Часто отсылаем письма электронной почтой и возникают ситуации, когда адресат утверждает, что не получал их. Порою возникают серьезные споры. Как подтвердить факт отправки и получение письма адресатом?
--------------------
После слов "пора валить!" либерал спрашивает "куда?", а патриот - "кого?". Гуманитарный конвой 1941
быть может что почтовый сервер получателя заблокировал ваше письмо как спам, поэтому оно не дошло. а так все отправленные письма в одноименной папке лежат
быть может что почтовый сервер получателя заблокировал ваше письмо как спам, поэтому оно не дошло. а так все отправленные письма в одноименной папке лежат
то что сохраненными они лежат в папке - это естественно. А как подтвердить это сторонним лицам - например суду?
--------------------
После слов "пора валить!" либерал спрашивает "куда?", а патриот - "кого?". Гуманитарный конвой 1941
Есть возможность установки на исходящие письма запроса подтверждения прочтения/получения. Но получатель может ответить на запрос отказом.
Да, он его может просто проигнорировать, прочесть письмо, при последующем обращении к письму этот запрос на подтверждение уже даже не показывается (по крайней мере на майл.ру).
Просто возникли такие вопросы, организации отрицает факт получения не одного, а нескольких продублированных электронных писем, распечатка с моего ящика - им "не внушает доверия" - "типа, щас можно че-угодно нарисовать".
--------------------
После слов "пора валить!" либерал спрашивает "куда?", а патриот - "кого?". Гуманитарный конвой 1941
Об официальных и неофициальных электронных документах стало возможно говорить с принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП). Возможность использования ЭЦП для удостоверения электронных документов предусмотрена в ГК РФ и ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», а теперь порядок применения ЭЦП урегулирован законодательно. Электронный документ, подписанный с помощью ЭЦП, был уравнен в правах с прочими официальными документами на бумажном носителе. Таким образом, если договор, заключенный через Интернет, заверен с помощью ЭЦП, то проблем с доказательствами его действительности возникнуть не должно. Гораздо чаще через Интернет или по факсу передаются иные важные сообщения (заявления, письма, проекты дополнительных соглашений). При этом партнеры обычно не задумываются над тем, что в дальнейшем (если возникнут какие-то разногласия) подобная переписка может стать серьезным аргументом в суде. И уж тем более не ставят свою электронно-цифровую подпись. Однако доказать, что вы отправили своему контрагенту заявку на получение именно десяти тонн продукции, а не пяти (если письмо передавалось, например, по факсу), очень сложно. Поберегись Но, поскольку в последнее время юристы все чаще и чаще сталкиваются с подобными ситуациями (переписка ведется посредством электронного документооборота), постепенно вырабатываются средства и методы, которые позволяют максимально обезопасить себя даже при условии активного использования компьютера и факса в деловой практике. 1. В самом договоре, который заключается при личной встрече, предусматривается пункт приблизительно следующего содержания: «Стороны признают равную с подлинниками юридическую силу переписки и документов, полученных посредством факсимильной связи, Интернета и других электронных способов связи». Наличие или отсутствие подобной нормы в контракте будет иметь очень большое значение в случае возникновения судебного дела. Но, даже если этот пункт был включен в договор, остается масса других проблем. Необходимо доказать, что письмо было отправлено, причем уполномоченным лицом; а также что письмо было получено, и опять-таки уполномоченным лицом. 2. Названные проблемы решаются следующим образом. В памяти компьютера или факса остаются сведения: какие письма, когда и кому отправлялись. Конечно, эту информацию можно изменить или удалить вовсе, но если она все-таки сохранилась в исходном варианте, то такие компьютерные данные станут прекрасным доказательством. Однако, чтобы сослаться на них, необходимо ходатайствовать о проведении судебной экспертизы компьютерной техники. Понятно, что ни вы сами, ни судья не обладаете необходимыми познаниями в электронике — потребуется помощь специалиста. Тем более что недобросовестный контрагент (которому, естественно, невыгодно, чтобы факт электронной переписки был доказан) может попытаться изменить или удалить необходимые сведения в компьютере, сбросить память у факса. Существуют, однако, специальные методы, которые в определенных случаях помогают восстановить даже удаленные данные. Ни ваш партнер (если он, конечно, не обратится за помощью к знатокам), ни вы, ни суд не сможете сделать это самостоятельно. А эксперт сможет, и, вполне вероятно, его заключение, а потом и судебное решение будут в вашу пользу. 3. Итак, факты отправки с вашего компьютера письма и получения его компьютером адресата были доказаны. Но ваш бывший партнер заявляет, что он лично данное письмо не получал. Как доказать обратное? В этом случае опять поможет экспертиза, причем не только компьютерной техники, но и, в зависимости от конкретных обстоятельств, дактилоскопическая (т. е. проверка отпечатков пальцев) и документоведческая. Перед специалистами можно поставить следующие вопросы: а) Установлен ли на компьютере, где хранились письма, пароль? Если да, то когда? Если выяснится, что пароль был поставлен раньше, чем ваши письма достигли адресата, то в суде будет необходимо определить, кто знал пароль и мог включить компьютер, чтобы получить отправленное вами письмо. Вполне возможно, что это окажется один-единственный человек. В любом случае, если пароль существовал, доступ к нему имел ограниченный круг лиц. б) Какой пароль был установлен для электронного почтового ящика, на который поступило письмо? Этот пароль опять-таки знает не бесконечное число людей, и, кроме того, если доступ к самому компьютеру не всегда защищен паролем, то для электронного ящика это условие является обязательным. в) Если предметом доказывания является факт получения вами письма контрагента, имеет смысл позаботиться о проведении документоведческой экспертизы. Возможно, специалист, проанализировав письменную речь вашего партнера, придет к заключению, что послание, полученное вами по факсу, было написано конкретным человеком. Но, даже если вы докажете факт составления письма, например, генеральным директором Ивановым И. И., необходимо будет привести доказательства (по указанному выше алгоритму) того, что послание было отправлено им лично или по его просьбе. 4. Все описанные выше доказательственные методы так или иначе связаны с большими техническими и материальными затратами. Кроме того, не во всех городах можно провести ту или иную экспертизу. Но, для того чтобы обосновать вашу позицию, можно прибегнуть к иным доказательствам, например свидетельским показаниям. В качестве свидетелей можно вызвать практически весь персонал бывшего контрагента (конечно, тех, кто мог быть непосредственно задействован в получении письма или подготовке ответа на него). Допросив на судебном заседании секретарей, операторов ПК, юристов, бухгалтеров и весь руководящий состав фирмы-ответчика, может быть, удастся получить нужную информацию (не всех можно заблаговременно проинструктировать, что и как говорить; кого-то можно «подловить» на мелочах). Свидетелями могут являться и ваши сотрудники, которые с готовностью подтвердят каждый свое: юрист или менеджер — что составляли письмо, претензию, дополнительное соглашение; оператор ПК или секретарь — что печатали и отправляли его по электронной почте или факсу и т. д. Чем больше свидетельских показаний будет дано в вашу пользу, тем лучше. Следует отметить, что судья оценивает собранные доказательства в совокупности с позиции их достаточности. Таким образом, чем больше аргументов в подтверждение своей правоты вы приведете, тем убедительнее будет выглядеть ваша позиция. И если само по себе наличие на компьютере контрагента пароля ничего не доказывает, то в совокупности со свидетельскими показаниями и данными экспертизы оно может стать основанием для вынесения решения в вашу пользу.
В общем случае - никак. Есть правда вариант принудить клиента использовать собственным почтовый сервер - и то в этом случае можно гарантировать лишь то, что письмо адресат забрал, но даже это не значит, что он его получил (мог сработать спам-фильтр, антивирус мог решить, что это вирус) и прочёл. Ну и ещё вариант - не использовать стандартное ПО и протоколы.
Часто отсылаем письма электронной почтой и возникают ситуации, когда адресат утверждает, что не получал их. Порою возникают серьезные споры. Как подтвердить факт отправки и получение письма адресатом?
Попросить его ответить на пришедшее письмо. И долбить пока не ответит.
Факт отправки – в поле «копия» почтовый адрес на бесплатной службе, с которого письма никто и никогда не забирает, они там лежат непрочитанные со всеми датами и адресами, в случае спорной ситуации этот ящик и предоставляется для рассмотрения. Ес-но в теле письма необходимо указать, что 1-я копия тому-то, вторая – туда-то и почему. А факт получения…