировались и стали наклонными, «обрубом» так говорила бабушка. Однажды она полезла на подволок за соломой и пол под ней провалился. Было сломано левое бедро.
Самого большого хряка возили на ВДНХ. После выставки бабушке дали звание «почётная свинарка Чувашии». Премий и наград к этому званию не полагалось.
Весной наступали огородные работы. Помню, придёт бабушка вечером с фирмы, приготовит поесть и идёт ночью копать огород. С раннего утра опять уходит на фирму: пора кормить свиней.
Однажды приехал ветеринар для проведения плановых прививок. Я пошёл смотреть. Ветеринар увидел меня и поручил держать стеклянную бутыль, из которой он набирал в шприц лекарство. Потом в селе говорили, что тёть-Шурин внук уколы делал.
Ветеран Великой Отечественной войны, почётная свинарка Чувашии, моя бабушка ничего не получила от государства, которому отдала здоровье и силы. В 2008-м году врачи отказывались везти её в больницу, ссылаясь на возраст. Так и умерла она в страшных муках!
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Jun 5 2015, 20:05 
Отправлено #61


Активный



Сообщений: 1 313



Самым востребованным продуктом на селе в советское время был хлеб. Чтобы купить его, люди с утра занимали очередь у магазина. Ждали грузовик с надписью «Хлеб» на боковой стенке фургона. Я тоже ходил покупать хлеб, но безуспешно. Почему-то всегда мне приходилось стоять в конце очереди, состоящей обычно из пожилых женщин. Мужчины в очереди не стояли. Они таскали хлеб в лотках из фургона и отоваривались первыми. Продавщица предупреждала, что будут давать по две буханки на руки. К стоящим женщинам постоянно подходили их близкие и соседи, отчего очередь не убавлялась. Покупатели брали сверх двух положенных ещё несколько буханок для родственников. Хлеб быстро заканчивался, и я уходил в бабушкину избушку не солоно хлебавши. Приходилось бабушке отправляться за продуктами в Янтиково или Канаш в битком набитом автобусе. Когда автобуса не было, она ходила в Янтиково и обратно пешком по слагавской (по названию деревни Слагаево) дороге. Потом я сам стал ездить в Янтиково на велосипеде. В перестройку ( вторая половина 80-х - первая половина 90-х) хлеб в село завозили редко. И опять нас выручал велосипед. Бабушка купила его за 58 рублей. Легко и весело было мчаться на велосипеде.

Сообщение отредактировал Рассин - Jun 6 2015, 08:36
Profile CardPM
  0/+1  

15 Страницы « < 2 3 4 5 6 > » 
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения