Староверы прибегают к помощи царя Иоанна Грозного при пропажах икон. После молитвенного обращения к царю иконы находятся, а воры строго наказываются вплоть до смерти. Моя бабушка никогда не молилась царю Иоанну. Она рассказывала мне о псалме святого царя Давида, после прочтения которого человек умирает. Бабушка его тоже никогда не читала: жалела людей и прощала им обиды. Мою бабушку часто просили молиться о упокоении людей. Однажды она пошла к соседям читать ночью Псалтирь и так усердно молилась, что пришла утром вся больная и думала вот-вот умрёт. В это время я был в Можарках и боялся за жизнь бабушки. Дня три она не могла работать по хозяйству. Еле-еле "оздоровела" (выздоровела).
Сообщение отредактировал Рассин - Oct 26 2016, 21:27
Тяжело было жить дедушке с "волчьим билетом". Вот, что писал Георгий Жжёнов в рассказе "Клеймёный" : "Это же — волчий билет! Будут гонять отовсюду, как бездомную собаку! А кончится тем, что снова посадят! Ты, небось, попрешься не куда-нибудь, а в Москву, в Питер искать справедливость. Долго ли пришить наивному идиоту, бывшему «контрику», «нарушение паспортного режима» или что-нибудь и того хуже?.. Первый же дворник дома, где ты остановишься, настучит в милицию!" Так и было с моим дедушкой. В военторге, где он работал счетоводом, техничка невзлюбила Алексея, украла у него документы и спрятала. Моя бабушка со слезами молилась Пресвятой Богородице, чтобы документы нашлись. И вот случилось чудо, техничка отдала документы. В военторге работала девушка, которая иногда просила Алексея помочь ей. Окружающие решили, что у них возникла любовная связь. Отец стал постоянно бить девушку. Однажды Алексей шёл мимо их двора и услышал крики. Отец очередной раз мордовал дочь. Дедушка Алексей зашёл во двор и спросил : - Зачем бьёте ? Не было у меня с ней ничего. Отец взревел на всю улицу : - Аааа ! Пришёл субчик ! Вот твоя любовница ! Смотри, как я её буду воспитывать, живого места не оставлю ! А дочери говорит : -Если гуляла с ним, терпи. Алексей не стал спорить и сказал : - В районную больницу сейчас поедем. Пусть врач скажет: дева твоя дочь или нет. Вся семья и Алексей поехали в больницу. Врач засвидетельствовал девственность дочери. А дедушка, как загнанный волк, должен был искать новую работу. На последнем месте работы начальник не верил в то, что у моего дедушки Алексея есть дети и говорил с ехидцей : - Разве у такого как ты , тихого и забитого, могут быть дети! Нет у тебя детей, врёшь ты всё! Тут как раз Сталин умер и всех стали амнистировать. Алексей несколько недель ждал к себе Александру с детьми, чтобы жить вместе. И, видимо, устал ждать, уехал к себе на родину, в посёлок Кунья, всего за день до приезда супруги. На следующий день Александра пошла к нему на последнее место работы. Одела новую доху и сапоги ( деверь Владимир сделал). Пришла в контору, а Алексея нет. Нашла начальника и спросила, где её муж. -А вы кто такая ? - спросил начальник. -Жена Алексея,- ответила бабушка. -Как жена ? Не было у него никого, -возразил ей директор. -Жена я его, и двое детей у нас, у меня документы есть. Тут только до начальника дошло, и он ответил: -Уехал он к себе на родину. Не верил я ему. Сейчас вижу, что не прав был. Если бы знал, что правду о жене и детях говорит, то не отпустил бы его. Но бабушка почти не слышала его последних слов. Страдание и душевная боль переполняли её. Вся в слезах, на негнущихся ногах пошла она в Можарки. В конце жизни дедушка Алексей стал инвалидом и не мог ходить, умер в нищете. На кладбище его несли в носилках из жердей и куска материи, так и положили в могилу.
На Моленной улице жил Михаил Лапин. Бабушка мне рассказывала о родстве с Лапиными, своими соседями. Её родной дядя Фёдор взял в жёны сестру отца Михаила Лапина, Настасью. Женщина была работящая, выкашивала в поле десятину (гектар) , в то время как Фёдор выкашивал пай (33 сотки). Фёдор и брат Настасьи Данила вместе ездили торговать. В Канаше жила их родственница Анисья. Другие две родственницы, которых я знал, тоже жили на Моленной улице. Двоюродная сестра бабани, Настасья Хозилова, всю жизнь прожила одна в маленьком деревянном домике. Когда я проходил мимо её дома, видел, как она смотрит на меня в окно. Тёть-Нюра Лапина, мама Николая, приходилась моей бабушке Александре троюродной сестрой. Николай приходил к нам весной пахать огород лошадью, рыхлить мотоблоком. Плату за работу не брал.
Вот что мне рассказывал Михаил Лапин. В двадцатые и тридцатые годы районная милиция изымала у крестьян иконы. Однажды Михаил стал свидетелем такой конфискации икон, крестов, церковного имущества. Ему тогда лет пять было. Конфискованные предметы сложили на телегу. Когда воз тронулся, Миша схватил с телеги деревянный крест и побежал домой. Милиция его не стала преследовать. Потом этот деревянный крест был отдан тёть-Нюре Лапиной, когда она с мужем отделилась от родителей и въехала в новую избу.
В Можарках 20-х - 30-х годов молодёжь устраивала такую игру. Молодые девушки и парни становятся по двое внутри очерченного на земле круга. С внешней стороны остаются юноши. Им надо было вбежать в круг и поймать девушку, которая в это время убегала за круг. Если девушка не успевала выбежать, то создавалась новая пара. Девушка с победителем шли как жених и невеста и заходили в круг, а парень, чью девушку поймали, выходил. Побеждала пара, которую ни разу не разделили. Популярными играми были лапта, фанты. Во время игры в фанты бабушку просили выбить дробь (чечётку). Дробь сопровождалась куплетом:
Подружка - дробь, А я никак не выбью, И по своему калибру Залёточку не выберу.
Сообщение отредактировал Рассин - Jun 1 2017, 18:34
Здравствуйте.я служил в СА 86-88 г. с жителем Можарки,Сан Саныч Жарковым,ищу способы связаться с ним,есть у кого нибудь из жителей Можарок возможность связаться с ним и узнать его телефон.
Сообщение отредактировал SespelЮ67 - Jun 17 2017, 16:12
В последнее время мне не удавалось вычленить из деревенского дневника сколько-нибудь интересные рассказы. Моё решение было - перепечатывать дневник и выкладывать его частями на форум. Мало кому захочется читать. Он написан сухим языком перечисления событий, имён, мест, давно канувших в лету. У Агрофены, бабушкиной матери, был брат Иван Филипов. Его жену звали Вера. У них было три дочери: Надежда, Любовь, Софья. У моей бабушки Александры были двоюродные братья: в Канаше - Алексей, Николай. Николай иногда жил в Можарках и помогал выпекать сушки для РАЙПО. Бабушка рассказывала: « Дядя Ваня надорвался, когда колол дрова. Поднял топор с тяжёлой баклашкой через себя и надорвался.» После смерти Ивана бабушкина мать кормила его детей сушками. Прабабушка Агрофена спустилась босиком за капустой в погреб и её стала бить лихорадка. Пришла соседка, умыла Агрофену и ухаживала за ней. Через некоторое время заболели соседи, и прабабушка пошла ухаживать за ними. Перед этим в лугах была ярмарка (о ней написано раньше), на которой Агрофена с дочерью Александрой, сыном Николаем, двоюродным братом Рамоном сфотографировались. Описанные события происходили примерно в 30-х годах. На древних бабушкиных иконах с тыльной стороны была вырезана надпись: Филипов Иван Митрофанович. Бабушка его не помнила. Эти иконы бабушка отдала на реставрацию, но обратно так и не получила.
В 30-х годах все крестьяне должны были вступить в колхозы. Скотину тоже надо было сдавать в колхоз. Чтобы не отдавать скот, некоторые его резали и выбрасывали. Целыми семьями жители покидали село. Моя бабушка Александру вместе с подругами ходила на заработки в соседние районы Чувашии. Пришли они как-то в деревню Малая Инелевка Комсомольского района и остановились на постой в семье, где жили родители с сыном, мальчиком лет двенадцати. Он подружился с бабушкой. В этой деревне бабушку заприметил молодой красивый парень и захотел по тамошнему обычаю украсть её. Мальчишка мешал этому парню выполнить задуманное. Дядя и тётя жениха подарили Александре платье, туфли, шерстяную шалёнку, фартук и попросили нарядиться. Бабушка ничего не подозревала и оделась в почти свадебный наряд. Потом её попросили пройти в амбар. Мальчишка не дал бабушке пойти в амбар и сказал, что там её ждёт жених. В чувашских деревнях была такая традиция. Жениха и невесту запирали в амбаре. Если потом девушка садится за стол и ест, то считается женой. Если не садится, то отпускали. Бабушка в амбар не пошла, а убежала к хозяевам. Вещи отдала родственникам жениха. Эти события происходили накануне Великой Отечественной войны. Молодого человека призвали в армию и больше о нём ничего не было слышно.
В Татарию ездили жать рожь. В Казани покупали соль. На три рубля можно было купить столько, сколько унесёшь. Привозили соль в Можарки и продавали, меняли на муку. В Чувашии в 30-х годах был дефицит соли, и она была дорогая. На заработанный хлеб в Татарии купили тёлку. Тёлку привели в Канаш, а потом в Можарки, где она отелилась. Корова доила 26 литров молока в сутки. Ещё ездили в батыревский питомник покупать ягоды. Собирать малину и викторию нужно было самим. Пока собирали, наедались досыта. Виктория была величиной с яблоко. Нанимались рыть картошку. За такую работу давали молоко, яйца. Бабушка вспоминала, как бесплатно ходили в цирк. Её брат Николай дружил с парнем, который делал освещение в цирке. В цирке были львы, птицы, обезьяны. Обезьяну угостили конфетой. Она съела её. Дали бумажку. Обезьяна разозлилась. Предложили обезьяне зеркало. Та посмотрела в него, увидела свою некрасивую морду — и со всей силы разбила зеркало о пол.
Во время Великой Отечественной войны в Чувашской АССР создавалась линия обороны, которая проходила через село Шоркистры. Моя бабушка в числе других жителей была отправлена рыть траншеи и противотанковые рвы. Бабушка жила тогда в Канаше, в доме у дяди Кирилла (о его пребывании в немецком плену я писал раньше) , вернувшегося из Челябинска, где он клал булыжные мостовые. В Челябинск дядя Кирилл попал после ссылки. Трое его детей уже воевали насмерть с фашистами. Дядя Кирилл дал бабушке лопату. В Шоркистры ехали по железной дороге на грузовых платформах. На платформе было примерно человек семьдесят. Кода начали рыть траншеи, подошёл начальник и спросил: - Кто умеет готовить ? Бабушка ответила: - Я. Начальник сказал: - Будешь готовить еду. - Я одна не справлюсь. Нужен помощник. В помощь дали молодую деревенскую девушку. Вдвоём пошли покупать продукты. Деревенские женщины дали картошку и молоко. От денег отказались. Один из копающих был сыном инкассатора. Бабушка попросила у него масло, и он дал большой кусок. Приготовили варёную картошку с жареным луком и маслом. Хлеб был свой, из дома. Было очень вкусно. На следующий день сварили картошку, но пришёл начальник и спросил : - Потерпите до дома не поевши ? Красноармейцев надо накормить. Бабушка и помощница ответили, что потерпят. Бойцов было около 40 человек. Хлеб оставили красноармейцам. Бабушка сказала: - Зачем домой брать? Пускай едят. Они ведь голодные. В Канаше бабушка вернула лопату дяде. Кирилл сказал: - Надо было оставить лопату. В доме у дяди Кирилла ещё жили люди из Перми. Но что это были за люди, бабушка не знала.
Когда началась война, бабушка Александра пошла учиться на водителя в школу механизации в Канаше. Училась она в 15-й группе. Днём и ночью с усердием изучала бабушка устройство автомобиля и предназначение каждой детали. Всё время ходила с книжкой по автомобильному делу: на перемене, на улице. Учитель её хвалил, ставил отличные оценки, говорил другим ученикам: Смотрите, как хорошо учится! А ведь у неё всего два класса образования (церковно-приходской школы). В доме дяди Кирилла бабушка жила вместе с мамой на кухне. Там были двуспальная железная кровать, шкаф для посуды, самодельный стол. Дядя Кирилл смотрел на штудирующую учебник Александру и говорил: -С ума сойдёшь ! В 15-й группе был ещё один отличник - Саша Субботин. Многие из курсантов после окончания учёбы ушли на войну. Уже в наше время я удивлялся бабушкиной памяти. Она хорошо помнила названия деталей, знала устройство автомобиля. Ещё бабушка училась один день на сварщика. Обучение закончилось после того, как она прожгла сварочными брызгами своё любимое платье.