Форум "Работа" в Чебоксарах
Вакансии, объявления, резюме...

alexey
post Jun 27 2012, 18:37
Отправлено #16


@blog21



Сообщений: 63 590
Из: Чебоксары



Profile CardPM
  0/+1  
13 Страницы < 1 2 3 4 > »   
Ответить Создать тему

Село МОЖАРКИ

Рассин
post Jul 1 2014, 13:23
Отправлено #17


Активный



Сообщений: 1 213



Церковь в селе Можарки.
Хочу поделиться воспоминаниями о своем первом посещении православной церкви в селе Можарки Янтиковского района. Было это приблизительно в 70-х годах двадцатого века. Я приехал к бабушке на летние каникулы и проводил их в детских играх с друзьями. Мы ходили на речку, пруды, катались на велосипедах. И вот однажды один деревенский мальчишка по имени Сергей позвал меня в кузницу, которая располагалась в разрушенной церкви, и мы пошли туда. Церковь я видел раньше, и меня иногда мучил вопрос: почему для ремонтных мастерских не построили другого здания ? Я понимал, что истинное назначение церкви в чем-то другом. Что можно было увидеть, глядя на храм? В стене зияли выдолбленные проемы, на провалившейся кровле росли трава и деревья. Когда мы с Сергеем зашли в кузницу, то мой товарищ с гордостью показал мне на горящие угли и мехи, которыми он помогал кузнецу раздувать пламя. Я попросил Сергея показать, как это делается, и попробовал качать мехи. Находиться рядом с пламенем было страшно, и, бросив мехи, я пошел посмотреть другие помещения. Но ничего, кроме мерзости запустения, не увидел. Вернувшись в кузницу, я взглянул на своды и увидел лик какого-то святого (в настоящее время там все закрашено краской). Изображение с трудом просматривалось сквозь копоть и занимало большую часть потолка. Лик святого показался мне строгим, и мы вышли из церкви.
Моя бабушка рассказывала, как до войны из деревни вывезли иконы, распятия, церковную утварь. Зимой на санях из района приехали милиционеры и нагрузили образами и распятиями, изъятыми насильно, полные сани. Когда воз тронулся с места, предметы стали падать на снег. Некоторые смелые женщины бежали за возом и подбирали иконы, потом несли их домой и прятали. Одной женщине удалось спасти крест, хотя за ней бежал милиционер.
В настоящее время церковь в честь святых Косьмы и Дамиана восстановлена. Господи, не дай нам еще раз увидеть мерзость запустения !
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Jul 4 2014, 14:53
Отправлено #18


Активный



Сообщений: 1 213



Спасла Пресвятая Богородица
Однажды моя бабушка рассказала о чудесной помощи Пресвятой Богородицы.
В Можарках примерно в конце двадцатых годов прошлого века (когда многие жители села отошли от Бога и церкви) случился страшный пожар. Солома с крыш поднималась ветром и шапкой накрывала соседние дома. В воздухе носились факелы, слетевшие с кровель. Картина была ужасная. Народ стоял в оцепенении, лишь слышны были вопли и причитания.
Добрался огонь и до бабушкиного дома. Чтобы спасти хоть что-то, решили не ждать, пока пламя перекинется, а раскидать избу по бревнам. Вывезли в амбары пшеницу в мешках, вещи побросали в сундуки и оставили их у воды в овраге. Бабаня молилась изо всех сил и верила в чудо. (В те времена были сильные гонения на церковь, но семья бабушки не забыла Бога, и сама она, тогда маленькая девочка, училась Псалтири со слуха у одной монахини). И вот, когда уже были готовы весь дом разобрать, видят: идет та самая монахиня с большой иконой «Неопалимая Купина»:
- Ничего не ломайте, Господь своих закроет. Сейчас Бог повернет ветер. Не сгорит изба.
Никто не стал спорить, ведь только на Бога и оставалась последняя надежда.
Монахиня подняла образ к небу и три раза обошла вокруг дома с молитвой. После третьего круга ветер повернул в сторону, отогнав горящие снопы…
Трагедия уничтожила сто двадцать четыре двора.
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Jul 8 2014, 12:16
Отправлено #19


Активный



Сообщений: 1 213



Батюшку вспоминают с любовью
Хочу рассказать о репрессированном православном священнике Сергие Баданове. Родился он в селе Можарки в 1872 году и служил там, пока разрешала советская власть. Матушку его звали Агриппина Епифановна. Она родила батюшке много детей, из которых некоторые умерли в младенчестве, а трое погибли на войне 1941-1945 гг.
Моя бабушка, Александра, помнила, как проходило в 1923 году крещение ее двух братьев. Она, четырехлетняя девочка, носила младенцев вокруг купели. Тяжело это было, но радостные воспоминания от встречи с отцом Сергием остались на всю жизнь. Когда Александра бросила школу, проучившись там два с половиной года, отец Сергий пришел к ее матери и просил о возвращении девочки в школу.
Батюшка был вежливым, ко всем относился одинаково хорошо. Всю жизнь свою проводил в трудах: служил в церкви, хлеб сеял и жал, воду с речки носил.
В двадцатых годах прошлого столетия гонения на Православную Церковь стали усиливаться. Закрывались храмы, иконы сжигали и делали из них «мостки», пешеходные дорожки. В церкви, где служил отец Сергий, стали показывать кино, позже там устроили зерносклад. Самого священника заключили в тюрьму города Цивильск, а затем в 1941 году этапировали на Урал, где он скончался от дизентерии в 1942 году. Сокамерники рассказывали, что в цивильской тюрьме батюшка подвергался жестоким избиениям. А когда его, израненного, приволакивали в камеру и кидали на бетонный пол, отец Сергий говорил:
- Пусть убьют, но от веры не отрекусь.
В 1990-м году отца Сергия Романовича Баданова реабилитировали.
В Можарках о батюшке вспоминают с любовью, молятся за него и просят для себя его святых молитв.
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Jul 16 2014, 16:49
Отправлено #20


Активный



Сообщений: 1 213



Старообрядцы, занимавшие выборные должности в Казанской губернии , 1866 г.
Баданов Роман, сельский староста
Мухмутов Абрам, сборщик податей
Котырев Егор, пожарный староста
Варенов Куприян, пожарный староста
Баданов Семен, пожарный староста
Федоров Иван, пожарный староста
Картыгин Василий, пожарный староста
Шакшин Иван, полицейский сотник
Баданов Егор, полицейский сотник
Жарков Арефий, полицейский десятник
Антропов Степан, полицейский десятник
Сорокин Ефим, полицейский десятник
Дехтев Виктор, полицейский десятник
Козин Арефий, полицейский десятник
Козьмин Василий, полицейский десятник
Лабзин Тимофей, полицейский десятник
Муханов Димитрий, полицейский десятник
Горбунов Прокофий, полицейский десятник
Суворов Епифан, волостной судья
Антропов Егор, волостной судья
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Jul 16 2014, 17:14
Отправлено #21


Активный



Сообщений: 1 213



Родня-Бадановы
ТимофеевВ.В. Старообрядцы

Сообщение отредактировал Рассин - Jul 16 2014, 17:17
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Jul 16 2014, 17:23
Отправлено #22


Активный



Сообщений: 1 213



Очень много информации о староверах села Можарки можно найти в книге Тимофеева В.В. "Русские старообрядцы в 18-19 вв. Опыт предпринимательской деятельности и общественного служения в России и за рубежом.
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Jul 17 2014, 18:05
Отправлено #23


Активный



Сообщений: 1 213



В начале Великой Отечественной войны гражданских лиц привлекали на разные работы. Мою бабушку взяли в Канаш копать противотанковые рвы. Когда бабушка вместе с другими прибыла в Канаш, начальник отряда спросил:
-Кто умеет готовить?
Бабаня ответила, что она может. С ней пошла еще одна девушка. Их привели в избу, хозяин которой приходился родственником второй девушки. На следующий день они сварили картошку, но пришел начальник и спросил:
- Потерпите ли до лома не поевши? Прибыли красноармейцы , а Вас я отпускаю домой.
- Потерпим, - ответили девушки.
Бабушка пошла в Можарки, а ее подруга в свою деревню. Рвы они не копали.
После войны бабушка познакомилась с одной военнопленной немкой, которая сажала деревья вдоль дороги. Немка была молодая, красивая. Потом она умерла в Канаше.
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Jul 29 2014, 17:13
Отправлено #24


Активный



Сообщений: 1 213



Новые приходы в Чувашии
На территории Чувашии с давних пор в местах компактного проживания русского населения немало проживает и староверов разных согласий : белокриницкие, неокружники, спасовцы, «липатьевы» (так их называли в народе) , а с апреля 2010 года и присоединившиеся к Древлеправославной Церкви в городах Канаш , Чебоксары и селе Можарки Янтиковского района.
Можарки – исконно староверческое село. Кргда-то в нем было 700 и более дворов, сегодня – 250. До 1933 года было две церкви : мирская (никонианская), построенная в конце 18 века, и староверская моленная. После революции обе церкви закрыли, одну перестроили под МТС , а в другой открыли клуб , избу – читальню. Большинство зажиточны староверов ( а это был торговый народ, владевший мельницами , землей ) было раскулачено и отправлено в ссылку в Кировскую область , а некоторые, предвидя эти события , вовремя уехали кто куда : в Свердловскую область ,Томск , Пермь и другие места Сибири и Урала. Старинные иконы и дониконовские книги частично были сожжены представителями власти, а часть успели перепрятать жители села, служители церкви ( некоторые книги благодаря этому сохранились до сегодняшнего дня ). Староверческого батюшку о. Сергия Баданова посадили в тюрьму, где он и умер. Последние крещеные о. Сергием примерно 1933-34 годов рождения. Во время войны , после войны детей погружала благословленная о. Сергием бабушка. Венчаться ездили в Москву на станцию Куровская к священноиерею Мартиниану , последнему неокружному батюшке. По умершим вместо погребения читали три панихиды. Причастия , исповедания принять было не у кого. На первой неделе Великого поста читали «Скитское покаяние» , позже стали читать канон Андрея Критского.
На сегодняшний день в селе староверы разделились на два направления : белокриницкого согласия (РПСЦ) и древлеправославные христиане (РДЦ). Однако, не зная ,где истина, где настоящее староверство, есть неприсоединившиеся ни туда, ни сюда. В определенных случаях (похороны усопших) молятся вместе. У нас , староверов – христиан , есть молельный дом , имеются старинные книги ( именно им больше доверия во время богослужения) : часовник , псалтырь , часослов , канонник «семидесятник» , Златоуст, Деяния апостолов и другие. На Богоявление освящается вода по описанному в старинных книгах чину.
В апреле 2010 года четверо верующих поехали в Москву и по предварительной договоренности встретились с древлеправославным патриархом Московским и всея Руси Александром. Состоялась доброжелательная беседа. Владыка ответил на вопросы, благословил на богоугодные дела, посоветовал организовать и зарегистрировать приход древлеправославных христиан. В августе в Можарках был организован приход в честь святых славных и всехвальных верховных апостол Петра и Павла (в честь их был приход до революции), а в сентябре наш приход был зарегистрирован в Минюсте в Чувашии.
16 мая в село Можарки приехали из Нижнего Новгорода епископ Василий и матушка Татиана. Это в некоторой степени для села было историческое событие. Верующие, которым исполнилось 65-70 лет, впервые имели возможность исповедоваться, а немощные больные принять причастие. До этого к старообрядцам РПСЦ приезжал батюшка из Казани , но многие из можарцев не ходили к нему на исповедь и на службу.
С приездом владыки Василия и матушки Татианы древлеправославные христиане Канаша, Чебоксар и Можарок обрели духовного отца. В первый же день по приезду крестились 18 человек (дети, взрослые, мужчины, школьники). Были желающие венчаться, креститься еще, но по причине большой занятости владыке пришлось на другой день уехать.
Во второй приезд 15 июня на исповедь пришли 31 человек. Всем пришлись по душе человеческие качества владыки Василия и матушки Татианы, их искреннее участие ,доброжелательность , тактичность. 16 июня приехали на исповедь 10 человек из Канаша и пришли еще 11 человек местных верующих.
Третий раз владыка Василий и матушка Татиана приехали освятить уже заложенный фундамент и цоколь под строительство Петропавловского храиа.
Многие спрашивают , когда батюшка вновь приедет ,так как хотят крестить младенцев, венчаться, освятить свое жилище, исповедаться.
Мы осознаем ответственность и большие трудности, которые возникают при строительстве храма лишь на пожертвования. Высокой духовности в обществе пока еще не воспитано, простой народ в селе просто беден , да и спонсоров в сельской местности не густо. Будем надеяться на милосердие верующих и милость Господа Бога нашего Иисуса Христа.
Анна Мурзина, Можарки (газета «Старообрядецъ» №47 , 2010).
Profile CardPM
  0/+1  
Рассин
post Sep 12 2014, 17:11
Отправлено #25


Активный



Сообщений: 1 213



После революции жизнь в селе Можарки стала меняться к худшему : рушился вековой уклад жизни, крепких хозяйственников ссылали на Урал и в Сибирь, не оставляя им ни кола, ни двора. Шантажом и угрозами крестьян сгоняли в колхоз. По селу ходила ячейка с наганами, в состав которой входили жители села. Им было дано право безнаказанно мародерствовать и чинить расправу.
Все силы новый режим направил на истребление в людях веры в Бога. В школе учителя заставляли учеников снимать нательные крестики, ставились спектакли, в которых священники выставлялись как враждебные государству элементы. Но, несмотря на это, вера в людях не иссякла. Брат моей бабушки Николай не снял крестика : сказал, что ему мать не велела . (В годы Великой Отечественной войны он пропал без вести под Ригой).
Жители из числа верующих собирались тайно, как в первые века христианства, на домашнюю молитву ; под угрозой ареста читали Евангелие, Псалтирь. Часто после таких собраний в дом, в котором проходила встреча молящихся, врывалась милиция, искала организаторов собраний, изымала богослужебные книги, иконы.
Вспоминала моя бабушка о ежегодной ярмарке в двадцатых – тридцатых годах, на которую съезжались люди со всего края: как продавцы, так и покупатели. Из-за границы приезжали китайцы со своим товаром: резиновыми мячами, игрушками, горшками, лаптями, сладостями и многим другим. Когда было очень жарко, моя бабушка (в то время девочка лет десяти) разносила воду из студеного ключа и поила тех, кто хотел утолить жажду. За это ей давали несколько копеек, на которые она покупала пряники, конфеты и каталась на карусели. Ярмарка перестала проводиться после того, как проведена была коллективизация.
Многое еще предстоит сделать для возрождения села, но самое главное уже происходит – возрождение в людях веры.
Profile CardPM
  0/+1  
Рассин
post Sep 12 2014, 17:47
Отправлено #26


Активный



Сообщений: 1 213



QUOTE]Доброго здоровья!
Вы описали в своих сообщениях старообрядцев Можарок. А сами вы, случайно, не старой ли православной веры держитесь?[/QUOTE]
Здравствуйте !
В своих очерках ориентируюсь на объективность и правдивость.
Также пытаюсь что-то понять и найти ответы на внутренние запросы.
Александр Солженицын в книге "Архипелаг ГУЛАГ" писал : "Вот так ударяемся боками и хрюкалками, чтобы с годами стать людьми....Чтобы стать людьми..."
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Sep 19 2014, 10:05
Отправлено #27


Активный



Сообщений: 1 213



Тихие подвиги
Рассказ записан со слов моей бабушки Александры (чтобы сохранить живую речь, некоторые слова и обороты приведены без изменения).
На одной улице с нами , через дом, жила монахиня - староверка. По годам ей к сотне подходило. Она учила детей молиться и читать Псалтирь. Однажды на пороге её избёнки появились две девочки – сиротки восьми и девяти лет. Пришли бедняжки из Буинска, через Ибреси, в лаптях. Были они чахоньки , худеньки , плохоньки , ноги у них мокрые. Кто-то им сказал , что в Можарках живёт их единственная оставшаяся в живых родственница, вот и пришли к ней пешком. Матушка взяла их на воспитание. За матушкой ухаживала женщина, которая из Москвы приехала. Она же помогала воспитывать сироток.
Когда я приходила к монахине домой, она меня спрашивала :
- Сашенька, ты есть-то хочешь ?
- Нет , я поела.
- У вас хлеб-то есть ?
-Да, - говорю, - есть.
- А то мне приносят поминки , пироги , угощайся.
Носили еду ей все. Она только молилась день и ночь , и к Богу была добра. В постные дни питалась киселём, квасом. В баню никогда не ходила.
Я тогда молоденька была. Училась у матушки чтению Псалтири , молитвам. Один раз во время занятий увидели из окна , как двором идут милиционер из Янтикова и с ним местный активист. Пока они двором шли , меня быстро спустили в подполье. А матушка прятаться не стала, престарелая она была. Чекисты меня искали. В это время я в подполье с Псалтирем сидела и читала про себя «Живый в помощи», «Богородице Дево , радуйся». Когда милиционеры зашли в избу, то сразу набросились на монахиню:
- Ты учишь детей молиться ?
А матушка :
- Да что вы, милые ? Какой учишь ? Я уж одной ногой в могиле.
Когда обыск ничего не дал, местный активист говорит :
- Давай, старуху заберём.
А янтиковский ему :
- Она у нас подохнет по дороге. Надо будет хлопотать, хоронить.
Так они и ушли ни с чем.
- Айда , Шанечка, вылезай, Бог покрыл Своим крылом.
Учёба на этом не прекратилась. Легко как – то шло учение, легко.
Девочки – сиротки выросли. Матушка их замуж выдала. А хожалка, которая хозяйство вела, сгорела. Говорят, пожар случился от свечи, может быть , во время молитвы. А сама же старица умерла с почётом. Молилась она за всех и была девой.
В доме моей подруги, Машеньки, тоже был обыск. Её мать учила молиться. Когда чекисты шли двором, мать Машеньки успела только сапоги большущие одеть и встать под шубёнку, что на гвозде у порога висела. Милиционеры зашли, бегают по избе туда-сюда, ищут, ищут. Сколько раз мимо прошли и не заметили. Прямо чудо, ни разу не дотронулись. А Машенькина мать под шубёнкой стояла и читала «Живый в помощи», «Богородице Дево, радуйся». Так и не нашли её милиционеры. За всё слава Богу!

Сообщение отредактировал Рассин - Sep 19 2014, 10:06
Profile CardPM
  0/+1  
romanusf
post Sep 22 2014, 14:55
Отправлено #28


Эксперт



Сообщений: 741



Цитата(Рассин @ Jul 29 2014, 18:13)
До этого к старообрядцам РПСЦ приезжал батюшка из Казани, но многие из можарцев не ходили к нему на исповедь и на службу.
*

Ни разу не бывал в Можарках, но наслышан много. Говорят, что можарцы с недоверием отнеслись к попу из Казани. Должно быть, это из-за старых распрей об окружном послании? Может быть, вы что знаете об этом?

--------------------
Съ почтенiемъ, Романъ
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Sep 23 2014, 11:36
Отправлено #29


Активный



Сообщений: 1 213



Об окружном послании ничего не знаю.
Жизнь можарских староверов еще не изучена. Однажды нашёл в огороде старинную монету 1747 года. Улицы в Можарках носят интересные народные (официальные названия другие) названия : Курмыш , Майдан, Моленная , Сибирь, Чехловка, Богатая, Большая, Крупановка, Мёртвая, Щепачёва.

Сообщение отредактировал Рассин - Sep 23 2014, 11:36
Profile CardPM
  0/0  
romanusf
post Sep 23 2014, 22:15
Отправлено #30


Эксперт



Сообщений: 741



В нашем селе названия улиц так же необычны для современности: Порядок, Карандашка, Купавино, Малышиха и Сладкая.

--------------------
Съ почтенiемъ, Романъ
Profile CardPM
  0/0  
Рассин
post Oct 5 2014, 15:38
Отправлено #31


Активный



Сообщений: 1 213



Село Можарки в начале двадцатого века
Господь не оставлял село Можарки своей заботой и давал крестьянам обильные урожаи. Село жило спокойной, размеренной жизнью. Богатые не оставляли помощью бедных. Да и небогатые делились с сиротами и странниками кровом и едой. Странноприимицей была моя прабабушка Агриппина. По всей деревне цвели сады: яблони, груши, сливы. Плоды в садах вырастали огромных размеров и были сладкие-сладкие, сахарные. Моя бабушка маленькой девочкой дружила с дочерью сельского священника, имени которого никто сейчас не помнит. Бывало, придут дети в дом к батюшке, а он и говорит:
- Цыплята, идите в сад, набирайте яблок послаще.
Иногда сам целое блюдо намоет и угощает. Всех людей кормил. Хороший был батюшка, добрый, «приёмчивый» (так про него говорили).
Когда шла служба в храме, батюшка подходил к пожилым людям и говорил:
- Сядьте, отдохните маленько, вы ведь старенькие.
Умел из людей бесов выводить, читая Евангелие. Когда начинал отчитку, давал народу указание:
- Роточки зажмите все.
Бес выходил изо рта лентой в дверь на улицу.
Один больной мужчина был одержим бесом и никак не мог умереть. Когда к нему позвали батюшку, бесноватый закричал:
- Уходи, уходи, не надо ты мне!
И так два раза. Потом пришёл в себя и говорит:
- Позовите священника, а то не умру с бесом.
Батюшка пришёл, велел всем выйти из избы, а когда исповедал и причастил болящего, тот тихо почил с миром.
Звонарём при храме был Михаил Маланин. Чтобы люди помнили о смерти, он ночью через каждый час совершал удар в колокол. Много было на колокольне разных колоколов, но ни одного не осталось. В настоящее время сельчан на службу созывают с помощью нескольких бил, сделанных из газовых баллонов. Моя бабушка говорила, что один маленький колокол удалось спасти, но где он сейчас, никому не ведомо.

Сообщение отредактировал Рассин - Oct 5 2014, 17:46
Profile CardPM
  0/+1  

13 Страницы < 1 2 3 4 > » 
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения